НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 19.05.2014 № А07-7186/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-7186/2013

23 мая 2014

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2014

Полный текст решения изготовлен 23.05.2014

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Журавлевой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Неклееновой М.М., рассмотрев дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерно-плитный комбинат" (ОГРН: 1030204122519)

к 1) Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (ОГРН: 1080278007886)

2) Благотворительный фонд имени КИНЗИ АРСЛАНОВА (ОГРН 1070200002993, адрес места регистрации - 450106, г. Уфа, Дуванский Бульвар, 28, 1)

о признании незаконным проведение открытого аукциона (Серменевское участковое лесничество квартал 111);

о признании недействительным договора

при участии в судебном заседании:

от истца – Ковина Е.И., доверенность от 19.07.2013

от ответчиков – представители не явились, уведомлены надлежащим образом, по правилам ст. 123 АПК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерно-плитный комбинат" обратилось в Арбиттражный суд республики Башкортостан к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Благотворительному фонду имени КИНЗИ АРСЛАНОВА ( с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения) о:

1) признании недействительным проведение открытого аукциона, состоявшегося 18 апреля 2012 г. в 11:00 ч., место проведения аукциона: РБ, г. Белорецк, ул. 50 лет Октября, 35-А, по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины по лоту № 3 – месторасположение: РБ, Белорецкий район, ГБУ РБ «Белорецкое лесничество», Серменевское участковое лесничество, квартал 111 выдел 11 делянка 1, площадь 2,4 га, объем заготовок 4990 куб. м., кадастровый номер лесного участка 02:11:000000:0052;

2) признании недействительным договора № 800 от 22 мая 2012 г., заключенного между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и Благотворительным фондом имени КИНЗИ АРСЛАНОВА по итогам открытого аукциона по продаже лесных насаждений для заготовки древесины в лесных участках.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились.

Ответчик Министерство лесного хозяйства РБ в ранее состоявшиеся судебные заседания представил отзыв, иск не признает. Ответчик Благотворительный фонд имени КИНЗИ АРСЛАНОВА отзыв не представил. Поскольку ответчики о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд

УСТАНОВИЛ:

Предметом иска истцом определены требования о признании незаконным проведения открытого аукциона, состоявшегося 18 апреля 2012 г. в 11:00 ч., место проведения - РБ, г. Белорецк, ул. 50 лет Октября, 35-А, по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины по лоту №3, и признании недействительным договора, заключенного с лицами, выигравшими торги.

28 марта 2012 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан разместило на официальном сайте: http:torgi.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона, назначенного на 18 апреля 2012 г. в 11 час. 00 мин., место проведения аукциона: РБ, г. Белорецк, ул. 50 лет Октября, 35-А, по продаже права на заключение договора купли - продажи лесных насаждений для заготовки древесины:

- лот № 3 - месторасположение: Республика Башкортостан, Белорецкий район, ГБУ РБ «Белорецкое лесничество», Серменевское участковое лесничество квартал 111 выдел 11 делянка 1, площадь 2,4 га, объем заготовок 490 куб.м., кад. № лесного участка 02:11:000000:0052; Всего -490 куб.м.

По итогам аукциона заключен договор № 800 от 22 мая 2012г. между Министерством лесного хозяйства РБ и Благотворительным фондом имени Кинзи Арсланова.

Обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 № 1470-р (в редакции распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 № 187-р), которым утверждена заявка общества «Уфимский фанерно-плитный комбинат» на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Республики Башкортостан», а также утвержден перечень лесных участков с допустимым ежегодным объемом затрат изъятия древесины 361,6 тыс. куб. м с правом отпуска древесины для собственных нужд гражданам по договорам купли-продажи в пределах расчетной лесосеки до передачи лесных участков в аренду согласно приложению № 1 к распоряжению.

Названным распоряжением Правительства Республики Башкортостан предусмотрено также при включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предоставлять лесные участки, указанные в приложении № 1 к распоряжению, в аренду сроком на 49 лет обществу «Уфимский фанерно-нлитный комбинат» без проведения аукциона в соответствии с графиком заключения договоров аренды лесных участков.

Согласно приложению № 1 к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 № 1470-р (в редакции распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 № 187-р) в перечень лесных участков, зарезервированных для реализации инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Республики Башкортостан» включены, в том числе, лесные участки, расположенные на территории Белорецкого лесничества, Серменевского участкового лесничества, квартала № 111.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 № 383 инвестиционный проект общества «Уфимский фанерно-плитный комбинат» «Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Республики Башкортостан» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

С момента принятия заинтересованным органом - Правительством Республики Башкортостан - обязательства о том, что указанные лесные участки не будут переданы в пользование (п. 3 Распоряжения № 186-р) - с 29 февраля 2012 г. Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан не имело право распоряжаться лесными участками, включенными в Перечень.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Организация и порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков регламентирован положениями ст. ст. 79 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации и Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 года № 75 (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Лесного кодекса РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

По правилам пунктов 1, 2 статьи 79 Лесного кодекса РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключаются без проведения аукциона. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой на основе капитальных вложений» приоритетным инвестиционным проектом является инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» предусмотрено, что основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией. Согласно пункту 15 названного Положения включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 данного Положения.

Соответственно , с момента принятия заинтересованным органом - Правительством Республики Башкортостан - обязательства о том, что указанные лесные участки не будут переданы в пользование (п. 3 Распоряжения № 186-р), Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан не имело право распоряжаться лесными участками, включенными в Перечень, то есть с 29 февраля 2012 г..

Кроме того, Правительство Республики Башкортостан опубликовало информацию о включении Инвестиционного проекта ООО «УФПК» в перечень приоритетных: 13.04.2012 г. указанная информация была размещена на официальном сайте Министерства промышленности и инновационной политики РБ и на иных общедоступных сайтах.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Лицо, не участвующее в договоре, заявляющее иск о признании договора недействительным, должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты. Заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемым договором, то есть правовое положение которых претерпело бы изменения, либо права могли оказаться нарушенными как исполнением сделки, так и одним только ее существованием.

С учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10, 11 информационного письма от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», согласно которой сделка, заключенная по результатам торгов в противоречие с действующим законодательством, является недействительной в силу ничтожности в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок.

Оспариваемый истцом договор купли-продажи лесных насаждений заключен после включения инвестиционного проекта общества «Уфимский фанерно-плитный комбинат» «Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Республики Башкортостан» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В рассматриваемом случае отчуждение лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для целей реализации инвестиционного проекта обществом «Уфимский фанерно-плитный комбинат», напрямую касается экономических интересов последнего, нарушает его права, установленные законодателем.

Пунктом 11 п.п. «б» Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» предусмотрено принятие решения об утверждении заявки, которое содержит обязательство о том, что указанные лесные участки не будут переданы в пользование до момента принятия решения Министерством промышленности и торговли о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных. Из смысла данной статьи следует, что внесение проекта в перечень приоритетных исключает включение лесов, зарезервированных для такого проекта, в объект иных правоотношений.

Таким образом, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, будучи информированным о необходимости предоставления истцу определенных, необходимых и рассчитанных объемов леса для заготовки древесины при реализации приоритетного инвестиционного проекта, об ограничениях использования лесов, указанных в Распоряжении Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 № 1470-р (в редакции распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 № 187-р), постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», в нарушение действующего законодательства и упомянутых актов Правительства Республики Башкортостан, провело аукцион и заключило договор купли- продажи.

Согласно пункту 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», сведения об инвестиционном проекте, включенном в перечень, представляются для включения в государственный Лесной реестр. В соответствии с порядком ведения лесного реестра, утвержденного приказом Рослесхоза №194 от 30.05.2011 п.5 в Лесной реестр вносится информация о видах использования лесов, о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам. Однако, соответствующей информации в Лесном реестре не содержится, что подтверждается Выписками из лесного реестра №№43,44,41,42 от 13.05.2013, предоставленными Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.

К тому же, согласно статье 62 Лесного кодекса РФ п. 2 на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. В соответствии с правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов №183 от 16.07.2007 п.5. лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления землях.

Из этого следует, что если действия по проведению аукциона по продаже права на заключение договора купли - продажи лесных насаждений для заготовки древесины и договоры, заключенные по итогам аукциона, не будут признаны недействительными, то Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обеспечивается правом обязать истца восстановить участок, использованный ответчиком Благотворительным фондом имени КИНЗИ АРСЛАНОВА на основании оспариваемого истцом договора, поскольку эти участки освобождены от лесных насаждений после включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных.

Исходя из изложенного, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерно-плитный комбинат" (ИНН: 0276078357, ОГРН: 1030204228009) к Министерству лесного хозяйства (ИНН: 0274132270, ОГРН: 1080278007886), Благотворительному фонду имени КИНЗИ АРСЛАНОВА (ОГРН 1070200002993) удовлетворить.

Признать недействительным проведение открытого аукциона состоявшегося 18 апреля 2012 г. в 11 час. 00 мин., место проведения аукциона: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. 50 лет октября 35-А, по продаже права на заключение договора купли - продажи лесных насаждений для заготовки древесины:

- лот № 3 - месторасположение: Республика Башкортостан, Белорецкий район, ГБУ РБ «Белорецкое лесничество», Серменевское участковое лесничество квартал 111 выдел 11 делянка 1, площадь2,4 га, объем заготовок 490 куб.м., кад. № лесного участка 02:11:000000:0052.

Признать недействительными договор №800 от 22 мая 2012г., заключенный между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: 0274132270, ОГРН: 1080278007886) и Благотворительным фондом имени КИНЗИ АРСЛАНОВА (ОГРН 1070200002993).

Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерно-плитный комбинат" (ИНН: 0276078357, ОГРН: 1030204228009) с Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: 0274132270, ОГРН: 1080278007886) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерно-плитный комбинат" (ИНН: 0276078357, ОГРН: 1030204228009) с Благотворительного фонда имени КИНЗИ АРСЛАНОВА (ОГРН 1070200002993) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья М.В.Журавлева

____________________________

Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/