АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
26 апреля 2022 года Дело № А10-1922/2022
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации, представленный Отделением – Национального банка по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о привлечении акционерного общества «Альфастрахование» (ОГРН 1027739431730, ИНН 7713056834) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя Богданова А.Р. по доверенности от 15.06.2020, диплом, паспорт,
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Бурятия Сибирского главного управления (далее - административный орган, Национальный банк по РБ, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Альфастрахование» (далее – АО «Альфастрахование», Страховщик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Даширинчинова Людмила Очировна.
В обоснование заявленных требований Национальный банк по РБ указал на то, что в адрес Банка России поступило обращение Даширинчиновой Людмилы Очировны от 07.02.2022 вх. № ОЭ-25690 на действия страховой организации по факту нарушения
АО «Альфастрахование» страхового законодательства Российской Федерации.
В ходе осуществления надзора за деятельностью АО «Альфастрахование», проводимого Банком России на основании статьи 30 Закона № 4015-1, в связи с поступлением вышеуказанного обращения выявлено нарушение требований
АО «Альфастрахование» страхового законодательства Российской Федерации выразившееся в следующем.
29 декабря 2021 года в адрес Страховщика посредством почтовой связи от Даширинчиновой Л.О. поступило заявление о выплате страхового возмещения с приложенным пакетом документов в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 09.07.2021 в рамках возмещения по договору ОСАГО серии XXX № 0133966881.
Рассмотрев заявление о страховой выплате с учетом всех предоставленных документов, страховщиком принято решение об осуществлении страховой выплаты.
АО «Альфастрахование» осуществлен расчет страхового возмещения, а также 10.01.2022 составлен акт о страховом случае № 6692/133/03722/21.
11 января 2022 года страховщиком на основании акта о страховом случае от 10.01.2022 на расчетный счет Даширинчиновой Л.О. выплачено страховое возмещение в размере 207 750 рублей.
24 января 2022 года в адрес АО «Альфастрахование» посредством почтовой связи поступило заявление от Даширинчиновой Л.О. о выдаче акта о страховом случае и расчета страхового возмещения согласно полученных травм.
28 февраля 2022 года страховщиком подготовлено уведомление №0205/579642 с указанием расчета страхового возмещения и информацией о возможности получения запрашиваемых документов в офисе страховщика и направлено 03.03.2022 в адрес Даширинчиновой Л.О. почтой.
01 марта 2022 года в адрес Даширинчиновой Л.О. направлено уведомление от 01.03.2022 (исх. № 58) и копия акта о страховом случае.
АО «Альфастрахование», получив 24.01.2022 заявление о выдаче акта о страховом случае, обязано выдать копию акта о страховом случае Даширинчиновой Л.О. в срок до 27.01.2022 (включительно). Страховщик направил копию акта о страховом случае Даширинчиновой Л.О. 01.03.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, в действиях АО «Альфастрахование» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Национального банка по РБ поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о начавшемся судебном процессе извещен надлежащим образом в порядке статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации телефонограммой.
Также АО «Альфастрахование» направило отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности. Общество пояснило, что между
АО «Альфастрахование» и Хасановым В.А. заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ХХХ №0133966881.
29 декабря 2021 года в АО «Альфастрахование» от Даширинчиновой Л.О. поступило заявление о страховом возмещении по договору ОСАГО ХХХ № 0133966881, в связи с причинением вреда дорожно-транспортным происшествием, имевшим место 09.07.2021, с документами, предусмотренными законодательством об ОСАГО.
По результатам рассмотрения заявления Даширинчиновой Л.О. страховщиком принято решение о признании события страховым и выплате страхового возмещения в размере 207 750 рублей.
10 января 2022 года АО «Альфастрахование» подготовлен страховой акт №6692/133/03722/21 и 11.01.2022 на банковский счет Даширинчиновой Л.О. перечислено страховое возмещение. Выплата страхового возмещения произведена в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевших, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего». Решение по заявлению Даширинчиновой Л.О. принято страховщиком в срок, в соответствии с положениями пункта 4.22 Положения Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
24 января 2022 года в АО «Альфастрахование» поступило заявление Даширинчиновой Л.О., содержащее требование направить в её адрес почтовым отправлением акт о страховом случае с расчетом травм.
28 февраля 2022 года в адрес Даширинчиновой Л.О. подготовлено уведомление №0205/579642 от 28.02.2022 с указанием расчета страхового возмещения и информацией о возможности получения запрашиваемых документов в офисе страховщика и направлено почтой России.
01 марта 2022 года ответчик направил почтой в адрес Даширинчиновой Л.О. уведомление № 58 от 01.03.2022 с приложением копии страхового акта №6692/133/03722/21.
07 февраля 2022 года Даширинчинова Л.О. обратилась в Национальный банк по РБ по поводу возможных нарушений страхового законодательства со стороны
АО «Альфастрахование».
05 апреля 2022 года Национальный банк по РБ по результатам рассмотрения обращения Даширинчиновой Л.О. в отношении АО «Альфастрахование» составил протокол №ТУ-81-ЮЛ-22-2362/1020-1 от 05.04.2022 о привлечении страховщика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.4 КоАП РФ.
АО «Альфастрахование» просило учесть суд малозначительность вменяемого административного правонарушения и освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Даширинчинова Людмила Очировна в судебное заседание не явилась, о начавшемся судебном процессе извещена надлежащим образом в порядке статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации телефонограммой. Отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности не направила.
Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом, извещенных ответчика и третьего лица.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
АО «Альфастрахование» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739431730.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности
АО «Альфастрахование» является «деятельность вспомогательная в сфере страхования и пенсионного обеспечения».
АО «Альфастрахование» выдана лицензия на осуществление отдельных видов страхования, в том числе на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС № 2239-03 от 13.11.2017. Сведения о
АО «Альфастрахование» включены Банком России в Единый государственный реестр субъектов страхового дела.
В Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе поступило обращение Даширинчиновой Л.О. от 07.02.2022 №ОЭ-25690 на действия страховой организации по факту нарушения АО «Альфастрахование» страхового законодательства Российской Федерации.
В целях проверки фактов, изложенных в обращении Даширинчиновой Л.О., Управлением Службы в адрес Страховщика был направлен запрос от 11.02.2022 № С59-6-4-1/3750 о предоставлении информации.
03 марта 2022 года в Управление поступил ответ страховщика на запрос (исх. №722420171-1 от 03.03.2022) при рассмотрении которого установлено следующее.
29 декабря 2021 года в адрес Страховщика посредством почтовой связи от Даширинчиновой Л.О. поступило заявление о выплате страхового возмещения с приложенным пакетом документов в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 09.07.2021. в рамках возмещения по договору ОСАГО серии XXX № 0133966881.
Рассмотрев заявление о страховой выплате с учетом всех предоставленных документов страховщиком принято решение об осуществлении страховой выплаты.
АО «Альфастрахование» осуществлен расчет страхового возмещения, а также 10.01.2022 составлен акт о страховом случае № 6692/133/03722/21.
11 января 2022 года страховщиком на основании акта о страховом случае от 10.01.2022 на расчетный счет Даширинчиновой Л.О. выплачено страховое возмещение в размере 207 750 рублей.
24 января 2022 года в адрес АО «Альфастрахование» посредством почтовой связи поступило заявление от Даширинчиновой Л.О. о выдаче акта о страховом случае и расчета страхового возмещения согласно полученных травм.
28 февраля 2022 года страховщиком подготовлено уведомление №0205/579642 с указанием расчета страхового возмещения и информацией о возможности получения запрашиваемых документов в офисе страховщика и направлено 03.03.2022 в адрес Даширинчиновой Л.О. почтой.
01 марта 2022 года в адрес Даширинчиновой Л.О. направлено уведомление от 01.03.2022 (исх. № 58) и копия акта о страховом случае.
Уведомлением от 11 марта 2022 года административный орган известил
АО «Альфастрахование» о необходимости явки в 14 часов 00 минут 05 апреля 2022 года в Отделение – НБ Республика Бурятия для составления протокола об административном правонарушении предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 65-68). Уведомление направлено в адрес ответчика телеграфом, а также при помощи почтовой связи. В адрес заявителя поступило письмо АО «Альфастрахование» о получении им уведомления о времени и месте составления протокола.
05 апреля 2022 года ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения – Национального банка по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении АО «Альфастрахование» составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном частью
3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 26-33). Протокол направлен в адрес Общества почтовой связью 06.04.2022.
Составленный в отношении АО «Альфастрахование» протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В части 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В части 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) в соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992
№ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1), осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.
Страховой надзор осуществляется Банком России.
В силу статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1). Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица Банка России (пункт 81 части 2).
На основании подпункта 1.2 пункта 1 Указания Банка от 10.09.2017 № 5542-У
«О перечне должностных лиц Банка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномочены составлять руководители территориальных учреждений Банка России, их заместители, а также иные должностные лица территориальных учреждений Банка России, уполномоченные приказами руководителей территориальных учреждений Банка России, за исключением протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.21, 15.30 КоАП РФ.
Приказом Отделения – Национальный банк по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 21.01.2021 №ОДТ6-81-16, ведущий юрисконсульт юридического отдела Богданов А.Р. уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 05.04.2022 №ТУ-81-ЮЛ-22-2362/1020-1 составлен уполномоченным лицом. Порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2 КоАП РФ, не нарушен.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объект данного правонарушения – общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъект правонарушения – АО «Альфастрахование», на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность соблюдения лицензионных условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом № 4015-1.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона № 4015-1 страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) является специальным разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
На основании подпункта 1 пункта 2 лицензия выдается страховой организации на осуществление вида страхования, осуществление которого предусмотрено Федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона № 4015-1 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Статьей 2 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Положение №431-П) устанавливает Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Правила ОСАГО).
В соответствии с пунктом 4.23 Правил ОСАГО в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страхового возмещения и указывается его размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Как установлено судом, АО «Альфастрахование» выдана лицензия на осуществление отдельных видов страхования, в том числе на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС № 2239-03 от 13.11.2017. Сведения о АО «Альфастрахование» включены Банком России в Единый государственный реестр субъектов страхового дела.
Следовательно, являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) АО «Альфастрахование» обязано соблюдать требования страхового законодательства.
Из протокола об административном правонарушении от 05.04.2022 года следует, что административный орган вменяет АО «Альфастрахование» нарушение лицензионных требований, выразившееся в нарушении пункта 5 статьи 30 Закона №4015-1, пункта 4.23 Правил ОСАГО, а именно выдачи копии акта о страховом случае потерпевшему с нарушением установленного срока.
Как следует из материалов дела, 29 декабря 2021 года в адрес ответчика почтовой связью от Даширинчиновой Л.О. поступило заявление о выплате страхового возмещения с приложенным пакетом документов в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 09.07.2021. в рамках возмещения по договору ОСАГО серии XXX № 0133966881. Рассмотрев заявление о страховой выплате с учетом всех предоставленных документов, страховщиком принято решение об осуществлении страховой выплаты. 11 января 2022 года страховщиком на основании акта о страховом случае от 10.01.2022 на расчетный счет Даширинчиновой Л.О. выплачено страховое возмещение в размере 207 750 рублей.
24 января 2022 года в адрес АО «Альфастрахование» посредством почтовой связи поступило заявление от Даширинчиновой Л.О. о выдаче акта о страховом случае и расчета страхового возмещения согласно полученных травм.
28 февраля 2022 года страховщиком подготовлено уведомление №0205/579642 с указанием расчета страхового возмещения и информацией о возможности получения запрашиваемых документов в офисе страховщика и направлено 03.03.2022 в адрес Даширинчиновой Л.О. почтой.
01 марта 2022 года в адрес Даширинчиновой Л.О. направлено уведомление от 01.03.2022 (исх. № 58) и копия акта о страховом случае.
Учитывая, что требование о выдаче акта о страховом случае получено
АО «Альфастрахование» 24.01.2022, ему надлежало в течение трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком требования, направить данный акт Даширинчиновой Л.О. Применительно к пункту 4.23 Положения №431-П АО «Альфастрахование», получив 24.01.2022 заявление о выдаче акта о страховом случае, обязано выдать копию акта о страховом случае Даширинчиновой Л.О. в срок до 27.01.2022 (включительно). Однако в нарушение указанной нормы страховщик направил копию акта о страховом случае Даширинчиновой Л.О. только 01.03.2022, то есть с нарушением установленного срока.
С учетом указанных обстоятельств, учитывая, что АО «Альфастрахование» в нарушение пункта 4.23 Правил ОСАГО в течение трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком требования не направил потерпевшему Даширинчиновой Л.О. акт о страховом случае, суд приходит к выводу о нарушении АО «Альфастрахование» требований страхового законодательства.
Нарушение АО «Альфастрахование» действующего страхового законодательства в части требования о направлении акта о страховом случае потерпевшему в сроки, установленные пунктом 4.23 Правил ОСАГО, является нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона №4015-1.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, полагает, что зафиксированное уполномоченным сотрудником административного органа нарушение образует событие административного правонарушения, описанного в диспозиции части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что заявителем представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допустимые доказательства.
Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела об административном правонарушении, представленного административным органом в суд.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что страховщик принял все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения страховщиком приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, материалами дела доказана вина АО «Альфастрахование» в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Нарушений процедуры при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, срок давности привлечения АО «Альфастрахование» к административной ответственности не истек.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении страховщик был уведомлен направлением писем (вручены) и телеграммы, согласно имеющемуся в материалах дела отчету телеграмма передана адресату.
Проверка соблюдения страхового законодательства проведена уполномоченным лицом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения суд не усматривает, поскольку совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок, предусмотренный специальным разрешением (лицензией), который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административным органом в качестве обстоятельств отягчающих вину
АО «Альфастрахование» указано неоднократное привлечение к административной ответственности в течение года.
Как было указано выше, часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, а также добровольное устранение последствий административного правонарушения – направление акта о страховом случае в адрес потерпевшего, а также тот факт, что страхования выплата произведена в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевших, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего», решение по заявлению Даширинчиновой Л.О. принято страховщиком в срок, в соответствии с положениями пункта 4.22 Положения Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», суд считает возможным применить в качестве меры административной ответственности минимальную санкцию, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь акционерное общество «Альфастрахование» (ОГРН 1027739431730,
ИНН 7713056834, дата регистрации – 05.02.1992, адрес юридического лица: 115162,
город Москва, ул. Шаболовка, д.431, стр. Б) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.А. Бурдуковская