АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
“21”декабря 2009г. Дело №А10-5131/2009
Резолютивная часть решения объявлена «16» декабря 2009 г.
Полный текст решения изготовлен «21» декабря 2009 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью«Истком» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия о признании незаконными решений об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов
при участии от заявителя – ФИО1 – генерального директора, ФИО2 доверенность №9 от 18.11.2009г.,
от ответчика – ФИО3, доверенность №34 от 31.04.2009г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Истком» (далее – ООО «Истком», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия (далее - Управление) о признании незаконными решений об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи фитосанитарных сертификатов (далее ФСС) по поданным заявкам.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил требования, просил признать незаконными решения Управления об отказе Обществу в выдаче фитосанитарных сертификатов от 29.10.2008 №4084, от 15.01.2009 №104, от 10.02.2009 №424.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования и пояснил, что оспариваемые решения об отказах в выдаче фитосанитарных сертификатов (далее – ФСС) Управлением мотивированы предоставлением якобы недостоверных сведений в документах, необходимых для выдачи ФСС. Вместе с тем Обществом были представлены заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов с приложением полных пакетов документов в соответствии Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 №163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов». Сведения в представленных документах содержали достоверную информацию. По вопросу отказа выдачи фитосанитарных сертификатов Общество в устном порядке обращалось к заместителю руководителя Управления, письменные обращения направлялись руководителю Управления, прокуратуру республики.
Обществу оспариваемые решения не выдавались, были получены им только 26 октября 2009 года, поэтому срок для обжалования не пропущен.
Ответчик требования заявителя не признал. Считает, что решения об отказах выдачи фитосанитарных сертификатов Управлением приняты правомерно. В заявках Общества на выдачу ФСС указаны и представлены сведения, документы, которые не могут достоверно подтвердить происхождение лесопродукции.
Так, в заявке от 30.09.2008 вх.№4084 на выдачу ФСС Обществом указаны в качестве документов о происхождении груза лесорубочные билеты №153 от 28.12.2006, №75 от 27.12.2006, №77 от 27.12.2006. Копии лесорубочных билетов заверены посторонней организацией, а на лесорубочных билетах №75, №77 отсутствуют печать, организации выдавшей их. Кроме того, в заявке указан лесорубочный билет №156 от 28.12.2006, выданный на физическое лицо для заготовки древесины для собственных нужд, а не в предпринимательских целях.
В заявке от 19.12.2008 вх.№3258 указаны лесорубочные билеты №106 от 25.10.2007, №105 от 25.10.2007, №97 от 16.10.2007, которые ранее использовались другим юридическим лицом как документы, подтверждающие происхождение груза.
В заявке от 16.01.2009 вх.№54 указаны лесорубочные билеты №125 от 15.11.2007, №46 от 10.07.2007, №54 от 24.07.2007, №79 от 17.09.2007, №107 от 25.10.2007, которые также распределены гражданам для заготовки древесины для собственных нужд.
Представитель Управления просил в удовлетворении требований отказать в связи с пропуском трехмесячного срока на обжалование решений. Оспариваемые решения об отказе в выдаче ФСС были своевременно направлены Управлением заказными письмами по юридическому адресу заявителя. При этом указанные письма были возвращены с отметкой почтовой связи «адресат по указанному адресу не найден». Общество не заключило договор на оказание услуг почтовой связи.
Указывает, что заявителю об отказе в выдаче ФСС было известно по истечении 30 дней с момента регистрации заявки на выдачу ФСС, то есть срока, установленного для рассмотрения заявок на выдачу ФСС. Общество в связи со своей деятельностью постоянно посещает Управление. В указанный период Общество оформляло другие заявки и, соответственно, получала ФСС.
Кроме этого Управление считает, что восстановить права Общества на получение ФСС именно по указанным заявкам невозможно. Древесина по данным заявкам уже частично вывезена Обществом в течение 2009 года по другим заявкам с получением других ФСС.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
30.09.2008 ООО «Истком» обратилось в Управление с заявкой вх.№2397 на выдачу фитосанитарного сертификата для отправки пиломатериала хвойных пород, сосна – 3445,40 куб.м. (32 вагона по 105,2 куб.м.) в г. Эрлянь, КНР с указанием и приложением документов о происхождении груза (лесорубочных билетов): №135 от 21.07.2006, №321 от 28.12.2006, №41 от 20.03.2006, №381 от 29.12.2006, №666 от 22.12.2006, №75 от 27.12.2006, №77 от 27.12.2006, №153 от 28.12.2006, №571 от 15.12.2006, 505 от 08.12.2006, №504 от 08.12.2006, №158 от 28.12.2006, 156 от 28.12.2006, №272 от 21.12.2006, №261 от 14.07.2006.
Управление письмом от 29.10.2008 №4084, рассмотрев указанную заявку и комплект документов, отказало Обществу в выдаче ФСС по заявке со ссылкой на предоставление недостоверных сведений в документах, необходимых для выдачи ФСС.
19.12.2008 ООО «Истком» обратилось в Управление с заявкой вх.№3258 на выдачу фитосанитарного сертификата для отправки пиломатериала хвойных пород, сосна – 1379,08куб.м., лиственница – 26.68 куб.м. в г. Эрлянь, КНР с указанием и приложением документов о происхождении груза (лесорубочных билетов): №13/74-08 от 27.08.2008, №13/80-08 от 15.09.2008, №13/25-08 от 09.07.2008, №125 от 15.11.2007, №103 от 19.10.2007, №97 от 16.10.2007, №46 от 10.07.2007, №54 от 24.07.2007, №106 от 25.10.2007, №79 от 17.09.2007, №107 от 25.10.2007, №105 от 25.10.2007, 399-07 от 20.11.2007, №12/534-08 от 25.08.2008.
Управление письмом от 15.01.2009 №104 отказало Обществу в выдаче ФСС по заявке со ссылкой на предоставление недостоверных сведений в документах, необходимых для выдачи ФСС.
16.01.2009 ООО «Истком» обратилось в Управление с заявкой вх.№54 на выдачу фитосанитарного сертификата для отправки пиломатериала хвойных пород, сосна – 847,32 куб.м., лиственница – 7,36 куб.м. в г. Эрлянь, КНР с указанием и приложением документов о происхождении груза (лесорубочных билетов): №13/74-08 от 27.08.2008, №13/80-08 от 15.09.2008, №13/25-08 от 09.07.2008, №125 от 15.11.2007, №46 от 10.07.2007, №54 от 16.10.2007, №46 от 10.07.2007, №54 от 24.07.2007, №79 от 17.09.2007, №107 от 25.10.2007, 399-07 от 20.11.2007, №12/534-08 от 25.08.2008.
Управление письмом от 10.02.2009 №424 отказало Обществу в выдаче ФСС по заявке со ссылкой на предоставление недостоверных сведений в документах, необходимых для выдачи ФСС.
Считая вышеназванные решения Управления об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов необоснованными, заявитель обратился в суд
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «О карантине растений» (далее – Закон о карантине растений) установлено, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации.
Из статьи 2 данного Закона следует, что карантин растений представляет собой правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Под государственным карантинным фитосанитарным контролем понимаются мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Статьей 4 Закона о карантине растений к полномочиям Российской Федерации на обеспечение карантина растений отнесено, в том числе, осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля; разработка и утверждение правил и норм обеспечения карантина растений, перечня карантинных объектов; разработка и установление порядка ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); осуществление карантинной фитосанитарной сертификации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Статьей 7 Закона о карантине растений установлено, что государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В соответствии со статьей 8 Закона о карантине растений ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. №201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере карантина и защиты растений (п.1). Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (п.3).
В силу подпункта «в» пункта 6 данного Постановления Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет выдачу ветеринарных, карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках.
Порядком организации работ по выдаче ФСС, утвержденным приказом Минсельхоза России от 14.03.2007г. №163, установлены правила рассмотрения заявок на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче и выдачи фитосанитарных сертификатов на вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и карантинных сертификатов (КС) на ввезенную на территорию Российской Федерации подкарантинную продукцию, при перевозках по территории Российской Федерации и на подкарантинную продукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что упомянутое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указано, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что в судебном заседании заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании незаконным решения государственного органа в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В случае пропуска такого срока ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока.
Как следует из материалов дела, оспариваемые решения приняты административным органом 29.10.2008, 15.01.2009, 10.02.2009.
ООО «Истком» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд 02.11.2009, то есть по истечении трехмесячного срока со дня принятия решений.
Представитель заявителя считает, что им не пропущен трехмесячный срок для обжалования решений Управления, так как оспариваемые решения об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов получены Обществом только 26.10.2009.
Управление полагает, что довод общества о неполучении оспариваемых решений является необоснованным, поскольку представленные в материалы дела копии реестров на отправку корреспонденции подтверждают добросовестное исполнение обязанности Управления.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.09.2009, адрес (место нахождения) ООО «Истком» зарегистрировано в <...> (л.д.20-21). Данное место нахождения Общества также указано в спорных заявках о выдаче ФСС (л.д.39, 52, 63).
Материалами дела подтверждено, что Управлением решение об отказе в выдаче ФСС от 29.10.2008 №4084 направлено Обществу заказным письмом 31.10.2008 по адресу <...>. Решения об отказе в выдаче ФСС от 15.01.2009, 10.02.2009 Управлением также направлены на указанный адрес Общества заказными письмами соответственно 15.01.2009, 10.02.2009 (л.д.51,61,75). Данные заказные письма были возвращены почтой отправителю – Управлению в связи с отсутствием адресата.
Согласно письму Управления федеральной почтовой связи Республики Бурятия – филиала ФГУП «Почта России» 26.11.2009 от ООО «Истком» поступило заявление о досыле корреспонденции на новый адрес: г.Улан-Удэ, а/я 1586 с приложением копии заявления. Из заявления Общества видно, что новый адрес для корреспонденции Общества указан в связи с переездом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно подпункту "в" пункта 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, почтовое отправление возвращается по обратному адресу при отсутствии адресата по указанному адресу.
Таким образом, Управление приняло все необходимые и достаточные меры по уведомлению организации о принятых ими решениях в установленный срок. Общество не обеспечило получение поступающей в его адрес корреспонденции, в связи с чем негативные последствия неполучения корреспонденции по месту своего нахождения несет заявитель.
Кроме этого, по мнению суда, факт получения заявителем текстов оспариваемых решений 26.10.2009 не имеет правового значения.
Из части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что законодатель связывает начало течения трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта не с моментом получения текста оспариваемого акта, а с моментом, когда лицу стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Пунктом 13 Порядка организации работ по выдаче федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 20.04.2007 №163, установлено, что решение о выдаче ФСС или об отказе в их выдаче принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов.
Как установлено, Общество в спорных случаях не получило фитосанитарные сертификаты по истечении 30 календарных дней со дня направления заявок на их выдачу. Следовательно, заявителю с указанного времени было известно о нарушениях его прав и законных интересов в связи с отказом административным органом в выдаче фитосанитарных сертификатов.
Данные выводы суда также подтверждаются, что Общество в июне, июле, августе 2009 года обращалось к должностным лицам Управления, органы прокуратуры по вопросу невыдачи ФСС по указанным партиям лесопродукции.
Таким образом, суд считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование спорных решений Управления об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что общество могло реализовать право на защиту своих прав и интересов в срок, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако не предприняло необходимых мер для обжалования решения Управления.
Пропуск установленного законом срока для обжалования решения государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Кроме этого судом принято во внимание, что восстановление прав и законных интересов по данному спору путем выдачи фитосанитарных сертификатов по спорным заявкам невозможно в связи с тем, что подкарантинная продукция частично реализована, вывезена в соответствии с полученными Обществом фитосанитарными сертификатами по другим заявкам Общества. Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Следовательно, оспариваемыми решениями права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
4. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.
5. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Г.Д-С. Мархаева