НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 08.06.2021 № А10-2053/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

11 июня 2021 года                                                                                   Дело № А10-2053/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия
(ОГРН 1060326020523, ИНН 0326031149) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Азар Трейд» (ОГРН 1170327002900, ИНН 0323398974) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании

от заявителя: Цыремпилова А.А. по доверенности от 24.08.2020, диплом, паспорт, Бардахановой М.С. по доверенности от 19.11.2020, служебное удостоверение,

от ответчика: Дамбаева Ю.Б. по доверенности от 20.05.2021 №1/2021, диплом, паспорт,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее – заявитель, ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Азар Трейд» (далее – ответчик, ООО «Азар Трейд») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия в отношении ООО «Азар Трейд» проведена плановая выездная проверка в период с 05.03.2021 по 12.03.2021. В связи с выявленными фактами нарушения при осуществлении фармацевтической деятельности составлен протокол об административном правонарушении от 15.04.2021 №19/1. Заявитель просил привлечь общество к административной ответственности.

ООО «Азар Трейд» представлен письменный отзыв на заявление. Ответчик возражал против удовлетворения требования, протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям к содержанию протокола, установленным частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Кроме того, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени его составления. Цыдендамбаев Ц.Ц. не является законным представителем ООО «Азар Трейд», доверенность от 13.01.2020 № 01/20 - доверенность общего характера, выданная на хозяйственные цели. Уведомление о необходимости явки на составление протокола также вручено Цыдендамбаеву Ц.Ц., т.е. не законному представителю общества. Указанное является существенным нарушением. Также ответчик полагает, что в материалы дела не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих об осуществлении ООО «Азар Трейд» предпринимательской деятельности по определенным в лицензии видам деятельности.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц
ООО «Азар Трейд» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.03.2017 за основным государственным регистрационным номером 1170327002900.   

Как следует из материалов дела, в период времени с 05.03.2021 по 12.03.2021 должностными лицами ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия на основании приказа от 02.03.2021 №63 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Азар Трейд», о чем составлен акт от 12.03.2021 №63 (л.д.12-15).

Проверкой установлено нарушение лицензионных требований, регламентированных подпунктами «а», «г», «и», «л» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081.

Уведомлением от 12.04.2021 № 19 ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия известило ООО «Азар Трейд» о необходимости явки для составления и подписания протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ
15 апреля 2021 года  в 16 час. 30 мин. Уведомление вручено представителю Цыдендамбаеву Ц.Ц. 12.04.2021 (л.д.32).

Уведомлением от 14.04.2021 № 19/1 ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия известило ООО «Азар Трейд» о необходимости явки для составления и подписания протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
15 апреля 2021 года  в 16 час. 30 мин. Уведомление вручено представителю Цыдендамбаеву Ц.Ц. 15.04.2021, также направлено 14.04.2021 на электронную почту 1674393@
mail.ru(л.д.33-34).

15 апреля 2021 года  заместителем начальника отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия Бардахановой М.С. составлен протокол №19/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 26-31). При составлении протокола присутствовал представитель ООО «Азар Трейд» по доверенности от 13.01.2020 № 01/20 Цыдендамбаев Ц.Ц. Копия протокола вручена представителю.

ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия обратилось в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу частей 3 и 4 статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия, утвержденного приказом Росздравнадзора от 06.10.2020 № 9135, приказа Росздравнадзора от 10.10.2005 № 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» протокол об административном правонарушении от 15.04.2021 №19/1 составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективную сторону данного правонарушения образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктами «а», «г», «и», «л» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности») (далее - Положение № 1081) лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать, в том числе, следующим лицензионным требованиям:

а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

- аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

и) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций):

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста;

л) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.

Согласно пункту 6 Положения № 1081  осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 Положения № 1081.

В ходе проверки административным органом установлен факт нарушения
ООО «Азар Трейд» лицензионных требований, регламентированных подпунктами «а», «г», «и», «л» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011
№ 1081, а именно:

1) нарушение подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», а именно: по месту осуществления деятельности ООО «Азар Трейд» по адресу: улица Сахьяновой, д. 9, указанному в лицензии не представляется возможным, в связи с тем, что договор аренды от 08.06.2018 сроком до 31.12.2018, заключённый с ИП Золтоевой Л.Б., не пролонгировался, в конце ноябре ООО «Азар Трейд» освободило склад. Иных адресов осуществление фармацевтической деятельности, в лицензии не указано;

2) нарушение подпункта «г» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», а именно Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 646н (далее - Правила надлежащей практики хранения); Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н:

- подпункта «б» пункта 4 Правил надлежащей практики хранения, не определена ответственность работников субъекта обращения лекарственных препаратов за нарушение требований, установленных настоящими Правилами надлежащей практики храпения;

- пункта 5 Правил надлежащей практики хранения, не назначено руководителем организации оптовой торговли лекарственными средствами лицо, ответственное за внедрение и обеспечение системы качества;

- пункта 6 Правил надлежащей практики хранения, не указаны в договоре, но которому осуществляется передача деятельности на аутсорсинг: обязанности каждой из сторон, порядок действий, ответственность сторон, и как следствие не исполняет обязательства по договору аутсорсинга: отсутствует квалифицированный персонал, помещения; которые необходимы для исполнения обязательств, оборудование, документально исполнитель не уведомляется обо всех факторах, связанных с лекарственными препаратами или Деятельностью, передаваемой на аутсорсинг, которые могут представлять опасность для его помещений, оборудования, персонала;

- пунктов 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 28, 34, 36, 37, 38, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55 Правил надлежащей практики хранения не организована система безопасного приема товара, его хранения, и отпуска в связи с отсутствием помещений хранения и персонала, при фактическом осуществлении фармацевтической деятельности юридическим лицом.

Представлены Журналы по основной деятельности, утвержденные директором 03.07.2018, не актуализированные с момента получения лицензии 25.10.2018. В Журналах отсутствуют необходимые записи и отметки сотрудников об ознакомлении. Из объяснительной представителя ООО «Азар Трейд» следует, что деятельность склада не осуществлялась, в связи с чем сотрудники не трудоустраивались. Представлены приказы по основной деятельности: приказ № 4 от 29.11.2017 «Об утверждении положений Журналов»; № 5 от 29.11.2017 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка»; № 6 от 29.11.2017 «Об утверждении положения о порядке обеспечения безопасности обращения лекарственных средств»; № 3 от 29.03.2018 «Об утверждении ответственных по охране груда», при этом утверждаемые указанными приказами Положения не представлены в ходе проверочных мероприятий, что позволяет сделать вывод, что в ООО «Азар Трейд» отсутствуют локальные нормативные акты по основной деятельности (фармацевтической);

3)  в нарушение подпункта «и» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» у руководителя ООО «Азар Трейд» генерального директора Цыдендамбаевой Оюны Сергеевны руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения отсутствует высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лег, либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста. Иные сотрудники руководящего звена в ООО «Азар Трейд» отсутствуют;

4) в нарушение подпункта «л» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» в организации нет сотрудников с фармацевтическим образованием. Согласно штатному расписанию от 11.01.2020 в ООО «Азар Трейд» предусмотрена только должность директора. Данных о наличии в штате трудоустроенного директора (трудовой договор, должностная инструкция, табель рабочего времени и другое) на момент проверки не предоставлено. Из объяснительной представителя ООО «Азар Трейд» следует, что со специалистами были прекращены трудовые отношения также в конце 2018 года, нового приема на работу сотрудников, имеющих фармацевтическое образование не было.

В ходе проверки было установлено, что несмотря на фактическое отсутствие склада, в связи с расторжением договора аренды, и отсутствием в штате специалистов с фармацевтическим образованием, фактически фармацевтическая деятельность (оптовая торговля) осуществляется.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью административного органа обеспечить соблюдение прав и гарантий лиц, привлекаемых к ответственности.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Таким образом, действующее законодательство с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривает необходимость принятия достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.

Как следует из положений статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления ненадлежащим лежат на административном органе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях уведомления о дате и месте составления протокола об административном правонарушении ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия были вручены уведомления о составлении протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении представителю ООО «Азар Трейд» Цыдендамбаеву Ц.Ц. от 12.04.2021 № 19 и от 14.04.2021 № 19/1.

Доказательств того, что уведомление направлялось по адресу общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (670013, Бурятия, г. Улан-Удэ,
ул. Ключевская, дом 90б, офис 15,16,17), при рассмотрении дела ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия  не представлено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что уведомление от 12.04.2021 № 19 не может являться надлежащим извещением юридического лица, поскольку сообщает о необходимости явки для составления и подписания протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Уведомление от 14.04.2021 № 19/1 вручено 15.04.2020 представителю Цыдендамбаеву Ц.Ц., действовавшему на основании доверенности от 13.01.2020 № 01/20 и являющемуся учредителем (участником) ООО «Азар Трейд».

Судом установлено, что данная доверенность от 13.01.2020 № 01/20 является общей, выдана на хозяйственные цели и не содержит указания на полномочия по представлению интересов общества в конкретном деле об административном правонарушении.

Согласно разъяснениям, изложенным пункте 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении (в рассматриваемом случае - постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц законным представителем общества является его генеральный директор – Цыдендамбаева Оюна Сергеевна.

Цыдендамбаев Ц.Ц. же не является ни законным представителем ООО «Азар Трейд», ни защитником общества.

Арбитражный суд полагает, что наличие такой доверенности не является доказательством извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и извещение представителя юридического лица на основании общей доверенности не свидетельствует об извещении самого общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, уведомление о дате и месте составления протокола об административном правонарушении  от 14.04.2021 № 19/1 также не может расцениваться как надлежащее извещение ООО «Азар Трейд».

Кроме того суд отмечает, что уведомление от 14.04.2021 № 19/1, на которое административный орган ссылается в обоснование надлежащего извещения общества о необходимости явки для составления протокола, содержит указание на дату вручения - 15.04.2021, т.е. дату составления протокола об административном правонарушении №19/1. Такое извещение не может быть признано надлежащим и заблаговременным.

Как указывает ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия, помимо вышеуказанных способов ООО «Азар Трейд» уведомлялось о времени и месте составления протокола посредством направления уведомления от 14.04.2021 № 19/1 по электронной почте 1674393@mail.ru(л.д.33-34).

Материалами дела подтверждается факт отправления административным органом 14.04.2021 в 17 часов 39 минут электронного письма с темой «Уведомление № 19/1 о составлении протокола по делу об АП». Вложение адресовано генеральному директору ООО «Азар Трейд» Цыдендамбаевой О.С.

Как указывалось ранее именно на административный орган возложена обязанность доказывания факта надлежащего извещения лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении о дате, времени и месте его составления.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 24.1 постановления от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

При этом важно различать такие самостоятельные факты, как направление и получение того документа, в котором говорится о совершении соответствующего процессуального действия в определенном месте и в определенное время. О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для привлечения к административной ответственности, соответствующего уведомления.

При этом возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.

Анализ изложенных положений позволяет сделать вывод о том, что надлежащим извещение будет являться только в том случае, если предусмотрена возможность фиксации его получения адресатом (отчет оператора почтовой связи о передаче телеграммы уполномоченному представителю адресата, отметка в уведомлении о вручении заказного письма, отчет об отправке сообщения факсимильной связью с указанием принявшего его сотрудника и т.д.). Следовательно, направление в адрес привлекаемого к ответственности лица уведомления о совершении процессуальных действий при отсутствии со стороны отправителя возможности контроля за прочтением сообщения не может свидетельствовать о выполнении административным органом обязанности по уведомлению такого лица.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2015 года № 310-АД14-6262.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В настоящем случае согласия на уведомление посредством спорной электронной почты ООО «Азар Трейд» не давало, доказательств получения такого согласия ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия в материалы дела не представило, как и не представлено доказательств,  с достоверностью подтверждающих факт принадлежности указанного адреса электронной почты директору Общества.

В тоже время в деле не содержится доказательств того, что адресат получил направленную ему информацию, соответствующих отчетов, подтверждающих факт прочтения доставленного письма, в деле не имеется.

Таким образом, доказательств своевременного направления через органы почтовой связи или своевременного вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено. Наличие таких сведений у ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия на день составления протокола об административном правонарушении, то есть на 15.04.2021 не подтверждается материалами дела.

У административного органа имелась возможность принять меры к извещению лица, привлекаемого к ответственности средствами, позволяющими увеличить вероятность получения отправления и получить достоверные доказательства извещения. Однако имеющиеся фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что достаточные меры к извещению административным органом приняты не были.

При этом из отзыва Общества и пояснений представителя в судебном заседании следует, что ООО «Азар Трейд» не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, Цыдендамбаева Ц.Ц. на участие при составлении протокола от 15.04.2021 полномочиями общество не наделяло.

Следовательно, ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия требования статьи 28.2 КоАП РФ при вынесении протокола от 15.04.2021 не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты обществу не обеспечена.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Установленный законом порядок производства по делу об административном правонарушении является обязательным для административных органов и их должностных лиц.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Суд считает, что протокол об административном правонарушении от 15.04.2021 №19/1 составлен в отсутствие законного представителя, не извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, которое не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.

Поименованные выше нарушения являются существенными, возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в суд вышестоящей инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия

Судья                                                                                                                А.А. Бурдуковская