АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Залужной Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Болдохоновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации «Цаган- Моринского» сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 433 руб. 93 коп.,
при участии в заседании
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 18.07.2023,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Бурятия к Администрации «Цаган-Моринского» сельского поселения о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 433 руб. 93 коп..
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 сентября 2023 года исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Сведения о движении дела опубликованы на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/).
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.
В обоснование заявленных требований Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзором указано на представление администрацией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, согласно которой размер платы составляет 433 рубля 93 копейки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за отчетный 2020 год подлежит внесению не позднее 01 марта 2021 года.
Администрацией «Цаган-Моринского» сельского поселения плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не внесена.
Недоимка по плате за негативное воздействие на окружающую среду составила 433 рубля 93 копейки.
В связи с неисполнением администрацией обязанности по уплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц администрация «Цаган-Моринского» сельского поселения 28.12.2005 зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, основным видом деятельности является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению своих полномочий в городах и районах.
Администрацией эксплуатируется объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: администрация «Цаган-Моринского» сельского поселения, код объекта 81-0203-002209-П.
При эксплуатации указанного объекта ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов.
Следовательно, ответчик является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Администрацией в Управление представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, с расчетом платы, подлежащей внесению в бюджет, на общую сумму 433 рубля 93 копейки.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду администрацией не исполнена.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» установлена передача Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400
(далее - Положение), Федеральная служба но надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Положением установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет прием декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.01.2022 № 59 утверждено Положение о Забайкальском межрегиональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Положение об управлении).
Положением об Управлении определено, что Забайкальское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование - Забайкальское межрегиональное Управление Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Забайкальского края, в том числе в границах буферной экологической зоны Байкальской природной территории, и Республики Бурятия, в том числе в границах буферной экологической зоны Байкальской природной территории (за исключением центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории).
К полномочиям Управления относятся, в том числе:
- прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.18 Положения об управлении);
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.9 Положения об управлении);
- предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.66 Положения об управлении);
- выполнение функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности (пункт 4.71 Положения об управлении).
Таким образом, Управление обладает полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ).
На основании пункта 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», действующим в спорный период, утверждены Правила исчисления и взимания платы за
негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее - Правила № 255), которые, согласно пункту 3 Постановления, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно частям 2, 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ с 01.01.2016 плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный год.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899», декларация представляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, администрация является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
При эксплуатации ответчиком объекта оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарного объекта.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм на администрацию возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Ответчик самостоятельно рассчитывает плату за негативное воздействие на окружающую среду по указанным видам и направляет соответствующие расчеты по установленной форме в Управление.
Из материалов дела следует, что администрацией представлены в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и декларация за аналогичный период, согласно которым внесению в бюджет подлежала плата в размере 433 рубля 93 копейки.
Ответчиком оплата не произведена.
Доказательств внесения ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме в материалы дела не представлено.
На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере 433 рубля 93 копейки.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить полностью.
Взыскать с Администрации «Цаган-Моринского» сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 433 руб. 93 коп.
Оплату взысканной суммы произвести по следующим разбивкам сумм и реквизитам:
УФК по Республике Бурятия (Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, л/с <***>).
ОГРН <***>,
ИНН <***> КПП 753601001
Единый казначейский счет 40102810545370000068, р/с <***>, БИК 018142016.
ОКТМО 81621445
КБК 048 1 12 01010 01 6000 120 плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 433 руб. 93 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Е.В. Залужная