НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 27.12.2012 № А07-17079/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-17079/2012

27 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерофеевой А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240 от 01.11.2002 года, 450008, РБ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 30)

к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5262244282, ОГРН 1095262008698, 603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, 6, корп. 6)

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Богданов Д.З., доверенность № ДОВ/С/31/46/12/ЮР от 27.03.2012 года;

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановлений межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу № 188, 189 от 05.09.2012 года о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2012 года в порядке процессуального правопреемства заменен заявитель открытое акционерное общество «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» (ИНН 0277004037, ОГРН 1020203086815, 450029, РБ, г. Уфа, ул. Ульяновых, 74) на открытое акционерное общество «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240 от 01.11.2002 года, 450008, РБ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 30).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.

Административный орган с заявленными требованиями не согласился, по основаниям изложенным в отзыве, указывая на то, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку являлось лицом, осуществляющим использование этилового спирта в объемах, превысивших 200 дал.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

8 августа 2012 года в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления декларации ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» за 2 квартал 2012 года по форме согласно приложению № 2 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года.

ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» в течение 2012 года осуществляло использование этилового спирта в объемах, превысивших 200 дал.

На основании материалов проверки специалистом 1 разряда отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делу № 08-08/191 и № 08-08/192 по декларациям № 2, 7 соответственно.

По результатам проверки при непосредственном обнаружении правонарушения в отсутствии генерального директора ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть», надлежащим образом извещенного о необходимости явки для составления протоколов об административном правонарушении извещениями от 08.08.2012 года, врученными 14.08.2012 года сопроводительным письмами № У4-4784/08-08 и № У4-4785/08-08 от 09.08.2012 года составлены протоколы об административном правонарушении № 183 и № 184 от 08.08.2012 года в отношении ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть».

Постановлениями о назначении административного наказания № 188, 189 от 05.09.2012 года вынесенными исполняющим обязанности руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 рублей по каждому постановлению.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно с ч.ч.6, 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.

Согласно пунктам 3. 4, 5 Положения организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, в объеме свыше 200 дал в год на технические или иные цели, не связанные с производством денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны представлять декларацию по формам № 2 «Об объемах использования этилового спирта» № 7 «Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее -декларация № 2, 7) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IVквартал года - не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению на бумажном носителе в адрес МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу и в электронном виде - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование), то есть в течение года ежеквартально, начиная с квартала, когда было превышено 200 дал по объемам использования лилового спирта.

В противном случае, межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по федеральному округу по истечении установленного срока представления декларации на основании п.п. 64 п. 2 статьи 28.3 КоАП РФ за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта либо за ее несвоевременную подачу вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.

Согласно п. 6 Положения декларации могут быть направлены в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Следовательно, организация не нарушает срок представления декларации, направляя ее в МРУ по месту своею нахождения в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленною срока представления декларации за 2 квартал 2012 тода - до 10 июля 2012 года.

В силу статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполни тельной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются 1 Правительством Российской Федерации.

Из п. 6 Нормативов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 года № 160, следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляет 11 дней. Это означает, что декларация, направленная в МРУ по месту нахождения организации в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной корреспонденции), в соответствии с Нормативами должна быть доставлена в МРУ в течение двенадцати дней (с учетом дня ее приема на почте).

По состоянию на 08.08.2012 года по определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, на 22.08.2012 года по настоящему протоколу об административном правонарушении и на 05.09.2012 по настоящему постановлению декларации № 2, 7 ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» за 2 квартал 2012 года на бумажном носителе в МРУ -росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу по почте и нарочно фактически не представлены.

При этом, указанные декларации № 2, 7 в электронном виде представлены в Росалкогольрегулирование, согласно сведениям подсистемы декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далееАИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем», с нарушением установленного срока 17.08.2012 года (позднее 10.07.2012 года по декларациям за 2 квартал 2012 года).

Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде; журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.

Порядком электронного документооборота деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закрепленного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 года № 52н, определяется, что после подготовки каждой декларации, в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования. В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций). При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации. Если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.

Датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения ее получения Росалкогольрегулированием. Экземпляр квитанции о приеме деклараций по телекоммуникационным каналам связи и экземпляр протокола форматно-логическою контроля деклараций хранятся в электронном архиве Росалкогольрегулирования в течение пяти лег.

При проверке сведений о представлении организацией деклараций в электронном виде с использованием сервиса «Личный кабинет» официального интернет-портала www.fsrar.ru. в адрес Росалкогольрегулирования, обеспечивающего прием и хранение деклараций, представленных по телекоммуникационным каналам связи, МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу установлен факт, свидетельствующий несвоевременное представление ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» декларации №  2 за 2 квартал 2012 года в электронном виде.

Факты непредставления декларации на бумажном носителе и в электронном виде по определению от 08.08.2012 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, непредставления на бумажном носителе и несвоевременное представление в электронном виде по протоколу от 22.08.2012 года об административном правонарушении и по настоящему постановлению от 05.09.2012 года доказаны материалами дела.

Копии требуемых деклараций на бумажном носителе, направленные ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» по электронной почте, считается представленной для обозрения.

На основании письменных пояснений ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» раскрываются обстоятельства, характеризующие причины и условия совершения нарушений, в частности, по письму от 21.08.2012 года № 16у-3/3-3734 организация сообщает, что задержка в предоставлении данной декларации произошла по технической причине, а именно, не возможностью ввода нулевых значений в систему электронной отчетности, и просит учитывать вынужденную задержку по предоставлению декларации из-за не подготовленности технических средств по программированию ситуаций с нулевой квартальной потребностью.

Согласно разъяснениям по п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» располагала необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на этиловый спирт, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по представлению декларации в установленный срок.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В данном случае ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» не представлены реальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, поскольку также не приведены действия направленные на недопущение (предотвращение) нарушений установленного порядка декларирования.

Совершенное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и не может считаться малозначительным.

С учетом изложенного. ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» нарушены п. 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года № 858. и п. 1 статьи 14, п. 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Доводы общества о том, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным не состоятельны.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение названной статьи является правом, а не обязанностью суда.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обязательствам.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличие либо отсутствие каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершение действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.

В соответствии с положениями статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» препятствиями.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в пределах срока для привлечения к административной ответственности и постановление вынесено в соответствии с компетенцией административного органа, наказание назначено в соответствии с санкцией статьи с учетом обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления о привлечениик административной ответственности МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу не допущено.

Доводы заявителя о том, что общество привлечено к администратвиной ответственности дважды за одно и то же правонарушение основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, постановление управления является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240 от 01.11.2002 года, 450008, РБ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 30) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru.

Судья К.В. Валеев