НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 16.01.2007 № А07/50645-05-А/КИН

Арбитражный суд Республики Башкортостан

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

23 января 2007 года Дело № А07/ 50645-05-А/КИН

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2007 года

Полный текст решения изготовлен 23 января 2007 года

Арбитражный суда Республики Башкортостан в составе судьи Крыловой И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Крыловой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Башкирэнерго»

к МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №4; ИФНС РФ по Ленинскому району г.Уфы

о признании действий незаконными

при участии:

от заявителя – Уханов А.В., адвокат, доверенность от 02.06.2006 года №119/11-109

от ответчика – МРИ ФНС РФ по КН №4 – Орешков С.В., зам. нач-ка отдела, доверенность от 28.12.2006 года №55-05/12058-Л

от ответчика - ИФНС РФ по Ленинскому району г.Уфы – Ишмуратов Р.Р., гл. гни, доверенность от 12.09.2006 года

ОАО «Башкирэнерго» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Уфы по отказу в проведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год и признании незаконными действия (бездействия) Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 по отказу в проведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год. Заявитель также просил суд обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Башкирэнерго» путем обязания налоговых органов принять решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль организаций за 2000 год в сумме 38 657,9 тыс. руб., в счет предстоящих платежей по данному налогу, подлежащих зачислению в региональный бюджет, после вступления решения суда в законную силу.

Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. В результате последнего уточнения (заявлением б/н от 01.12.2006 года и б/н от 03.10.2006 года) заявитель просил суд признать незаконными действия Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Уфы по отказу в проведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год в соответствии с поданным ОАО «Башкирэнерго» заявлением о зачете от 03.08.2005 года № 107/20-3566, выраженном в письме налогового органа от 08.08.2005 года № 001-09-10/4151, в части налога на прибыль в размере 37 344 008 руб. признать незаконными действия Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 по отказу в проведении зачета излишне уплаченного в региональный бюджет налога на прибыль за 2000 год в соответствии с поданным ОАО «Башкирэнерго» заявлением о зачете от 03.08.2005 № 107/20-3565, выраженном в письме от 21.09.2005 № 55-06/1464-л, в части налога на прибыль в размере 37 344 008 руб.; а также в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ указать в судебном решении на восстановление допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО «Башкирэнерго» путем обязания налоговых органов принять решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль организаций за 2000 год в размере 37 344 008 руб., в счет предстоящих платежей по данному налогу, подлежащих зачислению в региональный бюджет, после вступления решения суда в законную силу.

Дело рассмотрено с учетом уточнения предмета заявленных требований.

Ответчиком, Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, представлены отзывы, проведены заключения, проведена сверка по представленным документам, представлены справки по проведенным проверкам аффилированности контрагентов ОАО «Башкирэнерго». Заявленные требования Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 не признала.

Ответчиком, ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы, представлены отзывы, в которых он также не признал заявленные требования.

Выслушав представителей Заявителя, Ответчиков, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Башкирэнерго» 08.08.2005 года были поданы в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району города Уфы уточенная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2000 год (Т. 1 л.д. 30-35) и заявление 03.08.2005 года № 107/20-3566 о зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год (Т.1 л.д. 25-29). Письмом от 08.08.2005 года № 001-09-10/4151 (Т. 1 л.д. 36) Инспекция ФНС России по Ленинскому району города Уфы сообщила о необходимости ОАО «Башкирэнерго» обратиться с заявлением о зачете в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, в которой с 30.04.2004 года осуществляется налоговое администрирование ОАО «Башкирэнерго».

ОАО «Башкирэнерго» 05.09.2005 года были поданы в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (далее – МРИ № 4) уточенная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2000 год (Т.1 л.д. 42-47) и заявление от 03.08.2005 года № 107/20-3565 о зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год (Т. 1 л.д. 37-41).

Письмом от 21.09.2005 года № 55-06/1464-л (в редакции письма от 01.12.2006 № 55-05/10775л) МРИ № 4 (Т. 1 л.д. 48) отказала ОАО «Башкирэнерго» в проведении зачета, ссылаясь на пропуск срока подачи такой декларации.

Заявитель не согласился с действиями ответчиков и обжаловал их в арбитражный суд.

Заявитель обосновывает свои требования к ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы тем, что осуществление налогового администрирования в отношении ОАО «Башкирэнерго» в МРИ № 4 не исключает возможности ОАО « Башкирэнерго» реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика в налоговом органе по месту своего нахождения, то есть в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Уфы.

Требования к МРИ № 4 Заявитель обосновывает тем, что согласно ст.ст. 23 и 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по налогам, подлежащим уплате, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии декларации о ее принятии и дату ее представления. При этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает налогоплательщиков сроком на представление уточненных налоговых деклараций и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога. В данном деле сроки, установленные ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применимы, поскольку они определены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций. Указанная позиция подтверждена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 16.05.2006 года № 16192/05. Следовательно, действия по оставлению без движения представленного ОАО «Башкирэнерго» уточненного расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 2000 год являются незаконными.

Излишняя уплата налога на прибыль произошла, как указывает Заявитель, в связи с тем, что налог на прибыль за 2000 год ОАО «Башкирэнего» фактически исчислило и уплачивало с суммы полученного убытка по реализации мазута.

Как поясняет Заявитель, ОАО «Башкирэнерго» в 2000 году производило закупки газа для своих электростанций. В 2000 году у ОАО «Башкирэнерго» не имелось достаточных средств для закупки газа. Для расчета за поставляемый газ осуществлялась реализация излишков мазута, который получался от поставщиков (ОАО «Башнефть», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез») в обмен на электроэнергию в рамках программы газ-мазут. От реализации мазута предприятие получало убыток (цена реализации была ниже цены покупки, что компенсировалось использованием более дешевого природного газа в качестве топлива на теплоэлектростанциях). Имелась и косвенная выгода: снижение расходов на ремонт и уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу.

Размер убытка составил в 2000 году 233 400 053 руб.

Данный убыток был включен в состав выручки – восстановлен по строке 3.1. «б» (увеличение налогооблагаемой прибыли за счет) Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» за 2000 год, что подтверждается данными ранее поданных расчетов (налоговых деклараций) налога от фактической прибыли» за 2000 год (№№ 1,2,3). Ранее размер восстановленного убытка от реализации мазута по цене ниже его закупки был проверен и подтвержден в ходе выездной налоговой проверки за 2000 год.

Сумма данного убытка не должна была увеличивать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2000 год, поскольку объектом налогообложения по налогу на прибыль предприятий и организаций согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» являлась валовая прибыль, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

У Заявителя, по его мнению, не имелось оснований и для применения положений ст. 40 НК РФ, так как отсутствовали правовые основания для корректировки цены реализации и учету ее для целей налогообложения в сумме большей, чем указанная сторонами по сделке. В силу статьи 40 Налогового Кодекса Российской Федерации это прерогатива налогового органа.

В результате ОАО «Башкирэнерго» излишне исчислило и уплатило налог на прибыль за 2000 год. Сумма ошибочно исчисленного и уплаченного налога на прибыль за 2000 год в бюджет Республики Башкортостан, с учетом действовавшей в 2000 году ставки зачисления налога на прибыль в бюджет Республики Башкортостан в размере 16%, составила 37 344 008 руб.

Правильность произведенных уменьшений подлежащего уплате налога на прибыль за 2000 год подтверждена представленными в материалы дела документами.

Указанные налоговым органом основания о документальном неподтверждении заявленных сумм Заявитель полагает необоснованными.

Заявитель считает, что срок на зачет излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год в региональный бюджет им не был пропущен, так как заявление о зачете налога налогоплательщиком может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ), что подтверждено и в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 года № 2046/04. Налог на прибыль за 2000 год, подлежащий зачислению в региональный бюджет, был включен в состав реструктуризации (Решение руководителя ИМНС России по Ленинскому району г. Уфы от 01.12.2001 года № 40) и уплачивался Заявителем только начиная с 2003 года по февраль 2004 года. Факт включения в состав реструктуризации задолженности по налогу на прибыль 2000 год, подлежащий зачислению в региональный бюджет, подтвержден документально, в том числе справкой УФНС России по Республике Башкортостан от 24.08.2006 года № 02-31/18615@.

Учитывая, что реструктуризация представляет собой разновидность рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога, что подтверждено в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 № 13054/04, то уплата налога на прибыль за 2000 год фактически осуществлялась только с 2003 года. Поэтому срок, установленный п. 8 ст. 78 НК РФ, в отношении суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год, в части, зачисляемой в бюджет Республики Башкортостан, на момент подачи заявления о зачете - 05.09.2005 года - не истек.

В судебном заседании Заявитель поддержал свои требования.

ИФНС РФ по Ленинскому району г. Уфы с требованиями Заявителя не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что согласно Приказу МНС РФ от 31.08.2001 № БГ-3-09/319 «Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций» ОАО «Башкирэнерго» подлежало учету как крупнейший налогоплательщик. П. 2 Приказа МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ установлено, что налоговое администрирование организаций -крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства, реализации, передачи, распределения, диспетчеризации и реализации электро- и теплоэнергии осуществляется на федеральном уровне и возложено на Межрегиональную ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, правопреемником которой является Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314).

ОАО «Башкирэнерго» с 30.04.2004 года состоит на учете в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4. В соответствии с Регламентом передачи документов крупнейшего налогоплательщика (приложение №1 к методическим указаниям, направленным письмом МНС России от 31.07.2003 № ММ-6-09/849®, вся документация и электронные версии карточек лицевых счетов за текущий год и три года ОАО «Башкирэнерго» переданы в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

Поэтому в силу ст.ст. 24, 197, 198 АПК РФ Инспекция не является надлежащим Ответчиком по данному делу, так как ее действия не могли привести к нарушению прав Заявителя. На основании чего просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 заявленные требования не признала, указав следующие основания своего несогласия:

Налоговый орган не имел права проверять в 2004 году декларацию, поданную за 2000 год, поэтому отказ в проведении проверки является правомерным и соответствует ст. 87 НК РФ. По документам, предоставленным заявителем, не представляется возможным проверить правильность его доводов. Так как Инспекция никакой проверки не проводила, то суд не вправе подменять налоговый орган и устанавливать фактические обстоятельства, которые в силу законодательства о налогах и сборах должен выявлять налоговый орган в рамках мероприятий налогового контроля. Из действий Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 не усматривается ни незаконных действий, ни незаконных бездействий. Налогоплательщику необходимо представить документальное обоснование причины снижения цены реализации товара, чего заявителем сделано не было. По представленным документам, по мнению МРИ №4, достоверно установить полученные убытки не представляется возможным. Представленные счета-фактуры не являются доказательством совершения сделок, так как служат исключительно для целей контроля за уплатой НДС. При заполнении и предоставлении в налоговый орган первичной декларации заявителем самостоятельно применены положения ст. 40 НК РФ при реализации мазута контрагентам, в свою очередь при проведении выездной налоговой проверки УФНС РБ в этой части нарушений установлено не было. Инспекцией была дана оценка документов «по обоснованности подачи уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2000 г.» в соответствии с определением суда. Мазут реализовывался третьим лицам - посредникам и фактически не мог использоваться для производственных целей. Более того, реализация мазута не является основным уставным видом деятельности общества, из чего сделан вывод, что затраты на его приобретение не могут учитываться в составе себестоимости. Из предоставленных документов невозможно установить, какая сумма налога не была уплачена в 2000 году и вошла в реструктуризацию, а самой Инспекцией данное обстоятельство не может быть установлено (из-за непредставления заявителем необходимых документов). Реструктуризация задолженности производится по инициативе налогоплательщика, носит добровольный характер. Данные отношения регулируются специальными правилами. На отношения между налогоплательщиком и налоговым органом по погашению задолженности, в отношении которой принято решение о реструктуризации, распространяется особый правовой режим. Следовательно, к данным отношениям не применимы нормы ст. 78 НК РФ.

Однако, налоговыми органом не учтено следующее.

Из материалов дела следует, что письмом от 08.08.2005 года № 001-09-10/4151 (Т. 1 л.д. 36) Инспекция ФНС России по Ленинскому району города Уфы сообщила о необходимости ОАО «Башкирэнерго» обратиться с заявлением о зачете в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, в которой с 30.04.2004 года осуществляется налоговое администрирование ОАО «Башкирэнерго».

Данное письмо основывалось на том, что на основании ст. 83 НК РФ, приказа МНС РФ от 31.08.2001 № БГ-3-09/319, приказа МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций - крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства, реализации, передачи, распределения, диспетчеризации и реализации электро- и теплоэнергии осуществляется на федеральном уровне и возложено на Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4. С 30.04.2004 ОАО «Башкирэнерго» состоит на учете в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, которой в соответствии с Регламентом передачи документов крупнейшего налогоплательщика передана вся документация и электронные версии карточек лицевых счетов за текущий год и три предшествующих года. Налоговое администрирование по вопросу уплаты налога на прибыль в отношении ОАО «Башкирэнерго» полностью осуществляется Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

Поэтому, получив от ОАО «Башкирэнерго» уточненные декларации и заявление о зачете налога на прибыль, ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы обоснованно сообщило предприятию о том, что ему следует обратиться в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

Кроме того, предприятие одновременно с обращением в ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы обратилось с аналогичными заявлением и декларациями за 2000 год в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

Таким образом, действия ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы соответствовали действующему законодательству и не привели к нарушению прав Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного требования Заявителя в части признания незаконными действий ИФНС Российской Федерации по Ленинскому району города Уфы удовлетворению не подлежат.

ОАО «Башкирэнерго» 05.09.2005 года были поданы в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 уточенная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2000 год (Т.1 л.д. 42-47) и заявление от 03.08.2005 № 107/20-3565 о зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 год (Т. 1 л.д. 37-41).

Письмом от 21.09.2005 года № 55-06/1464-л (в редакции письма от 01.12.2006 № 55-05/10775л) Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (Т. 1 л.д. 48) сообщила, что поступивший 05.09.2005 уточненный расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли за 2000 год не подлежит налоговой проверки (камеральной) в связи с истечением срока, установленного ст. 87 НК РФ, и не подлежит отражению в карточке расчетов с бюджетом ОАО «Башкирэнерго». На основании вышеизложенного провести зачет в соответствии со ст. 78 НК РФ не представляется возможным.

Однако, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» объектом налогообложения по налогу на прибыль предприятий и организаций согласно являлась валовая прибыль предприятия (увеличенная (уменьшенная) в соответствии с положениями данной статьи), которая представляла собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определялся как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

В 2000 году у ОАО «Башкирэнерго» имелся убыток от реализации мазута, который определялся как разница между ценой его покупки и реализации.

Размер убытка составил в 2000 году 233 400 053 руб. Размер убытка был отражен предприятием по строке 3.1. «б» (увеличение налогооблагаемой прибыли за счет) Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» за 2000 год.

Убыток отражался во всех декларациях по налогу на прибыль за 2000 год, поданных до подачи 05.09.2005 года последней уточенной налоговой декларации за 2000 год.

Размер убытка проверялся налоговыми органами в ходе выездной налоговой проверки за 2000 год, проведенной Управлением МНС России по Республике Башкортостан, о чем свидетельствует результаты проведенной в 2002 году выездная налоговая проверка ОАО «Башкирэнерго» за 2000 год, оформленные решением от 12.07.2002 года № 211 (Т. 5 л.д. 76-153). Замечаний по указанному исчислению налоговым органом в ходе выездной проверки представлено не было.

Поскольку в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2000 год был включен именно имевший место убыток от реализации мазута, что не соответствует положениям ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», то исключение его в уточненной декларации от 05.09.2005 года представляется правомерным.

Размер полученного убытка подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств: расшифровкой восстановленного убытка (Т. 1 л.д. 70-71); расчетом суммы, отраженной дополнительно в стр. 3.1. «б» справки (Т.1 л.д. 72); расшифровкой стр. 3.1. « б» «увеличение налогооблагаемой прибыли при определении цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, исходя из принципов, изложенных в ст. 40 НК РФ» Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» за 2000 год; оборотной ведомости по счету 80 по КАУ 0125 «Убыток по мазуту» за январь – декабрь 2000 года; расчетом заявленной суммы (Т. 4 л.д. 107-109); первичными документами, а именно: счетами-фактурами, договорами, актами сверок, имеющимися в деле.

Во исполнение определения суда сторонами проведены сверки по представленным документам. По результатам сверки были составлены три заключения. В приложении к заключению № 3 от 17.09.2006 налоговым органом произведен расчет убытка, произведенный на основании представленных документов. Размер убытка, рассчитанного налоговым органом, составил 233 400 053 руб.

Доводы налогового органа по непредставлению доказательств также подлежат отклонению, поскольку документы по оплате не относятся к предмету доказывания по настоящему делу. П. 12 «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992г. № 552, действовавшего в 2000 году, было установлено, что затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей. Предоставление ж/д накладных при их фактическом отсутствии у Заявителя, поскольку он не был грузоотправителем, также не является обязанностью налогоплательщика, а также не соответствует ст. 31 Транспортного устава железных дорог РФ и Правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 19.01.2000 № 2Ц. Представленные в дело договора, счета-фактуры и документы на приобретение мазута являются в силу ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» первичными документами и позволили налоговому органу проверить доводы налогоплательщика. Кроме того, при подаче уточненной декларации налогоплательщиком была уточнена лишь сумма полученного убытка, ранее включенного в состав доходов по налогу на прибыль по ранее представленным декларациям (основной и уточненным), размер которого уже проверялся в ходе налоговой проверки и был подтвержден.

Был в ходе суда исследован и заявленный налоговым органом довод об взаимозависимости лиц, участвующих в операциях по реализации мазута. Данный довод был проверен налоговым органом и не нашел своего документального подтверждения.

Согласно п. 1 и п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит по заявлению налогоплательщика зачету в счет предстоящих платежей данного налогоплательщика по этому или иным налогам, направлению на погашение недоимки либо возврату. Такое заявление налогоплательщиком может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Указанный срок подлежит исчислению с даты каждого платежа по налогу. Представленные в материалы дела документы свидетельствуют, что налог на прибыль в региональный бюджет в 2000 году не уплачивался.

В материалах дела имеются платежные документы по уплате налога на прибыль за 2000 год (в части федерального и местных бюджетов) (Т. 2 л.д. 100-153, Т. 3, Т. 4, л.д. 1-83).

Наличие задолженности также подтверждается справкой о начисленных и уплаченных суммах по федеральным налогам и сборам по состоянию на 01.12.2001 года (Т. 1 л.д. 62), справкой расшифровки к форме № 4 «О начисленных и уплаченных суммах по налогам и сборам» (Т. 1 л.д. 63), справкой о задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.12.2001 года (Т. 1 л.д. 64).

Представителем Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в материалы дела представлена справка УФНС России по Республике Башкортостан от 24.08.2006 года № 02-31/18615@, в которой указано, что задолженность по уплате налога на прибыль за 2000 год в бюджет Республики Башкортостан в размере 42 298 тыс. руб. была реструктуризирована по решению от 01.12.2001 № 40 (по региональному бюджету).

Решением руководителя ИМНС России по Ленинскому району г. Уфы от 01.12.2001 года № 40 была реструктуризирована задолженность ОАО «Башкирэнерго», в том числе по федеральным налогам, в части, зачисляемой в региональный бюджет, в сумме 597 997,73 тыс. руб., из них по налогу на прибыль в сумме 557 818 тыс. руб. (график погашения задолженности о налогам и сборам по налогу на прибыль (подлежащий к уплате в бюджет субъектов РФ) (Т. 1 л.д. 60-61).

Согласно графика погашения задолженности о налогам и сборам по налогу на прибыль (подлежащий к уплате в бюджет субъектов РФ) (Т. 1 л.д. 60-61) уплата задолженности осуществлялась с 1 квартала 2003 года и была погашена в феврале 2004 года, что подтверждается актом сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом от 22.03.2005 года № 727 (Т. 1 л.д. 122), решениями о списании реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам от 02.03.2006 № 1-06, от 01.06.2006 года № 3-06 и от 13.03.2006 года № 2-06, платежными поручениями по уплате реструктуризированной задолженности (Т.1 л.д. 90-150, Т.2 л.д. 1-99).

Реструктуризация задолженности представляет собой разновидность рассрочки по уплате налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 № 13054/04).

Рассрочка, в соответствии со ст. 64 НК РФ, представляет собой изменение срока уплаты налога, то есть уплату налога в более поздние сроки, по сравнению со сроками, установленными законодательно.

Поскольку уплата налога на прибыль за 2000 год в части регионального бюджета фактически осуществлялась в период с 2003 года по февраль 2004 года, то подав 05.09.2005 года заявление о зачете излишне уплаченного налога налогоплательщик произвел его подачу в рамках срока, установленный п. 8 ст. 78 НК РФ.

Поскольку заявление о зачете излишне исчисленного и уплаченного налога на прибыль за 2000 год в части регионального бюджета было подано в пределах установленного п. 8 ст. 78 НК РФ срока, размер излишне уплаченного налога был подтвержден документально, то заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд по платежному поручению от 31 октября 2005 года №10203, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ОАО «Башкирэнерго» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4 по отказу в проведении зачета излишне уплаченного в региональный бюджет налога на прибыль в размере 37344008 рублей в соответствии с поданным заявлением о зачете от 03 августа 2005 года №107/20-3565, выраженном в письме от 21 сентября 2005 года №55-06/1464-л, и обязать Межрегиональную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4 принять решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в размере 37344008 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

В остальной части заявленных требований отказать.

Заявителю выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечение месячного срока со дня его принятия. В соответствии со статьей 181 АПК Российской Федерации решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья И.Н.Крылова