НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 21.11.2018 № А07-21585/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-21585/2018

30 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2018 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю. С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайнетдиновым Р.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества "БАШКИРСКАЯ СОДОВАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 0268008010, ОГРН 1020202079479)

к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147)

о признании недействительными предписаний от 16.05.2018г. об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №160-В/ВС-1 и №160-В/ВС-2,

при участии:

от заявителя – Миключева О.Г., представитель по доверенности от 09.01.17г., паспорт; Шаяхметова Л.Р., дов. от 19.11.2018г., паспорт;

от ответчика – Тимергалиев Т.Р., представитель, доверенность от 09.01.18г., удостоверение; Хабибуллин А.Г., представитель по доверенности  от 03.09.18г., паспорт.

Акционерное общество "Башкирская содовая компания" (далее заявитель, общество, АО «БСК») обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее ответчик, Росприроднадзор, управление) о признании недействительными предписаний от 16.05.2018г. об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №160-В/ВС-1 и №160-В/ВС-2.

АО «БСК» в судебном заседании поддержало заявленные требования.

Ответчик требования не признал по доводам, указанным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

На основании приказов от 03.03.2017 №360-11, №473-11, от 28.04.2017 № 739-П в период с 03.04.2017 по 31.05.2017 Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в отношении АО «БСК» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.

По результатам проверки составлен Акт №212 от 31.05.2017, выданы предписания от 31.05.2017 об устранении требований законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №212/АВ-2 и №212/АВ-3 со сроком исполнения до 01.04.2018.

Предписанием №212/АВ-2 на Общество возложена обязанность осуществлять образование на основании установленных уполномоченным  органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) следующие отходы производства:

- уголь активированный отработанный, загрязненный опасными веществами (отработанный сорбент);

- отходы обрабатывающей промышленности (включая отходы очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях, исключая неспецифические отходы производственного потребления - шлам после очистки ртутьсодержащих стоков);

- отходы фильтров, не вошедшие в другие группы (отработанная ионообменная смола);

- жидкие отходы производства ТФХ-Т.

Предписанием №212/АВ-3 на Общество возложена обязанность разработать, утвердить и представить в Управление в установленном порядке паспорта отходов:

1 класса: отходы при обезвреживании ртутьсодержащих отходов (огарок печей термической регенерации ртути); уголь активированный отработанный, загрязненный опасными веществами (отработанный сорбент); отходы обрабатывающей промышленности (включая отходы очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях, исключая неспецифические отходы производственного потребления - шлам после очистки ртутьсодержащих стоков); отходы фильтров, не вошедшие в другие группы (отработанная ионообменная смола); отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования);

2 класса: жидкие отходы производства ТФХ-Т; жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида; фракция легких хлорированных углеводородов;

3 класса: дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402;

4 класса: осадок от варки жидкого стекла; осадок кальцийсодержащих солей.

На основании приказов №659-П от 03.04.18, №855-П от 04.05.18 Управлением в период с 16.04.18 по 16.05.18 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданных предписаний №212/АВ-2 и №212/АВ-3.

По результатам проверки составлен Акт №160-В от 16.05.18, согласно которому Общество не исполнило ранее выданное предписание №212/АВ-2 в части образования жидких отходов ТФХ-Т в отсутствие НООЛР, а также предписание №212/АВ-3 в части непредставления паспортов на следующие отходы:

1 класса опасности: отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования);

2 класса опасности: жидкие отходы производства ТФХ-Т; жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида; фракция легких хлорированных углеводородов:

3 класса опасности:  дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением Росприроднадзора по РБ предписаний от 16.05.18 об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (по тексту Предписания):

№160-В/ВС-1, которым предписано в срок до 01.10.19 производить образование жидких отходов ТФХ-Т на основании НООЛР;

№160-В/ВС-2, которым предписано в срок до 01.10.19 разработать утвердить и представить в Управление паспорта опасных отходов:

1 класса опасности: отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования);

2 класса опасности: жидкие отходы производства ТФХ-Т; жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида; фракция легких хлорированных углеводородов;

3 класса опасности: дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402.

Полагая, что указанные предписания не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, АО «БСК» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (ч. 4 ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (ч. 1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии с указанными нормативными актами, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за размещение отходов производства и потребления. При этом, в соответствии с п. п. 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и рассчитывается с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 22 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50).

В соответствии с п. п. 5 и 7 этого Порядка (здесь и далее приводится редакция, действовавшая в спорный период), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями N 703. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением соответствующих документов.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) -это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

На основании вышеуказанных норм права Управлением  Росприроднадзора по РБ вынесены оспариваемые обществом  предписания от 16.05.18 об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (по тексту Предписания):

№160-В/ВС-1, которым предписано в срок до 01.10.19 производить образование жидких отходов ТФХ-Т на основании НООЛР;

№160-В/ВС-2, которым предписано в срок до 01.10.19 разработать утвердить и представить в Управление паспорта опасных отходов:

1 класса опасности: отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования);

2 класса опасности: жидкие отходы производства ТФХ-Т; жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида; фракция легких хлорированных углеводородов;

3 класса опасности: дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402.

Однако, Управлением при вынесении предписаний не было учтено следующее.

До 14.09.2016 года вышеназванные отходы образовывались на производствах АО «БСК»:

Производство по выпуску «Терефталоилхлорид-Т чешуированный», действующее в соответствии с постоянным технологическим регламентом производства ТФХ-Т (корпус 1401) №30-13 от 10.07.2013. Жидкие отходы производства ТФХ-Т образовывались в процессе производства с узлов осушки и хлорирования п-ксилола в виде водного слоя (осмолов), содержащего п-ксилол и органику (разд.4 регламента).

 Производство катионного водорастворимого полиэлектролита марки ВПК-402, действующее в соответствии с постоянным технологическим регламентом №ТР 12-2018. Дистиллят отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402 образовывался при синтезе и полимеризации мономера (разд.4 регламента).

 Производство винила хлористого, действующее в соответствии с постоянным технологическим регламентом №69-2009. Жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида образовывались на стадии ректификации и пиролиза дихлорэтана. Фракция «легких» хлорированных углеводородов образовывалась со стадии обезвоживания дихлорэтана (разд.4.2 регламента). На стадии промывки змеевика печи пиролиза образовывались твердые отходы хлорирования - твердые продукты, содержащие кокс на выходе из куба закалочной колонны.

На деятельность с указанными отходами у Общества имелась лицензия от 25.06.14 серии 02 №00132, согласно которой отходы в смеси размещались в емкостях на полигоне (ОРО) «Цветаевский» и обезвреживались на промышленной площадке Общества. На отходы также имелись паспорт, их образование производилось в соответствии с ПНООЛР.

С 01.08.14 изменилось законодательство, касающееся паспортизации отходов. Так, вступили в силу постановление Правительства РФ от 16.08.13 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», приказ Минприроды России от 30.09.11 №792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов. Приказом Росприроднадзора от 18.07.14 № 445 утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), действующий также с 01.08.14 года.

Согласно названным нормативным актам на отходы, включенные в ФККО, необходимо было составить паспорт и представить в Управление. На отходы, не включенные в ФККО, юридические лица обязаны были подтвердить их отнесение к конкретному классу опасности и направить материалы паспортизации в установленном порядке в территориальные органы Росприроднадзора для последующего их включения приказом Росприроднадзора в ФККО.

В новом ФККО спорные отходы отсутствовали. При этом, на дату проведения плановой проверки 2017 года Обществом была исполнена обязанность по отнесению отходов к классу опасности, однако они еще не были включены в ФККО. Указанные обстоятельства зафиксированы в актах проверки. Таким образом, у Общества на момент первоначальной проверки не имелось возможности разработать паспорта, получить лицензию и внести отходы в ПНООЛР. Возбужденные Управлением дела об административных правонарушениях на этом основании были прекращены за отсутствием вины Общества (постановления о прекращении дела об административном правонарушении от 17.08.17 № 04-04/92-О/АВ, от 31.08.17 № 04-04/90-О/АВ).

После окончания плановой проверки перечисленные отходы (за исключением дистиллята отгонки не прореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402) были включены в ФККО.

В рамках плановой и внеплановой проверок Обществом были представлены сведения об изменении с 14.09.2016 статуса образуемого вещества из отхода во вторичное сырье марки Б для производства абгазной соляной кислоты цеха №18.

Так, с 14.09.2016 на АО «БСК» введен в действие стандарт организации СТО 00203312-040-2016 «Вторичное сырье для производства кислоты соляной абгазной. Технические условия», который распространяется на вторичное сырье, образующееся при производстве химических продуктов на АО «БСК» без вывоза на полигон.

Производство абгазной соляной кислоты функционирует в соответствии с «Постоянным технологическим регламентом производства абгазной соляной кислоты цеха №18 №19-11» от 25.08.11 с изменениями 1-3. Сущность метода производства заключается в окислении хлорорганических соединений при температуре (1200-1400) °С и давлении 0,05 МПа, с образованием углекислого газа, воды и хлористого водорода, с последующей абсорбцией хлористого водорода из продуктов сгорания с получением соляной кислоты.

При этом, химические вещества, образуемые на производствах ТФХ-Т, катионного водорастворимого полиэлектролита марки ВПК-402, винила хлористого, используются в качестве продуктов сгорания в цехе 18 при производстве соляной кислоты без их размещения на полигоне.

Согласно постоянному технологическому регламенту производства абгазной соляной кислоты цеха №18 №19-11 от 25.08.2011г. изменению №3 к данному технологическому регламенту от 03.04.2017г., в процессе производства абгазной соляной кислоты цеха №18 используются:

вторичное сырье марки Б: водный слой содержащий п-ксилол с узла осушки п-ксилола, органика с узла хлорирования п-ксилола и стадии получения ТФХ-Т сырца (ранее - жидкие отходы производства ТФХ-Т), жидкая органическая фаза, состоящая из дистиллята отгонки, не прореагировавшей органической фазы получения полиэлектролита ВПК-402 (ранее - дистиллят отгонки не прореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402), фракция легкокипящих примесей дихлорэтана со стадии обезвоживания ДХЭ, (ранее - фракция «легких» '"хлорированных углеводородов), высококипящие продукты стадии ректификации и пиролиза ДХЭ (ранее - жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида) вторичное сырье марки А: твердые продукты, содержащие кокс на выходе из куба закалочной колонны (ранее - твердые отходы хлорирования).

Вторичное сырье марки Б производства винилхлорида поступает по двум трубопроводам в резервуар поз.1 сборник поз.12 1-3 имеется возможность приема по перемычке в сборник позиции ЕТ-1, ЕТ-2; вторичное сырье марки Б производства ТФХ-Т и ВПК-402 и вторичное сырье марки А производства винилхлорида доставляются автотранспортом в качестве сырья в цех по производству абгазной соляной кислоты (упрощенная схема производственного цикла прилагается).

Вторичное хлорорганическое сырье подается дозировочными насосами поз. НТ-1,2,3 в циклонные топки поз. 101 1-3, где происходит их термическое окисление. Далее дымовые газы, получаемые из продуктов сгорания, охлаждаются в нижней части топки и направляются в котлы утилизаторы поз. 103 1-3 на охлаждение и далее в скруббера поз 106 1-5, где после орошения деаэрированной водой, получается продукт 1 соляная кислота абгазная.

Таким образом, на предприятии реализован замкнутый цикл получения продукта без образования отходов.

Соответствующие изменения внесены в постоянные технологические регламенты задействованных производств.

На основании приказа АО «БСК» от 30.09.2016 № 3649а организован бухгалтерский учет вторичного сырья, образующегося в цехах. Управлению представлены сведения о поступлении сырья в цех 18 - срочные отчеты о движении выработанной продукции и о движении полуфабрикатов за апрель 2018 года.

Отсутствие образования отходов с 4 квартала 2016 года Общество подтвердило данными первичного учета в области обращения с отходами, обязанность по ведению которого исполняется Обществом в соответствии с требованиями ч.1 ст.19 Закона №89-ФЗ, приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Управление, ссылаясь на «ГОСТ Р 54098-2010. Национальный стандарт РФ. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения», «ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт РФ. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», считает, что образующиеся на производствах химические вещества по-прежнему являются отходами производства, поскольку согласно ГОСТ Р 54098-2010 вторичное сырье является отходом, а его утилизация при производстве абгазной соляной кислоты - этапом по удалению отходов в понимании ГОСТ Р 53692-2009.

В соответствии с абз.2 ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 01.01.15) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Из указанного определения следует, что признаком принадлежности или непринадлежности вещи к отходам до 01.01.15 являлось сохранение или утрата вещью потребительских свойств, а также относимость вещи к остаткам сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления.

С 1 января 2015 года согласно ст.1 Федерального закона от 29.12.14 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458) абзац второй ст. 1 изложен в новой редакции.

Так, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Таким образом, с 1 января 2015 года основными признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам, являются: образование веществ и предметов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления; применение собственником веществ и предметов действий по их удалению посредством утилизации (возврата в хозяйственный оборот), обезвреживания, размещения либо передачи их другому лицу для последующего выполнения указанных операций.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона №89-ФЗ сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами.

При этом, собственник веществ или предметов самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам.

В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) под продукцией понимается результат производственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом № 184-ФЗ.

Таким образом, если Общество осуществляет применение вещества, соответствующего требованиям Федерального закона №184-ФЗ, для производства другого продукта, то указанное вещество является продуктом, а не отходом.

Согласно п.6 ст.254 Налогового кодекса Российской Федерации  сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса. Таким образом, если продукты используются на другом производстве или в других подразделениях как сырьё, то они не являются отходами.

 Закон №89-ФЗ не содержит понятия «вторичные материальные ресурсы» и не относит их к отходам производства. При этом, Управление в обоснование утверждения, что вторичное сырье является отходом, приводит определения ГОСТ Р 54098-2010, ГОСТ Р 53692-2009. Однако названные ГОСТы не являются нормативными требованиями, а носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п.1 ст.46 Федерального закона № 184-ФЗ, который регламентирует требования в части разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции. В связи с чем, все понятия, термины и рекомендации в ГОСТ Р 54098-2010, ГОСТ Р 53692-2009 относятся к вторичному сырью, вторичным материальным ресурсам и отходам в части деятельности с ними, как продукцией, получению продукции и применению отходов, как продукции (побочной, попутной, вторичного сырья).

Таким образом, понятия ГОСТов однозначно не соотносятся с положениями Закона №89-ФЗ.

В соответствии с п.3.16 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.01 № 607-ст, (далее – ГОСТ 30772-2001) побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Согласно примечанию к п. 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.

Аналогичное понятие побочной продукции содержит вновь введенный в действие с февраля 2018 года ГОСТ Р 57702-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к малоотходным технологиям».

Согласно п.3.2.1 ГОСТ Р 54098-2010 вторичные материальные ресурсы, ВМР – это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (Примечание 2 К ВМР относят - отходы, специально складированные в техногенных ресурсных накоплениях для использования их в определенном или неопределенном (отдаленном) будущем в качестве вторичного сырья.).

В силу п.3.3.1 ГОСТ Р 54098-2010 вторичное сырье, ВС: Однородная и паспортизованная часть вторичных материальных ресурсов, образованных из собранных, накопленных и специально подготовленных для повторного хозяйственного использования отходов производства и потребления или продукции, отслужившей установленный срок или морально устаревшей (Примечание 2 ВС является часть вторичных материальных ресурсов, в отношении которых в настоящее время имеется техническая возможность и экономическая целесообразность использования в экономической деятельности в целях получения материалов и/или энергии).

Согласно п.3.3 ГОСТ Р 57702-2017 ВМР – это отходы производства и потребления, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, для которых существует возможность повторного использования в качестве товарной продукции непосредственно или после дополнительной обработки.

Из технологических процессов, описанных в указанных выше постоянных технологических регламентах, следует, что химические вещества образуются при производстве одних видов продуктов (т.е. не являются его остатком) и далее направляются на производство другого продукта – абгазной соляной кислоты. Таким образом, образующиеся химические вещества находятся в едином технологическом цикле по производству продуктов. Такие признаки ВМР как повторное использование после завершения технологического цикла, возврат в производство, накопление (складирование), дополнительная обработка или подготовка химического вещества к его повторному использованию у спорных веществ отсутствуют.

Исходя из смысла понятий «утилизации отходов», установленного ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятий «рециклинг», «регенерация», «рекупирация», установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.

Таким образом, отдельные этапы единого производственного цикла по выпуску продуктов (ТФХ-Т и абгазной соляной кислоты), имеющие место в Обществе, также не отвечают признакам утилизации отходов.

В соответствии с приведенными терминами ГОСТов, у химических веществ имеются признаки побочной продукции, используемой в качестве сырья при производстве абгазной соляной кислоты. Указанные вещества не предназначены для удаления, не хранятся, не подлежат дополнительной обработке и т.д., имеют потребительские свойства и их использование обусловлено существующей технологией производства Общества, в связи с чем, у них отсутствуют признаки отхода производства.

В этой связи, с 04.06.2018 в СТО 00203312-040-2016 «Вторичное сырье для производства кислоты соляной абгазной. Технические условия» внесены изменения, согласно которым стандарт распространяется на вторичное сырье, образующееся при хранении хлорорганических отходов в резервуарах на участке АО «БСК» полигона «Цветаевский».

Приказом №1240 от 11.07.2018 на предприятии введен в действие СТО/ 0203312-050-2018 «Побочная продукция для производства кислоты соляной абгазной. Технические условия». Настоящий стандарт распространяется на побочную продукцию, образующуюся при осуществлении технологических процессов получения в т.ч. винила хлористого технического, ТФХ-Т, полиэлектролита водорастворимого катионного марки ВПК-402. Побочная продукция выпускается двух марок:

Марка А - твердые продукты, образующиеся при осуществлении технологического процесса получения винила хлористого технического;

Марка Б - жидкие продукты, образующиеся при осуществлении технологических процессов получения в т.ч. винила хлористого технического, ТФХ-Т, полиэлектролита растворимого катионного марки ВПК-402.

Исходя из вышеизложенного, с 14.09.2016 года у Общества отсутствует обязанность по внесению в ПНООЛР, а также разработке, утверждению и представлению в Управление паспортов на «Жидкие отходы абсорбции и нейтрализации абгазов хлорирования и гидролиза при производстве дихлорангидрида терефталевой кислоты, содержащие преимущественно трихлорметан», которые в деятельности Общества не образуются.

При указанных обстоятельствах оспариваемые предписания от 16.05.2018г. №160-В/ВС-1 и №160-В/ВС-2 не соответствуют законодательству, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 333.37 НК РФ, уплаченная Акционерным обществом "Башкирская содовая компания" госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

Согласно п. 7 ч. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010г. № 139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005г. № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007г. № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации "» согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой      9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными предписание УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147) от 16.05.2018г. №160-В/ВС-1.

Признать недействительными предписание УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147)  от 16.05.2018г. №160-В/ВС-2.

Взыскать с УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147) в пользу Акционерного общества "БАШКИРСКАЯ СОДОВАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 0268008010, ОГРН 1020202079479) 6000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Ю.С. Зиганшина