НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 16.11.2015 № А10-4262/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

23 ноября 2015 года Дело № А10-4262/2015

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2015 года

Арбитражный суд Республики Бурятии в составе судьи Молокшонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усачевой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) к муниципальному учреждению «Комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ» (ОГРН 1020300976431, ИНН 0323068486) о взыскании ущерба в размере 10 473 940 руб.,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства культуры Республики Бурятия,

при участии в заседании:

от истца: Харитонова Елена Владимировна, представитель по доверенности от 14.01.2015
 № 01-01-12/7, Дылыкова Марина Барадиевна, представитель по доверенности от 16.09.2015 № 01-01-12/19,

от ответчика: Прокопьева Ирина Васильевна, представитель по доверенности от 03.08.2015, Тонких Наталья Юрьевна, представитель по доверенности от 15.09.2015,

от третьего лица: Сультимова Саяна Шойжалсановна, представитель по доверенности от 08.09.2015,

установил:

Министерство финансов Республики Бурятия (далее также Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к муниципальному учреждению «Комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ» (далее также Комитет) о взыскании с учетом принятого судом уточнения 10 473 940 руб. – денежных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

В иске указал и устно пояснил, что ответчику на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры на 2014 год была предоставлена субсидия в сумме 16 090 700 руб.

Впоследствии в результате проведенной истцом проверки соблюдения целей и условий предоставления субсидии установлено нарушение ответчиком принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повлекшего причинение ущерба республиканскому бюджету в размере 10 473 940 руб.

В ходе проверки были сопоставлены данные формы ЗП-культура за 2013 год, 9 месяцев 2014 года, полученные от Комитета, с аналогичными данными, представленными Комитетом в Министерство культуры Республики Бурятия, Бурстат и итогами проверки.

Представитель Министерства указал, что ответчиком для расчета субсидий представлены недостоверные сведения о среднесписочной численности работников муниципальных учреждений культуры в Министерство культуры Республики Бурятия, а именно в состав сведений включены показатели филиала МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ», филиала МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ», осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД 74.12 «Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита».

Указанное несоответствие повлекло отклонение объема субсидии на испрашиваемую сумму.

Кроме того, проверкой дополнительно установлено, что Комитет частично в сумме 6 985 167 руб. 06 коп. субсидию направил не на повышение заработной платы работников муниципальных учреждений культуры на 2014 год, а на восстановление расходов местного бюджета, понесенных на соответствующие цели.

Вместе с тем ввиду отсутствия установленного порядка возмещения кассовых расходов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и актов сверки фактически произведенных кассовых расходов местного бюджета за счет субсидий операция восстановления расходов местного бюджета в сумме 6 985 167 руб. 06 коп. проведена незаконно.

Таким образом, Комитет использовал с нарушением бюджетного законодательства 10 473 940 руб., которые подлежат возмещению.

Представитель ответчика иск не признал.

Пояснил, что цель соглашения №239 от 27.11.2014 о предоставлении субсидии достигнута, бюджетные ассигнования направлены на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры. В связи с чем, оснований для взыскания в доход бюджета субъекта денежных средств, использованных по целевому назначению не имеется.

Сведения о среднесписочной численности работников учреждений культуры предоставлены по форме ЗП-Культура. Считает, что нарушений при расчете среднесписочной численности работников не допущено.

Дополнительно пояснил, что в действиях ответчика отсутствует противоправность поведения, соответственно, истцом не доказано наличие состава убытков.

Представитель третьего лица поддержал доводы ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 от 07.05.2012 постановлено наряду с иным обеспечение доведения к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе, для чего на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов возложена необходимость предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных Указом и обеспечить разработку соответствующих нормативных правовых актов.

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры (далее также Правила № 559), утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.11.2014 № 559, субсидия предоставляется на основании заключаемого Министерством культуры Республики Бурятия и администрацией муниципального района (городского округа) в Республике Бурятия соглашения.

27.11.2014 между Министерством культуры Республики Бурятия и Администрацией города Улан-Удэ подписано соглашение № 239 о предоставлении в 2014 году субсидии бюджету муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в 2014 году.

Предметом соглашения является предоставление ответчику в 2014 году субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов бюджету муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в 2014 году по профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии», от 29.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих», от 14.03.2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии» (пункт 1.1).

Согласно пункту 1.2 соглашения размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета бюджету муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» на 2014 год составляет 16 090 700 руб. (в ред. дополнительного соглашения от 19.12.2014)

На получателя субсидии возложена обязанность обеспечить достижение в 2014 году показателя предоставления субсидии на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в размере 17431 руб. (пункт 2.3.10).

Согласно приложению № 1 к соглашению общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» составляет 121687 тыс. руб., в том числе за счет средств республиканского бюджета (субсидии) 16090,7 тыс. руб., за счет средств местного бюджета МО городской округ «город Улан-Удэ» 105596,3 тыс. руб.

Платежными поручениями №888 от 01.12.2014 и № 243 от 22.12.2014 Комитету перечислено 16 090 700 руб. В качестве назначения платежа указано на предоставление субсидии на повышение средней заработной платы работников культуры на 2014 год в соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.11.2014, соглашением № 239 от 27.11.2014, дополнительным соглашением № 298 от 19.12.2014.

06.03.2015 Министерством принято распоряжение №11 о проведении выездной плановой проверки Комитета на предмет соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета бюджету городского округа «город Улан-Удэ».

В результате проверки выявлены следующие нарушения:

- предоставление Комитетом в Министерство культуры Республики Бурятия недостоверной информации о среднесписочной численности работников сферы культуры
 г. Улан-Удэ (на 22,9 человек в сторону увеличения), используемую для расчета субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры;

- восстановление расходов местного бюджета на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры за октябрь, ноябрь 2014 года в сумме 6 985 167 руб. 06 коп. в отсутствие порядка возмещения кассовых расходов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, источником финансового обеспечения которых должны являться целевые средства и актов сверки фактически произведенных кассовых расходов местного бюджета в декабре 2014 года за счет субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры.

Ущерб, причиненный республиканскому бюджету, рассчитан в сумме 10 473 940 руб.

Одновременно с этим указано, что по итогам расчетов средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры за 2014 год превысила показатель, установленный в дополнительном соглашении № 298 от 19.12.2014. Условия предоставления субсидии Комитетом выполнены (л.д. 22).

15.05.2015 Министерство выставило Комитету предписание № 1, в том числе о возмещении республиканский бюджет 10 473 940 руб.

Порядок расчета размера субсидии предусмотрен пунктом 5.15.1 Приложения 35 к Закону Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" от 13 декабря 2013 года № 254-V.

Формула определения размера субсидии учитывает достигнутое значение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры за 2013 год, а также среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) на 1 октября 2014 года в соответствии с данными по форме ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала", представленными в Министерство культуры Республики Бурятия.

Форма «ЗП-Культура», содержащая сведения о численности работников сферы культуры, утверждена приказом Росстата от 30.12.2013 № 508.

Министерство в результате проверки установило, что в состав сведений по форме ЗП-Культура, были включены сотрудники филиалов МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» и МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ», осуществляющие деятельность в области бухгалтерского учета и аудита (всего 391 человек без внешних совместителей).

В ходе проверки истцом установлено, что за 9 месяцев 2014 среднесписочная численность работников сферы культуры г. Улан-Удэ составила 368,1 человек.

Вместе с тем Министерство не учло следующее.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 05.06.2013 № 727-р МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» реорганизовано путем присоединения к нему МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» с сохранением основных целей деятельности реорганизуемого учреждения.

10.06.2013 во исполнение упомянутого распоряжения Комитетом издан приказ № 60 о реорганизации МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ».

19.09.2013 деятельность МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» прекращена, о чем свидетельствуют Приказ Комитета № 92/1 от 19.09.2013 и уведомление налогового органа от 19.09.2013 № 679.

Таким образом, при предоставлении сведений о среднесписочной численности сотрудников МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» были представлены сведения о сотрудниках присоединенного МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» и были правомерно приняты Министерство культуры Республики Бурятия к расчету размера субсидии (по состоянию на 01.10.2014).

Суд считает, что в данном случае истцом представлены достоверные сведения о численности работников учреждений культуры, поскольку сотрудники присоединенного МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» на момент подачи сведений являлись сотрудниками МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ».

Одновременно в судебном заседании установлено, что денежные средства на повышение заработной платы указанным работникам непосредственно не направлялись, поскольку в последующем вновь имела место реорганизация МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» путем выделения МАУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре г. Улан-Удэ» (распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 13.08.2014 № 1104-р, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 01.12.2014).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не усматривает в действиях ответчика нарушений принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того Истец также указал, что часть полученной субсидии ответчик неправомерно направил на восстановление расходов местного бюджета, понесенных в связи с повышением средней заработной платы работникам культуры в октябре и ноябре 2014 года, что не соответствует целям предоставления субсидии.

Истец также указал, что порядок возмещения кассовых расходов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, отсутствует.

Акт сверки фактически произведенных кассовых расходов местного бюджета за счет субсидий между Комитетом и Министерством культуры Республики Бурятия не составлялся.

В отношении упомянутых доводов истца суд считает отметить следующее.

Как установлено статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 10 Правил предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.11.2014 № 559 (далее Правила № 559), субсидия подлежит взысканию в доход республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случае ее нецелевого использования.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пунктам 2, 4, 6, 7 Правил № 559 средства, предоставляемые в виде субсидий, направляются на осуществление софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры и должны быть возвращены в случае неиспользования или использования не по целевому назначению.

Субсидия предоставляется бюджету муниципального района (городского округа) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству культуры Республики Бурятия на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 4 Правил).

Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов (городских округов) при условии обязательства муниципального района (городского округа) по доведению и соответствия показателя предоставления субсидий – «средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры», установленного соглашением между Министерством культуры Республики Бурятия и администрацией муниципального района (городского округа) в Республике Бурятия (пункт 7 Правил).

Из совокупного анализа пунктов 2 и 4 Правил № 559 следует, что субсидия на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры имеет целью софинансирование расходов местного бюджета на соответствующие цели.

При этом условием предоставления субсидии является достижение установленного соглашением показателя средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры.

Как установлено проведенной Министерством проверкой, в октябре и ноябре 2014 года Комитет исполнил обязательства местного бюджета по повышению средней заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры.

Как следует из пункта 18 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184 - ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета),

Однако, в октябре и ноябре 2014 года Комитет самостоятельно понес расходы на повышение средней заработной платы из местного бюджета, источником финансового обеспечения которых должна была являться, в том числе субсидия из республиканского бюджета.

Субсидия поступила Комитету к концу финансового года, позднее исполнения Комитетом обязательства по повышению средней заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры.

При подобных обстоятельствах суд не усматривает предусмотренных законом оснований для возврата полученной субсидии.

Относительно ссылки истца на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 02-03-09/4393 от 11.11.2010 о порядке возмещения кассовых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, суд отмечает следующее.

Согласно указанному письму возмещение расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых должны являться целевые средства, осуществляется в порядке, аналогичном порядку возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок же восстановления кассовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в финансовых органах субъектов Российской Федерации, Министерством финансов Республики Бурятия не разработан, соответственно, нарушен ответчиком быть не может.

В этой связи, учитывая установленные обстоятельства, суд не усматривает в действиях ответчика противоправности, несоблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе статьи 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований отказывает.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Д.В.Молокшонов