НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 20.11.2009 № А10-3861/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: asrb@burnet.ruweb-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 ноября 2009 года Дело № А10-3861/2009

Резолютивная часть судебного акта объявлена 20 ноября 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе председательствующего Пунцуковой А.Т., судей Дружининой О.Н., Мархаевой Г.Д-С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Электросетевая компания» о признании недействующим приказа Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия от 10 июня 2009 года № 1/14 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 4 сентября 2009 года № 1/21),

при участии:

заявителя: Идановой Татьяны Владимировны - представителя по доверенности от 05.06.2009,

ответчика: Синицыной Анны Валерьевны - представителя по доверенности от 15.12.2009, Аненхоновой Марины Арнольдовны - представителя по доверенности от 29.09.2009, Климовой Елены Ивановны – представителя по доверенности от 19.11.2009

третьего лица: Павельева Дмитрия Анатольевича - представителя по доверенности от 18.11.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Электросетевая компания (далее - ООО «Электросетевая компания», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ, Республиканская служба) о признании недействующим приказа 10.06.2009 № 1/14 «О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания».

В связи с внесением изменений в названный приказ, представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит признать недействующим приказ от 10.06.2009 № 1/14 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 04.09.2009 № 1/21 «Об индивидуальном тарифе на услуги по передаче электрической энергии между электросетевыми организациями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания» на 2009 год».

Определением от 12.11.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания».

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в уточнении к заявлению (л.д.88 т.2), поддержала, в обоснование требований указала: заявитель в целях установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2009 года направил в РСТ РБ расчет расходов на оплату труда, расчет оплаты труда работникам за работу в ночное время на 2009 год.

Размер среднемесячной оплаты труда на 1 работника в сумме 16 584,0 руб. был основан заявителем на данных Федеральной службы государственной статистики по РБ за 2007 год. Первоначально РСТ РБ приняла среднюю оплату труда на 1 работника в размере 14 899,1 руб., в том числе сумма текущей премии 50%.

Позже РСТ РБ изменила решение в этой части. В расчет тарифа не включены в связи с отсутствием обоснования затраты по текущему премированию, выплаты, связанные с режимом труда и условиями работы.

Заявитель считает, что РСТ РБ на основании п.12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, вправе была запросить дополнительные материалы, однако подобного запроса в адрес общества на направила.

Численность работников общества была рассчитана на основании Приказа Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68 «Об утверждении рекомендаций по нормированию работников энергетического хозяйства». Норматив численности работников рассчитан на основании Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства.

Первоначально РСТ РБ приняла численность в количестве 6 человек (экспертное заключение от 10.06.2009), в протоколе от 04.09.2009 указана численность 14 человек без конкретизации численности по категориям работников.

В отзыве РСТ РБ ссылается на позицию ФСТ РФ, что если в течение года решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое им с превышением полномочий, приводится в соответствие с законодательством, то новое дело об установлении тарифов не открывается.

С другой стороны, РСТ РБ для пересмотра тарифа запрашивала у заявителя новые документы, которые не были истребованы ранее, при установлении первоначального тарифа, хотя договор оказания услуг по передаче электрической энергии был заключен между ООО «Энергосбытовая компания» и обществом 19.02.2009 и в момент установления первоначального тарифа имелся в природе. РСТ РБ приняла указанный договор, но отказалась принять иные документы.

За один день до заседания коллегии – 31.08.2009 обществу передано экспертное заключение на 01.09.2009, в судебном заседании ответчиком представлено иное экспертное заключение на 2009 год.

Считает, что РСТ РБ при установлении заявителю тарифа необоснованно занизила численность работников и расходы по заработной плате, действия Республиканской службы противоречивы, непоследовательны, что привело к расчету экономически необоснованного тарифа на услуги по передаче электроэнергии для заявителя на 2009 год.

Представители Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия с заявленными требованиями не согласны, представили отзыв и дополнение к нему.

В обоснование возражений указали, что в соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам от 30.07.2009 № 4-1584 РСТ РБ принят приказ от 04.09.2009 № 1/21, которым обжалуемый приказ РСТ РБ приведен в соответствие с действующем законодательством о регулировании тарифов.

Расчет необходимой валовой выручки ООО «Электросетевая компания» выполнен РСТ РБ в соответствии с Методическими указаниями с применением метода экономически обоснованных расходов.

Основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки, основные статьи расходов, а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных обществом, указаны в протоколе заседания Коллегии РСТ РБ от 04.09.2009 № 1/19.

Объем НВВ ООО «Электросетевая компания» принят протоколом заседания коллегии РСТ РБ от 04.09.2009 № 1/19, но фактически компенсируется сетевой организации при расчете за услуги по передаче электрической энергии энергосбытовыми организациями (ООО «Энергосбыт», ОАО «Бурятэнергосбыт») по тарифам, установленным приказом РСТ РБ от 26.12.2008 № 1/41 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, расположенным на территории Республики Бурятия, на 2009 год» в соответствии с п.49 Методических указаний.

НВВ ООО «Энергосбытовая компания» также компенсируется при расчете со сбытовыми организациями по котловому тарифу, таким образом, согласно заключенному договору между ООО «Энергосбытовая компания» и ООО «Электросетевая компания», оспариваемым приказом установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов вышеуказанной пары сетевых организаций, который определен исходя из разности между тарифной выручки сетевой организации и необходимой валовой выручки.

Для расчета индивидуального тарифа приняты согласованные балансы электроэнергии (мощности) согласно таблицам П1.4 и П1.5.

В связи с тем, что заявитель рассчитывается по котловому тарифу, данная сетевая компания получает избыток тарифной выручки. Обжалуемый приказ не нарушает законных прав и интересов заявителя, так как определяет индивидуальный тариф для расчета ООО «Энергосбытовая компания» с ООО «Электросетевая компания» за услуги по передаче электрической энергии, т.е. возмещение избытка, полученного ООО «Энергосбытовая компания» из разницы тарифной выручки по котловому тарифу и НВВ ООО «Энергосбытовая компания».

В соответствии с позицией ФСТ России, которая подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2009 по делу А40-78887/08-96-345, если в течение года решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое им с превышением полномочий приводится в соответствие с законодательством, то открывать новое дело об установлении тарифов, при наличии всех необходимых материалов, необходимости нет.

Индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам, поэтому у ООО «Электросетевая компания» РСТ РБ был запрошен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией.

Дополнительные материалы, представленные заявителем в РСТ РБ 28 августа 2009 г., не приняты на основании п.10 Основ ценообразования, предусматривающего, что затраты, в случае если они являются обоснованными, понесенные в течение расчетного периода регулирования, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный период регулирования. Вопрос о включении данных затрат будет рассмотрен РСТ РБ на соответствующий период регулирования в случае их представления обществом.

Считают, что оснований для признания приказа РСТ РБ от 10.06.2009 № 1/14 (в редакции от 04.09.2009 1/21) недействующим не имеется.

Представитель ООО «Энергосбытовая компания», привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, требования заявителя поддержал.

РСТ РБ представила в материалы дела экспертное заключение, без даты его составления. Из указанного экспертного заключения не представляется возможным определить для установления тарифа на какой период это экспертное заключение составлено. РСТ РБ не может доказать, что своевременно, за день до заседания коллегии РСТ РБ, направляло это экспертное заключение заявителю.

Напротив, заявитель представил в суд копию экспертного заключения от 31.08.2009, составленную специально для рассмотрения тарифа для заявителя к заседанию коллегии РСТ РБ на 01.09.2009.

Заявитель, обосновывая необходимую штатную численность своего персонала, подробно, с указанием специальностей обосновал запрашиваемую штатную численность, со ссылкой на ведомственный акт.

Отказывая заявителю в запрашиваемой штатной численности сотрудников, РСТ РБ не указал, какую именно штатную единицу заявитель необоснованно пытается утвердить в РСТ РБ и установил заявителю штатную численность персонала в количестве 14 человек, вместо истребуемых 21.

РСТ РБ никак не обосновала своё решение об уменьшении штатной численности заявителя.

Заявитель обосновал размер заработной платы справкой Госкомстата, и просит установить заработную плату в размере средней по отрасли за 2007 год, то есть 2 года назад. За это время заработная плата у всех категорий работников возросла.

РСТ РБ не указала, согласно какой норме права заявитель должен обосновывать среднюю заработную плату положением об оплате труда.

Согласно пункту 49 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Как следует из представленного в материалы дела договора от 19.02.2009, заключенного между заявителем и третьим лицом, заявитель оказывает третьему лицу услуги по транспортировке электроэнергии и третье лицо должно оплатит заявителю его услуги.

Таким образом, для определения достаточных затрат для третьего лица, РСТ РБ должно было установить третьему лицу размер НВВ. РСТ РБ в нарушение действующего законодательства не установило третьему лицу размер НВВ, таким образом, не представляется возможным определить заявителю размер индивидуального тарифа, так как никакой разности тарифной выручки не существует.

Соответственно, РСТ РБ, при установлении индивидуального тарифа для заявителя нарушило пункт 49 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".

Считает, что заявление ООО «Электросетевая компания» подлежит удовлетворению.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела ООО «Электросетевая компания» письмом от 26 февраля 2009 года № 02-Э, полученным Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия от 26.02.2009 (вх.№ 295), в связи с государственной регистрацией нового предприятия направило пакет документов для установления тарифа на передачу электрической энергии через сети ООО «Электросетевая компания» на 2009 год (л.д.102-203, 104-147 т.1, л.д.1-75 т.2).

На основании представленных документов РСТ РБ проведена экспертиза экономического обоснования предложения общества и составлено экспертное заключение по расчету тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электросетевая компания» на 2 полугодие 2009 года.

Согласно протоколу от 10.06.2009 № 1/13 Коллегией Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия принято данное экспертное заключение на 2 полугодие 2009 года, принята смета расходов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания», установлен и введен в действие с 01.07.2009 тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания».

10 июня 2009 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия издан приказ № 1/14 «О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания», в соответствии с которым установлен и введен в действие с 1 июля 2009 г. тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям общества: ставка за содержание электрических сетей - 87 952 руб./МВт./мес., ставка за оплату потерь электрической энергии в сетях - 138,99 руб./МВт.ч. Приказ опубликован в издании "Бурятия", № 113, 30.06.2009, Официальный вестник № 71.

Не согласившись с указанным приказом общество обжаловало его в Арбитражный суд Республики Бурятия.

В ходе рассмотрения дела по заявлению ООО «Электросетевая компания», на основании письма Федеральной службы по тарифам от 30.07.2009 № 4-1584 о приведении данного приказа в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, РСТ РБ издан приказ от 4 сентября 2009 года № 1/21 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.06.2009 № 1/14 «О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания». Приказ опубликован в издании «Бурятия» от 19 сентября 2009 г. № 172, зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия от 14.09.2009 № 032009123.

В соответствии с приказом от 04.09.2009 № 1/21 наименование приказа от 10.06.2009 № 1/14 изложено в новой редакции, установлен и введен в действие со дня официального опубликования приказа индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии между электросетевыми организациями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания». Также согласно п.1.4 приказа от 04.09.2009 № 1/21 приложение «Тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания» изложен в новой редакции: ставка за содержание электрических сетей – 24 980 руб./МВт в месяц, ставка за оплату потерь электрической энергии в сетях – 167,906 руб./МВт.ч.

В судебном заседании заявителем требования уточнены, просит признать недействующим приказ РСТ РБ от 10.06.2009 № 1/14 в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 04.09.2009 № 1/21.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Согласно пункту 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 23.

Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение) РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

На основании пункта 2.1 Положения одной из основных задач РСТ РБ является достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей продукции (работ, услуг, топливно-энергетических ресурсов).

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию (статья 2 Федерального закона № 41-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Согласно абзацу второму части первой статьи 6 Федерального закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.

При этом данной статьей установлено, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования), при регулировании тарифов применяется, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).

В силу пунктов 17, 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

На основании подпункта 6 пункта 19 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся, среди прочих, расходы на оплату труда и социальные нужды.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО «Электросетевая компания» тариф устанавливался впервые, последний расчетный период, равно как и все другие расчетные периоды у общества отсутствовали, отсутствовали также и фактические показатели фонда оплаты труда.

Заявителем в РСТ РБ направлено предложение о численности сотрудников – 21 человек. В обоснование представлены: рассчитанные исходя из Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68 (далее Рекомендации), экономическое обоснование штатного количества административно-управленческого персонала (на основании пункта 2.1.1 Рекомендаций), экономическое обоснование штатного количества оперативно-ремонтного персонала – инспекторской службы, электромонтеров ВЛ, КЛЭП, электромонтеров по обслуживанию ПС, ТП, РП, дежурных электромонтеров, дежурных водителей–электромонтеров, ремонтно-эксплуатационного обслуживания оборудования, водителей (на основании пунктов 2.2.8, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4, 2.1.7 Рекомендаций, Межотраслевых правил по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3, Приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 № 163).

Численность сотрудников, представленная заявителем в Республиканскую службу, соответствует нормативам численности, приведенным в Рекомендациях по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68 (далее – Рекомендации).

Также обществом представлен расчет расходов на оплату труда ООО «Электросетевая компания» на 2009 год, согласно которому среднемесячный доход на 1 работника составляет 16 584 руб., в том числе размер премирования 50%.

Заявителем в судебном заседании указано, что размер среднемесячной оплаты труда на 1 работника в сумме 16 584,0 руб. основан на данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия за 2007 год.

Из протокола заседания Коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 04.09.2009 № 1/19 следует, что при утверждении рассматриваемого тарифа РСТ РБ в расчет тарифа не включены в связи с отсутствием обоснования (положения об оплате труда, о премировании и др.) затраты на текущее премирование, выплаты, связанные с режимом труда и условиями работы, коэффициенты больничных и коэффициенты отпусков. Численность принята в расчете 14 человек. Корректировка по статье «Отчисления на социальные нужды» произведена в соответствии с изменениями затрат на оплату труда. Размер отчислений на полугодие составляет 26,3% от фонда оплаты труда.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся ссылку на Приказ Госстроя от 03.04.2000 № 68, в протоколе № 1/19 не указано - на каком основании численность сотрудников общества принята в количестве 14 человек, а не 21, по каким именно специальностям, не мотивировано невключение в расчет тарифа коэффициентов больничных и коэффициентов отпусков, также отсутствует обоснование невключения в расчет тарифа затрат на выплаты, связанные с режимом труда и условиями работы.

Вследствие указанного, при утверждении тарифа оспариваемым приказом Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия определила объем расходов общества на оплату труда и отчислений на социальные нужды без учета установленных нормативов, фактического объема оплаты труда, не мотивировав и не обосновав исключение затрат по оплате труда и количества сотрудников.

Республиканская служба вопреки требованиям п.12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, в целях установления экономически обоснованных тарифов на очередной регулируемый период (для проверки правильности расчета объема необходимой валовой выручки) не запросила у общества дополнительные материалы, сведения или документы.

Таким образом, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия в нарушение положений Федерального закона № 41-ФЗ, пунктов 15, 17, 19, 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, не обеспечила экономическую обоснованность тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям общества, утвержденного для ООО «Электросетевая компания» оспариваемым приказом, поскольку определила его с нарушением установленного федеральными нормативными правовыми актами порядка определения и учета расходов указанного юридического лица на передачу энергии по распределительным сетям общества.

Пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила) предусмотрено, что постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой ФСТ, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой. В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 22 Правил основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе заседания правления (коллегии) регулирующего органа.

В протоколе от 04.09.2009 № 1/19 не приведены основания для снижения регулирующим органом объема предложенных обществом затрат на передачу электрической энергии. Таким образом, в нарушение требований пунктов 21, 22 Правил предложения ООО «Электросетевая компания» по включению в рассматриваемый тариф, в частности, численности сотрудников, расходов на оплату труда и по отчислениям на социальные нужды отклонены РСТ РБ без какой-либо мотивации. Между тем содержание документов в части определения расходов ООО «Электросетевая компания» при передаче электрической энергии по распределительным сетям могло повлиять на размер устанавливаемого для этого юридического лица тарифа на услуги по передаче энергии на 2009 год.

Кроме того, в порядке пункта 7 Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

В силу пункта 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования, а также материалы, перечисленные в пункте 10 указанных Правил, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ.

На основании пункта 16 Правил - регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

Согласно пункту 18 Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления. Протокол заседания утверждается председательствующим (пункт 19 Правил).

Однако в нарушение положений указанных норм права общество было извещено о проведении заседания коллегии РСТ РБ по вопросу установления индивидуального тарифа 1 сентября 2009 года извещением от 31.08.2009 № 04-14/13-74. В связи с отсутствием кворума заседание коллегии, назначенное на 01.09.2009, не состоялось, и было перенесено на 4 сентября 2009 года. В нарушение требований пункта 18 Правил РСТ РБ известила общество о проведении заседания коллегии 4 сентября 2009 года извещением от 03.09.2009 № 02-04/1385.

Кроме того, 31 августа 2009 года обществу представлено для ознакомления экспертное заключение по расчету индивидуального тарифа между сетями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания» с 01.09.2009, подписанное экспертами Аненхоновой М.А., Климовой Е.И., Самбаровым В.В. (л.д.51-58 т.1).

В судебное заседание РСТ РБ представлено экспертное заключение, на основании которого издан приказ от 04.09.2009 № 1/21, по расчету индивидуального тарифа между сетями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания» на 2009 год (л.д.82-88). Однако доказательств вручения данного экспертного заключения обществу Республиканской службой суду не представлено.

Содержание указанных экспертных заключений различно.

В частности, из таблицы в п.3.3.3 Статьи затрат «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» экспертного заключения с 01.09.2009 следует: предложение РСТ РБ с 1 июля 2009 года – численность ППП – 6 человек, средняя оплата труда 14 899,1 руб./мес., итого средств на оплату труда – 536,4 тыс.руб. Кроме того в данном пункте указано, что рассмотрев представленные материалы, экспертами принимается в расчет численность 6 человек с учетом положений п.6 раздела «Особые условия», тарифная ставка по предложениям предприятия в размере 3551,3 руб., текущее премирование в размере 50%. Корректировка по статье «Отчисления на социальные нужды» произведена в соответствии с изменениями затрат на оплату труда. Размер отчислений на 2 полугодие 2009 года составляет 141,1 тыс.рублей или 26,3% от фонда оплаты труда (л.д.56 т.1).

В экспертном заключении на 2009 год в таблице пункта 3.3.3 Статьи затрат «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» предложение РСТ РБ на полугодие по численности ППП 14,8 чел., средняя оплата труда 9932, итого средств на оплату труда 882 тыс.руб. Указано, что рассмотрев представленные материалы, экспертами принимается в расчет численность 14,8 человек согласно нормативной, тарифная ставка по предложениям предприятия в размере 3551,3 руб. Текущее премирование в размере 50%, выплаты связанные с режимом работы и условиями труда в расчет тарифа не включаются, как не имеющие обоснования. Корректировка по статье «Отчисления на социальные нужды» произведена в соответствии с изменениями затрат на оплату труда. Размер отчислений на полугодие составляет 232 тыс.руб. или 26,3 % от фонда оплаты труда (л.д.87 т.1).

В судебном заседании представители РСТ пояснили, что в соответствии с позицией ФСТ России, которая подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2009 по делу А40-78887/08-96-345, если в течение года решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое им с превышением полномочий приводится в соответствие с законодательством, то открывать новое дело об установлении тарифов, при наличии всех необходимых материалов, необходимости нет.

Изменения в приказ от 10.06.2009 № 1/14 внесены Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия в связи с поступившим письмом Федеральной службы по тарифам от 30.07.2009 № 4-1584. В письме со ссылкой на абзац 5 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, указано, что из рассматриваемого приказа не усматривается, для расчета с какой организацией установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, т.е. не определена пара сетевых организаций. Предложено до 07.08.2009 привести приказ от 10.06.2004 № 1/14 в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

Таким образом, Федеральной службой по тарифам предложено внести изменения в приказ в части определения пары сетевых организаций. Фактически Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приказом от 04.09.2009 № 1/21 пересмотрен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии между сетевыми организациями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания».

Первоначально тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «Электросетевая компания» установлен РСТ РБ 10.06.2009 приказом № 1/14 по материалам, представленным обществом в Республиканскую службу 26 февраля 2009 года, и экспертному заключению по расчету тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электросетевая компания» на 2 полугодие 2009 года (л.д.13-16 т.1). Содержание экспертного заключения на 2 полугодие 2009 года и экспертного заключения с 01.09.2009, полученного обществом, в части пункта 3.3.3 идентичны.

В связи с поступившим письмом ФСТ о приведении приказа от 10.06.2009 в соответствие с действующим законодательством, РСТ РБ направлен запрос обществу о предоставлении договора на передачу электрической энергии, заключенный с сетевой организацией на 2009 год (л.д.60 т.1). Другие документы Республиканской службой у общества не истребовались и не принимались.

Таким образом, РСТ РБ на основе одних и тех же материалов, представленных обществом 26 февраля 2009 г., без исследования дополнительных документов, сведений, при издании приказов от 10.06.2009 № 1/14 и от 04.09.2009 № 1/21 сделаны различные выводы о принятой в расчет численности работников, расходов по оплате труда и отчислений на социальные нужды. Следовательно, на основании одних и тех же документов установлены различные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии между электросетевыми организациями – обществом и ООО «Энергосбытовая компания».

Кроме того, поскольку доказательств вручения обществу экспертного заключения по расчету индивидуального тарифа между сетями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания» на 2009 год Республиканской службой не представлено, в нарушение требований п.18 Правил общество было лишено возможности предварительно ознакомиться с материалами заседания.

На основании изложенного, нарушение Республиканской службой порядка и процедуры установления рассматриваемого тарифа при изложенных обстоятельствах влечет признание приказа от 10.06.2009 № 1/14 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.09.2009 № 1/21) не соответствующим положениям Федерального закона № 41-ФЗ, Основ ценообразовании, Правил.

Не принимается довод заявителя о том, что объем НВВ ООО «Электросетевая компания» принят протоколом заседания коллегии РСТ РБ от 04.09.2009 № 1/19, но фактически компенсируется сетевой организации при расчете за услуги по передаче электрической энергии энергосбытовыми организациями (ООО «Энергосбыт», ОАО «Бурятэнергосбыт») по тарифам, установленным приказом РСТ РБ от 26.12.2008 № 1/41 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, расположенным на территории Республики Бурятия, на 2009 год» в соответствии с п.49 Методических указаний. Вопрос о применении котлового тарифа ООО «Электросетевая компания» обсуждался на рабочем совещании в РСТ Республики Бурятия по вопросу индивидуального тарифа для ООО «Электросетевая компания» на 2009 год 27.08.2009.

Статьёй 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 установлено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки (НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Таким образом, при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям заявителя на 2009 год следует применять единый котловой тариф, рассчитываемый в соответствии с Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

Применение единого котлового тарифа обществом должно быть отражено не только в протоколе рабочего совещания в РСТ РБ по вопросу индивидуального тарифа для ООО «Электросетевая компания», но и в протоколе заседания Коллегии РСТ РБ от 04.09.2009 № 1/19, являющемся согласно пункту 21 Правил неотъемлемой частью решения об установлении тарифов. Однако данное обстоятельство не учтено Республиканской службой при расчёте тарифа для ООО «Электросетевая компания» на 2009 год и издании оспариваемого приказа.

На основании изложенного, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, принимая оспариваемый приказ, обязана была обеспечить экономическую обоснованность устанавливаемого для ООО «Электросетевая компания» ставок за содержание электрических сетей в размере 24 980руб./МВт/мес. и за оплату электрических потерь электрической энергии в сетях в размере 167,906 руб./МВт.ч., в том числе посредством учета затрат данного юридического лица на передачу электрической энергии в соответствии с установленным федеральными нормативными правовыми актами порядком определения и учета таких затрат.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, относится к судебным расходам по делу. В соответствии с частью 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 разъяснено, что поскольку с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Руководствуясь статьями 167-170, частью 1 статьи 192, частью 4 статьи 194, пунктом 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10 июня 2009 года № 1/14 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 4 сентября 2009 года № 1/21) «Об индивидуальном тарифе на услуги по передаче электрической энергии между электросетевыми организациями ООО «Электросетевая компания» и ООО «Энергосбытовая компания» на 2009 год», как не соответствующий статьям 2, 4 и 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», пунктам 18, 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, пунктам 17, 19, 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия в пользу ООО «Электросетевая компания» судебные расходы в размере 2 000 рублей.

Выдать исполнительный лист.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Председательствующий подпись А.Т.Пунцукова

Судьи подпись О.Н.Дружинина

подпись Г.Д-С.Мархаева