ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07 - 98 / 5
31 марта 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2016 года
Полный текст решения изготовлен 31.03.2016 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Салиховой З.З.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Строительство транспортных сетей - Автодор» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании решения от 25.09.2015 № 002 878 15 АВ 0000604 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения незаконным в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 05.03.2014;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.01.2016.
Открытое акционерное общество «Строительство транспортных сетей - Автодор» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее – Ответчик, Пенсионный орган, Фонд) о признании решения от 25.09.2015 № 002 878 15 АВ 0000604 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения незаконным в части:
- начисления штрафа в сумме 114 302, 20 руб.;
- начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2013 году в сумме 26 972, 39 руб.;
- начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2014 году в сумме 357 087, 16 руб.;
- начисления пени в сумме 22 282, 20 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Представитель Заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Фонда в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям, указанным в отзыве.
Рассмотрев представленные документы, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил, что 25.09.2015 года Управлением Пенсионного фонда в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 14.08.2015 № 002 878 15 АВ 0000604 было вынесено решение № 002 878 15 РВ 0000601 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страховании» (далее - Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 114 302, 2 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 571 511,03 руб. и начислены пени в размере 22 282, 2 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужили не начисление в 2013 -2014 гг. страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп.2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ всего на сумму 15 221 636, 76 руб.
Не согласившись с названным решением Управления по указанным эпизодам, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные документы, доводы сторон по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В силу п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подп. 1 - 18 п. 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подп.1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1 - 18 п.1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона №173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила).
В силу п. 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
Из материалов дела усматривается, что Обществом производились выплаты и иные вознаграждения в пользу работников организации занятых на видах работ (Список № 2, Мастер строительных и монтажных работ (мастер СМР), разд. ХХХVII, поз.2290000б-23419; Производитель работ (прораб), разд. ХХХVII,поз. 2290000б-24441; Асфальтобетонщики, разд. ХХХVII, поз. 2290000а-11140; Машинисты укладчиков асфальтобетона, разд. ХХХVII, поз. 2290000а-14288, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
Проведенная в 2015 году специальная оценка условий труда работников, занимающих должности: мастер строительных и монтажных работ, производитель работ, опровергает наличие вредных и тяжелых условий труда у работников, занимающих данные должности.
Суд не принимает довод органа Пенсионного фонда о том, что в случае отсутствия временного перевода работника на другую работу, оформленного надлежащим образом, работник считается занятым на полный рабочий день на работе, на которую он принят.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховыми взносами являются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.
В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, соответственно, по мнению суда, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по повышенному тарифу с сумм выплат, производимым работникам, имеющим право на досрочное получении пенсии.
Учитывая род деятельности Общества, работы носят временный характер.
Работники, занимающие должности асфальтобетонщика и машиниста укладчика асфальта и бетона, начиная с октября по апрель включительно, когда выполнение ими прямых обязанностей в связи с наступлением климатического порога является невозможным, осуществляют иные обязанности, не связанные с тяжелыми условиями труда.
Согласно должностным обязанностям и приказам от 01.10.2013 № 01/10-13, от 25.04.2014 № 32/1 и от 25.09.2014 № 57/1 в периоды:
- с 01.10.2013 по 31.04.2014 – работники выполняли обязанности, не связанные с вредными условиями труда;
- с 01.05.2014 по 30.09.2014 – работники, принятые на должности асфальтобетонщика и машиниста укладчика асфальта и бетона выполняли прямые обязанности.
СНиПы (Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, утвержденная Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272 - п.п. 11.4.1., 12.3.1; СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», утвержденная Постановлением Госстроя от 25.09.1975 № 158 - п. 3.11; СНиП 3.06.03-85, утвержденная Постановлением Госстроя СССР от20.08.1985 № 133 - п.п. 9.40, п. 10.16.), по которым работает Общество, не позволяет производить работы, связанные с дорожным строительством при низких температурах и в период осадков.
Следовательно, при установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не просто из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список № 2, а из характера выполняемой работы работника.
С учетом изложенного, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Открытого акционерного общества «Строительство транспортных сетей - Автодор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.09.2015 № 002 878 15 АВ 0000604 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения незаконным в части начисления штрафа в сумме 114 302,20 руб., начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2013 году в сумме 26 972,39 руб., начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2014 году в сумме 357 087,16 руб., начисления пени в сумме 22 282,20 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Строительство транспортных сетей - Автодор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья А.Д.Азаматов