НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 03.08.2021 № А10-2799/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

10 августа 2021 года                                                                                            Дело № А10-2799/2021

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571) к обществу с ограниченной ответственностью «Фокс» (ОГРН 1180327007068, ИНН 0326560865) о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 64 053,61 рублей,

при участии в судебном заседании представителя:

от заявителя: Манзаракшеевой Г.Ю. по доверенности от 11.01.2021 №1, диплом, паспорт,

от ответчика: не явился, извещен, почтовое отправление № 67000860866698 возвращено в суд в связи с истечением срока хранения,

Савинова М.И.: не явилась, извещена, почтовое отправление № 67000860866681 возвращено в суд в связи с истечением срока хранения,

установил:

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – заявитель, фонд,
ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Фокс» (далее – ответчик,
ООО «Фокс») о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 64 053,61 рублей.

В обоснование исковых требований заявитель указал, что фондом в период с 10.06.2020 по 17.07.2020 в отношении ООО «Фокс» проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Проверяемый период с 25.06.2018 по 31.12.2019. Проверкой установлен, что на основании документов, представленных страхователем, фондом производилось назначение и выплата пособия генеральному директору ООО «Фокс» Савиновой М.И. исходя из расчета среднего заработка по МРОТ с учетом районного коэффициента. При этом страхователем представлены сведения без учета продолжительности рабочего времени своего сотрудника, работающего неполный рабочий день, в то время как в отличие от сотрудника, который трудится полный рабочий день, компенсация заработка из МРОТ, утраченного в связи с невозможностью выполнять трудовые обязанности в силу временной нетрудоспособности, сотруднику, занятому неполное рабочее время, должна быть пропорциональной. Таким образом, при наступлении страхового случая – отпуска по беременности и родам (14.10.2019) Савиновой М.И. пособие должно было рассчитываться из МРОТ (поскольку средний дневной заработок лица меньше среднего заработка, рассчитанного из МРОТ) пропорционально фактической продолжительности рабочего времени сотрудника (ставка 0,25) с учетом районного коэффициента. По итогам проведенной проверки страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные фондом, в сумме 64 053,61 рублей.

Доводы ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия изложены в исковом заявлении (л.д. 5-11).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме.

Ответчик - общество с ограниченной ответственностью «Фокс» считается извещенным надлежащим образом, заказное письмо № 67000860866698 возвращено отделением почтовой связи с отметкой «Истек срок хранения».

Почтовое отправление направлялось по адресу регистрации общества: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пос. Аэропорт, д. 25, кв. 72.

Мотивированный отзыв на исковое заявление ООО «Фокс» не представило, определения суда от 04 июня 2021 года, 24 июня 2021 года не исполнило.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации последствия (часть 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

Третье лица - Савинова М.И. считается извещенной надлежащим образом, заказное письмо № 67000860866681 возращено отделением почтовой связи.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика, третьего лица.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «Фокс» с 25.06.2018
(рег. № 0300227139) состоит на учете в качестве страхователя в Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.

ООО «Фокс», являясь страхователем, направляло в адрес ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия сведения (реестр сведений) для назначения и выплаты работнику Савиновой М.И. пособия по беременности и родам.

На основании указанных сведений Савиновой М.И. за счет фонда начислено пособие за период с 14.10.2019 по 24.04.2020 в размере 85 404,81 рублей.

ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия в период с 10.06.2020 по 17.07.2020 в отношении ООО «Фокс» проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Проверяемый период с 25.06.2018 по 31.12.2019.

14 сентября 2020 года составлен акт выездной проверки № 497/ПДС (л.д. 17-24).

По данным проверки установлено, что страхователем представлены сведения без учета продолжительности рабочего времени своего сотрудника Савиновой М.И., работающего неполный рабочий день, в то время как в отличие от сотрудника, который трудится полный рабочий день, компенсация заработка из МРОТ, утраченного в связи с невозможностью выполнять трудовые обязанности в силу временной нетрудоспособности, сотруднику, занятому неполное рабочее время, должна быть пропорциональной.

С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств, Фондом, в связи с сокрытием или недостоверностью представленных ответчиком сведений, излишне понесены расходы в размере выплаченного пособия  - 64 053,61 рублей.

Уведомлением от 14.09.2020 № 497/ПДС ООО «Фокс» извещено о необходимости явки 15.10.2020 в 10 часов 00 минут для рассмотрения материалов выездной проверки.

От ООО «Фокс» поступили возражения на акт выездной проверки, согласно которым пособие по беременности и родам рассчитано корректно, исходя из среднего заработка лица (л.д. 27-29).

По результатам рассмотрения акта проверки от 14.09.2020, материалов проверки и возражений вынесено решения от 15.10.2020 № 497/ПДС о возмещении страхователем фонду излишне понесенных расходов на выплату пособия по беременности и родам в размере 64 053,61 рублей (л.д. 35-40).

Требованием от 16.11.2020 № 497/ПДС ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия предложило ООО «Фокс» возместить расходы, излишне понесенные, в связи с сокрытием или представлением недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия по беременности и родам в сумме 64 053,61 рублей в срок до 04.12.2020 (л.д. 44-45). Требование направлено ответчику заказным письмом.

В связи с не возмещением суммы излишне понесенных расходов Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Статьей 6 Закона №165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из положений статьи 11 Закона №165-ФЗ следует, что страховщик имеет право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

В соответствии со статьей 7 Закона №165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подпунктов 5, 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видом страхового обеспечения.

Исходя из положений статей 7 и 8 Закона № 165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.

Согласно статье 22 Закона №165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Право граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам закреплено также Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регламентируются Федеральным законом № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон №255-ФЗ).

Согласно частям 1, 5 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Статьей 2.2 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ, части 1 статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 1.1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ, пункта 2 части 2 статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ признаются беременность и роды, рождение ребенка (детей).

Частью 2 статьи 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995
№ 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона № 81-ФЗ, а также частью 1 статьи 3 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Федерального закона № 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно пункту 1 Положения № 375 настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 255-ФЗ, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пунктом 11 (1) Положения № 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 15 указанного Положения во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.

В пунктах 15(1) - 15(3) Положения № 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с пунктом 15(3) данного Положения в случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Согласно пункту 16 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) настоящего Положения.

Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.

В настоящем случае средний дневной заработок Савиновой М.И. за расчетный период составил 45,03 рубля, что меньше МРОТ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на день наступления страхового случая (14.10.2019) средний заработок застрахованного лица Савиновой М.И. был ниже минимального размера оплаты труда, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, пунктов 11 (1), 15 (1) - 15 (3), 16 Положения № 375, суд приходит к выводу о правомерности произведенного обществом расчета среднего заработка застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени, на основании которого и было исчислено пособие по беременности и родам.

Доводы фонда о том, что расчет пособия по беременности и родам должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.

Кроме того судом отмечается, что проводимое в Российской Федерации повышение МРОТ направлено на повышение благосостояния граждан, и не может иметь последствием понижение выплачиваемых социальных пособий.

При таких обстоятельствах, у фонда отсутствуют правовые основания для взыскания с ООО «Фокс» выплаченного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в виде пособия по беременности и родам в сумме 64 053,61 рублей.

Позиция суда соответствует правовому подходу, изложенному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 № 309-КГ15-4727, от 18.11.2019
№ 309-ЭС19-20504, от 16.07.2020 № 301-ЭС20-9094.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленного ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия требования подлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                А.А. Бурдуковская