НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 18.03.2019 № А07-32570/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа                                                                   

22 марта 2019 года.                                                   Дело № А07-32570/2018

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2019 года.

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2019 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи                              Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абсалямовой Р.Р., рассмотрел дело по заявлению

Правительства Республики Башкортостан (450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46)                   

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202)

о признании незаконным решения по делу №А-22/15-18 от 17.10.2018 года,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Сулейманов Х.Г. (450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 85-10); Благотворительный фонд поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира Сулеймановых» (450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 85-10), Администрация Главы Республики Башкортостан (450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46) Министерство культуры Республики Башкортостан (450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Революционная, 18), ООО «Грач» (ИНН 0274104393, ОГРН 1050203956868450077; Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 85-10),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Тактаев И.Я., представитель по доверенности от 31.05.2017 года №2-1-277-1269-П;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан: Кашапов А.Р., представитель по доверенности №26 от 15.01.2019 года;

от Администрации Главы Республики Башкортостан: Сагитов С.С., представитель по доверенности №11 от 31.10.2018 года;

иные лица, участвующие в деле: не явились, извещены надлежащим образом.

Правительство Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, (впоследствии уточненным и дополненным), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании незаконным решения по делу №А-22/15-18 от 17.10.2018 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по изложенным в заявлениях доводам.

Представитель антимонопольного органа с доводами заявителя не согласен по мотивам, указанным в отзыве, представил материалы проверки, просил суд отказать в их удовлетворении.

Администрация Главы Республики Башкортостан и Министерство культуры Республики Башкортостан поддержали требования заявителя.

ООО «Грач» с заявленными требованиями не согласилось, просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства арбитражный суд установил следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от Сулейманова Х.Г. и Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира Сулеймановых.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 17 октября 2018 года принято решение по делу № А-22/15-18 о признании Правительства Республики Башкортостан нарушившим ч.1 ст.15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, Правительство Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу, что Правительство Республики Башкортостан ущемило интересы хозяйствующих субъектов, не являющихся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, действующими  на рынке услуг в сфере создания творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии, а также создало преимущество бюджетным и автономным учреждениям Республики Башкортостан и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, по сравнению с иными организациями и физическими лицами, путем исключения таких лиц из числа лиц, имеющих право претендовать на получение грантов.

При этом, в решении не указано что именно, предусмотренное частью 1 статьи 15 «О защите конкуренции», нарушено Правительством Республики Башкортостан, то есть не указан конкретный пункт этой части, тем самым не определен состав нарушения.

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

Антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах. При квалификации нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом должно быть указано на соответствующие признаки ограничения конкуренции, поименованные в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции и имевшие (могущие иметь) место быть в результате действия органа власти (или организации).

Товарный рынок это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Товар, в свою очередь, это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Гранты Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан не являются товаром. Они являются дополнительной мерой финансового стимулирования и поддержки в республике деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры, имеющей целевой характер. Правоотношения по предоставлению указанных грантов за счет бюджета Республики Башкортостан, в свою очередь, не является товарным рынком.

 Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». К ним относятся:

сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Указанные признаки ограничения конкуренции к правоотношениям, связанным с предоставлением Грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан, не применимы.

Постановление № 572 и Правила регулируют бюджетные отношения по предоставлению грантов в форме субсидий, ими не устанавливается запрет и не вводятся ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров.

Данные нормы не нарушают принципы равенства прав хозяйствующих субъектов, свободы осуществления ими предпринимательской и (или) иной деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 названного Федерального закона под дискриминационными условиями понимаются такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В Решении не указано, какие именно из вышеназванных дискриминационных условий были созданы для хозяйствующих субъектов на рынке услуг в сфере создания творческих проектов в области        театрального, музыкального, хореографического,изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан,

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу абзаца 2 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять акт, осуществить действия (бездействие).

В соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся в том числе организация и поддержка учреждений культуры и искусства.

Таким образом, данный Закон Российской Федерации прямо предусматривает необходимость принятия особых мер по поддержке учреждений культуры.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статье 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит в том числе решение вопросов организации и поддержки учреждений культуры и искусства (подпункт 18 пункта 2 указанной статьи).

Аналогичная норма содержится и в статье 36 Закона Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года № ВС-18/19 «О культуре».

Постановление № 572 принято во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 4 июня 2013 года № УП-163 «О дополнительных мерах государственной поддержки творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан».

Пунктом 2 данного Указа Президента Республики Башкортостан прямо предусмотрено об утверждении Правительством Республики Башкортостан порядка предоставления указанных грантов.

Правилами установлены цели, условия и порядок предоставления на конкурсной основе адресной финансовой поддержки творческим коллективам Республики Башкортостан, являющимся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.

При этом указанная поддержка имеет исключительно целевой характер, а именно поддержка наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан.

В преамбуле Постановления № 572 установлено, что оно принимается в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены нормы в части предоставления субсидий исключительно в отношении некоммерческих организаций, не являющихся казенными учреждениями.

Данной статьей предусмотрены следующие виды субсидий:

субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (абзац первый пункта 1);

субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац второй пункта 1);

субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (пункт 2);

гранты в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, в том числе предоставляемых по результатам проводимых конкурсов бюджетным и автономным учреждениям (пункт 4).

Таким образом, статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит норм о предоставлении субсидий коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.

Абзац первый пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции:

«4. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,    местной    администрации    некоммерческим организациям,не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.».

В абзаце 1 пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации специальное регулирование в отношении бюджетных и автономных учреждений законодатель предусмотрел в целях отдельного указания на то, что данным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания и субсидиями на иные цели может предоставляться и дополнительная финансовая поддержка в виде грантов.

Данная позиция подтверждается пунктом 4 письма Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 02-13-09/35843.

По вопросу о признаках разделения случаев предоставления субсидий и грантов в форме субсидий Министерство финансов Российской Федерации отметило, что согласно положениям статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса единственным основанием для предоставления юридическим лицам грантов в форме субсидий является наличие решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Указанные решения об учреждении грантов юридическим лицам   могут   быть   приняты   исходя   из   приоритетов государственной организациями путем отстранения их от участия в конкурсе основаны на неправильном толковании норм права.

Установленные оспариваемым нормативным правовым актом категории юридических лиц, имеющих право на получении грантов в форме субсидий, не противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 4 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия предоставления бюджетных средств и определять категории получателей.

С учетом целевого назначения грантов в форме субсидий действия правительства  не могут быть признаны противоречащими законодательству о защите конкуренции, поскольку не нарушают принципы равенства прав хозяйствующих субъектов, свободы осуществления ими предпринимательской и (или) иной деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Финансирование целевых расходов путем предоставления бюджетных субсидий не может расцениваться как установление незаконных ограничений в осуществлении всеми хозяйствующими субъектами какой-либо деятельности, а равно как предоставление им каких-либо необоснованных преимуществ по отношению к другим хозяйствующим субъектам, и создание для них препятствий.

Более того, суд приходит к выводу о том, что правительство субъекта Российской Федерации в праве самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части республиканского бюджета, а также определять меры по реализации полномочий, направленных на поддержку творческих проектов.

Учитывая изложенное, Постановление № 572 принято строго в пределах полномочий Правительства Республики Башкортостан, предусмотренных законодательством о культуре.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является необоснованным и подлежат признанию недействительным.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление Правительства Республики Башкортостан (450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46) удовлетворить.

Признать решениепо делу №А-22/15-18 от 17.10.2018 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202) – недействительным, как несоответствующее Федеральному закону №135-ФЗ  от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном  объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья                                                                  Р.К.Кутлин