НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 12.11.2007 № А07-16619/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Уфа

12 ноября 2007 года Дело № А07-16619/2007-А-РМФ

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Раянова М.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Раяновым М.Ф.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Гранд» г. Уфа

(заявитель)

к МИФНС России №30 по РБ

(ответчик)

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: Загидуллина Э.Р., директор, протокол №1 от 11.04.2006г., Кузнецова А.Р., доверенность от 25.10.2007г., Зинатуллина Н.Р., доверенность от 25.10.2007г.

от ответчика: Набиева Г.А., доверенность от 15.10.2007г.

ООО «Гранд» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений МИФНС России №30 по РБ №11-20/245 и №11-20/244 от 19.10.2007г.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, 27 июля 2007г. Государственной инспекцией Республики Башкортостан по обеспечению контроля за оборотом и качеством продовольственных товаров и защите прав потребителей установлены нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Гранд» временного порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 6 месяцев 2007 г., выразившиеся в непредставлении декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории РБ по итогам отчетного периода за 6 месяцев 2007 года, о чем был составлен акт № 699-Д. Материалы соответствующей проверки были переданы в МИФНС России №30 по РБ, которой 18 октября 2007 г. в отношении ООО «Гранд» составлен протокол об административном правонарушении № 11-20/245. Постановлением № 11-20/245 от 19 октября 2007 года ООО «Гранд» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, постановлением №11-20/244 от 19 октября 2007 года директор ООО «Гранд» Загидуллина Эльвира Рауфовна привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей

Заявитель просит отменить данные постановление, указывая на то, что декларация по итогам 6 месяцев 2007 года представлена им в электронном виде 13.07.2007г. Кроме того, заявитель указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания дли привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд, проверив вынесенное постановление в порядке ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к следующему выводу.

В силу п.1 ст. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ст. 1.3 КоАП Российской Федерации определен предмет ведения Российской Федерации в области законодательств об административных правонарушениях.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.1 к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 15.12. КоАП Российской Федерации является специальной нормой, которая предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Системное толкование ст.1.3 и 15.13 КоАП Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 21.11.1995г. № 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Статья 2 Закона определяет оборот алкогольной продукции как закупку, поставку, хранение и ее розничную продажу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. №858 утверждено Положение о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005г. № 313 утвержден Временный порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан (далее – Временный порядок). Пунктом 7 Временного порядка установлено, что декларации представляются ежеквартально нарастающим итогом не позднее 15 дней после окончания квартала и в целом за год не позднее 30 дней по окончании года согласно графику, утвержденному приказом министра внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан (в ред. Постановлений Правительства РБ от 14.04.2006г. № 89, от 24.07.2006г. № 212).

В случае, если последний день срока представления декларации приходится на нерабочий день, днем окончания срока представления декларации считается следующий за ним рабочий день.

Декларации представляются в течение всего периода действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с момента ее получения до момента окончания срока ее действия, в том числе и при отсутствии осуществления лицензиатом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Приостановление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не освобождает лицензиата от представления декларации.

Декларация может быть представлена ранее срока, указанного в настоящем Порядке.

В соответствии с п 4. Временного порядка декларации могут быть представлены по электронному каналу связи с одновременным направлением бумажного носителя по почте с уведомлением, а также лично руководителем организации (ее представителем) на бумажном носителе и в электронном виде, совместимом со структурой автоматизированной системы учета розничной продажи алкогольной продукции, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (в ред. Постановления Правительства РБ от 24.07.2006г. № 212).

Организации, заключившие соглашение о представлении деклараций в электронной форме с уполномоченными лицами (через специализированных операторов), которые имеют право использовать электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП) в электронных документах, вправе представлять декларации в электронной форме без представления бумажного носителя.(в ред. Постановления Правительства РБ от 27.02.2007г. №46)

Декларация считается представленной в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, после получения уведомления о регистрации декларации в программе "Декларация - Алко" (абзац введен Постановлением Правительства РБ от 27.02.2007г. № 46).

Как следует из материалов дела, декларация по итогам 6 месяцев 2007 года представлена заявителем в электронном виде 13 июля 2007 года, о чем свидетельствует уведомление №3545 от 13.07.2007г. о регистрации в программе «Декларация-Алко». Указанная программа приобретена заявителем и установлена по договору №1972 от 05.07.2007г.

Таким образом, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах заявление ООО «Гранд» в части признания незаконным и отмене постановления МИФНС России №30 по РБ от 19.10.2007г. №11-20/245 подлежит удовлетворению.

Довод заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5. Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям – со дня его обнаружения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 14 Постановления № 5 от 24.03.2005 г. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006г. № 12) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. При этом срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Исходя из приведенных выше положений, уклонение от подачи декларации о розничной продаже алкогольной продукции не является длящимся, так как считается оконченным в момент непредставления декларации в установленный срок (не позднее 15 дней после окончания квартала – п. 4 Временного порядка). В рассматриваемом случае этот срок определен 16.07.2007 г. С учетом положений ч. 1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель мог быть привлечен к административной ответственности до 16.09.2007 г.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Как следует из материалов дела, до вынесения ИФНС России по Советскому району г. Уфы решения по делу об административном правонарушении, совершенном ООО «Гранд», 23.08.2007г. последним было заявлено ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения, которое было удовлетворено 27.08.2007г.Материалы административного дела в отношении ООО «Гранд» 02.10.2007г. были направлены в Межрайонную ИФНС России № 23 по Республики Башкортостан. Штамп на сопроводительном письме свидетельствует о том, что материалы дела поступили в МИФНС России №30 по РБ 15.10.2007 г. Таким образом, с 23 августа по 15 октября 2007 г. течение срока давности привлечения к административной ответственности было приостановлено в силу закона.

Постановление же о привлечении ООО «Гранд» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено Межрайонной ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан 19 октября 2007 года, то есть в пределах срока привлечения к административной ответственности.

Дело в части признания незаконным и отмене постановления МИФНС России №30 по РБ от 19.10.2007г. №11-20/244 подлежит прекращению производством по следующим основаниям.

В соответствии со ст.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке.

Согласно п.3 ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Учитывая тот факт, что обжалуемое постановление №11-20/244 от 19.10.2007 года о привлечениик административной ответственности вынесено в отношении физического лица (директора ООО «Гранд» Загидуллиной Э.Р.), данный спор неподведомствен арбитражному суду.

В соответствии с п.1ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах требования заявителя в части признания незаконным и отмене постановления МИФНС России №33 по РБ №11-20/245 от 19 октября 2007 года подлежат удовлетворению, в части признания незаконным и отмене постановления МИФНС России №33 по РБ №11-20/244 от 19 октября 2007 года производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Гранд» об оспаривании постановлений МИФНС России №30 по РБ 11-20/245 и №11-20/244 от 19 октября 2007 года о привлечении к административной ответственности удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление МИФНС России №30 по РБ №11-20/245 от 19 октября 2007 года о привлечении ООО «Гранд» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Прекратить производство по делу в части признания незаконным и отмене постановления МИФНС России №33 по РБ №11-20/244 от 19 октября 2007 года.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья М.Ф. Раянов