ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
01 марта 2021 года Дело № А10-3016/2020
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1 С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>,
ИНН <***>) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5 мотивировочной части, а также пунктов 1 и 2 требований представления от 28.04.2020 № 02-12-33/23-1218, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от
от ответчика: ФИО3 – представителя по доверенности от 31.12.2020, паспорт, диплом,
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия – извещена надлежащим образом, заказные письма № 67000849959243, 67000849959250 получены адресатом,
установил:
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – заявитель, Министерство, Минстрой РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее – ответчик, Управление, УФК по РБ) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5 мотивировочной части, а также пунктов 1 и 2 требований представления от 28.04.2020 № 02-12-33/23-1218, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Представитель заявителя требования поддержал, пояснил, что по результатам проведенной проверки Управлением выдано представление от 28.04.2020 № 02-12-33/23-1218. В пункте 1 представления указано, что Минстроем РБ в 2019 году предоставлена МУП ЖКХ «Бабушкинское» субсидия в размере 223 041,37 рублей с целью компенсации (возмещения) расходов, возникших не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии, на компенсацию (возмещение) расходов, не соответствующих целям предоставления субсидии, а именно, расходов на приобретение угля в 4 квартале 2017 года. Целевым назначением дотации являлось направление дотации на цели компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь. Указывает, что предоставление субсидии МУП «ЖКХ Бабушкинское» не нарушает соглашения о предоставлении дотации, поскольку дотация предоставлена на компенсацию расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, что соответствует цели, установленной п. 1.2. соглашения, уголь, направленный на производство тепловой энергии и учтенный в расходах (себестоимости) тепловой энергии, произведенной этим предприятием в 2018 году (после 1 января 2018 года), что соответствует цели предоставления субсидий, установленной п. 2 Порядка. Считает, что со стороны Министерства нарушений цели, условий, обязательств соглашения не имеется, нарушений в части предоставления субсидий МУП «ЖКХ Бабушкинское» нет, нецелевого расходования средств нет.
По пункту 2 Представления заявитель указывает, что в соответствии с Порядком
№ 723 в 2019 году между Минстроем РБ и МУП «Тепловик» заключено соглашения о предоставлении субсидии от 26.12.2019 № 196-06/С-2019/О в объеме 876 997,0 рублей. Предметом соглашения явилось предоставление Правительству Республики Бурятия в 2018 году за счет средств федерального бюджета дополнительной финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования. На основании изложенного, Министерство считает, что нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашения допущено не было. Оснований для внесения в адрес Министерства Представления у УФК по РБ не было.
Заявитель также не согласен с пунктами 4 и 5 Представления. В представлении указано, что в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 и подпункта «д» пункта 7 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669 (далее - Порядок № 669), Минстроем РБ предоставлена: муниципальному образованию «Муйский район» субсидия в размере 109 170 380,34 рублей; муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» субсидия в размере 83 271 520,00 рублей на основании документов, не отражающих в полной мере фактически сложившихся у теплоснабжающих организаций выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения за 2019 год. Заявитель указывает, что предоставление субсидии соответствовало нормам статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Источником субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства на компенсацию роста цен на мазут и уголь является дотация из федерального бюджета, полученная Республикой Бурятия в соответствии с Соглашением от 18.12.2018 № 01-01-06/06-461 о предоставлении бюджету Республики Бурятия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия. В соответствии с Соглашением основания для возврата средств дотации не предусмотрены. Поскольку дотация - это межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования, Министерство считает, что нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий Соглашения допущено не было. Оснований для внесения в адрес Министерства Представления у УФК по РБ не было.
Представитель заявителя требования поддержал, просил признать недействительным пункты 1,2,4,5 мотивировочной части, а также пункты 1 и 2 требований Представления Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 28.04.2020 № 02-12-33/23-1218.
Представитель Управления по заявленным требованиям возражал, в обоснование пояснил, что 21.10.2019 между Минстроем РБ и МУП «ЖКХ Бабушкинское» заключено соглашение № 161-06/С-2019/0 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь. В соответствии пунктом 2 Порядка № 723 субсидии предоставляются с целью компенсации расходов, возникших не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии. Исходя из буквального толкования дата «не ранее 1 января 2018 года» относится к моменту возникновения расходов, а не к моменту производства тепловой энергии. Вместе с тем, уголь МУП «ЖКХ Бабушкинское» приобретался в 2017 году.
По пункту второму предписания Управление указало, что неправомерно предоставлена субсидия в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, размер которой завышен на 559 587,00 рублей, вследствие представления организацией – получателем субсидии неверного расчета объема запрашиваемой субсидии. Факт рассматриваемого нарушения установлен, в том числе самим объектом контроля. Считает, что Заявитель ошибочно полагает, что дотация не подлежит возврату, поскольку предоставление МУП «Тепловик» субсидии, источником которой являлись средства дотации из федерального бюджета, в завышенном размере является неправомерным использованием средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и образует событие бюджетного нарушения.
По нарушениям, отраженным в пунктах 4,5 Представления Управление указывает, что Минстроем в 2019 году заключено 3 соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджетам муниципальных образований. Согласно пункту 8 Порядка № 669 для получения Субсидии в текущем финансовом году Муниципальные образования предоставляют не позднее 20 декабря текущего финансового года главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение субсидии с приложением в том числе формы статистического наблюдения за периоды возникновения выпадающих доходов, на компенсацию которых предоставляются субсидии, справка Муниципального образования о фактических значениях показателей с помесячной разбивкой. Вместе с тем заявки муниципальных образований не содержали в себе фактических данных за последние месяцы 2019 года.
Минстроем в нарушение Порядка № 669, являющегося правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, муниципальным образованиям «Муйский район» и «Северобайкальский район» предоставлены субсидии на основании документов, не отражающих в полной мере фактически сложившиеся у теплоснабжающих организаций выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
По мнению представителя Управления, представление, выданное уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком, соответствует закону и не может быть признано недействительным.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с приказом руководителя Управления федерального казначейства по Республике Бурятия о назначении внеплановой выездной проверки по эффективному использованию дотаций и соблюдению обязательств в части компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь, а также в части выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения от 05.02.2020 № 48 в отношении Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 06.03.2020 (л.д.114-134, т.1), которым установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
1)в нарушение пункта 2 статьи 78 бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 Порядка № 723, Минстроем РБ в 2019 году предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, не соответствующее целям предоставления субсидии определенным нормативными правовыми актами, а именно, МУП ЖКХ «Бабушкинское» предоставлена субсидия в размере 223 041, 37 рублей с целью компенсации (возмещения) расходов, в связи с ростом цен на мазут и уголь используемых при производстве тепловой энергии, возникших ранее 01.01.2018 года.
2)в нарушение пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 Порядка № 723, Минстроем РБ допущено нарушение при рассмотрении заявок и проведении конкурсов, в результате чего субсидия, предоставленная
МУП «Тепловик» с целью компенсации (возмещения) расходов, в связи с ростом цен на мазут и уголь используемых при производстве тепловой энергии завышена на 559 587, 00 рублей.
3) в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 и подпункта «д» пункта 7 Порядка № 669 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669 (далее – Порядок № 669) Минстроем предоставлена субсидия муниципальному образованию «Муйский район» в размере 109 170 380, 34 руб., муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» в размере 83 271 520,00 руб. на основании документов, не отражающих в полной мере фактически сложившихся у теплоснабжающих организаций выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения за 2019 год.
20 марта 2020 года Министерством представлены возражения на акт выездной проверки от 06.03.2020, которым Управлением составлено заключение от 30.03.2020
(л.д. 135-147, т.1).
В целях устранения выявленных нарушений Министерству выдано представление от 28.04.2020 № 02-12-33/23-1218 (л.д. 14-17, т.1).
Полагая, что указанное предписание в оспариваемой части является незаконным, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания представления в оспариваемой части незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
На основании положений части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства и других органов (пункт 1).
На основании статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания и т.д. (пункт 2).
Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.01.2021, установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года
№ 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил № 1092 должностные лица, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в том числе заместитель руководителя территориального органа Федерального казначейства, имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что представления органов казначейства содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к принятию мер, направленных на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, тем самым затрагивая сферу его имущественных прав и законных интересов.
Следовательно, они могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая пункт 1 представления, заявитель выражает несогласие с выводами органа финансового контроля относительно нецелевого использования средств, выразившегося в предоставлении субсидии на компенсацию расходов, не предусмотренных Порядком предоставления из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь.
Принцип целевого характера бюджетных средств согласно статьи 38 БК РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.12.2018 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение
№ 01-01-06/06-461 о предоставлении бюджету Республики Бурятия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (л.д. 22-24, т.1).
Согласно пункту 1.2 указанного Соглашения дотация предоставляется в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь.
Предоставление организациям жилищно-коммунального хозяйства соответствующих субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства предоставленного из федерального бюджета межбюджетного трансферта в виде дотации, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.12.2018 № 723 (далее - Порядок № 723).
Согласно пункту 2 Порядка № 723 Субсидии предоставляются с целью компенсации (возмещения) расходов, возникших не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии.
Источником финансирования расходов республиканского бюджета на предоставление субсидии являются средства федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на цели компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь.
Пунктом 4 Порядка № 723 предусмотрено, что категории лиц, имеющих право на получение Субсидии, относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Республики Бурятия производство тепловой энергии с использованием мазута и угля в качестве топлива и отпуск тепловой энергии по тарифам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее - Организации).
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 723 субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного с Минстроем РБ.
21.10.2019 между Минстроем РБ и МУП «ЖКХ Бабушкинское», заключено Соглашение № 161-06/С-2019/0 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь (л.д. 148-156, т.1).
Согласно пункту 1.1 Соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление из республиканского бюджета в 2018 году субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь и возникших не ранее 1 января 2018 года.
В ходе проверочных мероприятий Управлением установлено, что для получения субсидии МУП «ЖКХ Бабушкинское» предоставлено в Минстрой РБ заявление с приложением документов согласно пункту 5 Порядка № 723.
Согласно расчету объема запрашиваемой субсидии, МУП «ЖКХ Бабушкинское» просило компенсировать Минстрой РБ расходы, образовавшиеся в 2018 году в размере 415 819, 66 рублей, т.е. компенсировать расходы, связанные с ростом цен на приобретение угля в объеме 2 916,6 тонн стоимостью 6 041 952, 80 рублей.
Протоколом заседания Комиссии при Минстрое РБ по рассмотрению заявлений на предоставление субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам от 07.10.2019 № 3 принято решение возместить расходы МУП «ЖКХ Бабушкинское» в заявленном размере, связанные с приобретением угля в 4 квартале 2017 года, списанные в соответствии с учетной политикой предприятия на производство тепловой энергии в 2018 году.
На основании Соглашения заключенного между Минстроем РБ и МУП «ЖКХ Бабушкинское», платежным поручением от 21.10.2019 № 731765 МУП «ЖКХ Бабушкинское» компенсированы расходы в сумме 415 819, 66 рублей.
В рамках контрольного мероприятия заинтересованному лицу представлены документы, подтверждающие фактические затраты МУП «ЖКХ Бабушкинское» счета-фактуры, акты выполненных работ за 2017 год.
Следовательно, при рассмотрении представленных МУП «ЖКХ Бабушкинское» документов на предмет их соответствия требованиям, определенным Порядком № 723, не выполнены условия предусмотренные пунктом 2 указанного Порядка, а именно - возмещению подлежат фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, возникшие не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии.
В настоящем случае Минстроем РБ предоставлена субсидия в размере 223 041, 37 рублей с целью компенсации (возмещения) расходов, в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии, возникших ранее 01.01.2018 года.
Довод заявителя о том, что уголь, приобретенный по указанным договорам 2017 года, остался на конец года в остатках и был использован для производства тепловой энергии в 2018 году судом отклоняется на основании следующего.
В пункте 11 Порядка № 723 приведена формула расчета размера субсидии. Установлено, что показатель «Сф» - это средневзвешенная стоимость 1 тонны топлива (мазут, уголь) без НДС, приобретенного в текущем финансовом году на производство тепловой энергии, с учетом стоимости доставки топлива (мазут, уголь) в соответствии с условиями договоров поставки топлива (мазут, уголь). Согласно пункту 5 Порядка
№ 723 для получения субсидии организации до 21 декабря текущего финансового года представляют в Минстрой РБ, в том числе, реестр договоров поставки топлива (мазут, уголь), заключенных между организацией и поставщиком топлива (мазут, уголь) на текущий финансовый год, и реестр документов, подтверждающих приобретение топлива (мазут, уголь) в текущем финансовом году (копии счетов-фактур, накладных и др.).
Исходя из буквального толкования пунктов 2, 5, 11 Порядка № 723 суд приходит к выводу, что компенсации подлежат расходы и затраты, возникшие не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь. Временной период, установленный Порядком № 723 «не ранее 1 января 2018 года», относится к моменту возникновения расходов, а не к моменту производства тепловой энергии.
С учетом изложенного УФК по РБ пришло к обоснованному выводу, что излишне предоставленные Министерством МУП ЖКХ «Бабушкинское» субсидии в размере 223 041, 37 рублей – являются использованием не по целевому назначению и подлежат возврату в федеральный бюджет.
На основании изложенного суд не усматривает оснований для признании недействительными пункта первого мотивировочной части и пункта первого требования оспариваемого представления.
В пункте втором представления отражено, что в нарушение пункта 2 статьи 78 бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 Порядка № 723, Минстроем РБ допущено нарушение при рассмотрении заявок и проведении конкурсов, в результате чего субсидия, предоставленная МУП «Тепловик» с целью компенсации (возмещения) расходов, в связи с ростом цен на мазут и уголь используемых при производстве тепловой энергии завышена на 559 587, 00 рублей.
Управлением в ходе проведения проверки установлено завышение объема субсидии в 2019 году в результате неправильного применения тарифа, установленного Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, теплоснабжающей организации МУП «Тепловик».
Для получения субсидии 16.12.2019 МУП «Тепловик» представлено в Минстрой РБ заявление о предоставлении субсидии в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, в том числе представлены копии счетов-фактур, подтверждающих приобретение топлива в 2019 году в объеме 3702 тонны общей стоимостью 3 985 498,00 рублей.
Расчет объема субсидии произведен исходя из стоимости 1 тонны топлива в размере 839,70 рублей, при установленной Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия стоимости 1 тонны топлива в размере 990,85 рублей, без учета НДС.
По результатам проверки заявления между Минстроем РБ и МУП «Тепловик» заключено Соглашение от 26.12.2019 № 196-06/С-2019/О и предоставлена субсидия по платежному поручению от 26.12.2019 № 606952 в сумме 876 997,00 рублей (л.д. 60-70, т.2).
С учетом тарифа, утвержденного Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия размер субсидии должен составлять 317 410,00 рублей (3702*(1076,59-839,7)).
Превышение объема предоставления субсидии МУП «Тепловик» в результате неправильного применения тарифа составило 559 587,00 рублей.
Указанное нарушение выявлено, в том числе самим Заявителем, о чем составлен акт камеральной проверки от 03.03.2020 (л.д. 71-72, т.2).
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2020 года по делу № А10-2495/2020 удовлетворены требования Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия к МУП «Тепловик» о взыскании субсидии в размере 559 587,00 рублей.
Заявитель, оспаривая пункт второй представления, факт нарушения не отрицает, ссылается на безвозвратный характер дотации (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 БК РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
В силу статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Такие дотации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства российской Федерации от 13.04.2010 № 231 утвержден порядок распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанного Постановления предоставление дотаций на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации и на основании распоряжений Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10 пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В рассматриваемом случае дотация предоставлена в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь (пункт 1.2. Соглашения от 18.12.2018 № 01-01-06/06-461).
Согласно статье 306.1 БК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2021, бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;
6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что при предоставлении МУП «Тепловик» субсидии в завышенном размере Минстроем РБ были нарушены положения пункта 11 Порядка № 723, устанавливающие механизм определения размера субсидии, в результате чего Минстрой РБ допустил возмещение затрат, не подлежащих компенсации. Минстрой РБ, следуя принципу адресности и целевого характера использования бюджетных средств, могло правомерно использовать дотацию. В связи, с чем Управление обоснованно признали указанный факт бюджетным нарушением.
Поскольку Управлением, как органом внутреннего государственного финансового контроля, по результатам проверки в Минстрое РБ в пределах установленной компетенции выявлено рассматриваемое бюджетное нарушение, Управление в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ было обязано вынести представление, содержащее одно из следующих требований:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и, условий нарушения в случае невозможности его устранения.
При совокупности приведенных обстоятельств, УФК по РБ пришло к обоснованному выводу, что излишне предоставленные Министерством МУП «Тепловик» субсидии в размере 559 587,00 рублей – являются использованием не по целевому назначению и подлежат возврату в федеральный бюджет.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности положений пункта второго Представления в части описания нарушения и требования по его устранению законным и обоснованным.
В пунктах четвертом и пятом мотивировочной части представления отражены следующие нарушения. В нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 и подпункта «д» пункта 7 Порядка № 669 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669 (далее – Порядок № 669) Минстроем предоставлена субсидия муниципальному образованию «Муйский район» в размере 109 170 380, 34 руб., муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» в размере 83 271 520,00 руб. на основании документов, не отражающих в полной мере фактически сложившихся у теплоснабжающих организаций выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения за 2019 год.
25.12.2019 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение № 01-01-06/06-271 о предоставлении бюджету Республики Бурятия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (л.д. 25-27, т.1).
Согласно пункту 1.2 указанного Соглашения дотация предоставляется в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь, а также выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Пунктом 3.2.2. получатель обязан обеспечить направление дотации на цели, установленные пунктом 1.2. настоящего Соглашения.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 № 669 утвержден порядок предоставления субсидии из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов (далее – Порядок № 669).
Пунктом 2 Порядка № 669 определено, что субсидии предоставляются муниципальным районам и городским округам (далее - Муниципальные образования), соответствующим следующим критериям:
- Муниципальное образование относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям;
- общий суммарный объем необходимой валовой выручки по тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Муниципального образования (за исключением организаций, осуществляющих производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), превышает 200 млн. руб. с учетом налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 669 субсидии предоставляются Муниципальным образованиям в целях софинансирования мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения.
К мероприятиям по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории Муниципального образования относятся мероприятия по компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями.
В целях предоставления Субсидий под сверхнормативными потерями понимается разница между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии.
В текущем финансовом году Субсидии предоставляются для компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями, возникшими в текущем финансовом году, а также в предыдущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 13 Порядка № 669 предоставление субсидии осуществляется на основании заключенных соглашений между администрациями муниципальных образований и главным распорядителем бюджетных средств.
Минстроем РБ в 2019 году заключены соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджетам муниципальных образований:
от 23.12.2019 № 180-06/С-2019/М с Муниципальным образованием «Муйский район» в объеме 109 279 660,00 рублей, в том числе из республиканского бюджета — 109 170 380,34 рублей (л.д. 75-86, т.2);
- от 24.12.2019 № 182-06/С-2019/М с Муниципальным образованием «Северо-Байкальский район» в объеме 83 271 520,00 рублей, в том числе из республиканского бюджета - 83 188 248,48 рублей (л.д. 95-106, т.2).
Пунктом 8 указанного Порядка № 669 предусмотрено, что для получения Субсидии в текущем финансовом году Муниципальные образования представляют не позднее 20 декабря текущего финансового года Министерству как главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение Субсидии с приложением следующих документов (далее - Документы):
а) пояснительная записка, содержащая информацию о соответствии критериям отбора, установленным пунктом 2 настоящего Порядка;
б) обоснование заявки с расчетами, подтверждающими объем Субсидии;
в) копия решения представительного органа муниципального образования (выписка из сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающая наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование Субсидии в текущем финансовом году;
г) формы статистического наблюдения № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией», № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за периоды возникновения выпадающих доходов (сверхнормативных потерь), на компенсацию которых предоставляются Субсидии;
д) справка Муниципального образования о фактических значениях показателей, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с помесячной разбивкой;
е) заключение Республиканской службы по тарифам о достоверности расчетов объема Субсидии на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями.
Управлением установлено, что Муниципальное образование «Муйский район» представило заявку 20.12.2019 за № 7498. В нарушение подпункта «д» пункта 8 Порядка
№ 669 к заявке не приложена справка о фактических значениях показателей по выпадающим доходам в связи со сверхнормативными потерями с помесячной разбивкой.
Объем субсидии на компенсацию выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения теплоснабжающим организациям предусмотрен МО «Муйский район» исходя из Заключений Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия в сумме 109 279 660,00 рублей.
Муниципальным образованием «Северобайкальский район» заявка на получение Субсидии представлена 20.12.2019. Проверкой установлено, что размер субсидии определен расчетным путем без учета фактически сложившихся у поставщиков тепловой энергии показателей выпадающих доходов. При расчете субсидии для компенсации выпадающих доходов вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения для МО «Северо-Байкальский район» использованы плановые показатели, что также является нарушением подпункта «д» пункта 8 Порядка № 669.
Пунктом 6 Порядка № 669 предусмотрен порядок определения размера субсидии. При расчете размера субсидии учитывается фактический расход топлива (угля) на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, на соответствующий период, в тоннах; фактическая стоимость одной тонны топлива (угля) на соответствующий период, в руб. с учетом НДС; фактический расход электрической энергии на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, за соответствующий период, в кВт.ч; фактическая стоимость 1 кВт электроэнергии на соответствующий период, в руб. с учетом НДС.
На основании исследования и оценки представленных доказательств суд приходит к выводу, что Минстроем РБ в нарушение Порядка № 669, являющегося правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, муниципальным образованиям «Муйский район» и «Северобайкальский район» предоставлены субсидии, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, на основании документов, не отражающих в полной мере фактически сложившихся у теплоснабжающих организаций выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ, в случае невозможности устранения выявленного нарушения, в представлении органа государственного финансового контроля должно содержаться требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
УФК по РБ относительно рассматриваемых нарушений не возлагало на заявителя каких-либо материальных последствий, в частности по возврату средств дотации.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом заявитель не представил доказательства того, что представление УФК по РБ от 28.04.2020 № 02-2-33/23-1218 является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Довод заявителя о том, что нарушений бюджетного законодательства допущено не было в виду того, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ дотация предоставляется без установления направлений использования, судом отклоняется, поскольку цель предоставления дотации была определена Соглашениями от 18.12.2018
№ 01-01-06/06-461, от 25.12.2019 № 01-01-06/06-271. В рассматриваемом случае подлежат применению главы 26, 29 и 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основы государственного финансового контроля и положения о бюджетных нарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку законность вынесенного предписания материалами дела подтверждена, оснований для удовлетворения требований заявителя не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.А. Бурдуковская