НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 04.02.2008 № А10-4160/07

Арбитражный суд Республики Бурятия

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело №А10 – 4160/08 «11» февраля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2008 года.

Судья арбитражного суда Республики Бурятия Марактаева И. Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пятницкой Е. Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия к семейно-родовой эвенкийской общине «Дылача» о взыскании 234 460 руб.,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Бурятия – Зяблицев А. Ю. представитель по доверенности № КД-005-0522 от 15.11.07г.,

от семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» - Цыренов Ю. А. представитель по доверенности от 13.11.07г.,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к семейно-родовой эвенкийской общине «Дылача» (далее – община, ответчик) о взыскании суммы 234 460 рублей – задолженности по уплате регулярных платежей за разведку полезных ископаемых.

Заявитель уточнил размер суммы задолженности, уменьшив первоначально до 193 690, 17 руб., в последующем до 188 106, 14 руб. за период с четвертого квартала 2004 года по второй квартал 2007 года.

В обоснование требования заявитель указал, что ответчик имеет три лицензии на право пользования недрами. За указанные периоды ответчик не осуществлял уплату регулярных платежей за разведку полезного ископаемого. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации «О недрах» указанные платежи исчисляются по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, с лицензионной площади за исключением площади горных отводов.

Возражая против довода ответчика об отсутствии право на предъявления в суд требования о взыскании указанных платежей, заявитель указал, что Управление осуществляет государственный геологический контроль по вопросам соблюдения недропользователями требований законов, иных нормативно-правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, достоверности данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» должностное лицо Управления вправе предъявить в суд иски в интересах государства в случаях выявления нарушений имущественных прав государства.

Управление указало, что нарушением имущественных прав государства является неуплата ответчиком указанных платежей. Налоговый орган отказался применять меры по взысканию задолженности с ответчика по причине того, что указанные платежи не являются налоговыми платежами. В связи с чем, Управление считает, что вправе предъявить указанное требование в арбитражный суд.

Ответчик не признал требование.

В обоснование возражений ответчик указал, что право на предъявление требования о взыскании задолженности по уплате регулярных платежей принадлежит налоговому органу, который в соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год» является администратором доходов от регулярных платежей.

Ответчик указал на отсутствие задолженности по уплате регулярных платежей.

Ответчик указал, что в соответствии с Законом РФ «О недрах» регулярные платежи за разведку месторождений взимаются по установленным ставкам за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

Ответчик пояснил, что по лицензии У-У 0239 БР по участку Сосновому площадью 0.2 кв. км. учтены запасы месторождения в Государственном балансе запасов. Поэтому им произведена уплата суммы регулярных платежей за разведку по установленной ставке.

По остальным лицензиям отсутствуют основания уплаты данных платежей.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд отказывает в удовлетворении требования по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно статье 39 Закона РФ «О недрах» в систему платежей за пользование недрами входят регулярные платежи за пользование недрами.

Согласно статье 43 названного закона регулярные платежи взимаются за предоставление исключительных прав на следующие виды пользования недрами:

1) поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

2) разведку полезных ископаемых;

Закона РФ «О недрах» не устанавливает внесудебный порядок взыскания

задолженности по регулярным платежам за пользование недрами.

Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено, что администраторами поступлений – регулярных платежей за пользование недрами является Федеральная налоговая служба.

Согласно приложениям к Федеральным законам «О федеральном бюджете на 2005 год», «О федеральном бюджете на 2006 год», «О федеральном бюджете на 2007 год», «О федеральном законе на 2008 год и на плановый период 2009 о 2010 годов» администраторами доходов от регулярных платежей за пользование недрами является Федеральная налоговая служба.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006г. № 168н, администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N САЭ-3-11/247@ от 21 апреля 2006 года установлено следующее: закрепить на 2006 год полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" и основные источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу за территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2007г. № 126 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» Федеральным органам государственной власти - администраторам доходов федерального бюджета предписано принять меры по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по сокращению задолженности по их уплате;

администраторам доходов федерального бюджета - федеральным органам государственной власти, иным администраторам доходов федерального бюджета, являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации главными распорядителями средств федерального бюджета, и Центральному банку Российской Федерации в 2-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления обеспечить закрепление соответствующих полномочий администратора доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями, а также проведение мероприятий по уточнению невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

Согласно приказу ФНС от 04.04.2007г. № ММ-3-11/193@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными управлениями ФНС» закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" по соответствующим кодам, в том числе по регулярным платежам за пользование недрами, за территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Федеральным законом от 26.04.2007г. № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена статья 160.1, согласно которой администраторы доходов бюджета наделены следующими полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

Таким образом, государственным органом, наделенным контрольными функциями по взысканию задолженности по регулярным платежам за пользование недрами является ФНС России и ее территориальные управления.

Поэтому довод ответчика о том, что Росприроднадзор не наделен правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании регулярных платежей, является обоснованным.

Судом также рассмотрен довод ответчика об отсутствии основания для взыскания регулярных платежей за разведку полезных ископаемых.

Согласно части 2 статьи 43 Закона РФ «О недрах платежи за право пользования недрами взимаются по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

Согласно пункту 6.7 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденного приказом МНС РФ от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@, облагаемая площадь участка недр для исчисления регулярных платежей за разведку полезных ископаемых определяется как площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

Следовательно, основанием исчисления регулярных платежей является площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

В лицензионном паспорте к лицензии на пользование недрами У-У 00239 БР указано, что участок недр площадью 16, 5 кв. км имеет статус горного и геологического отвода. Согласно п. 10 паспорта следует, что на данной площади отсутствует учет запасов полезного ископаемого балансом запасов.

Согласно данным лицензии на право пользование недрами УДЭ 00153 ТЭ и лицензионному паспорту к ней участок недр имеет статус горного отвода, вид работ – добыча.

Согласно данным лицензии УДЭ 00848 БР на право пользование недрами и лицензионного паспорта участок недр, на котором учтены запасы полезного ископаемого, имеет статус горного отвода.

Таким образом, из представленных документов следует, что у ответчика отсутствует основание для начисления регулярных платежей за разведку.

Управление не представило доказательства, опровергающие данные документы, и подтверждающие наличие основания для начисления регулярных платежей за разведку по указанным лицензиям и их уплату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Управления Росприроднадзора по РБ отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Судья (подпись) И. Г. Марактаева