НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 27.11.2020 № А07-6891/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-6891/2020

30 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2020

Полный текст решения изготовлен 30.11.2020

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Миграновой Г.Р., при ведении протокола помощником судьи Сидоровой Э.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании 2 700 000 руб.

при участии в судебном заседании согласно протоколу

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ИП ФИО1, Э.Т., предприниматель, ответчик») о взыскании 2 700 000 руб.

Министерство исковые требования поддержало в полном объеме.

Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) и индивидуальный предприниматель, глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее - Ответчик) заключили договор на предоставление крестьянскому (фермерскому) хозяйству гранта из бюджета Республики Башкортостан для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта «Агростартап» №б/н от 20.09.2019 г. (далее - Договор).

Размер гранта на предоставление крестьянскому (фермерскому) хозяйству грантов из бюджета Республики Башкортостан для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта «Агростартап» в расчете на одно КФХ определяется Комиссией с учетом собственных средств фермера и его плана расходов.

Согласно пункту 1.1 указанного Договора, Ответчик получил грант на финансовое обеспечение проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант, проект «Агростартап») в размере 2700000,00 руб.

Прокуратурой Республики Башкортостан, во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», проведена проверка в Министерстве, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства при использовании денежных средств, выделенных из федерального и регионального бюджетов на реализацию национального проекта, результат отображен в Представлении об устранении нарушений законодательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, о порядке рассмотрения обращений граждан №7/5-12-2019/61805 от 11.10.2019 г. (далее — Представление).

Установлено, что Министерством осуществлен прием документов, представляемых заявителями, и начисление баллов на основании копий документов об образовании без приложений к ним, что является грубым нарушением п. 33 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014№112, п. 26 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 №1186, поскольку диплом без приложения к нему не действителен. Ненадлежащее рассмотрение документов привело к тому, что ФИО1, необоснованно включена в число победителей конкурса на предоставление гранта, несмотря на отсутствие таковых оснований на момент представления ими документов для участия в конкурсе.

Абзацем 4 пункта 2.1 Договора установлено, что Министерство вправе требовать от Получателя гранта возврата полученного гранта в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении, и представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта.

В соответствии с пунктом 2.6 Договора возврат гранта в случаях нарушения условий, установленных при его предоставлении, и представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта, осуществляется в следующем порядке.

В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств Получателю гранта направляется соответствующее письменное уведомление.

Получатель гранта в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств.

При отказе Получателя гранта от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.

Министерством направлена претензия №ПИ-18-6878 от 18.10.2019г. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, истец обратился в суд с данным иском.

Факт получения субсидии в размере 2 700 000 руб. сторонами подтверждается.

Возражений относительно целевого использования субсидии ответчиком у истца нет.

Возражений относительного суммы, использованной по  целевому назначению, у истца так же нет.

Истец полагает, что при соискании субсидии ответчик представил документы с нарушением законодательства, в связи с чем денежные средства подлежат возврату.

Ответчик иск не признал, заявил, что требования истца при подаче предпринимателем документов на соискание субсидии соблюдены.

Предоставление субсидии по договору обусловлено положениями Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 8 мая 2019 года № 082-17-2019-078, приказа Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27 августа 2019 года № 164, проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства «Агростартап».

Постановление Правительства РФ от 20.04.2019 N 476 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" (в редакции, действовавшей в период предоставления субсидии), содержит в числе прочих, следующие понятия:

грант "Агростартап" - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представляемого в конкурсную комиссию, создаваемую высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - уполномоченный орган, региональная конкурсная комиссия), главой крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 15 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора региональной конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы;

"крестьянское (фермерское) хозяйство" - крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на сельской территории субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, отвечающее критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является гражданин Российской Федерации, который не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера. Крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в субъектах Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территории городов с численностью населения не более 100 тыс. человек и поселках городского типа с численностью населения не более 5 тыс. человек;

Согласно ст. 4 Федерального  закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период предоставления субсидии), к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Положения вышеперечисленных  нормативно – правовых актов требования к наличию у главы крестьянского (фермерского) хозяйства специального или высшего профессионального образования сельскохозяйственной специальности не содержат.

Требование о представлении диплома специального или высшего профессионального образования сельскохозяйственной специальности содержит п.п. 20 п. 9 Порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам гранта в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства", утвержденного постановлением  Правительства РБ от 30.04.2019 N 267 (ред. от 25.07.2019) "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации"

Согласно указанным положениям, при соискании гранта заявитель представляет в Министерство, в числе прочего копии диплома об образовании, подтверждающего наличие у заявителя среднего специального или высшего профессионального образования сельскохозяйственной специальности, и (или) свидетельства об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, и (или) трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве, и (или) выписку из похозяйственной книги, подтверждающую ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее 3 лет (при наличии).

Пункт 13 Порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам гранта в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства содержит сведения о порядке принятия решения о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 13, Заявители, допущенные к участию в конкурсе, приглашаются на очное собеседование путем размещения уведомления на официальном сайте Министерства (http://agriculture.bashkortostan.ru) в соответствии с установленными в пункте 12 настоящего Порядка способами в течение 3 дней со дня принятия решения о допуске к участию заявителей в конкурсе.

Республиканская конкурсная комиссия проводит заседание по оценке заявок в день проведения собеседования.

Республиканская конкурсная комиссия оценивает допущенные к отбору заявки и документы путем расчета среднего балла, включающего значения каждого из критериев оценки заявителей.

В целях определения победителей конкурса используется балльная шкала оценок участников конкурса по соответствующим критериям:

N п/п

Наименование критерия

Баллы

1

Ориентация бизнес-плана крестьянского (фермерского) хозяйства на приоритетные направления развития сельского хозяйства в Республике Башкортостан:

скотоводство, коневодство, рыбоводство

3

овцеводство, козоводство, пчеловодство, выращивание плодовых и ягодных культур

2

иные направления

1

2

Наличие земельного участка сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования для ведения сельскохозяйственного производства в собственности или аренде

1

3

Удельный объем собственных средств в общем объеме приобретений согласно плану расходов:

более 50%

3

от 20% до 50% включительно

2

от 10% до 20% не включительно

1

4

Крестьянское (фермерское) хозяйство ведет деятельность на территории муниципальных районов, включенных в Среднесрочную комплексную программу экономического развития Зауралья до 2020 года или Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан до 2020 года

1

5

Наличие у заявителя среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, либо дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, либо трудового стажа в сельском хозяйстве не менее 3 лет, либо факта ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее 3 лет

1

6

Оценка бизнес-плана КФХ по результатам очного собеседования республиканской конкурсной комиссии с заявителями

от 1 до 10

Исходя положений п. 9 и п. 13  Порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам гранта в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, обязательное наличие у заявителя среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, а соответственно, и представление подтверждающих это документов, не обязательно.

При отсутствии документов о специальном или высшем образовании конкурсная комиссия должна руководствоваться  и оценивать подтвержденный факт трудового стажа заявителя  в сельском хозяйстве не менее 3 лет, либо факт ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства заявителем в течение не менее 3 лет.

Заявителем при соискании субсидии (гранта) были представлены доказательства ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее 3 лет – выписка из похозяйственной книги №1 выданной Администрацией сельского поселения Ишкаровский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, что соответствует требованиям нормативно – правового акта.

Таким образом, подсчет баллов при таких обстоятельствах производится, исходя из наличия у ответчика опыта ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее 3 лет, что соответствует требованиям п. 9, п. 13 Порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам гранта в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в редакции, действовавшей на момент подачи заявки, проведения конкурса, на момент заключения договора и перечисления денежных средств (субсидии).

Суд неоднократно запрашивал у истца первичные документы. Протокол заседания конкурсной комиссии, по итогам которого заключен договор от 20.09.2019, суду не представлен, материалы дела не содержат.

Представленный истцом протокол заседания конкурсной комиссии от 16.10.2020 содержит сведения о внесении изменений в итоговый протокол заседания комиссии по предоставлению грантов, с учетом проверки Прокуратуры Республики Башкортостан. Указанный протокол составлен после принятия решения о представлении гранта ответчику, после заключения договора и перечисления денежных средств. 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

         Частью 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

На основании положений ст. 34 и 38 названного Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 28 Бюджетного кодекса определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Таким образом, единственным основанием для возврата предоставленной субсидии является ее нецелевое использование.

         Статья 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно положениям, предусмотренным частью 2 статьи 9, частями 3 и 4 статьи 65 АПК РФ, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга и обязаны раскрыть доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, заблаговременно, до начала судебного разбирательства, учитывая при этом, что они несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.

В соответствии со ст. 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.

Согласно ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Судом рассмотрены все доводы истца, однако они не могут служить основанием для удовлетворения иска, обратного в материалы дела истцом не представлено.

Исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты госпошлины, данная норма применению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании 2 700 000 руб.  – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                  Г.Р. Мигранова