АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-11322/2013
22 октября 2013 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атаевой М.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «УралОпт» (ИНН 0262018728, ОГРН 1120262000880, 453300, РБ, г. Кумертау, ул. Бабаевская, д. 2А, корп. 1 пом. 1)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5262244282, ОГРН 1095262008698, 603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, 6, корп. 6)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
ООО «УралОпт» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу № 3/198/Ю по делу № 08-09/198Ю/2013 от 03.06.2013 года о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный орган с заявленными требованиями не согласился, по основаниям изложенным в отзыве, указывая на то, что общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В ходе проведенной 25.04.2013 года проверки при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления декларации по форме согласно приложению № 8 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года № 815 ООО «УралОпт» за 1 квартал 2013 года.
За проверяемый отчетный период ООО «УралОпт» осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции в соответствии с данными деклараций по формам согласно приложениям № 5, 6, 7 к Правилам за 1 квартал 2013 года, представленными обществом в электронной форме, закупки пива составили 221,900 дал.
На основании материалов проверки специалистом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делу № 08-09/198Ю/2013.
По результатам проверки при непосредственном обнаружении правонарушения в отсутствии законного представителя ООО «УралОпт», надлежащим образом извещенного о необходимости явки для составления протоколов об административном правонарушении извещением от 16.05.2013 года телеграмма от 16.05.2013 года № 263/39601 об отложении составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении № 2/198Ю/2013 от 20.05.2013 года в отношении ООО «УралОпт».
Постановлением о назначении административного наказания № 3/198Ю от 03.06.2013 года по делу № 08-09/198Ю/2013 вынесенным руководителем МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу ООО «УралОпт» привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно с ч. 6, 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.
Требованиями Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено следующее:
- организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (п. 1 статьи 14).
-алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (п. 7 статьи 2).
- оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (п. 16 статьи. 2).
Представление декларации № 8 обусловлено требованиями Правил, в частности: организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларацию № 8 (п. 10) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15) в электронной форме или на бумажных носителях (п. 16).
Согласно п. 17 Правил декларации на бумажном носителе представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, указанные в лицензии, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) по месту нахождения организации. В случае если организация и ее обособленные подразделения расположены в разных федеральных округах, декларации на бумажных носителях представляются в целом по организации в территориальный орган по месту нахождения организации и в территориальные органы по месту нахождения ее обособленных подразделений, указанных в лицензии.
Поскольку п. 21 Правил определено, что при отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (абз. 2), следовательно, декларант не нарушает срок представления декларации, направляя ее в территориальные органы в последний день установленного срока представления декларации за 1 квартал 2013 года - до 10 апреля 2013 года включительно.
В соответствии с абз. 2 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
При этом, на основании приложения к п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 года № 160 (далее - Нормативы) следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема составляет 11 дней. Это означает, что декларация, направленная в виде почтового отправления в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной корреспонденции), в соответствии с Нормативами должна быть доставлена адресату в течение 12 дней (с учетом дня ее приема на почте).
При проверке представления ООО «УралОпт» декларации № 8 за 1 квартал 2013 года на бумажном носителе установлено, что указанная декларация в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу по почте и нарочно по состоянию на 03.06.2013 года фактически не поступала.
Согласно п. 18 Правил декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
В силу п. 1 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 года № 52н (далее - Приказ № 52н), декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.
Подача деклараций в Росалкогольрегулирование осуществляется путем использования сервиса «Электронные услуги для организаций» на сайте www.fsrar.ru.
В соответствии с п. 6 Приказа № 52н датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения ее получения Росалкогольрегулированием.
Принятые декларации в электронной форме отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее - АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».
Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде; журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.
При проверке представления ООО «УралОпт» декларации № 8 за 1 квартал 2013 года в электронной форме установлено, что указанная декларация в Росалкогольрегулирование по состоянию на 03.06.2013 не представлена.
Факт несвоевременного представления декларации № 8 за 1 квартал 2013 года в электронной форме доказан материалами дела и ООО «УралОпт» не отрицается.
ООО «УралОпт» располагала необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по представлению декларации в установленный срок.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «УралОпт» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В данном случае ООО «УралОпт» не представлены реальные документарные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Учитывая, что государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей, а производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым контролем государства, довод заявителя о малозначительности совершенного обществом правонарушения является несостоятельным.
Представление в последующем надлежащим образом оформленных документов не может свидетельствовать ни об отсутствии состава правонарушения, ни о малозначительности совершенного правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления о привлечении к административной ответственности, МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу не допущено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, постановление управления является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «УралОпт» (ИНН 0262018728, ОГРН 1120262000880, 453300, РБ, г. Кумертау, ул. Бабаевская, д. 2А, корп. 1 пом. 1) отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru.
Судья К.В. Валеев