НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 12.07.2018 № А10-641/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

18 июля 2018 года Дело № А10-641/2018

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Хатуновой А. И. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Кислицыной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Республиканское агентство занятости населения (ОГРН 1070326000161, ИНН 0323825721, 670049, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Жердева, 2, А) к обществу с ограниченной ответственностью «Добрые руки» (ОГРН 1100327004249, ИНН 0326490720,670010, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Ермаковская, д. 22, оф. 5) о взыскании 68 096 руб. выданной субсидии,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Степанов Александр Валерьевич и Печкина Галина Александровна,

при участии в заседании представителей

истца: Сорокиной И.А. по доверенности от 17.04.2018 (до и после перерыва),

ответчика: Чукреевой О.Б. по доверенности от 01.03.2018 (до и после перерыва),

третьего лица Степанова Александра Валерьевича (предъявлен паспорт) (после перерыва),

установил:

Республиканское агентство занятости населения (далее – истец, агентство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Добрые руки» (далее – ответчик, общество) о взыскании 68 096 руб. полученной субсидии.

В обоснование иска указано, что на территории Республики Бурятия в 2016 году

Правительством Республики Бурятия реализовывалась Подпрограмма «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 №272.

01 ноября 2016 года агентством в рамках вышеуказанной Подпрограммы и постановления Правительства Республики Бурятия от 18.08.2016 № 387 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия» заключен договор № 3 о предоставлении субсидии на возмещение затрат на трудоустройство инвалидов с обществом «Добрые руки» на основании решения агентства о предоставлении субсидии ООО «Добрые руки». В соответствии с условиями договора агентство предоставило на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств субсидию из республиканского бюджета в целях финансового возмещения затрат, понесенных работодателем на адаптацию и наставничество на рабочих местах инвалидов-колясочников I группы, что выражается в компенсации расходов работодателю, понесенных на выплаты заработной платы инвалидам и их наставникам. В рамках исполнения договора от 01.11.2016 № 3 агентство перечислило ответчику из средств республиканского бюджета субсидию в размере 36514 рублей 17 копеек.

В ходе проверки установлен факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств обществом, являющихся основаниями для возврата полученных субсидий в бюджет согласно п. 15 Положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, а именно: получатель субсидии не представил агентству заверенные копии документов, подтверждающие наличие трудовых отношений с работниками-инвалидами за десять календарных дней до истечения срока действия настоящего договора в соответствии с пунктом 3.2.2 договора № 3 о предоставлении субсидии на возмещение затрат на трудоустройство инвалидов от 01 ноября 2016 года. Кроме того, обществом на момент проверки не представлены трудовой договор с инвалидом Степановым Александром Валерьевичем и платежные документы на перечисление страховых взносов и налога на доходы с физических лиц. Данные факты отражены в акте № 2 от 30 августа 2017 года. В ходе проведения проверки получателем субсидии были представлены документы, которые не совпадают с заверенными копиями документов, предоставленных ранее агентству при предоставлении субсидии и находящихся у агентства:

а) приказ ООО «Добрые руки» от 26 августа 2016 года № 18 (предоставлен в ходе проведения проверки) не соответствует по форме и содержанию приказу (предоставленному в агентство при получении субсидии), в части не соответствия периодов возложения обязанностей наставника, то есть в одном приказе обязанности возложены с 26.08.2016 г. по 26.12.2016, в другом приказе с 26.08.2016 и без определения даты окончания исполнения обязанностей. Приказ, предоставленный в ходе проверки, подписан Дегтяревой Т. В., а приказ, находящийся в агентстве, подписан Батуевым А. Д.

б) Подписи работника Степанова А.В., трудоустроенного инвалида-колясочника не совпадают в приказах ООО «Добрые руки» № 06 от 26 августа 2016 года и индивидуальной программе реабилитации инвалида, в ведомостях на получение заработной платы не проставлена подпись в соответствующей графе, а прописана фамилия «Степанов».

Истец считает, что выданные субсидии на основании п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат возврату в республиканский бюджет.

Определением от 14.02.2018 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Степанова Александра Валерьевича и Печкину Галину Александровну (наставника).

23.03.2018 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства.

26 апреля 2018 года судом принято уточнение иска до суммы 36514 руб. 17 коп. полученной субсидии на возмещение затрат на адаптацию на рабочем месте и наставничество инвалида Степанова Александра Валерьевича.

Представитель истца иск поддержал, просил взыскать с ответчика 36514 руб. 17 коп.- суммы полученной субсидии.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что Степанов А.В. работал у ответчика, может сам явиться в судебное заседание и дать пояснения по обстоятельствам дела. Представил копию приказа № 06 от 26.08.2016 о приеме Степанова А.В. на работу и копию приказа от 26.12.2017 об увольнении Степанова А.В. с работы, которые приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 10 июля 2018 года объявлен перерыв до 12 июля 2018 года до 16 часов 00 минут.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Кислицыной С.А. при участии третьего лица Степанова А.В., представителей истца и ответчика.

Третье лицо – Степанов А.В. пояснил, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком, действительно работал у него, получал заработную плату, работал и дома, и в офисе. Печкина Г.А. была у него куратором. Относительно разных подписей на документах пояснил, что иногда за него расписывалась его мать. Представил трудовой договор № 3 от 26.08.2016, трудовую книжку ТК-II № 2025026, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела, в том числе представленной третьим лицом выписки из трудовой книжки ТК-II № 2025026, усматривается, что обществом согласно приказу № 06 от 26 августа 2016 года на неполный рабочий день с 26.08.2016 принят на работу менеждером Степанов Александр Валерьевич, с которым заключен трудовой договор № 03 от 26.08.2016 года.

01 ноября 2016 года между агентством и обществом заключен договор № 3 о предоставлении субсидии на возмещение затрат на трудоустройство инвалида Степанова А.В., согласно условиям которого агентство занятости предоставило на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств субсидию из республиканского бюджета в целях финансового возмещения затрат, понесенных работодателем на адаптацию и наставничество на рабочем месте инвалида-колясочника I группы, что выражается в компенсации расходов работодателю, понесенных на выплаты заработной платы инвалидам и их наставникам. Субсидия на адаптацию инвалидов на рабочем месте и наставничество включает возмещение получателю субсидии понесенных затрат, связанных с трудоустройством, выплатой наставнику денежных средств за оказание помощи в адаптации инвалида на рабочем месте. Предоставляемая субсидия имела строго целевое назначение. Получатель субсидии выразил свое согласие на осуществление главным распорядителем бюджетных средств (агентство занятости) и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка расходования субсидии и исполнением обязательств, принятых по настоящему договору. Получатель субсидии гарантирует трудоустройство инвалида на рабочем месте, соблюдение целевого расхода полученной субсидии и наличие документов, подтверждающих обоснованность расходов на реализацию мероприятия. Субсидия на возмещение затрат на адаптацию на рабочем месте и наставничество на одного инвалида I группы в процессе его трудоустройства и адаптации на рабочем месте в течение шести месяцев предоставляется в размере не более величины минимального размера оплаты труда, установленного на конец года предшествующего отчетному, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент в месяц на каждого инвалида (п. 1.1, п. 2.1, п. 2.3, п. 2.4 договора). Получатель субсидии обязан обеспечивать целевое использование субсидии (п. 3.2.1, ежемесячно представлять в центр занятости заверенные копии документов, указанные в п. 3.1.1 настоящего договора, подтверждающих понесенные затраты. За десять календарных дней до дня истечения срока действия настоящего договора представить в агентство занятости заверенные копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с работниками-инвалидами (п. 3.2.2 договора).

В рамках исполнения договора от 01.11.2016 № 3 агентство занятости выплатило обществу из республиканского бюджета субсидию в размере 36514 рублей 17 копеек, что подтверждается платежными поручениями № 129949 от 26.12.2016, № 149090 от 27.12.2016, № 155774 от 27.12.2016, № 171079 от 28.12.2016 и ведомостями получения денежных средств за августа 2016 – ноябрь 2016 года.

Ответчик факт получения субсидии в указанной сумме не отрицал.

По результатам выездной плановой проверки целевого расходования бюджетных средств и исполнения договорных обязательств получателем субсидии на возмещение затрат, связанных с трудоустройством инвалида, проводимой на основании приказа Республиканского агентства занятости населения 30 августа 2017 года установлен факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств ООО «Добрые руки», получатель субсидии не представил в агентство заверенные копии документов, подтверждающие наличие трудовых отношений с работником-инвалидом Степановым Александром Валерьевичем за десять календарных дней до истечения срока действия настоящего договора в соответствии с пунктом 3.2.2 договора № 3. Также Агентством занятости было указано, что представленные документы, а именно приказы о приеме на работу инвалидов, не соответствуют частично копиям документов, находящимся в агентстве.

08 сентября 2017 года Агентство занятости направило в адрес ООО «Добрые руки» письмо исх. № 79-01-04-И2025/17 с требованием произвести возврат полученной субсидии в сумме 36514 руб. 17 коп.

Ответчик отказался возвратить полученную субсидию (исх. № 26 от 10.10.2017), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.

В силу подп. 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия подлежит возврату лишь в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

В силу части 3.1. БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 15 раздела I Положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных па снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.08.2016 № 387, в случае нарушения получателем субсидии условий ее получения, установленных вышеназванным Положением, допущения фактов нецелевого использования субсидии и (или) нарушения условий договора, заключенного с Агентством занятости, полученные средства субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном пунктами 16 - 18 настоящего указанного Положения.

Нарушение условий предоставления субсидий имеют место не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.

Нарушение получателем субсидии условий ее использования: нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии.

В качестве основания для возврата субсидии истец сослался на нарушение ответчиком п.п. 3.2.2 договора, согласно которому получатель субсидии за десять календарных дней до дня истечения срока действия настоящего договора представить в агентство занятости заверенные копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с работниками-инвалидами.

Пункт 3.2.2 находится в разделе 3 «Обязанности сторон» договора. Указанный подпункт и раздел, сами по себе не являются условиями предоставления субсидии, поскольку это специально не оговорено в договоре.

Исходя из смысла и содержания пункта 3.2.2 договора, он не содержит условий предоставления субсидии, т.е. условий обязательных к соблюдению при получении субсидии. Указанный подпункт предусматривает обязательство ответчика, которые он должен соблюдать уже после получения субсидии.

Исходя из содержания договора условием предоставления субсидии является возмещение затрат, понесенных работодателем на адаптацию и наставничество на рабочем месте инвалида-колясочника I группы.

Нарушение ответчиком условий договора, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий, истцом в ходе рассмотрения настоящего дела не доказано.

Третье лицо Степанов А.В. сообщил, что он был принят на работуобществом «Добрые руки» согласно приказу № 06 от 26 августа 2016 года на неполный рабочий день с 26.08.2016 на должность менеджера. Его наставником по обучению была назначена Печкина Галина Александровна, которой была установлена надбавка за наставничество в размере 10050 руб., что подтверждается приказом № 18 от 26.08.2016.

Степанов А.В. пояснил в судебном заседании, что он действительно работал у ответчика и получал заработную плату, ему был назначен куратор, который обучал его.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком выполнено условие договора по трудоустройству, адаптации и наставничестве на рабочем месте инвалида-колясочника.

Степанов А.В. является инвалидом-колясочником 1 группы, что подтверждено медицинскими документами (л.д.22).

Его трудоустройство в общество подтверждено:

- копией трудовой книжки ТК-II №2025026, в которой имеются записи от 1.07.2015 о принятии в общество на должность администратора, увольнении с 1.07.2016, от 26.08.2016 о принятии в общество на должность менеджера и 26.12.2016 об увольнении по собственному желанию,

- копией трудового договора №3 от 26.08.2016, заключенного между обществом и Степановым А.В. о приеме на работу на должность менеджера,

- оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный

фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год (л.д.71- 77).

-пояснениями ответчика и третьего лица Степанова А.В. о том, что он фактически работал в обществе.

Доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных ответчиком сведений для получения спорной субсидии, истцом не представлено.

Доказательств нецелевого использования денежных средств истцом также не представлено.

Право на получение субсидии подтверждено в ходе рассмотрения настоящего дела и представленными документами в материалах дела.

Соответственно, общество имело право на получение субсидии в размере 36514 руб. 17 коп.

Истцом факт несения ответчиком затрат в размере 36514 руб. 17 коп. в связи с оказанием услуг по адаптации и наставничестве на рабочем месте инвалида-колясочника не опровергнут.

Ссылка истца на несовпадение представленного на проверку приказа ООО «Добрые руки» от 26 августа 2016 года № 18 с заверенной копией документа, предоставленного ранее в агентство при предоставлении субсидии не влияет на выводы суда.

В ходе рассмотрения дела истец не заявлял в порядке ст. 161 АПК РФ о фальсификации ответчиком или иными лицами доказательств, не заявлял ходатайств о назначении соответствующих экспертиз, а Степанова А.В. пояснил, что фактически был трудоустроен в общество, и у него имелся куратор Печкина Г.А.

Несоответствие подписей трудоустроенного инвалида-колясочника Степанова А.В. в приказах ООО «Добрые руки» № 06 от 26 августа 2016 года, в индивидуальной программе реабилитации инвалида, в ведомостях на получение заработной платы само по себе не имеет правового значения, поскольку истец не является специалистом в области почерковедения, а Степанов А.В. и ответчик не отрицают его трудоустройство в обществе и получение заработной платы.

При таких обстоятельствах оснований для возврата субсидии, выплаченной ответчику в качестве возмещения затрат, понесенных в связи с оказанием услуг по адаптации и наставничеству на рабочем месте инвалида-колясочника I группы Степанова А.В., не усматривается.

В силу части 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушений требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий договора, влекущих возврат субсидии, не установлено.

В иске следует отказать.

Истец, являющийся исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия (л.д. 47,48), освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья А.И. Хатунова