НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 13.05.2011 № А10-407/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-407/2011

“20” мая 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена «13» мая 2011 г.

Полный текст решения изготовлен «20» мая 2011 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военного комиссариата Республики Бурятия (ОГРН 1040302972082, ИНН 0326021133) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании предписания №06-14/040 от 14.12.2010 в части требования о возмещении в доход федерального бюджета денежных средств в размере 3 321 952,78 руб.

при участии:

заявителя: Каминской С.В., представителя по доверенности от 07.02.2011, Медведевой Е.А., представителя по доверенности от 17.03.2011;

ответчика: Шабагановой Р.А., представителя по доверенности от 09.02.2011, Хабусовой Л.М., представителя по доверенности от 08.04.2011, Шагдуровой Г.Н., представителя по доверенности от 08.04.2011;

установил:

Военный комиссариат Республики Бурятия (далее – Военный комиссариат, ВК РБ, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлениемк Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее – ТУ ФСФБН в РБ, Управление, ответчик) об оспаривании предписания №06-14/040 от 14.12.2010 в части требования о возмещении в доход федерального бюджета денежных средств в размере 3 321 952,78 руб.

Представители заявителя в предварительном судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнили требования, просили признать пункты 3-14 раздела 1 оспариваемого предписания необоснованным (незаконным), а сумму в размере 2 851 161,44 руб. целевым использованием бюджетных средств; пункты 1–2 раздела 1 предписания в части нецелевого использования бюджетных средств в виде выплат на сумму 46 603,67 руб. и на сумму 424 187,67 руб. мерами крайней необходимости и освободить заявителя от ответственности; признать незаконным требования предписания о возмещении в доход федерального бюджета денежных средств в размере 3 321 952,78 руб. и отменить его; взыскать с ответчика сумму госпошлины в размере 2000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований судом приняты.

Представители заявителя требования поддержали и дали пояснения согласно поданному заявлению и письменных уточнений требований (л.д.3-7 т.1, л.д.26-28 т.2, 77-79 т.3).

Заявитель не согласен с пунктами 3-14 раздела 1 предписания, которым признано нецелевым использованием бюджетных средств в сумме 2 851 161,44 руб. Считает, что расходование средств на указанную сумму является целевым использованием бюджетных средств. Доказательствами указанного обстоятельства являются телеграмма заместителя МО РФ по финансово-экономической работе Чистовой В. от 23.12.2009 №6010; телеграмма начальника ОМУ СибВО Авдеева от 04.12.2009 №5659; письмо Департамента социальных гарантий МО РФ от 31.03.2011 №182/1/1/778; письмо военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона по проверке нарушений на указанную сумму от 17.02.2011 №1208. Расходование средств произведено по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств.

Наряду с этим заявитель свои доводы обосновал ссылкой на пункты 1, 6, 11 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письмо Минфина РФ от 18.12.2009 №02-07-10/5856.

Нарушение, изложенное в пункте 1 раздела 1 предписания, в виде выплаты суммы 46 603,67руб. совершено заявителем в силу крайней необходимости. Данная выплата произведена во избежание наибольших потерь для федерального бюджета. В соответствии с приказом ВК РБ от 25.11.2008 №223 указанная сумма подлежала выплате по статье экономической классификации 222 «транспортные услуги». Ввиду отсутствия денежных средств на лицевых счетах ВК РБ по данной статье, продолжительное время выплата не производилась. Военнослужащий обратился в органы прокуратуры. 28 января 2009 года ему были выплачены денежные средства. Иначе, в случае обращения военнослужащего в суд, военным комиссариатом были бы понесены расходы в большем объеме.

Нарушение, изложенное в пункте 2 предписания, в виде нецелевого использования бюджетных средств на сумму 424 187,67 руб. совершено Военным комиссариатом также в силу крайней необходимости, во избежание наибольших потерь для федерального бюджета. В соответствии организационно-штатными мероприятиями на основании приказов Командующего СибВО подлежали увольнению ряд военнослужащих, в том числе по приказу №0368 от 21.12.2009 – Гаврилов С.А., №0344 от 28.11.2009 – Ербаев З.И., №0369 от 21.12.2009 - Садуев Д.Б., №0344 от 28.11.2009 – Шемякин В.А. В связи с увольнением указанным военнослужащим были выплачены суммы, в том числе 424 187,67 руб. из денежных средств по подстатье 262. Организационно-штатные мероприятия были произведены на основании Директивы №Д-39 от 28.10.2010, согласно которой военные комиссариаты районов РБ подлежали переформированию в ВК РБ. Расчет военнослужащих производился по имеющимся в наличии средствам в Военном комиссариате. Расчеты с военнослужащими были произведены в полном объеме, исключение военнослужащих произведено 31.12.2009 на основании приказа ВК РБ №248.

Несвоевременное исключение из личного состава военнослужащих расценивается как бездействие командования, а также необоснованное содержание военнослужащих и в дальнейшем производство выплат из федерального бюджета, не имея на то законных оснований.

Письмами Минфина РФ от 18.12.2007 №02-13-10/ 3471 , от 25.08.2008 №42-7.1-15/5.1-392 установлено, что к получателям средств бюджета не могут применяться меры принуждения в виде возмещения средств, использованных не по целевому назначению. Считают, что за нарушение, предусмотренное статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможно применение только ограниченного и конкретизированного перечня мер принуждения, в том числе изъятие денежных средств в бесспорном порядке, привлечение к административной ответственности, уголовной ответственности. Мера принуждения в виде возмещения незаконно израсходованных средств противоречит положениям статей 282, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Представители ТУ ФСФБН в РБ заявленные требования не признали и дали пояснения согласно письменному отзыву (л.д.121-124 т.1, л.д.2-6, 92-96 т.3).

Факты нецелевого использования Военным комиссариатом бюджетных средств подтверждены результатами проверки, проведенной Управлением. Телеграмма заместителя министра обороны Российской Федерации Чистовой В.Е. от 22.12.2009 №182/1/1/2016 не является нормативно-правовым актом. Она противоречит бюджетному законодательству. Заявителем не представлены доказательства наличия согласования с Министерством финансов Российской Федерации изменений лимитов бюджетных средств. Выплата дополнительной премии и выходного пособия военнослужащим за счет выделенных средств по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», является нецелевым использованием бюджетных средств. Остатки денежных средств по указанной статье расходов должны были перечислены на единый счет бюджета в установленный срок, а не использоваться для получения дополнительной премии и выплату выходного пособия военнослужащим в сумме 3 275 349,11 руб. Предписание в части возмещения незаконно использованных бюджетных средств принято в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Довод заявителя, что нецелевое использование бюджетных средств произведено в силу объективных обстоятельств и вызваны мерами крайней необходимости не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства в силу статей 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации не влекут освобождение от исполнения обязанностей, установленных законом. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.

Из материалов дела следует, что с 20 сентября 2010 года по 02 ноября 2010 года Управлением в соответствии с планом контрольной работы ТУ ФСФБН в РБ на 2010 г. проведена проверка отдельных вопросов финасово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата Республики Бурятия за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, о чем составлен акт №153 от 02 ноября 2010 года (л.д.97-141 т.3).

По результатам рассмотрения акта Управлением в адрес Военного комиссариата вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 14 декабря 2010года №06-14/040 (л.д.24-37 т.1).

Актом проверки №153 от 02 ноября 2010 года установлено, что Военным комиссариатом совершены финансовые нарушения, в том числе нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 3 321 952,78 руб.:

- в нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 161, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 №145н денежные средства в сумме 46 603,67 руб., предусмотренные на оплату денежного довольствия военнослужащих по КБК 187 0201 2025800 014 211 «Заработная плата», направлены и использованы на оплату компенсации военнослужащим за проезд к месту отдыха, относящейся по экономическому содержанию к группе расходов КБК 187 0201 2017000 014 222 «Транспортные услуги»;

- денежные средства в сумме 3 275 349,11 руб., предусмотренные на выплаты, относящиеся к группе расходов по КБК 187 0201 2025800 014 262 «Пособия по социальной помощи населению», направлены и использованы на цели, не соответствующие условиям получения, то есть

- на выплату выходного пособия военнослужащим, уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями, положенного к выплате по КБК 187 0201 2025800 014 211 «Заработная плата», в сумме 424 187, 67 руб. Военнослужащие, которым произведена данная выплата, являлись военными комиссарами районных военных комиссариатов, не числились в штате и на довольствии ВК РБ;

- на выплату дополнительной премии, относящейся по экономическому содержанию к группе расходов КБК 187 0201 2025800 014 211 «Заработная плата», в сумме 2 851 161,44 руб., в том числе выплачена дополнительная премия сотрудникам районных военных комиссариатов, не состоящих в штате и на довольствии ВК РБ, в сумме 1287600,00 руб.

Предписанием от 14 декабря 2010года №06-14/040 (пункты 1 – 14) Военному комиссариату предписано устранить нарушение – нецелевое использование средств федерального бюджета, возместить в доход федерального бюджета денежные средства в размере 3 321 952,78руб., израсходованные не по целевому назначению, на счет Администратора 151 116 32000 01 0000 140 «Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета)» не позднее одного месяца с даты получения предписания. 

Не согласившись с предписанием в вышеуказанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из вышеприведенной нормы, арбитражный суд в предмет судебного исследования включил вопросы наличия полномочий ТУ ФСФБН в РБ на принятие предписания от 14 декабря 2010 года №06-14/040, соответствие законодательству данного ненормативного акта, нарушения прав и интересов Военного комиссариатав области предпринимательской и иной экономической деятельности названным предписанием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Статьей 166.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

В силу пункта 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005г. №89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору вфинансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1.1 приведенного Положения территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктами 5.14.1, 5.14.7 указанного Положения территориальное управление вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в том числе в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящееся в федеральной собственности; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Аналогичные нормы также отражены в Положении о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, утвержденного приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. №62.

Исходя из вышеназванных норм, судом делается вывод, что ТУ ФСФБН в РБ обладает полномочиями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и вынесению предписания по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (ред. от 22.06.2009) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов. Военный комиссариат имеет печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства (пункт 2). Материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке (пункт 18).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22.09.2009, действующей на момент возникновения спорных правоотношений в связи с нарушениями бюджетного законодательства за 2009 год) даны следующие определения понятий и терминов:

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;

Из анализа приведенных норм следует, что Военный комиссариат Республики Бурятия в период возникновения спорных правоотношений в связи с нарушениями бюджетного законодательства являлся бюджетным учреждением, получателем бюджетных средств, финансовое обеспечение которого осуществляется на основе бюджетной сметы. 

Исходя из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22.09.2009, действующей на момент возникновения спорных правоотношений в связи с нарушениями бюджетного законодательства за 2009 год) бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

составляет и исполняет бюджетную смету;

принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н (действовал с 01.01.2009 по 31.12.2009) утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее по тексту – Указания № 145н).

В разделе V Указаний № 145н отражена классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям № 145н). Данная классификация является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Подстатьей 211 «Заработная плата» предусмотрены расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.

Подстатья 222 «Транспортные услуги» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение транспортных услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Подстатья 262 « Пособия по социальной помощи населению» расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования.

Как следует из акта проверки №153 от 02 ноября 2010 года, Военным комиссариатом в период 28-29 декабря 2009 года из денежных средств, относящихся к группе расходов по КБК 187 0201 2025800 014 262 «Пособия по социальной помощи населению», произведены выплаты на сумму 2 851 161,44 руб.. в виде дополнительной премии военнослужащим, относящейся по экономическому содержанию к группе расходов КБК 187 0201 2025800 014 211 «Заработная плата».

В оспариваемом предписании указанные нарушения на общую сумму 2 851 161,44 руб. отражены в пунктах 3-14.

Данные фактические обстоятельства не оспариваются заявителем. Вместе с тем, по мнению заявителя, указанные расходы являются целевым использованием бюджетных средств, поскольку они произведены по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств. В подтверждение своих доводов заявителем представлены служебные телеграммы.

Из телеграммы (вх.№5659 от 04.12.2009) начальника ОМУ СибВО Авдеева, следует, что в целях безусловного выполнения бюджетных обязательств и обеспечения качественного заключения 2009 бюджетного года, исключения образования на 1 января 2010 года остатков средств федерального бюджета военным комиссарам субъектов Российской Федерации требуется взять на жесткий контроль полное и целевое использование денежных средств, выделенных в 2009 году; представить доклад об отсутствии денежных средств по всем статьям сметы МО РФ (л.д.21 т.2).

Из телеграммы (вх. №6010 от 23.12.2009) в адрес военных комиссаров субъектов Российской Федерации, подписанной заместителем министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе В.Чистовой, следует следующее. В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации 2009 №115 и его решением, выделенные вам лимиты бюджетных обязательств по подстатье 211 «Заработная плата», 212 «Прочие расходы» и 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ разрешается использовать на дополнительную выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, из расчета 30,0 тыс.рублей на одну штатную должность в войсковом звене, военных прокуратурах и военно-следственных органах за счет экономии денежных средств во втором полугодии 2009 года. Прошу обеспечить распределение и доведение указанных лимитов бюджетных обязательств до военных комиссариатов, воинских частей и организаций, выплату дополнительной выплаты военнослужащим и использование вышеуказанных бюджетных ассигнований до конца 2009 года в полном объеме (л.д.19 т.2).

По мнению суда, указанные телеграммы не свидетельствуют о целевом характере использования Военным комиссариатом бюджетных средств выделенных по статье «Пособия по социальной помощи населению», и выплаченных им в виде дополнительных премий военнослужащим.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункт 1); составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (подпункт 5); вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств (подпункт 6); организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности (подпункт 11) и др.

Из приведенной нормы следует, что главный распорядитель бюджетных средств (в рассматриваемом случае Министерство обороны Российской Федерации) вправе вносить предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительными полномочиями по внесению изменений в лимиты бюджетных обязательств обладает руководитель Министерства финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2008 N 143н (ред. от 20.07.2009) утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 9 раздела IV указанного Порядка ведение сводной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Министерство финансов Российской Федерации посредством внесения изменений в показатели сводной росписи и лимиты бюджетных обязательств. Изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств утверждается Министром финансов Российской Федерации.

Заявителем не представлены какие-либо доказательства о внесении в установленном порядке изменений бюджетных обязательств главным распорядителем бюджетных средств.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 28.03.2009 №115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации» предусмотрена выплата с 01 января 2009 года за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии с утвержденным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее Порядок).

Пунктом 1 указанного Порядка, приложения к вышеназванному Приказу, предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала.

Таким образом, названным Приказом не предусматривается расходование средств на дополнительные выплаты военнослужащим, за счет средств выделенных по статье «Пособия по социальной помощи населению» или другими статьями расходов бюджетов.

Оценивая фактические обстоятельства и нормы правового регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что изложенные в пунктах 3-14 оспариваемого предписания выплаты на общую сумму 2 851 161,44 руб., произведенные Военным комиссариатом из денежных средств, относящихся к группе расходов по КБК 187 0201 2025800 014 262 «Пособия по социальной помощи населению», являются нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Судом не принимается ссылка заявителя в подтверждение своих доводов на Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2009 №02-07-10/5856.

Из указанного Письма следует, что в целях реализации полномочий, установленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об обеспечении результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают внесение изменений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетные сметы и (лил) госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств после согласования с Министерством финансов Российской Федерации, а также уточнение отражения в бюджетном учете на лицевых счетах указанных кассовых операций, проведенных в текущем финансовом году.

Следовательно, главным распорядителем средств федерального бюджета в любом случае должны быть в установленном порядке внесены изменения в соответствующие документы.

Актом проверки №153 от 02 ноября 2010 года также установлено, что Военным комиссариатом произведена выплата выходного пособия в сумме 424 187, 67 руб. военнослужащим, уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями, положенного к выплате по КБК 187 0201 2025800 014 211 «Заработная плата», из денежных средств, относящихся к группе расходов по КБК 187 0201 2025800 014 262 «Пособия по социальной помощи населению». В оспариваемом предписании данное финансовое нарушение отражено в пункте 2 как нецелевое использование средств федерального бюджета.

Заявитель, не оспаривая нецелевой характер произведенных выплат, считает, что Военный комиссариат в данном случае действовал в состоянии крайней необходимости.

В соответствии с Директивой командующего войсками Сибирского военного округа от 28.10.2009 №39 «Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах Сибирского военного округа в 2009 году» до 01 декабря 2009 военный комиссариат Республики Бурятия и военные комиссариаты муниципальных образований Республики Бурятия подлежали переформированию в военный комиссариат Республики Бурятия.

На основании указанной Директивы проведены организационно-штатные мероприятия, в том числе произведены увольнения с военной службы военных комиссаров районов Республики Бурятия. Военным комиссариатом уволенным военнослужащим в декабре 2009 года произведены соответствующие выплаты, в том числе выходные пособия.

Заявитель в обоснование своих доводов указал, что выплата выходного пособия из денежных средств, выделенных по подстатье 262, произведены в целях своевременного исключения военнослужащих из личного состава, недопущения наибольших потерь для федерального бюджета. Военным комиссариатом был произведен расчет по имеющимся в наличии средствам.

Вместе с тем, по мнению суда, проводимые военным командованием организационно-штатные мероприятия не могут быть отнесены к обстоятельствам, свидетельствующим о состоянии крайней необходимости.

Кроме этого, суд считает, что, исходя из предмета рассматриваемых спорных правоотношений, указанные заявителем обстоятельства не изменяют характер произведенных выплат как нецелевое использование средств федерального бюджета, что по существу не отрицает сам заявитель.

Следовательно, факт нарушения заявителем бюджетного законодательства подтверждается. Пункт 2 оспариваемого предписания соответствует нормам бюджетного законодательства, требования заявителя в этой части также не подлежат удовлетворению.

Актом проверки №153 от 02 ноября 2010 года также установлено, что Военным комиссариатом произведена выплата в сумме 46 603,67 руб. компенсации военнослужащему за проезд к месту отдыха, относящейся по экономическому содержанию к группе расходов КБК 187 0201 2017000 014 222 «Транспортные услуги» за счет средств, предусмотренных на оплату денежного довольствия военнослужащих по КБК 187 0201 2025800 014 211 «Заработная плата». В оспариваемом предписании данное финансовое нарушение отражено в пункте 1 как нецелевое использование средств федерального бюджета.

Заявитель в обоснование своих действий по указанной выплате указал, что выплата компенсации за проезд к месту отдыха за счет средств, выделенных по подстатье 211, произведены в целях недопущения наибольших потерь для федерального бюджета, в условиях крайней необходимости.

Как и в выше изложенном случае, заявитель по существу не оспаривает нецелевой характер использования средств федерального бюджета.

Доводы об условиях крайней необходимости судом не принимаются. По мнению суда, указанные в заявлении обстоятельства, при которых указанная выплата произведена, не влияют на оценку законности предписания в указанной части. Выплата денежных средств в сумме 46 603,67 руб. за счет средств, выделенных заявителю по подстатье «Заработная плата» является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Таким образом, из оценки фактических обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм правового регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что факты нецелевого использования Военным комиссариатом средств федерального бюджета на общую сумму 3 321 952,78 руб., изложенные в пунктах 1-14 оспариваемого предписания, подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Из системного толкования главы 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные данным Кодексом и федеральными законами.

Перечень мер и оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации содержится в статьях 282, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом указанный перечень не является исчерпывающим и может содержать иные основания, предусмотренные Кодексом или федеральными законами.

Исходя из анализа приведенных норм права, установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства является полномочиями федеральных органов власти.

Из оспариваемого предписания следует, что основанием для применения меры принуждения явилось нецелевое использование Военным комиссариатом средств федерального бюджета.

Статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является в том числе, нецелевое использование бюджетных средств.

Оценив фактические обстоятельства и вышеприведенные нормы бюджетного законодательства, суд находит, что Управление правомерно оспариваемым предписанием признало вышеперечисленные финансовые нарушения Учреждения основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Из пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнения бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств. 

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. указов Президента Российской Федерации от 25.07.2000 №1358, от 18.07.2001 №872) средства федерального бюджета, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение месяца после выявления указанных нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным отношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений, в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.

Согласно статье 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные отношения, предусмотренные в части 1 статьи 1 названного Кодекса.

Пунктом 7 Федерального закона от 09.07.1999 №159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Учитывая данные нормы правового регулирования, суд находит, что Управление правомерно в оспариваемом предписании установило требования о возмещении денежных средств в размере 3 321 952,78 руб., израсходованные Военным комиссариатом не по целевому назначению, как меру принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание принято ТУ ФСФБН в Республике Бурятия в пределах возложенных на него полномочий, соответствует нормам действующего законодательства.

Поскольку судом установлено, что Военный комиссариат допустил нецелевое использование бюджетных средств, в связи с этим суд не усматривает нарушения прав и законных интересов заявителя Предписанием о возмещении указанных средств в доход федерального бюджета.

Судом рассмотрены доводы заявителя, что получатели средств федерального бюджета не могут осуществлять возмещение незаконно израсходованных средств за счет средств, выделенных получателям средств из федерального бюджета. В подтверждение своих доводов заявитель сослался на письма Минфина РФ от 18.12.2007 №02-13-10/ 3471 , от 25.08.2008 №42-7.1-15/5.1-392.

Вместе с тем данные доводы заявителя не доказывают несоответствие законодательству оспариваемого предписания

Из письма Минфина России от 18.12.2007 №02-13-10/ 3471 следует, что  получатели средств федерального бюджета не могут осуществлять возмещение незаконно израсходованных средств за счет средств, выделенных получателям средств из федерального бюджета, или средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В письме Минфина России от 25.08.2008 №42-7.1-15/5.1-392 о направлении письма Министерства Финансов Российской Федерации от12.08.2008 №02-13-10/2379 указано, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе выносить руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств, в частности, в случаях переплаты физическим лицам за счет средств, выделенных получателям средств из федерального бюджета.

К получателям средств бюджета не могут применяться меры принуждения в виде возмещения средств, использованных не по целевому назначению или незаконно, исполняемые в порядке бесспорного взыскания сумм с лицевых счетов получателей средств бюджета.

Вышеназванные письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят разъяснительный характер. Кроме этого они не регулируют спорные отношения, поскольку в оспариваемом предписании не установлено требование о возмещении средств за счет средств, выделенных заявителю из федерального бюджета или в порядке бесспорного взыскания сумм с его лицевого счета.

Кроме этого, из оспариваемого предписания следует, что сумма нарушения в размере 3321952,78 рублей подлежит возмещению в доход федерального бюджета на код 151 1 16 32000 01 0000 140.

Пунктом 3 Приказа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.12.2009 №319 «О закреплении в 2010 году полномочий администратора доходов федерального бюджета за территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» установлено, что территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора администрируют доходы федерального бюджета, в том числе, по коду бюджетной классификации Российской Федерации на основании нижеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации – 151 1 16 32000 01 0000 140 денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета) - статья 281, часть 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", пункты 121, 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2007 г. N 75н.

Таким образом, вышеизложенным подтверждается возможность исполнения предписания в части возмещения средств в федеральный бюджет.

При таких обстоятельствах суд считает, что Военный комиссариат не доказал несоответствие оспариваемого в части предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 14 декабря 2010 года №06-14/040 закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований заявителя отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья Г.Д.-С. Мархаева