НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 22.06.2021 № А07-4893/21

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-4893/21

23 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021 года.

Полный текст решения изготовлен 23.06.2021 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гумеровой Л.Ф.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук (УФИЦ РАН) (ИНН 0274064870, ОГРН 1030204207582, адрес: 450098, Респ. Башкортостан, г. Уфа, бульвар Давлеткильдеева, д. 5/2)

к Управлению федерального казначейства по Республике Башкортостан  (ИНН 0274049939, ОГРН 1020202559937, адрес: 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гоголя, 62)

об отмене представленияУправления федерального казначейства по Республике Башкортостан №0100-20-06/8 от 11.01.2021 г. в части пункта 1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Белецкий Е.С., представитель по доверенности от 24.05.2021;

от ответчика: Фархутдинов Р.К., представитель по доверенности от 17.12.2018,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук (далее – заявитель, УФИЦ РАН) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене представления Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – ответчик, УФК по Республике Башкортостан) № 0100-20-06/8 от 11.01.2021 г. в части пункта 1.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик требования заявителя не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В период с 28.10.2020 г. по 18.11.2020 г. УФК по Республике Башкортостан проведена внеплановая проверка в отношении УФИЦ РАН.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1.      В нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 1 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных, бюджетных, автономных, казённых учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822, Положения об оплате труда работников Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского Федерального исследовательского центра Российской академии наук, утвержденного приказом Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского Федерального исследовательского центра Российской академии наук от 01.02.2018 № 24 (1252), п. 2.2 Положения о видах, порядке и условиях установления выплат компрессионного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФИЦ РАН (Центральный Аппарат и службы), утвержденного приказом Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского Федерального исследовательского центра Российской академии наук от 28.06.2019 № 110 (1252) 4 работникам УФИЦ РАН компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни произведена с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, в результате излишне начислены надбавки компенсационного характера в сумме 14 147,27 рублей и произведены отчисления во внебюджетные фонды в сумме 4272,48 рублей;

2.      В нарушение ч. 2 и 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждении, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция от 01.12.2010 № 157н). не внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика учреждения на 2011 год и последующие годы», утвержденное приказом Президиума Уфимского научного центра Российской академии наук от 30.06.2011 № 24а 1252) (далее - Учетная политика УФИЦ (РАН);

3.      В нарушение ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.201 3 Хе 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» УФИЦ РАН экспертиза результатов, представленных ООО «Уфа-Строй-Монтаж» по договору от 25.12.2018 № 344 на сумму 1 011 604.84 рубля проведена 26.04.2019, то есть после подписания Акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 11.03.2019 № 2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) от 11.03.2019 № 2;

4.      В нарушение ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» УФИЦ РАН экспертиза результатов, представленных ООО «ПромГражданСтрой» по договору на капитальный ремонт объекта от 18.11.2019 № 0301100007019000063 на сумму 656 666,09 рублей проведена 30.12.2019, то есть после подписания Актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 19.12.2019 №№ 1, 2, Справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) от 19.12.2019 №№ 1, 2.

По результатам проверки вынесено представление №0100-20-06/8 от 11.01.2021 г.

Заявитель, посчитав указанное представление незаконным в части пункта 1 и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Из материалов дела следует, что в ходе контрольного мероприятия проверена правильность начисления заработной платы работником УФИЦ РАН.

Оплата труда работников УФИЦ РАН производится на основании Коллективного договора Федерального государственного бюджетного учреждения Уфимский научный центр Российской академии наук (далее - Коллективный договор), утвержденного объединенной профсоюзной организацией работников УНЦ РАН от 23.08.2019, зарегистрированного в ГКУ ЦЗН Октябрьского района 27.08.2019 № 80/19 и Положения об оплате труда работников УФИЦ РАН.

Положение об оплате труда работников УФИЦ РАН (далее - Положение об оплате труда) утверждено приказом УФИЦ РАН от 01.02.2018 № 24 (1252) «Об утверждении Положения об оплате труда работников УФИЦ РАН».

Указанное Положение об оплате труда введено на переходной период до разработки и утверждения нового Положения.

Положение разработано в соответствии с:

- Трудовым кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

- постановлением Правительства Российской Федерации 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительном власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к нем служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Едином тарифном сетке по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583);

- приказа ФАНО России от 25.11.2014 № 38н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных Федеральному агентству научных организаций»;

- приказа ФАНО России от 15.04.2016 № 16н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных Федеральному агентству научных организаций»

- приказа ФАНО России от 16.12.2014 № 42н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций».

Согласно пункту 1.4 Положения об оплате труда от 01.02.2018 № 24 (1252) УФИЦ РАН самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда, виды и размеры надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения об оплате труда от 01.02.2018 № 24 (1252) фонд оплаты труда на текущий календарный год формируется исходя:

- из размера субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставленной учредителем в установленном порядке;

- средств, полученных в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;

- средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом Центра.

В целях упорядочения оплаты труда руководителей обособленных структурных подразделений УФИЦ РАН в Положение об оплате труда от 01.02.2018 № 24 (1252) внесены изменения приказами УФИЦ РАН:

- от 05.12.2018 № 185 (1252) «О внесении изменений в Положение об оплате труда УФИЦ РАН» и введен в действие с 01.12.2018;

- от 07.02.2019 № 20 (1252) «О внесении изменений в Положение об оплате труда УФИЦ РАН», введен в действие с 01.02.2019. Приказ от 05.12.2018 № 185 (1252) «О внесении изменений в Положение об оплате труда УФИЦ РАН» признан утратившим.

Согласно пунктам 5.15 и 5.20 раздела 5 «Виды, порядок и условия осуществления выплаты стимулирующего характера» Положения об оплате труда от 01.02.2018 № 24 (1252) решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается Центром и обособленными структурными подразделениями (далее - ОСП) самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, сформированного из всех источников финансирования.

В связи с этим центральным аппаратом УФИЦ РАН разработано Положение о видах, порядке и условиях выплат компенсационного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФИЦ РАН (далее - Положение о выплатах компенсационного и стимулирующего характера) для центрального аппарата и службы, которое утверждено приказами УФИЦ РАН:

- от 28.06.2018 № 110 (1252) «Об утверждении Положения о видах, порядке и условиях установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФИЦ РАН (центрального аппарата и службы)»

- от 28.02.2019 № 32 (1252) «О внесении изменений в Положение о видах, порядке и условиях установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФИЦ РАН (центрального аппарата и службы)»;

- от 18.03.2019 № 41 (1252) «О внесении изменений в Положение о видах, порядке и условиях установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам Центрального аппарата и служб УФИЦ РАН».

Проверкой правильности начисления доплат компенсационного и стимулирующего характера за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлено следующее.

Согласно приказам УФИЦ РАН от 31.01.2019 № 17/к, от 31.01.2019 № 18/к, от 19.02.2019 № 33/к, от 25.02.2019 № 37/к, от 12.03.2019 № 44/к, от 21.05.2019 № 82/к, от 31.05.2019 № 19 (6734)/к и от 20.12.2019 № 218/к пяти работникам УФИЦ РАН за работу в выходные и праздничные нерабочие дни произведено начисление заработной платы в двойном размере с учетом всех выплат и доплат.

В вышеуказанных приказах оплата за работу в выходные и праздничные нерабочие дни предусмотрено оплатить в двойном размере (статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации) согласно Положению о системе оплаты труда работников УФИЦ РАН и табелю учета рабочего времени.

Согласно пункту 2.2 Положения о видах, порядке и условиях установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФИЦ РАН (Центральный Аппарат и службы), утвержденного приказом УФИЦ РАН от 28.06.2018 № 110 (1252) (далее - Положение от 28.06.2018 № 110 (1252) «работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе:

-        надбавки и доплаты за:

работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессии должностей), выполнение работ различной квалификации, сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и праздничные дни, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим ПКТ, без учета повышающих коэффициентов, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации».

В пункте 2.6.2 Положения от 28.06.2018 № 110 (1252) «Работа в выходной ли нерабочие праздничный день оплачивается в двойном размере: ... в размере двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) с учетов выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных штатным расписанием за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Также согласно пункту 4.7 Положения об оплате труда работников Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской Федерации, утвержденного приказом УФИЦ РАН от 01.02.2018 №м 24 (1252) «Об утверждении Положения об оплате труда работников УФИЦ РАН» оплата сверхурочной работы, оплата за работу в выходные и праздничные дни работникам устанавливается в соответствии со статьями 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

-        сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

-        работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

-        работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Согласно части 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат

Из положений статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад) применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), при этом иные выплаты, кроме оклада, при расчете оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день не учитываются.

Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 №26-П удвоение размера оплаты относится только к тарифной части заработной платы, но не к компенсационным и стимулирующим выплатам.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 №26-П оплата труда за работу в выходные и праздничные дни состоит из:

-        тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы);

-        компенсационных и стимулирующих выплат.

В нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822, пункта 4.7 Положения об оплате труда работников Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской Федерации, утвержденного приказом УФИЦ РАН от 01.02.2018 №м 24 (1252) «Об утверждении Положения об оплате труда работников УФИЦ РАН», пункта 2.2. Положения о видах, порядке и условиях установления выплат компрессионного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФМЦ РАН (Центральный Аппарат и службы), утвержденного приказом УФИЦ РАН от 28.06.20198 № 110 (1252) 4 работникам УФИЦ РАН начисление компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни произведены в двойном размере с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, в результате излишне начислены надбавки компенсационного характера в общей сумме 14 147,27 рублей (075/0110/47 3 02 90059/611/111) и произведены отчисления во внебюджетные фонды в сумме 4 272,48 рублей (075/0110/47 3 02 90059/611/119).

Из заявления УФИЦ РАН следует, что работникам УФИЦ РАН согласно приказов от 31.01.2019 № 17/к, от 31.01.2019 № 18/к, от 21.05.2019 № 82/к в выходной или нерабочий праздничный день оплачивалась не менее чем в двойном размере, что не ухудшает положение праздничный день оплачивалась не менее чем в двойном размере, что не ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, тем самым соответствует п. 8 ТК РФ, в связи с чем также нельзя считать неправомерным и противоречащим законодательству РФ использование средств субсидии на данные цели. Выплаты компенсационного характера за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, начисленные согласно локальному нормативному акту, которые были бы ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отсутствуют. Таким образом, отсутствует нарушение ст. 153 ТК РФ.

Между тем, в акте проверки оспаривается факт оплаты труда работников УФИЦ РАН в выходные нерабочие праздничные дни в двойном размере дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных штатным расписанием за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В акте проверки речь идет о неправильном удвоение размера оплаты компенсационных и стимулирующих выплат при работе в выходные нерабочие праздничные дни сверх оклада (должностного оклада) при работе сверх месячной нормы рабочего времени.

Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктам 2.6 и 2.6.2 Положения о видах, порядке и условиях установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, и порядке оказания материальной помощи работникам УФИЦ РАН (Центральный Аппарат и службы), утвержденного приказом УФИЦ РАН от 28.06.2018 №110 (1252) и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 №26-П удвоение размера оплаты относится только к часовой или тарифной части заработной платы, но не к компенсационным и стимулирующим выплатам. Оплата труда за работу в выходные и праздничные дни должна оплачиваться исходя из тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), и компенсационных и стимулирующих выплат в одинарном размере.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление в части соответствует требованиям бюджетного законодательства, является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями  167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Федеральному государственному бюджетному научному учреждению Уфимский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                 А.Д. Азаматов