НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 19.02.2024 № А10-2822/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

28 февраля 2024 года Дело № А10-2822/2023

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Баярэ Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску автономного учреждения Республики Бурятия «Еравнинский лесхоз» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республике Бурятия в лице Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 695 832,38 руб., с уточнением,

при участии:

от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2024 № 5,

от ответчика, Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций: ФИО2, представителя по доверенности от 13.10.2022 № 25,

от третьего лица, Республиканского агентства лесного хозяйства: ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2024 № 78/2024,

от третьего лица, государственное казенное учреждение Республики Бурятия «Противопожарная служба Республики Бурятия», ФИО2, представителя по доверенности от 26.05.2022 №17,

от иных лиц: не явились, извещены,

установил:

автономное учреждение Республики Бурятия «Еравнинский лесхоз» обратилось в арбитражный суд с иском к автономному учреждению Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» о взыскании 115 871,66 руб. суммы неосновательного обогащения, 7 526,90 руб. – неустойки.

Определением от 15.05.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 31.05.2023 судом принято уточнение иска.

Определением от 10.07.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Республиканское агентство лесного хозяйства, государственное казенное учреждение Республики Бурятия «Противопожарная служба Республики Бурятия».

Определением от 26.10.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика –автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» на надлежащего – Республику Бурятия в лице Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением от 28.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Республика Бурятия.

Протокольным определением от 21.12.2023 судом принято уточнение исковых требований до 695 940,34 руб. – суммы неосновательного обогащения, 7 487,21 руб. – процентов.

Протокольным определением от 08.02.2024 судом принято уточнение исковых требований до 695 832,38 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период май 2022 года, май 2023 года понёс расходы на тушение ландшафтных (природных) пожаров на территории Еравнинского района Республики Бурятия в общей сумме 695 832,38 руб. По мнению истца, указанные затраты должны быть возмещены истцу за счет средств республиканского бюджета Республиканским агентством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций – исполнительным органом, осуществляющим функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Бурятия. Именно ответчик, согласно его Положению, несет расходные обязательства по ликвидации ландшафтных (природных) пожаров. Распоряжением от 10.06.2022 № 380-р Правительство Республики Бурятия поручило Министерству РБ выделить Республиканскому агентству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций денежные средства в размере 2 800 385,28 руб. на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций , на оплату расходов, связанных с осуществлением тушения ландшафтных (природных) пожаров на землях, не относящихся с лесному фонду.

Ответчик по заявленным требованиям возражений не представил.

От истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания с ответчика суммы процентов за пользование в размере 7 487,21 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Учитывая, что отказ истца от требований в части по настоящему делу не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, заявлен уполномоченным лицом – ФИО1, представителем по доверенности от 09.01.2024 № 5, обладающим правом полного и частичного отказа от исковых требований, суд считает возможным принять отказ от исковых требований в части суммы процентов и прекратить производство по делу в указанной части.

Последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцу известны и понятны.

В ходе судебного заседания представители сторон подписали соглашение в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.

Как следует из докладной руководителя тушения ландшафтного пожара № 1 ФИО4 (Приложение № 2 к Акту 1) и Схемы тушения ландшафтного пожара № 1 (Приложение № 1 к Акту 1) следует, что были обнаружены ландшафтный и лесной пожары в урочище «Катаиха» в квартале 89 Еравнинского сельского участкового лесничества ТУ № 5 АККМ «Улхасаа» Еравнинского лесничества. Площадь ландшафтного пожара на момент обнаружения составляла 2,0 га. Горела сухая трава, надпочвенный покров. Из-за сильного порывистого ветра площадь ландшафтного пожара распространялась, был переход на земли лесного фонда. Площадь ландшафтного пожара составила 7,0 га.

Из докладной записки руководителя тушения ландшафтного пожара № 2 ФИО5 Д-Д. (Приложение № 2 к Акту 2) и Схемы тушения ландшафтного пожара № 2 (Приложение № 1 к Акту 2) следует, что задымление было обнаружено на территории Еравнинского сельского участкового лесничества, Технический участок № 8 , СПК «Сосновский» Еравнинского лесничества в местности «Индок». На момент обнаружения возгорание действовало на ландшафтной площади 0,5 га. Горела сухая трава, надпочвенный покров. Площадь лесного пожара составила 0 га, ландшафтного – 1 га.

Из докладной руководителя тушения ландшафтного пожара № 3 ФИО4 (Приложение № 2 к Акту 3) и Схемы тушения ландшафтного пожара № 1 (Приложение № 1 к Акту 3)следует, что были обнаружены ландшафтный и лесной пожары в квартале 501 Еравнинского участкового лесничества ТУ № 16 СПК «Исингинский». Площадь ландшафтного пожара на момент обнаружения составляла 8,0 га. Горела сухая прошлогодняя трава. В 19.45 часов ландшафтный пожар был ликвидирован на площади 30,0 га, после перешли на тушение лесного пожара.

Из докладной руководителя тушения ландшафтного пожара № 3 ФИО6 (Приложение № 2 к Акту 4) и Схемы тушения ландшафтного пожара № 1 (Приложение № 1 к Акту 4) следует, что было обнаружено задымление в южной стороне на расстоянии 10 км от местности «Дархитуй» на территории Еравнинского лесничества в местности «Иринга». В 18.00 часов после ликвидации лесного пожара перешли на тушение ландшафтного пожара. Площадь ландшафтного пожара на момент обнаружения составляла 2,0 га. Горела сухая трава, надпочвенный покров. В 20.00 часов ландшафтный пожар был ликвидирован на площади 6,0 га.

Согласно докладной записке руководителя тушения ландшафтного пожара № 6 ФИО7, акта о ландшафтном пожаре № 6 от 29.05.2023, план-схемы следует, что 25.05.2023 года в 20-00 часов был обнаружен ландшафтный пожар в урочище «Баян-Гол», что в 20 км в северо-восточном направлении от с.Исинга. Площадь ландшафтного пожара на момент обнаружения составляла 4га. Пожару присвоен 4 класс опасности.

Ландшафтные пожары ликвидированы силами автономного учреждения Республики Бурятия «Еравнинский лесхоз» и привлеченных лиц.

Общий размер расходов, понесенных на ликвидацию пожаров, составил 695 832,38 руб., из них: 105 189 руб. 25 коп. – на тушение пожаров в 2022 году; 579 960 руб. 72 коп. - на тушение пожаров в 2023 году. Расходы включают оплату труда работников лесхоза и привлеченных третьих лиц, уплату налогов, стоимость израсходованных материалов, питание, накладные расходы.

В подтверждение понесенных затрат истец представил: докладные, заявки на предоставление сил и средств пожаротушения для участия в тушении ландшафтных пожаров, акты о ландшафтном пожаре, план-схемы тушения пожаров, наряд-допуски, справки о затратах на тушение пожаров, расчет ущерба, бухгалтерская справка, наряд-акт на производство работ, табель учета рабочего времени, расчет по табелю заработной платы (представлены через систему "Мой Арбитр" 10.05.2023, 14.12.2023).

Полагая, что ответчик обязан возместить понесенные лесхозом затраты на тушение ландшафтных пожаров, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15ГК РФ).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков.

В настоящем случае возникновение убытков истец (лицо, которое понесло затраты на тушение пожаров) связывает с несением расходов вследствие неисполнения ответчиком (органом государственной власти) обязанности по компенсации понесенных истцом затрат.

Отношения в области тушения пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), регулируются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и Законом о пожарной безопасности.

Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 11 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положениями статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

«организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в населенных пунктах, в числе в городских лесах (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.".

Пунктом 1.1 Положения о Республиканском агентстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.11.2007 № 344 (далее - Положение), установлено, что Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - Республиканское агентство ГО и ЧС) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, по решению вопросов подготовки к ведению гражданской обороны.

Пунктом 1.5 Положения установлено, что финансирование расходов на содержание
Республиканского агентства ГО и ЧС осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете.

Положениями пункта 3.1.16 Положения установлено, что Республиканское агентство
ГО и ЧС в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных по ведомственной классификации на содержание Агентства и реализацию возложенных на
Республиканское агентство ГО и ЧС функций.

Положением Республиканское агентство ГО и ЧС наделено следующими полномочиями:

«3.1.2. Осуществляет координацию деятельности подведомственных ему учреждений:

государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Противопожарная служба Республики Бурятия» и государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

3.1.11. Организует и осуществляет методическое руководство по видам обеспечения выполнения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения противопожарной безопасности и тушения пожаров, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасения людей на территории Республики Бурятия.».

В ходе судебного заседания представители сторон подписали соглашение в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которым ответчик признал предъявленные ко взысканию убытки в размере 695 832,38 руб.

Согласно статье 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами приняты арбитражным судом.

Поскольку ответчиком обязательства по возмещению истцу понесенных им затрат на тушение пожаров не исполнено, требование истца о взыскании с ответчика убытков в размере 695 832,38 руб. суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.

Надлежащий размер государственной пошлины по делу с учетом уточненной суммы убытков и суммы процентов составляет 17 066 руб. (703 319,59 руб.).

Истец при подаче иска оплатил государственную пошлину в размере 4 702 руб.

Поскольку истец заявил частичный отказ от иска в части требований о взыскании суммы процентов в размере 7 487,21 руб., суд распределяет государственную пошлину с учетом положений налогового кодекса.

Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

Сумма государственной пошлины по требованиям о взыскании процентов в размере
7 487,21 руб. составляет 182 руб., из которых 30 % (или 55 руб.) истец возмещает в федеральный бюджет.

С учетом изложенного, расходы истца по оплате государственной пошлины суд возлагает на ответчика в размере 4 647 руб. (4 702 руб. – 55 руб.) на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Недостающая часть государственной пошлины по делу в размере 12 237 руб. в бюджет не уплачивается, поскольку ответчик освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 151, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять частичный отказ от иска.

Производство по делу прекратить в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7 487 руб. 21 коп.

Иск удовлетворить.

Взыскать с Республики Бурятия в лице Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу автономного учреждения Республики Бурятия «Еравнинский лесхоз»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) 699 934 руб. 38 коп., из которых: 695 832 руб. 38 коп. – убытки, 4 102 руб. – расходы истца по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Н.Г. Путинцева