АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-20278/2009
3 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2009г.
Полный текст решения изготовлен 03.11.2009г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Решетникова С.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Решетниковым С.А., рассмотрев заявление ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: Ковтуненко Н.В. – представитель по доверенности от 01.10.2009 года.
от заинтересованного лица: Есжанова Э.Г. – представитель по доверенности № 02-15-45 от 11.01.2009 года.
ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее Управление) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и взыскании штрафа в размере 5 000 руб.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения от 26.08.2009 года № 1340 Управлением проведена внеплановая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в автосалоне, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная 14.
В ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия с 28.08.2009г. по 03.09.2009г., в автосервисе Общества, расположенном по адресу: г. Уфа. ул. Трамвайная 14 установлено что данной организацией по направлению страховой компании ООО СК «Цюрих. Ритейл» № У-020-690922/09/01 от 29.06.2009 г. выполнены работы по ремонту автомобиля Шевроле Лацетти гос. номер К 172 MB 102, принадлежащего потребителю Дильмухаметову И.Л., поврежденного в результате страхового случая. Согласно страховому полису (договору) Х2 ДСТ-0486099 от 03.09.2008 г. возмещение страхового случая предусмотрено в виде ремонта на станции техобслуживания (СТОА) по направлению страховщика, т.е. оплату за оказанную услугу автосервисом ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» потребителю Дильмухаметову И.Л. по ремонту автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, должна осуществить страховая компания, с которой у него заключен страховой договор.
В автосервисе ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» (Исполнитель) при приемке 06.07.2009 г. автомобиля, принадлежащего Дильмухаметову И.Л., на кузовной ремонт не составлены приемо-сдаточный акт и договор на оказание услуг (заказ-наряд, квитанция или иной документ) с необходимой информацией для потребителя, в том числе:
а) фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) дата приема заказа, сроки его исполнения;
г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
д) марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
ж) перечень оказываемых услуг (вьполняемьх работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
и) гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
к) должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его -толпись, а также подпись потребителя;
л) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ), в нарушение требований ст.ст. 10, 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями), далее по тексту - Закон и п.п. 13,15,18 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомото-транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 года № 290 (с изменениями), далее по тексту - Правила.
Соответственно, в нарушение п. 18 Правил, вторые экземпляры договора и приемосдаточного акта, подписанные ответственным лицом исполнителя, потребителем и заверенные печатью исполнителя, не выданы потребителю.
Кроме того, в нарушение п. 1 ст. 33 Закона и п.п. 25, 26 Правил, Исполнителем не выдана потребителю составленная смета на выполнение работ, которую согласно обращению, направленному в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, требовал потребитель при сдаче автомобиля на ремонт.
После окончания ремонтных работ потребителю при передаче автотранспортного средства Шевроле Лацетти гос. номер К 172 MB 102 выдан только приемо-сдаточный акт № 0000003040 от 7.08.2009 г., без указания перечня выполненных работ и их стоимости.
По итогам проверки Управлением составлен акт № 000130 от 03.09.2009 года, протокол об административном правонарушении от 03.03.2009г.№ 000189, на основании которого вынесено постановление от 10.09.2009г. № 2170/09-20-189 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 5000 рублей.
Считая данное постановление Управления незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о его отмене. При этом заявитель указывает на недоказанность Управлением в действиях общества наличия события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и на нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Оценив представленные материалы, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8; 10 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 утверждены Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, в разделе втором которых предусмотрен порядок доведения информации до потребителя.
Согласно постановления о привлечении к административной ответственности Обществу вменяется в вину, что Обществом при приемке 06.07.2009 г. автомобиля, принадлежащего Дильмухаметову И.Л., на кузовной ремонт не составлены приемо-сдаточный акт и договор на оказание услуг (заказ-наряд, квитанция или иной документ) с необходимой информацией для потребителя.
Как следует из материалов дела, ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» выполнены работы по ремонту автомобиля Шевроле Лачетти гос. номер К172МВ 102, принадлежащего Дильмухаметову И.Л. по направлению страховой компании ООО СК «Цюрих.Ритейл» № У-020-690922/09/01 от 29.06.09г. на ремонт автомобиля, поврежденного в результате страхового случая.
Согласно страхового полиса № ДСТ-0486099 от 03.09.08г. возмещение страхового случая предусмотрено в виде ремонта на станции техобслуживания (СТОА) по направлению страховщика. Таким образом, страховая компания приняла на себя обязательства по возмещению страхователю убытков в результате страхового случая не в денежном выражении, а в виде услуги по ремонту автомобиля, поврежденного в результате страхового случая. В силу указанного, мероприятия по ремонту автомобиля , предоставления запасных частей, а также месту и срокам ремонта автомобиля должны быть решены за счет страховой компании.
В материалы дела представлен договор от 01.05.2009года заключенный между ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» и ООО «Цюрих. Розничное Страхование» по условиям которого Общество обязуется произвести ремонт направленных Заказчиком (ООО СК «Цюрих.Ритейл») автотранспортных средств отечественного и импортного производства, в соответствии с Направлением на ремонт, а страховщик обязуется оплачивать выполненные работы (пункты 1.1; 1.2 договора). Данный договор регламентирует порядок и условия сдачи автомобиля в ремонт и выполнения работ.
При сдаче данного автомобиля в ремонт Дильмухаметовым И.Л. Обществу было представлено Направление на ремонт автомобиля от ООО СК «Цюрих.Ритейл» № У-020-690922/09/01 от 29.06.09г., в котором в качестве исполнителя указано ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис». Таким образом заключение с Дильмухаметовым приемо - сдаточного акта и самостоятельного договора не требовалось, поскольку в силу принятых на себя договорных обязательств Общество не вправе было уклоняться от принятия направленного страховщиком на ремонт автотранспортного средства, а в договоре со страховщиком согласованы условия по ремонту и качеству выполненных работ.
То обстоятельство, что второй экземпляр договора и заявка по заказ наряду № 0000003040 от 06.07.2009года не выдана Дильмухаметову не может являться основанием для привлечения Общества к ответственности по данной статье , поскольку основанием для его составления указано направление на ремонт № У-020-690922/09/01 страховой компании.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом под терминами потребитель понимается - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Как следует из представленных материалов дела обязательства по ремонту автомобиля возникли у Общества из договора заключенного со страховщиком и действие закона «О защите прав потребителей» на указанные отношения распространены не могут. То обстоятельство, что в заказ наряде и приемо сдаточном акте от 17.08.2009года в качестве заказчика указан гражданин не может свидетельствовать о предоставленной услуге по ремонту непосредственно гражданину, поскольку в соответствии с договором от 01.05.2009года транспортное средство на ремонт принимается у клиента и ему же передается после ремонта, а ответственность за качество и сроки ремонта Общество несет перед страховщиком.
С учетом изложенного суд приходит к выводам о том, что услуги по ремонту автомобиля Обществом предоставлены страховой компании на основании заключенного договора и страхового полиса Доказательств обратного сторонами в судебном заседании не представлено.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, соблюден ли срок давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного суд полагает что в действиях Общества не имеется состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 161-170, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» удовлетворить.
Постановление № 2170/09-20-189 от 10.09.2009г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Башкортостан о привлечении к административной ответственности ООО «Уфа-Авто БОШ Сервис» по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А.Решетников