НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 18.10.2023 № А07-21968/23

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,

сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-21968/23

23 октября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2023 года.

Полный текст решения изготовлен 23.10.2023 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Садиковой И.И.

ООО "Доминат" (ИНН 0276128738, ОГРН 1100280037043)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан (ИНН 0261009022, ОГРН 1040207207710),

Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (ИНН 0278106440, ОГРН 1040209030003)

о признании недействительным решения налогового органа об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество,

третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кирсанова Е. В., представитель по доверенности от 29.03.22;

от МРИ ФНС №25 по РБ – Тухватуллина Г. И., представитель по доверенности от 13.12.22;

от УФНС РФ по РБ – Мельникова Т. С., представитель по доверенности от 28.12.22.

Общество с ограниченной ответственностью «Доминат» (далее – заявитель, налогоплательщик, ООО «Доминат», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, содержащим требование:

признать незаконным сообщение Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, Инспекция) №58302140 от 26.04.2023 об отказе ООО "Доминат" в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689;

обязать Межрайонную ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан рассмотреть повторно заявление ООО "Доминат" от 13.04.2023 о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689 (с учетом уточнения заявленных требований, удовлетворенного в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Дело рассмотрено с учетом уточнения.

Представитель заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении и пояснении к нему.

Представители ответчика по уточненным заявленным требованиям возражают, по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему, и поддержанным представителями налогового органа в судебных заседаниях.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

ООО «Доминат» в адрес Межрайонной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан 13.04.2023 направлено заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций за 2022 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №02:59:070304:689. Инспекцией сообщением от 26.04.2023 №58302140 обществу отказано в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, поскольку здание в котором расположено помещение с кадастровым номером 02:59:070304:689 не включено в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.

Не согласившись с решением налогового органа заявителем была подана жалоба в Управление ФНС России по Республике Башкортостан (далее - Управление). По результатам рассмотрения жалобы вынесено решение №202/17 от 23.06.2023, которым в удовлетворении заявленных требований ООО «Доминат» было отказано.

Полагая действия налогового органа по отказу в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689, не соответствующими закону, ООО «Доминат» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей (пункт 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 2).

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с этой статьей, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1). В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном: сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7).

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон РБ О налоге на имущество).

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 2.1 Закона РБ О налоге на имущество, налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении ряда видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства (пункт 1.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 "Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан").

Подпунктом "з", пункта 1.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (далее - Постановление N 233) Министерство определено в качестве уполномоченного органа по формированию и уточнению Перечня, направлению Перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещению его на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений, рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из перечня; утверждению перечня и внесению в него изменений.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки фактического использования, проведенной Минземимущества году, установлено, что более 20 % от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером 02:59:070304:689 используется для ведения торговой деятельности.

Согласно техническому паспорту на нежилые помещения по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Ленина, д.27 (составлен на 11,03.2022г.) в качестве торговых залов используется 2369,4 кв. м из общей площади 3359,5 кв.м., где работает более 45 жителей г. Салават.

Законом РБ предусмотрено, что нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в перечень вносятся как самостоятельный объект.

Приказом Минземимущество РБ от 15.12.2021 года №2603 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2022г., в пункт 557 которого включено нежилое помещение с кадастровым номером 02:59:070304:689.

Суд признает позицию заявителя обоснованной, обратив внимание на следующее.

Объект недвижимости включен уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013г. №582- ст) определяет торговый комплекс как совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Также в примечании указано, что под функциями хозяйственного обслуживания подразумевают инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализацию, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.).

Торговый комплекс «Авеню» является совокупностью 10 торговых предприятий - арендаторов, которые реализуют товары и оказывают услуги в пределах объекта недвижимости. Хозяйственное обслуживание осуществляет ООО «Доминат», как арендодатель.

Торговый комплекс «Авеню» имеет следующее инженерное обеспечение: водопровод, канализация, центральное отопление, горячее водоснабжение, электроосвещение, помещения оснащены системами пожарной безопасности и охранной сигнализации, кроме того, имеется оборудованная контейнерная площадка и организован вывоз ТКО.

У ООО «Доминат» заключены прямые договоры со всеми ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, так как внутридомовые инженерные системы электро, тепло, водоснабжения, водоотведения - самостоятельные, независимые и не связанные с соответствующими системами МКД, данный факт установлен решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2018г. по делу №А07-20916/2018.

Системы пожарной безопасности и охранной сигнализации также никак не связаны с МКД, контур систем замкнут исключительно по периметру помещений. Все инженерное обеспечение осуществляется централизовано ООО «Доминат».

Кроме того, следует отметить, что при проведении пожарной проверки на объекте недвижимости, объектом защиты является «комплекс торговых помещений». В соответствии с предписанием от 01.11.2022г.: «Комплекс помещений 2006 года реконструкции.. Торговый центр представляет собой встроено-пристроенные помещения, расположенные в подвальном и первом этажах девятиэтажного жилого дома, отделенными от жилой части противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости. Общая площадь торгового центра составляет 3360,0 кв.м (на 202Вод), в том числе:

площадь цокольного этажа - 1654,9 кв. м,

площадь первого этажа - 1705,9 кв.м».

С учетом изложенного, принимая во внимание вышеизложенное, ООО «Доминат» имеет право на налоговую льготу для объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Башкортостан г. Салават, ул. Ленина, д.27, так как все условия для ее предоставления соблюдены.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, требования ООО "Доминат" о признании незаконным сообщения Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан №58302140 от 26.04.2023 об отказе в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебные расходы по исковому заявлению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан в пользу ООО "Доминат".

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования ООО "Доминат" (ИНН 0276128738, ОГРН 1100280037043)

удовлетворить.

Признать незаконным сообщение Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан (ИНН 0277088277, ОГРН 1070277070005) №58302140 от 26.04.2023 об отказе ООО "Доминат" (ИНН 0276128738, ОГРН 1100280037043) в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан (ИНН 0277088277, ОГРН 1070277070005) рассмотреть повторно заявление ООО "Доминат" (ИНН 0276128738, ОГРН 1100280037043) от 13.04.2023 о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан (ИНН 0277088277, ОГРН 1070277070005) в пользу ООО "Доминат" (ИНН 0276128738, ОГРН 1100280037043) расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу, по ходатайству взыскателя.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья А.Д. Азаматов