450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-27542/20
05 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2021 года
Полный текст решения изготовлен 05.04.2021 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бикаевой Л.Х., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору
к ООО "Специализированный застройщик "Четыре сезона - Жилстройинвест" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность №3 от 11.01.2021, диплом.
от ответчика: ФИО2, доверенность от 05.06.2020 года, диплом
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору (далее – Госкомитет, административный орган) с заявлением о привлечении ООО "Специализированный застройщик "Четыре сезона - Жилстройинвест" (далее - общество, ответчик) к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
В отдел государственного строительного надзора по ГО г. Уфа и Центральному округу поступили обращения гр. Б.И.И (вх. № 14187 от 10.09.2020г.), гр. Б.М.Г (вх.№14202 от 10.09.2020г.) и другие многочисленные обращения о незаконном строительстве многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020115:2049 вблизи дома №73 по ул. Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в непосредственной близости к домам № 73, 75/а по ул.Р.Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
При визуальном осмотре, оформленным актом от 22.09.2020 годас приложением фотоматериалов №№ 1 и 2, установлено, что на момент осмотра произведен демонтаж нежилого объекта по адресу ул.Р.Зорге, д.73 корп.1. Готовится снос нежилого здания по адресу: ул.Р.Зорге, д.73а. Произведены земляные работы. Площадка имеет ограждение по всему периметру, что подтверждено фотоматериалами (фото №№1,2), на основании чего составлена служебная записка, назначена документарная проверка.
С 28.09.2020г. по 29.09.2020г. проведена документарная проверка на основании распоряжения Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору № 2194 от 23.09.2020г.на основании пункта 18 части 4 стати 1, ст.ст.9-17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в ходе которой Госкомитет пришел к выводу, что в случаях сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, снос осуществляется в порядке, установленном главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства объекта капитального строительства. ООО «Специализированный застройщик «Четыре сезона -Жилстройинвест» в нарушение ст.51 ГрК РФ допустил осуществление строительства Объекта без разрешения на строительство.
Результаты проверки зафиксированы в акте №373 от 29.09.2020 года, на основании которого обществу выдано предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, со сроком исполнения до 29.10.2020.
02.10.2020 заявителем в отношении ООО «Специализированный застройщик «Четыре сезона-Жилстройинвест» составлен протокол об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, что послужило заявителю основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
За строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, жилых зданий, объектов индивидуального строительства.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении застройщиком действий по осуществлению строительства (реконструкции), в ведении текущей деятельности по строительству (реконструкции) объекта при отсутствии разрешения на строительство.
Субъектом данного административного правонарушения выступают лица, осуществляющие строительство.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В силу пункта 13 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений и сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
При этом Градостроительный кодекс не раскрывает перечень работ, входящих в строительство, в том числе свидетельствующих о его начале.
Подпунктом 2.1 пункта 2 раздела III Перечня работ, утвержденного Приказом N 624, предусмотрено, что разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий и иных конструктивных и связанных с ним элементов относится к подготовительным работам по строительству.
Из пунктов 6.2.10 и 6.9 раздела 6 Свода правил. СП 48.13330.2011. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004. следует, что строительные работы подразделяются на подготовительные и строительно-монтажные. Ликвидация (снос, демонтаж) существующих зданий относится к внутриплощадочным подготовительным строительным работам, подлежащим выполнению до начала строительно-монтажных работ в соответствии с проектом производства работ.
Исходя из смысла и содержания названных норм права суд приходит к выводу, что снос (демонтаж) существующих зданий может относиться к строительству (подготовительным строительным работам) только в случае начала строительства.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность сноса объектов капитального строительства в рамках главы 6.4 «Снос объектов капитального строительства» (статьи 55.30-55.33) Градостроительного кодекса РФ либо в соответствии с главой 6 «Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (статьи 47-55) ГрК РФ.
В рамках главы 6.4. ГрК РФ осуществляется снос на основании отдельного проекта сноса, до начала сноса и после окончания сноса необходимо направление уведомления в орган местного самоуправления, при этом для осуществления сноса получение разрешений на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 9 статьи 55.31 ГрК РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
В случае осуществления сноса в порядке, определенном главой 6 ГрК РФ, уведомлений о планируемом сносе и его завершении в орган местного самоуправления направлять не требуется, однако снос осуществляется на основании раздела проектной документации по строительству.
Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (пункт 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено получение разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт нового объекта, при этом названным Кодексом не предусмотрена выдача разрешений на снос (демонтаж) строений вне рамок нового строительства или реконструкции и представления подрядчиком проекта работ по сносу.
Факт осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства должен быть доказан административным органом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вместе с тем суду административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие об осуществлении демонтажа в составе работ по реконструкции объекта либо строительстве нового объекта.
В Протоколе Госкомитетом сделан вывод о том, что ООО «СЗ «Четыре сезона - Жилстройинвест» осуществило демонтаж и снос объектов в целях нового строительства в отсутствие разрешения на строительство на территории земельного участка, расположенного по адресу: <...> около д.73, нарушив тем самым требования статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
В акте осмотра от 22.09.2020 и в протоколе от 02.10.2020 об административном правонарушении содержится информация о проведении работ по демонтажу (сносу) объектов капитального строительства и отсутствуют сведения о том, что в ходе проведения проверки установлен факт осуществления обществом строительства и реконструкции данного объекта.
Как следует из материалов дела, ООО «СЗ «Четыре сезона-Жилстройинвест» осуществило в соответствии с требованиями главы 6.4. ГрК РФ только снос принадлежащих ему на праве собственности зданий и сооружений, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 02:55:020115:2084.
Из пояснений Общества следует, что снос не используемых и не планируемых к использованию в будущем зданий был обусловлен необходимостью обеспечения безопасности на территории, собственником которой оно является. В целях предотвращения пожаров, несчастных случаев, исключения скопления лиц без определенного места жительства в указанных зданиях, было принято решение о сносе зданий и сооружений. Никакого строительства на данной территории ООО «СЗ «Четыре сезона - Жилстройинвест» не осуществляется и не планируется осуществлять. После завершения сноса ООО «СЗ «Четыре сезона - Жилстройинвест» в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями планировало и фактически передало земельный участок в качестве взноса в уставный капитал другому юридическому лицу. Общество является учредителем в ООО «СЗ «Зорге Премьер - Жилстройинвест», запись об этом внесена в ЕГРЮЛ 17.08.2020. Оплата части доли в уставном капитале была запланирована путем внесения имущества (земельного участка) в уставный капитал. В качестве взноса в уставный капитал земельный участок был передан по акту передачи от 29.09.2020 года и право собственности нового собственника ООО «СЗ «Зорге Премьер - Жилстройинвест» было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвидимости 14.10.2020 года.
В соответствии со статьей 55.31 ГрК РФ Обществом была заказана проектная документация, направлены в орган местного самоуправления уведомления о сносе от 02.06.2020, 13.08.2020, получены ответы от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа от 04.06.2020, 13.08.2020 (проектная документация, уведомления, ответы были представлены Обществом в Госкомитет при рассмотрении вопроса о составлении протокола).
Все вышеуказанные обстоятельства подтверждают факт осуществления работ по сносу в соответствии с главой 6.4. ГрК РФ и отсутствием нарушений требований главы 6 ГрК РФ.
В данном случае надлежащие и бесспорные доказательства того, что Обществом проводились подготовительные работы в ходе строительства объекта капитального строительства, в деле отсутствуют. Подлинник раздела 7 Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства проектной документации по объекту «Жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения у пересечения по ул.Р.Зорге и Лесопаркового проезда около жилого дома по ул.Р.Зорге №73 в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» 104-19 ПОД, разработанный ООО АБ «Проспект», на который заявитель ссылается в подтверждение своих доводов сносе объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта, заявителем в нарушение ст.65,75 АПК РФ не представлен.
Факты осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, а также демонтажа в составе работ по реконструкции объекта либо строительстве нового объекта должны быть доказаны административным органом. При отсутствии таких доказательств суд отклоняет ссылку заявителя на нормативные акты, регулирующие проведение строительных работ.
В данном случае Госкомитетом не доказаны факты осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, а также демонтажа в составе работ по реконструкции объекта либо строительстве нового объекта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ, а соответственно, и состав административного правонарушения в действиях общества не доказан.
Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ.
Законом № 294-ФЗ определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно ст. 2 Закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №438, принятым в соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлены ограничения на проведение проверок. Согласно данному постановлению Правительства РФ ограничены полномочия государственных органов в части проведения проверок.
Согласно вышеуказанному постановлению проведение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году допускается только в исключительных случаях:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
и) плановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 1.1. статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ООО «СЗ «Четыре сезона - Жилстройинвест» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом снос собственником своих зданий на своей земле не входит в число оснований для проведения внеплановой проверки, установленных в Постановлении Правительства от 03.04.2020 №438, а также определенных в п.1.1, ст.26.2 вышеуказанного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 26.2. ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение проверки с нарушением требований данной статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В силу условий ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что положенные в основу вменяемого факта правонарушения документы и сведения, полученные Управлением с нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ, не могут являться доказательствами по делу о привлечении общества к административной ответственности.
Данное обстоятельство является самостоятельным, в целях отказа в удовлетворении заявления Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору.
На основании вышеизложенного, заявление Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору о привлечении к ООО "Специализированный застройщик "Четыре сезона - Жилстройинвест" административной ответственности по ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушениях удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору к ООО "Специализированный застройщик "Четыре сезона - Жилстройинвест" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Р.Н. Сафиуллина