НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 14.05.2014 № А07-4728/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа                                                                 Дело № А07 - 8 / 4

19 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2014 года

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2014 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи                   Галимовой Н. Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Файзуллиной А.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Премиум" (ИНН 0268053905, ОГРН 1100268000975, 453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Комсомольская, 84)               

к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей  (ИНН 0278173969, ОГРН 1100280041212, 450057, г. Уфа, ул. Цюрупы, 13)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ от 04.03.2014г. № 12 ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:  Чернова А.Р., представитель по доверенности  от 01.08.2013,

 Истомина Т.А., по доверенности  от 11.05.2014, приказ от 30.04.2010, паспорт;

от ответчика:  Александрова О.П., представитель по доверенности №ГД 1/2014 от 13.01.2014, удостоверение № 109 от 06.11.2013г.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Гранд Премиум" с заявлением об изменении постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей №12 от 04.03.2014 о привлечении общества  к административной ответственности по ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав  представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л :

В ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей проверен порядок представления Обществом с ограниченной ответственностью "Гранд Премиум"» (далее Общество) декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) по форме согласно приложению № 11 за 4 кв.2013г.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 15, 19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012г. № 815 (далее Правила), п.1 ст.14, п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  Обществом в установленный законом срок  - 20.01.14г.  декларация № 11 за 4 квартал 2013 года не была  представлена.

По данному факту Комитетом 14.02.2014  в отношении ООО «Гранд Премиум» составлен протокол об административном правонарушении № 139 по ст.15.13 КоАП РФ (л.д.50).

04 марта  2014 года заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей вынесено постановление № 12 о привлечении ООО «Гранд Премиум» к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.  (л.д.8-9).

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что декларация за 4 кв.2013г.  была своевременно отправлена  15.01.14г., однако  уведомления  о том, что декларация не прошла,  на электронную почту не приходило,  не предоставление в срок произошло  по независящим  техническим причинам в связи с отсутствием каких-либо предупреждений о необходимости  обновления  программы отправки  деклараций «Декларант-Алко». Общество указывает на отсутствие факта уклонения от подачи декларации, в связи с чем считает, что должно быть освобождено от ответственности, в том числе с учетом санкций, предусмотренных ст.19.7 КоАП РФ.

Управление согласно представленному отзыву требования заявителя не признает,  указывает на наличие факта нарушения и вины общества, не обеспечившего предоставление декларации в установленном порядке и по надлежащей форме в связи с допущенными ошибками, считает значительным срок просрочки, просит в удовлетворении заявленных ООО «Гранд Премиум» требований отказать (л.д.42-47).

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»   организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объема оборота такой продукции.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядок представления деклараций предусмотрен Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила № 815).

Согласно п. 13 Правил № 815, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №11.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (пункт 16 Правил № 815).

Согласно пункту 19 Правил № 815, декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

При предоставлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.

Согласно п. 5.2 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 № 52н (далее - Приказ № 52н), в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования (контролирующий орган) следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно - логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).

В соответствии с пунктом 5.3 Приказа № 52н при получении протокола форматно - логического контроля декларации, организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации.

Пунктом 6 названного приказа определено, что датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения ее получения контролирующим органом.

За несоблюдение требований статей 14 и 26 Закона № 171, Правил               № 815 установлена административная ответственность предусмотренная статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в редакции статьи, действующей с 03.01.2014г.).

Следовательно, объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, несвоевременная подача декларации об объемах оборота алкогольной продукции, в частности об объемах розничной продажи (декларация № 11).

Как следует из представленных документов,  декларация № 11 об объемах  розничной продажи алкогольной продукции  в установленный срок  к 20.01.14г. от общества  не поступила.  Из представленного протокола обработки данных видно, что  направленная  15.01.14г.  в электронном формате  декларация общества «Гранд Премиум»  не прошла контроль в связи с ошибкой:   «файл не является электронным документом  установленного формата»  (л.д.17, 19).

 Повторно  декларация была сдана обществом  31.01.14г. в формате 4.30, успешно прошла обработку и была  сохранена в базу, что подтверждается представленным  протоколом обработки информации (л.д.18).

Таким образом, факт  несвоевременного поступления декларации № 11  за 4.кв.2013г.  подтверждается  материалами дела.

В силу вышеизложенных  положений нормативных актов, регулирующих порядок сдачи деклараций,   датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения ее получения контролирующим органом, в связи с чем   факт   подачи  декларации  15.01.14г.,  не прошедшей контроль,   свидетельствует о наличии    нарушения со стороны общества в связи с несоблюдением  установленного порядка  подачи декларации.

Не только уклонение  организации от подачи декларации, но и нарушение установленного  порядка и сроков при декларировании, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ.

В данном случае  вина  общества в несвоевременной подаче декларации  подтверждается, поскольку  не была обеспечена  правильная подача документа в установленном формате  ввиду не обновления программы отправки   Декларант-Алко, что следует из объяснительной  оператора общества Истоминой Т.А. от 13.02.14г.  (л.д.52-53).

     В соответствии с п. 19 Правил при представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N11 и 12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

     Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N198 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержден номер версии формата 4.30.  Приказ размещен в том числе на официальном сайте http://www.fsrar.ruи находится в открытом доступе круглосуточно. Данным же приказом установлено, что в случае внесения изменений в форму декларации нормативными правовыми актами состав показателей формы пересматривается, и изменения вносятся в описание формата этой отчетности. Факт внесения изменений в настоящий документ отражается в изменении номера версии формата. Приказ начал действовать с 01 ноября 2013 года. Установленный ранее приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28 августа 2012 г. N237 формат 4.20 утратил силу.

     Таким образом,   у общества имелась возможность  обновить программу с учетом версии формата, и предоставить декларацию  в надлежащем  порядке и по установленной форме,   однако, своевременных мер по  обновлению программы  со стороны общества  не было принято.

      При этом доводы заявителя о том, что не знали о непрохождении декларации ввиду отсутствия на электронной почте сообщения об ошибках,  суд считает подлежащими отклонению с учетом положений  п. 5.2 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 № 52н.

   Данным  Приказом  № 52н предусмотрено, что  в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования (контролирующий орган) следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи, либо протокол форматно - логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).

     Поэтому при отсутствии  одного из данных документов в течение суток,  общество могло и должно было принять  оперативные  меры к выяснению обстоятельств  прохождения декларации,  однако,   доказательств принятия каких-либо  мер   в связи с отсутствием доказательств приема декларации (квитанции),  заявитель суду не представил.

     Представленными документами подтверждается, что меры к надлежащему отправлению декларации в установленном порядке были приняты   спустя 11 дней – 31.01.14г. 

    Таким образом, направление декларации 15 января 2014 года по не действовавшей версии формата  и  сдача декларации  по установленной форме  31.01.14г.  свидетельствует о  ненадлежащем исполнении  обществом возложенных  законом  обязанностей,  не принятии  всех зависящих от него мер для соблюдения требований закона и устранения нарушения в кратчайший срок.

Довод  заявителя о возможности применения к возникшим правоотношениям ответственности в виде предупреждения,  предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ, а не ст. 15.13 КоАП РФ,  подлежат отклонению.

     В данном случае статья 15.13 КоАП РФ  является специальной нормой, регулирующей  порядок привлечения к административной ответственности  в случае нарушения порядка декларирования оборота алкогольной продукции, в связи с чем нормы ст.19.7 КоАП РФ в данном случае не подлежат применению.

    Суд также считает, что отсутствуют основания для  освобождения заявителя  от ответственности  в порядке  статьи 2.9 КоАП РФ  по малозначительности,  поскольку у общества  имелась возможность  с 15.01.14г. по 20.01.14г.  принять меры к своевременной сдаче отчетности по установленной форме, то есть не допустить  нарушения, однако, оперативные меры  не были приняты.

      Данных о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению заявителем требований закона, материалы дела не содержат. Общество не представило доказательств наличия  уважительных причин  в неисполнении своих публично-правовых обязанностей в установленном порядке и в установленный срок.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, значительный, по мнению суда,  срок просрочки, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным,  суд не усматривает.

     Требования заявителя об изменении постановления в части наложенного взыскания на организацию, а не на должностное лицо, суд находит подлежащими отклонению по следующим основаниям.

      Санкцией ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение административного правонарушения  в порядке  наложения административного штрафа,   как на должностных лиц, так и на юридических лиц.

     В силу части 3  статьи  2.1 КоАП РФ  назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение физического лица к административной ответственности  не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение юридическое лицо.

С учетом установленных принципов административной ответственности, в рассматриваемом случае   общество  правомерно привлечено к ответственности за несвоевременную подачу декларации по форме приложения № 11  за 4 кв.2013г., что подтверждается материалами дела.

В связи с чем законных оснований для изменения или отмены оспариваемого постановления в части привлечения общества к ответственности по ст.15.13 КоАП РФ суд не усматривает.

     Процессуальных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

   Административный штраф в размере 50 000 рублей был наложен в сумме,  соответствующей  минимальному размеру санкции, предусмотренной статьей 15.13  КоАП РФ.

 В силу изложенного, суд считает постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей №  12 от 04.03.2014  о назначении  административного наказания  Обществу с ограниченной ответственностью "Гранд Премиум" по ст.15.13  соответствующим требованиям законодательства.

 На основании вышеизложенного,  заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

         В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Премиум" (ИНН 0268053905, ОГРН 1100268000975, 453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Комсомольская, 84) об  изменении постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей №  12 от 04.03.2014  о назначении  административного наказания  по ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 50 000 рублей  -  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его  в  полном  объеме)  через  Арбитражный  суд  Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                         Н.Г.Галимова