ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
17 сентября 2015 года Дело № А10-4394/2015
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ботоевой В.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Бурятия (ОГРН 1040301957101, ИНН 0317005400) к Администрации муниципального образования сельское поселение "Муйская сельская администрация» (ОГРН 1050301351330, ИНН 0317005992) о взыскании штрафа в размере 1 000руб.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Бурятия (далее – налоговая инспекция, заявитель) обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального образования сельское поселение "Муйская сельская администрация» (далее – Администрация, ответчик) о взыскании штрафа в размере 1 000руб.
Определением суда от 27 июля 2015 года заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Стороны о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления от 30 июля 2015 года №67000888940622, №67000888940615.
Материалы дела, размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Согласно рассматриваемому по настоящему делу заявлению налоговый орган просит взыскать с Администрации штраф за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, квартальный 2012 год в размере 1 000 руб.
В установленные судом сроки ответчик отзыв на исковое заявление и другие документы в обоснование своей позиции по иску в суд не направил.
В соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Администрация муниципального образования сельского поселения «Муйская сельская администрация» зарегистрирована в качестве юридического лица 28.12.2005, за основным государственным регистрационным номером 1050301351330, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 02.03.2015.
17 октября 2012 года Администрацией была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, квартальный 2012 год.
В связи с несвоевременным представлением Администрацией налоговой декларации 19.03.2013 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия вынесено решение № 2321 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, с назначением штрафа в сумме 1 000 рублей.
Копия решения направлена ответчику почтой 26 марта 2013 года и вручена его представителю 03 апреля 2013 года, что подтверждается копией почтового отправления.
Требованием № 386 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.05.2013, налогоплательщику предложено в срок до 30.05.2013 уплатить штраф в общей сумме 1 000 рублей.
Неисполнение ответчиком требования об уплате штрафа явилось основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке, в срок, указанный в требовании, и налоговым органом пропущен двухмесячный срок для принятия решения о взыскании задолженности.
Требование налоговой инспекции от 07.05.2013 № 386 об уплате налога, сбора, пени, штрафа налогоплательщиком не исполнено.
Налоговая инспекция, обращаясь в суд с настоящим заявлением, ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением в суд в связи с тем, что сотрудником налогового органа, ответственным за проведение процедуры взыскания, заявление о взыскании с ответчика указанной задолженности не направлялось, что было выявлено в результате проведенной инвентаризации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Налоговая инспекция в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока указала, что сотрудником налогового органа, ответственным за проведение процедуры взыскания, заявление о взыскании с ответчика указанной задолженности не направлялось, что было выявлено в результате проведенной инвентаризации.
Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить основанием для восстановления пропущенного срока, следовательно, ходатайство налоговой инспекции не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
При этом установление в законодательстве о налогах и сборах сроков на обращение налоговых органов в суд с заявлениями о взыскании с налогоплательщиков спорных сумм обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность налоговых правоотношений.
Как установлено статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, организации работы по своевременному обращению за взысканием штрафов в судебном порядке.
Исходя из указанных норм и обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что причины пропуска на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика сумм задолженности по штрафу не являлись исключительными и непреодолимыми обстоятельствами, которые не позволили налоговому органу своевременно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявление о взыскании с Администрации муниципального образования сельское поселение "Муйская сельская администрация» задолженности по штрафам по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, квартальный 2012 год в сумме 1 000 руб. по требованию налоговой инспекции от 07.05.2013 № 386 (срок уплаты – 30.05.2013) должно быть подано в суд не позднее 30.11.2013.
Настоящее заявление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Бурятия направлено в суд почтой 15.07.2015, о чем в материалах дела имеется почтовое отправление № 671703 04 23998 9, поступило в арбитражный суд 20 июля 2015 года, то есть по истечении установленного налоговым законодательством шестимесячного срока.
На основании изложенного, требования заявителя о взыскании с Администрации муниципального образования сельское поселение "Муйская сельская администрация» задолженности по штрафам по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, квартальный 2012 год в сумме 1 000 руб. удовлетворению не подлежат в связи с пропуском установленного законодательством срока.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и только если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в суд вышестоящей инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья В.И.Ботоева