450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-459/21
24 июня 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 17.06.2021
Полный текст решения изготовлен 24.06.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобылёв М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хабибуллиной А.Т., рассмотрев дело по иску
ЧОУ ДПО Инженерный центр "Техника" (ИНН: 0273041550, ОГРН: 1030203725837)
к Межрайонная ИФНС №31 по РБ (ИНН: 0273060707, ОГРН: 1060273900004) (1),
ФНС (2)
о возмещении убытков в размере 7 060 958,47 руб.
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца – Мардамшин Р.Р. доверенность от 25.01.2021, диплом № 100204 0013866, Чуб Е. А. доверенность от 11.03.2021;
от ответчика (1) – Байбикова С.Р. доверенность от 21.12.2020; Чуракаева Г. Р. доверенность от 15.12.2020,
от ответчика (2) – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ЧОУ ДПО Инженерный центр "Техника" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 31 по РБ о возмещении убытков в размере 7 450 413,61 руб. (с учетом уточнения).
Определением от 15.03.2021 г. судом привлечена по делу в качестве соответчика ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА.
Представитель истца представил дополнительные документы. Документы приобщены к материалам дела.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве.
От истца поступило возражение на отзыв, в котором истец требования поддержал в полном объеме.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в ноябре 2019г. ЧОУ ДПО Инженерный центр "Техника" заключило договор с Фондом Президентских гратов Российской Федерации (номер заявки 20-1-003644 от 14.10.2019) на осуществление грантового направления, которое соответствует планируемой деятельности по проекту «Правовая грамотность для граждан старшего поколения» (приложение). Одним из документов, необходимых для осуществления образовательной деятельности по указанному гранту, является наличие справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности. Справка с Межрайонной ИФНС №31 Инженерным центром «Техника» была получена официально. Истец указывает, что готовясь к участию к гранту по заявке № 20-1-003644, в соответствии с подписанным договором, сформировав группы, подготовив необходимый пакет документов, истцу сообщили, что справка из налоговой инспекции поддельная, не соответствует действительности. Истец указывает, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы проведено официальное расследование, факт подложности документов установлен не был.
Истец указывает, что убытки, понесенные по гранту по заявке № 20-1-003644 составили 500000 руб., так как договор был подписан, была произведена оплата заработной платы преподавателям в сумме 102 500 руб.
Истец указывает, что на официальном сайте налоговой появилась информация о наличии задолженности ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника», хотя одновременно в Инженерный центр были возвращены налоги, в связи с их переплатой за 2019г., т.е. Межрайонная ИФНС № 31 по РБ указывает задолженность по налогам за определенный период и тут же производит возврат переплаченных сумм.
В дальнейшем ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника», даже при направлении заявок с проектами в Фонд Президентских грантов, не допускался к их участию и экспертизе, мотивацией послужило то, что истцом не исполнен грант по заявке № 20-1 -003644 от 14.10.2019.
Заявки Инженерного центр «Техника» № 21-1-018843 от 14.10.2020, № 21-1022899 от 15.10.2020 были не допущены до экспертизы Фондом Президентских грантов. Убыток составил 1 255 130,76 руб.
Истец указывает, что Инженерный центр «Техника» был вынужден не принимать участие в реализации социальных программ Российской Федерации.
Длительное время по вопросу выяснения обстоятельств неправомерных действий между Межрайонной ИФНС № 31, 4, 33 УФНС по РБ и Инженерным центром «Техника» велась деловая переписка. Истец указывает, что неоднократно направлялись жалобы в Прокуратуру Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан.
Истец указывает что при выставлении требований Межрайонной ИФНС № 31 все счета Инженерного центра были заблокированы, в том числе и специальные счета, которые были необходимы для осуществления деятельности при проведении электронных торгов, в результате чего центр понес убытки в сумме 1892267,5 руб. За короткий период выставлено порядка 6 требований и решений: требование № 196535 на 12.07. 2020 на сумму 1094363,10 руб., пени 41550,27руб.; решение № 4031 от 17.09.2020 на сумму 860582,99 руб.; решение № 7209 от 09.10.2020 на сумму 544006,81 руб.; решение № 8209 от 11.12.2020 на сумму 279237.64 руб.; требование № 206439 от 13.11.2020 на сумму 424467,60 руб.; требование № 207548 от 18.11.2020 на сумму 66852,25 руб.
По мнению истца, неправомерные действия налогового органа привели к приостановлению работы учреждения. Предприятие для сохранения рабочих мест производило выплату заработной платы работникам. В связи с чем нанесен ущерб в сумме 374 857,14 руб.
По мнению истца, истец понес убытки от неправомерных действий государственных органов.
Реализуя свое конституционное право и полагая, что от неправомерных действий государственных органов и должностных лиц истец понес убытки, последний обратился в суд с настоящими исковыми требованиями о возмещении убытков в размере 7 450 413,61 руб.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По пункту 2 указанной нормы права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК РФ определено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из анализа вышеназванных норм права следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие совокупности следующих элементов: наступление вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных элементов.
Согласно рекомендаций, изложенных в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" истец, предъявляя требование о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) органа (должностного лица), должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а именно доказать факт причинения ему вреда, его размер, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органа (должностного лица) и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия). На ответчике лежит бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия).
Материалами дела установлено, чтов ноябре 2019г. ЧОУ ДПО Инженерный центр "Техника" заключило договор с Фондом Президентских гратов Российской Федерации (номер заявки 20-1-003644 от 14.10.2019) на осуществление грантового направления, которое соответствует планируемой деятельности по проекту «Правовая грамотность для граждан старшего поколения» (приложение).
Одним из документов, необходимым для осуществления образовательной деятельности по указанному гранту является наличие справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности.
Для участия в экспертизе и оформления заявок для получения Президентского гранта Учреждением в Фонд президентских грантов представлены справки №№ 137487, 163008 по состоянию на 24.10.2019 г. с признаком «не имеет» неисполненную обязанность, полученные по утверждению налогоплательщика официально от Межрайонной ИФНС России № 31 по Республике Башкортостан.
09.01.2020 Фондом - Оператором президентских грантов по развитию гражданского общества представлен в Инспекцию запрос о подтверждении или опровержении подлинности справок №163008 и №137487 с приложением справок с отражением записи «не имеет неисполненную обязанность». Налоговым органом предоставлен ответ о содержании недостоверных сведений в данных Справках.
Под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под несоответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Наличие задолженности подтверждено налоговым органом следующими обстоятельствами.
На основании пп.1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» в 2019 году применяло упрощенную систему налогообложения, и соответственно являлось плательщиком соответствующих налогов - налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, и т.д.
Так, согласно представленным налоговым органом сведениям (письмо от 13.01.2020 № 11-34/00140) в Фонд - Оператором президентских грантов за ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» числилась задолженность, а именно:
по состоянию на 24.10.2019 по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 12 805 руб., по пеням по НДС, по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, налога, взимаемого сналогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в общей сумме 26 143,09 руб.
по состоянию на 02.12.2019 по НДС, по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в общей сумме 201 649,97 руб., по пеням в общей сумме 36 311,09 руб.
ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника», являясь плательщиком НДС, в 2019 году были представлены налоговые декларации по НДС. В силу действующего налогового законодательства, уплата НДС осуществляется не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором соответственно начисляется налог к уплате в бюджет на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС.
19.04.2019 представлена налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2019 года:
по сроку уплаты 25.04.2019, налог к уплате 3 201 руб., налог уплачен платежным поручением 24.04.2019 в размере 100 руб. Тем самым на 01.05.2019 образовалась недоимка в размере 3 101,74 руб.
по сроку уплаты 27.05.2019, налог к уплате 3 201 руб., налог уплачен платежным поручением 06.06.2019 в размере 3 201 руб. Тем самым на 01.06.2019 образовалась недоимка в размере 6 302,74 руб. (т.е. недоимка образовалась из-за неуплаты налога 3 201+3 201 по срокам уплаты - 25.04.2019, 27.05.2019). Соответственно, сальдо на дату состояния РСБ 07.06.2019 составляла 3 201 руб. (отр. -).
по сроку уплаты 26.06.2019, налог к уплате 3 202 руб., налог не уплачен. Тем самым на 01.07.2019 образовалась недоимка в размере 6 403 руб. (3 201+3 202).
23.07.2019 представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2019 года:
по сроку уплаты 25.07.2019, налог к уплате 3 201 руб., налог не уплачен. Тем самым на 01.08.2019 образовалась недоимка в размере 9 604 руб. (3 201+3 202+3 201).
Затем, платежным поручением 12.08.2019 налог уплачен в размере 3 201 руб. Тем самым остаток по недоимки составил в размере 6 403 руб.
по сроку уплаты 26.08.2019, налог к уплате 3 201 руб., налог не уплачен. Тем самым на 01.09.2019 образовалась недоимка в размере 9 604 руб. (6 403+3 201).
по сроку уплаты 25.09.2019, налог к уплате 3 202 руб., налог не уплачен. Тем самым на 01.10.2019 образовалась недоимка в размере 12 806 руб. (9 604+3 202).
21.10.2019 представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2019 года
23.10.2019 налогоплательщиком произведена оплата налога в размере 3 202 руб. Тем самым остаток по недоимки составил в размере 9 604 руб.
по сроку уплаты 25.10.2019, налог к уплате 3 201 руб., налог не уплачен. Тем самым на 25.10.2019 образовалась недоимка в размере 12 805 руб. (9 604+3 201).
Налогоплательщиком 30.10.2019 инкассовым поручением уплачен налог размере 3 201 руб. Тем самым остаток по недоимки составил по состоянию на 01.11.2019 в размере 9 604 руб.
по сроку уплаты 25.11.2019, налог к уплате 3 201 руб., налогу не уплачен. Образовалась недоимка в размере 12 805 руб. (9 604+3 201).
В целях оплаты налога 29.11.2019 произведено решение об уточнении платежа на сумму 6 485 руб. Тем самым на 01.12.2019 образовалась недоимка в размере 6 320 руб. (12 805 -6 485).
В целях оплаты налога 25.12.2019 произведено решение об уточнении платежа на сумму 3 201 руб. Тем самым на 25.12.2019 образовалась недоимка в размере 3 119 руб. (6 320 - 3 201).
На основании вышеуказанных данных следует, что истцом представлялись в Межрайонную ИФНС России № 31 по Республике Башкортостан налоговые декларации по НДС с указанием соответствующего налога к уплате в бюджет. При этом в течение всего 2019 года ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» не уплачивался своевременно налог за 1,2,3 кварталы 2019 года, что и отражено в справках представленных налоговым органом в Фонд - Оператора президентских грантов.
ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» в 2019 году являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование. В рассматриваемом периоде из подробного расчета сумм пеней по состоянию на 27.04.2021 следует, что Учреждением также несвоевременно осуществлялись платежи по соответствующим взносам. Так, например, по состоянию на 01.08.2019 начислена сумма 79 248,22 руб., при этом данная сумма в установленный срок не уплачена, в связи с чем произведено начисление пеней.
Таким образом, в течение всего 2019 года ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» также не уплачивались своевременно взносы, что и отражено в справках представленных налоговым органом в Фонд - Оператора президентских грантов. Примечание: по состоянию на 24.10.2019 состояние расчетов пени по страховым взносам на ОПС в размере - 11964,03, пени по страховым взносам на ОМС в размере - 2513,83, по состоянию на 02.12.2019 состояние расчетов по страховым взносам на ОПС в размере - 49892,30, пени по страховым взносам на ОПС в размере - 3901,13, страховые взносы на ОМС в размере -105123,67, пени по страховым взносам на ОМС в размере - 17077,63.
Также, ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника», являясь плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в 2019 году были представлены расчеты по форме № 6-НДФЛ.
31.07.2019 ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» представлен Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма №6 НДФЛ) за 6 месяцев 2019 с суммой налога 435 148 рублей. Сумма неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов составила 131 292 рублей.
Требованием от 30.10.2019 №10926 у налогоплательщика истребованы пояснения несвоевременно перечисленных в бюджет сумм налогов (сборов).
Актом налоговой проверки от 13.11.2019 №5722, Решением от 26.12.2020 №5000 ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» привлечено к ответственности по статье 123 НК РФ за неуплату (несвоевременную уплату) налогов в виде штрафа 26 258,4 рублей.
30.10.2019 ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» представлен Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма №6 НДФЛ) за 9 месяцев 2019 с суммой налога 126 323 рублей. Сумма неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов составила 126 323 рублей.
Актом налоговой проверки от 13.02.2020 № 1387, Решением от 26.05.2020 № 1723 ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» привлечено к ответственности по статье 123 НК РФ за неуплату (несвоевременную уплату) налогов в виде штрафа 12632,5 рублей.
27.05.2020 от налогоплательщика поступило ходатайство о снижении размера штрафных санкций.
15.10.2020 ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» представлен Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма №6 НДФЛ) за 12 месяцев 2019 с суммой налога 252 646 рублей. Сумма неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов составила 252 646 рублей.
Актом налоговой проверки от 29.01.2021 №1994, Решением от 19.03.2021 №1547 ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» привлечено к ответственности по статье 123 НК РФ за неуплату (несвоевременную уплату) налогов в виде штрафа 6123,25 рублей.
Вышеуказанные процессуальные документы направлены и получены налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС)
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что на дату представления справок от 24.10.2019 №163008, от 02.12.2019 №137487 в Фонд Президентских грантов за ЧОУ ДПО Инженерный центр «Техника» числилась задолженность по налогам и сборам.
Проведенный анализ своевременности уплаты обязательных платежей на основании налоговых деклараций, с учетом сроков уплаты налогов, результатов проведенных камеральных налоговых проверок в 2019 году в отношении налогоплательщика свидетельствует о том, что на момент формирования справок о наличии (отсутствии) долга по налоговым обязательствам 24.10.2019, 02.12.2019 у истца имелась задолженность перед бюджетом по уплате налогов, пеней.
В рассматриваемом случае заявителем данные обстоятельства не опровергнуты, иных доказательств об отсутствии задолженности по соответствующим налогам и пеням за 2019 год не представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) иди бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов.
На основании пункта 2 статьи 103 НК РФ убытки, причиненные вследствие неправомерных действий налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны налогового органа нет незаконных действий, следовательно, нет и основания для взыскания убытков.
Довод заявителя по факту выдачи справок с противоречивыми сведениями подлежит отклонению, поскольку истец, действуя разумно и осмотрительно, самостоятельно до подачи заявок в Фонд Президентских грантов имел возможность оценить указанные сведения с приложением справок с отражением записи «не имеет неисполненную обязанность » на предмет их соответствия действительности.
В Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.05.2020, представленного заявителем, отражено, что в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 327 УК РФ отказано в связи с отсутствием события преступления по причине отсутствия оригиналов справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Следовательно, факт подделки представленных справок правоохранительными органами не исследовался.
Руководствуясь ст.ст.167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте www.kad.arbitr.ru.
Судья М.П. Бобылёв