АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,
сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
«25» декабря 2023 года Дело №А07-5792/2023
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2023 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Ахметовой Г.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению)
Муниципального бюджетного учреждения "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450005, Республика Башкортостан, Уфа город, Цюрупы улица, дом 102, ОГРН: 1140280034707, Дата присвоения ОГРН: 05.06.2014, ИНН: 0278212400)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (450076, Республика Башкортостан, Уфа город, Гоголя улица, дом 62, ОГРН: 1020202559937, Дата присвоения ОГРН: 03.12.2002, ИНН: 0274049939)
о признании недействительным и отменить представления от 16.01.2023 №0100-22-06/175
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управление капитального строительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, Уфа город, Октября проспект, 122, 4, ОГРН: 1060276008121, Дата присвоения ОГРН: 10.03.2006, ИНН: 0276098603);
- Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" (450077, Республика Башкортостан, Уфа город, Худайбердина улица, дом 2, ОГРН: 1190280027167, Дата присвоения ОГРН: 18.04.2019, ИНН: 0274945974);
- Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (450008, Республика Башкортостан, Уфа город, Советская улица, 18, ОГРН: 1100280036317, Дата присвоения ОГРН: 15.10.2010, ИНН: 0274151019);
- Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (115088, город Москва, Шарикоподшипниковская улица, дом 5, ОГРН: 1077799028251, Дата присвоения ОГРН: 12.11.2007, ИНН: 7736243140; Дата прекращения деятельности: 13.12.2022);
- Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, Уфа город, Октября проспект, 120, ОГРН: 1050204343474,
при участии:
от заявителя: Хажиева Р.И., доверенность от 17.05.2023, служебное удостоверение;
от УФК по РБ: Гайсаров Р.И., доверенность от 05.08.2022, паспорт;
от Управления капитального строительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: Рахматуллин Р.Ф., доверенность от 29.05.2023, паспорт;
от государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда": Нугаева О.Н., доверенность от 02.08.2023, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда.
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заявитель, МБУ "Служба сноса и расселения") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – УФК по РБ, ответчик, управление) о признании недействительным представления от 16.01.2023 №5.
Наименование заявителя изменено на Муниципальное бюджетное учреждение "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу.
Представитель УФК заявленные требования не признал, считая оспариваемое представление законным и обоснованным по мотивам, изложенным в отзывах по делу.
Представитель Центра мониторинга поддержал позицию заявителя исходя из пояснений представителя.
Представитель Управления капитального строительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поддержал позицию заявителя исходя из пояснений представителя.
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан представило письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями согласно.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от «28» октября 2022 г. № 324 «О назначении внеплановой выездной проверки в Муниципальном бюджетном учреждении «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан» и на основании писем Федерального казначейства от 13.10.2022 № 07-04-05/18-25161 «О проверке средств фонда ЖКХ», от 19.10.2022 № 07-04-05/18-25832 «О внеплановой проверке средств Фонда ЖКХ» в период с 01.11.2022 по 06.12.2022 в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МБУ «Служба сноса и расселения») проведена выездная проверка использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и проведение капитального, ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0015-0100.015).
Проверенный период: с 01.01.2017 по 31.10.2022.
По результатам принят акт выездной проверки от 07.12.2022 г. и вынесено представление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Н.З. Гатауллиной от 16.01.2023 №5 (исх. № 0100-22-06/175).
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Соглашения № 174 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 17.05.2016 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2017 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013¬2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. № 136, в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 10500 дней, повлекшее возникновение ответственности, в размере 52 500 000 рублей.
2. В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Соглашения № 182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2020 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 238 (далее — Адресная программа Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 238), в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 7193 дня, повлекшее возникновение ответственности, в размере 35 965 000 рублей.
3. В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Соглашения № 182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 МБУ «Служба сноски расселения» в 2021 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 238 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 287 дней, повлекшее возникновение ответственности в размере 1 435 000 рублей.
4. В нарушение пунктов 3.2.3, 3.2.4 Соглашения № 174 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 17.05.2016 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2017-2019 годах допущено неэффективное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределенные городскому округу город Уфа Республики Башкортостан в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, на сумму 13 216 056,35 рублей.
5. В нарушение пунктов 4.2.6, 4.2.7 Соглашения № 182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2021 году допущено неэффективное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределенные городскому округу город Уфа Республики Башкортостан в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, на сумму 1 616 928,12 рублей.
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан с оспариваемым представлением не согласно. Указывает, что:
- по п.1 представления договоры мены с собственниками жилых помещений были заключены за пределами сроков реализации Адресной программы № 136 по причине того, что между собственниками жилых помещений по указанным адресам и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судах рассматривались споры связанные с изъятием жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ.
- пункты 2, 3 представления были предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Башкортостан по заявлению Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене представления от 03.06.2021 г. № 0100-21-06/3968, дело № А07-37036/2021. По указанному делу судом установлено, что представление № 0100-21-06/3968 от 03.06.2021, внесено органом государственного надзора в адрес ненадлежащего лица, что по п. 2 представления приняты необходимые меры по недопущению использования жилых помещений, закупленных за счет средств Субсидии, путем направления письма от 25.03.2021 № 01-05-00787/9 в Минстрой и Центр мониторинга, то есть задолго до внесения представления от 03.06.2021 № 01 СО-21-06/3968, в связи с чем требования УФК об устранении причин и условий по указанному факту суд счел необоснованными.
- пунктами 4 и 5 представления отмечается неэффективное использование Учреждением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в связи с непредоставлением гражданам подлежащим расселению из аварийного жилищного фонда свободных жилых помещений, пустующих более одного года по Соглашению № 174 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 17.05.2016, на сумму 13 216 056,35 руб., по Соглашению № 182 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 на сумму 1616928,12 руб. Расселение граждан из аварийного жилого фонда предполагает длительную процедуру, регламентированную ЖК РФ, которая предусматривает предоставление права выбора собственникам жилых помещений в аварином жилищном фонде между предоставлением жилого помещения и получением выкупной стоимости.
Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан указывает, что, согласно паспорту адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. № 136, исполнителями являются:
- Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре;
- администрации городских округов и городских поселений РБ.
Решением Совета городского округа город Уфа от 30.06.2021 № 83/3 «О порядке предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретенных за счет бюджетных средств в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья» (далее - Порядок), в редакции действовавшей на период проведения контрольного мероприятия, исполнителями указанного Порядка указаны:
- МБУ «Служба сноса и расселения» город Уфа Республики Башкортостан;
- Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- Управление по распределению жилья и жилищным программам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно разделу 7 «График мероприятий по реализации Порядка», МБУ «Служба сноса и расселения» указано в качестве исполнителя в рамках следующих мероприятий:
1. Начало переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Срок мероприятия - 2021 год.
2. Подготовка и предоставление отчетности в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан. Срок мероприятия - ежеквартально.
3. Выполнение регистрационных действий, подготовка необходимых документов по переходу прав на жилые помещения. Срок мероприятия - 2021-2022 годы.
4. Информирование Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о поступивших очных и заочных решений судов об оплате выкупной стоимости собственнику изымаемого помещения. Срок мероприятия - 2021-2022 годы.
5. Завершения срока реализации мероприятий по переселению граждан. Срок мероприятия - 31 декабря 2021 года.
6. Урегулирование взаимоотношений в части расходования городским округом город Уфа Республики Башкортостан средств бюджета Республики Башкортостан с Правительством Республики Башкортостан. Срок мероприятия - 31 декабря 2021 года.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.08.2023 №29/11 «О внесении изменений в Порядок предоставления и предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретенных за счет бюджетных средств в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья» были внесены следующие изменения:
1. МБУ «Служба сноса и расселения» в связи со сменой наименования указано в новой редакции - Муниципальное бюджетное учреждение «Служба расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МБУ «Служба расселения»).
2. Изменена Задача, а также График мероприятий по реализации Порядка в части сроков - вместо 31 декабря 2022 года указана дата 31 декабря 2024 года.
УФК по РБ указывает, что даже с учетом внесенных изменений в Порядок - МБУ «Служба расселения» является исполнителем по всем мероприятиям по реализации Порядка, кроме одного поименованного в Порядке мероприятия - выделение финансирования, в случае принятия решения суда об оплате выкупной цены собственнику изымаемого помещения (исполнитель - Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан).
В ответ на запрос от 13.11.2022 исполняющим обязанности директора МБУ «Служба сноса и расселения» Сайфуллиным В.Д. в письме также были указаны нормативно-правовые основания осуществления деятельности МБУ «Служба сноса и расселения» касательно исполнения адресных программ, а именно:
«Учреждение осуществляет деятельность по реализации Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утверждённой Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 № 136, Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015-2021 годы, утвержденной 31.03.2015 № 99, Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 № 238 и решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.06.2021 № 83/3 «О порядке предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретенных за счет бюджетных средств в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья».
Между тем, паспорт адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. № 136, устанавливает следующие сроки реализации программы на 2013-2017 годы с разбивкой в четыре этапа:
1 этап - до 31 декабря 2014 года;
2 этап - до 31 декабря 2015 года;
3 этап - до 31 декабря 2016 года;
4 этап - до 31 декабря 2017 года.
В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Соглашения №174 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 17.05.2016 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2017 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. № 136, в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 10 500 дней, повлекшее возникновение ответственности, в размере 52 500 000 рублей.
Паспорт адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 1238, устанавливает следующие сроки реализации программы на 2019-2023 годы (в настоящее время 2019-2025 годы, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.20202 № 59) годы с разбивкой в четыре этапа:
1 этап - до 31 декабря 2020 года;
2 этап - до 31 декабря 2021 года;
3 этап - до 31 декабря 2022 года;
4 этап - до 31 декабря 2023 года;
5 этап - до 31 декабря 2024 года;
6 этап - до 31 декабря 2025 года.
В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Соглашения № 182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2020 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 238 (далее - Адресная программа Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 238), в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 7193 дня, повлекшее возникновение ответственности, в размере 35 965 000 рублей.
В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Соглашения №182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 МБУ «Служба сноса и расселения» в 2021 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 238 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 287 дней, повлекшее возникновение ответственности в размере 1 435 000 рублей.
Согласно сведениями из ЕГРЮЛ, Муниципальное бюджетное учреждение «Служба расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0278212400) учреждено Городским округом город Уфа Республики Башкортостан 05.06.2014, права учредителя осуществляет Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УКС ГО г. Уфа РБ).
В свою очередь УК ГО г. Уфа РБ (ИНН 0276098603) так же учреждено Городским округом город Уфа Республики Башкортостан 05.06.2014, права учредителя осуществляет Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г. Уфа РБ).
МБУ «Служба сноса и расселения» является бюджетным учреждением, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 17- ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о HKO).
Согласно ст. 9.2 Закона о HKO, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, соответственно, органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о HKO бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом
Согласно Уставу МБУ «Служба сноса и расселения», утвержденному постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.04.2013 № 1628 целями деятельности являются:
- переселение граждан из ветхого, аварийного жилищного фонда, а также из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, либо находящихся в жилых домах, подлежащих сносу (реконструкции), на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в рамках исполнения и реализации федеральных, региональных и адресных программ.
УФК по РБ указывает, что МБУ «Служба сноса и расселения» (в настоящий момент - МБУ «Служба расселения») является исполнителем адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. №136 и адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы от 23.04.2019 № 238.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) предусмотрено предоставление государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) или публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности указанной государственной корпорации в связи с ее присоединением к публично-правовой компании "Фонд развития территорий" с одновременным преобразованием указанной государственной корпорации в соответствии с федеральным законом) целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 № 238 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы (далее - Адресная программа), в которую включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в которых собственники помещений в установленный органом местного самоуправления срок не осуществили сноса или реконструкции признанного аварийным дома.
Согласно пункту 1 Адресной программы, реализация Адресной программы осуществляется с учетом возможностей долевого финансирования Фонда, а также средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
В целях предоставления и использования финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, между Фондом и Республикой Башкортостан заключен Договор от 11.06.2019 № 59/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Договор от 11.06.2019 № 59/ПС).
Из Договора от 11.06.2019 № 59/ПС следует, что Фонд на основании решений правления Фонда перечисляет Республике Башкортостан средства финансовой поддержки по заявкам Республики Башкортостан на предоставление указанной финансовой поддержки.
В приложении № 10 к Закону Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 26-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции от 19.12.2019) (далее - Закон от 24.12.2018 № 26-з) среди поступлений доходов в бюджет Республики Башкортостан на 2019 год указаны безвозмездные поступления в бюджет от Фонда на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства - в размере 282 421, 2 тысяч рублей.
Приложением № 22 к Закону от 24.12.2018 № 26-з предусмотрены субсидии бюджету города Уфы из бюджета Республики Башкортостан на 2019 год на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от Фонда - в размере 113 500, 9 тысяч рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан - в размере 2 316, 5 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления из Бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.05.2019 № 295 (далее - Порядок) главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению субсидий является Минстрой.
Согласно Указу Главы Республики Башкортостан от 13.10.2020 № УГ-439 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан», Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре преобразован в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 04.03.2020 № 77 (пункт 15 Порядка).
В соответствии с Адресной программой Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 (далее - Программа на 2013-2017 годы), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан осуществляло общее руководство, управление Программой на 2013-2017 годы и контроль за ее реализацией, целевым и эффективным использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и бюджета Республики Башкортостан (в том числе заключение соглашений с муниципальными образованиями - участниками программы), Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (в настоящее время Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан) осуществлял мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных Программой на 2013-2017 годы, анализировал ход ее выполнения. При этом исполнителями Программы, помимо указанных республиканских органов власти, являлись только администрации городских округов и городских поселений (в том числе Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан). Муниципальное бюджетное учреждение "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан в число исполнителей программы не включено.
В свою очередь, согласно Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года № 238 (далее - Адресная программа на 2019-2025 годы), Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан и государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Центр мониторинга аварийного жилищного фонда» являются исполнителями указанной программы, администрация городского округа город Уфа является ее участником. При этом Муниципальное бюджетное учреждение "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан не является исполнителем Адресной программы на 2019-2025 годы.
Так, в рамках реализации Программы на 2013-2017 годы обязательства по использованию средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств бюджета Республики Башкортостан (в том числе обязательства по обеспечению целевого использования выделенных средств, по обеспечению достижения целевых показателей) закреплены соглашением, заключенным между администрацией ГО г. Уфа и Министерством ЖКХ РБ (в Минстрое РБ не имеется) по типовой форме, утвержденной в соответствии с приказом Минжилкомхоза РБ от 27.08.2013 № 11/06-160 (в настоящее время приказ утратил силу).
Также в рамках реализации Адресной программы на 2019-2025 годы обязательства по использованию средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств бюджета Республики Башкортостан закреплены соглашением № 182, заключенным между Минстроем РБ и администрацией ГО г. Уфа от 29.07.2019.
Согласно ч.3 ст.308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, в отношении третьих лиц не могут выдвигаться возражения, основанные на обязательстве других сторон. C учетом вышеприведенных положений ГК РФ, обязательства по указанным соглашениям, не могут распространяться на третьих лиц (в том числе на МБУ «Служба сноса и расселения»).
В оспариваемом представлении УФК по РБ сделан вывод о недостижении заявителем целевых показателей результативности использования субсидии, выразившегося в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в рамках Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 № 136.
Вместе с тем, заявитель обосновывает длительность заключения договоров мены с собственниками жилых помещений наличием судебных споров, связанных с изъятием жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не противоречит законодательству.
Согласно пункту 14 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - федеральный закон № 185-ФЗ), для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 названного Федерального закона, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 названного Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
В соответствии с отчетом Администрации ГО г. Уфа РБ «О ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда» в рамках Программы на 2013-2017 годы по состоянию на 13 февраля 2018 года граждане были переселены либо имелись «непредвиденные обстоятельства» (судебные споры).
Аналогичные сведения отражены в годовом отчете Администрации ГО г. Уфа по реализации программы на 2019-2023 годы (по состоянию на 31 декабря 2021 года).
Принимая во внимание нормы Федерального закона № 185-ФЗ, наличие судебных споров о выселении гражданина из жилого помещения, а также споров, связанных с изъятием жилых помещений является обстоятельством, позволяющим учитывать указанные жилые помещения в результатах достижения целевых показателей.
Пункт 1 Представления указывает на нарушение ч. 11 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ № 185) в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений по Адресной программе № 136 по адресам:
- г. Уфа, ул. Аксакова, д. 82, Аксакова, д. 84/2;
- г. Уфа, ул. Гафури, д. 71а;
- г. Уфа, ул. Гоголя, 77Б;
- г. Уфа, ул. Госпитальная, д. 24, г. Уфа, ул. Госпитальная, д. 26;
- г. Уфа, ул. Достоевского д. 40/12, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 40/14, г. УФа, ул. Достоевского, д. 40/15, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 48, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 54;
- г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 38, г. Уфа, ул. Интернациональна, д. 40;
- г. Уфа, ул. Ирендык, д. 24;
- г. Уфа, ул. Морякова, д. 1;
- г. Уфа, ул. Нуриманова, д. 23;
- г. Уфа, ул. Свердлова, д. 37/1, г. Уфа, ул. Чернышевского, д. 22, г. Уфа, ул. Чернышевского, д. 63а, г. Уфа, ул. Чернышевского, д. 63 ДС (дополнительное строение .
УФК по РБ в отзыве указывает на то, что в 2017 году допущено неисполнение Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 20 3¬2017 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 28.03.2014 г. №136 в части не достижения целевых показателей результативности использования субсидий, выразившееся в несвоевременном представлении жилых помещений в количестве 105 00 дней, повлекшее возникновение ответственности в размере 52 500 200 рублей.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основана в ι эм числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указыванием цели их использования.
В силу положений пп.1,3 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и они ста денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете.
Постановлением Правительства РБ от 23.04.2019 г. №238 утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг, в которую включены многоквартирные дома, признаны до 01.01.2017 г. в установлен! эм порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в которых собственники помещений в установленном органом местного самоуправления срок не осуществили сноса или реконструкции признанного аварийным дома.
Согласно п. 1 Адресная программа, ее реализация осуществляется с учетам возможное 1 и долевого финансирования Фонда, а также средств консолидировали но бюджета РБ.
Адресные программы предусматривают расселение только жилых помещен, принадлежащих гражданам на праве собственности или занимаемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.14 ст. 16 ФЗ №185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для оценки выполнения субъектом РФ обязательства достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ ю переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в срок по причинам, связанным, со сроком принятия наследства, с неизвестностью меч га пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении Гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным и. 1 ст. 85 ЖК РФ или судебного снова. связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
Однако, договоры мены с собственниками жилых помещений были заключены за пределами сроков реализации Адресной программы № 136 по причине того, что между собственниками жилых помещений по указанным адресам и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судах рассматривались споры связанные с изъятием жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ, что подтверждается переченью аварийных жилых помещений, предусмотренных Адресной программой РБ, реестром судебных дел по возмещению компенсации за аварийные жилые помещения по адресной программе (л.д. 64-74).
Целевые показатели результативности использования субсидий достигнуты, а договоры мены с собственниками были заключены позже установление срока, только по причинам предусмотренным ч. 14 ст. 16 ФЗ №185, позволяющим при таких обстоятельствах выходить за пределы сроков, установленных Адресной программы, что не свидетельствует о расходовании бюджетных средств с нарушением принципа целевого использования бюджетных средств.
Также в оспариваемом представлении УФК по РБ сделан вывод о неэффективном использовании заявителем средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года.
Между тем УФК по РБ не приведены доводы, позволяющие квалифицировать указанные обстоятельства в качестве бюджетных правонарушений, а также не учтены разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 № 23 (ред. от 28.05.2019) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Так, согласно п.23 вышеупомянутых разъяснений оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган (чье предписание оспаривается) докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
C учетом вышеизложенной правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ, полагаем, что, вменяя заявителю неэффективное использование бюджетных средств в связи с длительным непредоставлением жилых помещений гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилищного фонда, УФК по РБ не доказана возможность достижения показателя результативности с использованием меньшего объема средств либо возможность достижения более высокого показателя результативности.
Пункты 2, 3 Представления были предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Башкортостан по административному исковому заявлению Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене представления от 03.06.2021 г. № 0100-21-06/3968, дело № А07-37036/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2022 г. по делу № А07-37036/2021 представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 03.06.2021 № 0100-21-06/3968 признано незаконным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022г. № 18АП-16241/2022 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2022г. по делу № А07-37036/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.05.2023 года решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2022 по делу №А07- 37036/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 оставлено без изменения, кассационная жалоба Управления Федерального казначейства по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела.
Пунктами 4 и 5 Представления отмечается неэффективное использование Учреждением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в связи с не предоставлением гражданам подлежащим расселению из аварийного жилищного фонда свободных жилых помещений, пустующих более одного года по Соглашению 174 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 17.05.2016, на сумму 13 216 056,35 руб., по Соглашению № 182 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 на сумму 1616928,12 руб.
Однако, Адресными программами установлено, что для расчета объемов средств на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов принимается ю внимание, что собственники жилых помещений выбирают способы переселения путем мены на другое жилое помещение, приобретенное на первичном рынке жилья, или мены на другое, вновь построенное жилое помещение. Переселение граждан ю договорам социального найма осуществляется во вновь построенные многоквартирные дома.
Жилое помещение предлагается с учетом структурных характеристик расселяемого помещения, отвечает установленным требованиям благоустройства и безопасности, предоставляется не с целью улучшения жилищных условий, а в связи с признанием жилого дома непригодным для постоянного проживания.
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случае отказа от предложенного варианта благоустроенного жилого помещения; расселение осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительства Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием направления собственникам помещений й указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (если собственники не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участка, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд).
Если с собственником жилого помещения не заключено Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, допускается принудительное изъятие жилого помещения па основании решения суда.
Выкупная стоимость аварийных жилых помещений определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Кроме того, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ № 185 имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, расселение граждан из аварийного жилого фонда предполагает длительную процедуру, регламентированную ЖК РФ, которая предусматривает предоставление права выбора собственникам жилых помещений в аварином жилищном фонде между предоставлением жилого помещения и получением выкупной стоимости.
На основании изложенного, непредоставление гражданам подлежащим расселению из аварийного жилищного фонда свободных жилых помещений, пустующих более одного года обусловлено исключительно их невостребованностью собственниками аварийных жилых помещений. В большинстве случаев граждане предпочитают получение выкупной стоимости в судебном порядке.
Следует отметить, что согласно паспортам Адресных программ их исполнителям являются:
- Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан;
- Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
- Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Цен р мониторинга аварийного жилищного фонда»;
- администрации муниципальных районов и городских округов Республик и Башкортостан.
В перечне муниципальных образований - участников Адресной программы имеется - городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Следовательно, заявитель не является исполнителем Адресных программ.
Обжалуемое представление содержит указание на невыполнение в установленный срок мероприятий по переселению граждан из аварийною жилищною фонда в рамках реализации Адресных программ, а также в рамках Соглашений от 17.05.2016 № 174 и от 29.07.2019 № 182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Между тем, административный истец не является стороной указанного Соглашения.
Таким образом, представление от 16.01.2023 №5 в отношении самостоятельного юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0278212400, ОГРН 1140280034707) внесено в адрес ненадлежащего лица, в связи с чем не может служить основанием для возложения на него ответственности за нарушение требований бюджетного законодательства при исполнении такого Соглашения.
По своей правовой природе представление, в отличие от предписания, не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
По смыслу правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.
Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Представление органа Федерального казначейства должно, таким образом, содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные меры (действия), направленные на их устранение.
При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Однако, как следует из представления от 16.01.2023 №5 (исх. № 0100-22-06/175) требования об устранении причин и условий нарушений не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должно совершить заявитель для устранения изложенных в пунктах 1-5 нарушений. Формулировка представления «принять меры по устранению причин и условий нарушений» не содержит конкретных указаний, формулировки относительно конкретных мер, которые необходимо совершить заявителю для устранения причин и условий указанных нарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вопреки части 1 статьи 65 АПК ответчиком не представлено доказательств законности внесенного представления.
Доводы ответчика подлежат отклонению как необоснованные и как основанные на неверном толковании законодательства.
В то же время представленные заявителем доказательства и пояснения, а также пояснения третьих лиц в совокупности и взаимосвязи, подтверждают факт незаконности оспариваемого ненормативного акта.
Также из пояснений Министерства строительства и архитектуры РБ следует, что Фондом содействия реформированию ЖКХ с 1 марта по 13 апреля 2021 года были проведены дистанционные контрольные мероприятия реализации Программы на 2019-2023 годы, нарушения по ГО г. Уфа не были выявлены.
Поскольку оспариваемое представление возлагает на заявителя необоснованные обязанности принимать меры по устранению нарушения, а также устранению причин и условий нарушений, наличие которых не доказано ответчиком, ненормативный акт признается судом нарушающим права и законные интересы заявителя.
Кроме того, на основании всестороннего анализа имеющихся в деле доказательств судом установлен факт внесения оспариваемого представления в адрес ненадлежащего лица, поскольку обязанности по исполнению Адресной программы и соблюдению условий предоставления относится к исключительной компетенции Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, вынесенное Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан представление от 16.01.2023 №5 (исх. № 0100-22-06/175) не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит признанию недействительным.
Как следует из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного суд считает, что заявленные требования Муниципального бюджетного учреждения "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Муниципального бюджетного учреждения "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450005, Республика Башкортостан, Уфа город, Цюрупы улица, дом 102, ОГРН: 1140280034707, Дата присвоения ОГРН: 05.06.2014, ИНН: 0278212400) удовлетворить.
Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 16.01.2023 №5.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.
Судья Г.Ф. Ахметова