НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 19.09.2018 № А07-10400/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                            Дело № А07-10400/2018

19 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2018.

Полный текст решения изготовлен 19.10.2018.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабибуллиной Ю.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Атангуловой Анисы Мадехатовны (ИНН 026816855950, ОГРНИП 310026804000041)              

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан

(ИНН 0268021903, ОГРН 1020202087510, почтовый адрес: 453130, Республике Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, 124/1)

о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период – 2014-2015 год, изложенный  в Письме от 25.01.2018

обязать   ГУ УПФ РФ  в г. Стерлитамак РБ  сделать перерасчет  страховых  взносов  на  обязательное пенсионное страхование   за  период 2014-2015 г.г.

обязать  ГУ УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ   возвратить   сумму  излишне  плаченных страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в сумме 184 973,84 руб.,

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ:

- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Башкортостан (ИНН 0268012257, ОГРН 1040208000007, адрес (место нахождения) юридического лица: 453100, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр-кт Октября, 34),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сидоров С.Н. – представитель по доверенности от 02.07.2018, паспорт,

от Пенсионного фонда: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121-123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда,

от Межрайонной ИФНС России №3 по РБ: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121- 123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда. Поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Индивидуальный предприниматель Атангулова Аниса Мадехатовна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период – 2014-2015 год, изложенный  в Письме от 25.01.2018, об обязании   ГУ УПФ РФ  в г. Стерлитамак РБ  сделать перерасчет  страховых  взносов  на  обязательное пенсионное страхование   за  период 2014-2015 г.г., об обязании   ГУ УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ   возвратить   сумму  излишне  плаченных страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в сумме 184 973,84 руб.

Заявлением от 26.07.2018 предприниматель уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просит суд признать   незаконным   отказ   в   перерасчёте   страховых   взносов   на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015 год, изложенный в Письме от
25.01.2018  ГУ УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ, обязать ГУ УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ сделать перерасчёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период- 2014-2015 год, обязать ГУ УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ возвратить сумму излишне плаченых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 184 973,
рубля 84 копейки.

Уточненное заявление судом рассмотрено в порядке ст. 49 АПК РФ, принято.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Пенсионным фондом представлен отзыв от 29.06.2018. Фонд с заявленными предпринимателем требованиями не согласен.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 04.07.2018 суд привлек  к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Башкортостан.

Налоговым органом представлен отзыв от 24.07.2018.

Рассмотрев материалы дела,  суд установил:

Атангулова А.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, за основным государственным регистрационным номером 310026804000041, является плательщиком страховых взносов, плательщиком налога на доходы физических лиц,  применяет общий режим налогообложения; состоит на учете в качестве страхователя по месту своего нахождения в ГУ УПФР в г. Стерлитамак РБ, а также  в качестве налогоплательщика - в МИФНС России № 3 по Республике Башкортостан.

Заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой указана сумма дохода –                12 009 964,83 руб., сумма фактически произведенных расходов составила            9 856 882,35 руб.  и  50 000 руб.  сумма  социальных  налоговых  вычетов ( на оплату  обучения детей).

28.04.2016 предпринимателем представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой указана сумма дохода –                10 839 150,27 руб., сумма фактически произведенных расходов составила            9 961 376,06 руб.

18.01.2018 Предприниматель обратилась  в Пенсионный фонд с  заявлением  о  возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014, 2015г.г.

На указанное обращение Пенсионный фонд ответил письмом исх. №12/739 от 25.01.2018, в котором сообщил, что в постановлении № 27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дня его официального опубликования, то есть с 02.12.2016 (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации). Пенсионный фонд указал, что учитывая, что на момент вступления в силу Постановления № 27-П обязательства по уплате страховых взносов предпринимателем исполнены, основания для перерасчета обязательств отсутствуют.

Не согласившись с действиями Пенсионного фонда, Индивидуальный предприниматель Атангулова Аниса Мадехатовна обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, представленные доказательства  по  правилам   статьи  71  Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему:

Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, в ФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее –  Закон № 212-ФЗ).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные   лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию  (п.3  ст.5  Закона).

Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (статья 25 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу   части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию    в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

  в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам, производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона № 212-ФЗ.

В силу части 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно части 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

В силу части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Как указывает Предприниматель и следует по материалам дела, 30.04.2015  ИП Атангуловой А.М. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма-ЗНДФЛ), за 2014 год.

Из раздела 2 представленной декларации следует, что доход ИП Атангуловой А.М. за 2014 год составил 12 009 964, 8 руб.

Исходя из указанной суммы Управлением    произведен  расчет размера страховых взносов на ОПС:

(12 009 964,8  руб  - 300 000) рублей *1%  =117 099,64  руб + 17 328,48 рублей  (ФП (фиксированной взнос на ОПС))  = 134 428,13 руб.,

28.04.2016  ИП Атангуловой А.М. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма-ЗНДФЛ), за  2015 год.

Из раздела 2 представленной декларации следует, что доход ИП Атангуловой А.М. за 2015 год составил 10 839 150,27 руб.

Исходя из указанной суммы   Управлением  произведен  расчет  размера страховых взносов на ОПС:

(10 839 150,27- 300 000) рублей *1% = 105 391, 50 руб + 18 610,80 рублей (ФП) =  124 002,30 руб.,

Как указано выше, 18.01.2018 Предприниматель обратилась  в Пенсионный фонд с  заявлением  о  перерасчете  уплаченных страховых взносов свыше 300 000 рублей за 2014-2015 годы.

Согласно  представленного  расчета  , с  учетом    правовой  позиции  Конституционного  Суда  РФ  № 27-П от 30.11.2016   ,  размер  страховых  взносов  составляет  :

за  2014  год   -  35 359,31руб.(12 009 964,8 - 9 906 882,3 - 300 000) *1% +17 328,48 ( ФП)

за  2015  год  -  24 388,54 руб.   (10 839 150,27 - 9 961 376,06 - 300 000) *1% +18 610,80 ( ФП) .

Как  следует  из  представленных  заявителем  и   Управлением   доказательств  по  оплате  страховых  вносов,   ИП  Атангуловой А.М. за  2014 -2015г.г.    сумма фиксированного платежа   уплачена   , а также  уплачены  страховые  взносы  в размере 1% от суммы дохода  свыше  300000 руб :

за  2014  год  страховые  взносы  в  размере   134 878,08руб  (  в  том  числе : 17 328, 48  руб ( ФП ),   98 938, 84  руб ( 10 000 руб + 10 000 руб +20 000 руб+20 000 руб+20 328, 04 руб + 18 610, 80 руб ) +  18 610,80 руб))(с  учетом  представленных  платежных  поручений  с  указанием  назначения  платежа   № 60  от 28.03.2016,  № 87 от 19.04.2016, № 94 от 06.05.2016 № 82, № 107 от 16.05.2016 года, № 141 от 16.06.2016, квитанция  от 05.09.2016 , квитанция от 12.09.2016)

за  2015  год  страховые  взносы  в  размере   111 940, 46  руб  (  в  том  числе : 18 160,80 руб +450 руб  ( ФП ), а также  93 329, 66  руб                  (20 000 руб + 55 168,86 руб + 18 160,80 руб)  (с  учетом  представленных  платежных  поручений  с  указанием  назначения  платежа  № 194 от 09.08.2016 , № 239 от 15.09.2016, квитанция  от 12.08.2016)).

Письмом исх. №12/739 от 25.01.2018 Пенсионный фонд сообщил, что в постановлении № 27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дня его официального опубликования, то есть с 02.12.2016 (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации). Пенсионный фонд указал, что учитывая, что на момент вступления в силу Постановления № 27-П обязательства по уплате страховых взносов предпринимателем исполнены, основания для перерасчета обязательств отсутствуют.

Между  тем,  Управлением  не  принято  во  внимание  следующее. 

Согласно части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: 

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;

5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;

6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Согласно  правовой  позиции   Конституционного  суда   Российской Федерации, изложенной  в  постановлении    от 30 ноября 2016 года  №  27-П   "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"   и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда"    для цели   определения  дохода     индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход подлежит уменьшению на  величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Как  указано   в    приведенном  Постановлении   №  27-П,   согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в    соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.  При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации). 

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.    

Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. 

Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление от 13 марта 2008 года № 5-П).             Это во всяком случае относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация (как в деле заявителя), когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).

 С  учетом  изложенного правового  подхода,  расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков   подлежит исчислению  по  аналогии  с  положениями  ст. ст. 221, 227  НК РФ.

Таким образом, отказ Управления ПФ РФ в г. Стерлитамак Республики  Башкортостан, выраженный в  письме  №12/739 от 25.01.2018, в  перерасчете страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное  страхование  является  незаконным.

Мотивы  отказа,  изложенные  в  указанном  письме, о том, что  Постановление   № 27-П  распространяется  только на  правоотношения  после  вступления  его  в  силу,  суд  находит  несостоятельным,  поскольку  данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления, поскольку этим постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи.

Таким  образом  , излишне   уплаченная  сумма  страховых  взносов    подлежит  возврату   предпринимателю  в  размере   187 070,73  руб.

(12 009 964,8  руб  - 300 000) рублей *1%  =117 099,64  руб   + 17 328,48 рублей  (ФП (фиксированной взнос на ОПС))  = 134 428,13 руб. (исчисленная  сумма) ;  уплаченная  сумма  134  878, 12руб -  35 359,31руб.( сумма  к  уплате  после  перерасчета с учетом ФП)  = 99 518,81руб.  за  2014  год

 (10 839 150,27- 300 000) рублей *1% = 105 391, 50 руб + 18 610,80 рублей (ФП) =  124 002,30 руб;  уплаченная  сумма  111 940  руб - 24 388,54 руб.            (сумма  к  уплате  после  перерасчета с учетом ФП) =   87 551,92 руб.    

Указанные предпринимателем  суммы  пени, также  уплаченные  в  доход  бюджета  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации за  несвоевременную  уплату  страховых  взносов,  при    расчете суммы  излишне  уплаченных  страховых  взносов   не  учитываются.  

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 30.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов осуществляется налоговыми органами на основании решений Фонда, принимаемых в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате.

Поскольку именно ГУ УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим контроль за исполнением предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов, обязанность по осуществлению перерасчета страховых взносов и принятию решения о возврате таких страховых взносов возлагается на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан

С учетом изложенного, заявленные Предпринимателем требования подлежат удовлетворению . 

Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в размере 300 рублей подлежат взысканию с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостанна основании ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя Атангуловой Анисы Мадехатовны – удовлетворить   .

Признать незаконным отказ Государственного  учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан в перерасчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015 годы, изложенный в письме от 25.01.2018.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан   принять  решение  о  возврате   суммы  излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование   за   2014  год,  2015  год  в сумме                 187 070, 73руб.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Атангуловой Анисы Мадехатовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а  также  решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                              С.Л. Чернышова