НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 09.12.2021 № А07-9875/21

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-9875/21

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2021 года

Полный текст решения изготовлен 16.12.2021 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сафиуллиной Р. Н.,  при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Бикаевой Л.Х., рассмотрел в судебном заседании дело по  исковому заявлению

АО "САЛАВАТСТЕКЛО" (ИНН: 0266004050)

к 1.Управлению ФНС России по РБ,

2.Межрайоной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Уфимский филиал АО «Статус» (ИНН 7707179242, 450030, г.Уфа, Индустриальное шоссе, 119)

о признании недействительными решений №710 от 17.12.2020 года о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, №61/17 от 11.03.2021 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Суюрова М.А., доверенность №160 от 31.05.2021, диплом

от ответчика (УФНС России по РБ): Ахметова Р.Н., представитель по доверенности № 06-23/07089, диплом,  

 от ответчика (МИФНС № 25 по РБ): Тухватуллина Г.И., доверенность №76д от 21.12.2020, диплом,

от третьего лица Уфимский филиал АО «Статус»: не явились, извещены надлежащим образом.

Общество с ограниченной ответственностью «Салаватстекло» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан (далее – Инспекция, налоговый орган) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)№710 от 17.12.2020 года,которым АО «Салаватстекло» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 1 281 руб.; о признании недействительным решения УФНС России по Республике Башкортостан (далее – Управление)№61/17 от 11.03.2021 года жалобе Акционерного общества «Салаватстекло» на решение Межрайонной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан от 17.12.2020 №710.

Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациик участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уфимский филиал АО «Статус».

В судебном заседании представитель заявителя изложенные в заявлении требования подержал.

Представители Инспекции и Управления с требованиями заявителя не согласны по мотивам, изложенным в отзыве и пояснениях.

Третье лицо согласно представленному отзыву поддерживает позицию заявителя.

Исследовав представленные документы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно акту №17681 от 28.09.2020 об обнаружении фактов, налоговым органом установлены факты, свидетельствующие о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, а именно: представление налоговым агентом АО «Салаватстекло» налоговому органу документов (справка о доходах и суммах налога физического лица (справка 2-НДФЛ), предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения о персональных данных лиц-получателей дохода.

В соответствии с п.8 ст.101.4 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов об обнаружении фактов (акта №17681 от 28.09.2020), свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, представленных АО «Салаватстекло» возражений от 19.11.2020 №11402-8211 (вх.№ 19693 от 20.11.2020), дополнительных документов, налоговым органом вынесено решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 17.12.2020 № 710 (далее по тексту - решения от 17.12.2020         № 710).

Указанным решением общество привлеченок налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс), с учетом смягчающихответственность обстоятельств, в виде штрафа в размере 1 281 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением, АО «Салаватстекло» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее -Управление) с жалобой, в которой сообщает, что деятельность по ведению и хранению реестра акционеров АО «Салаватстекло» на платной основе осуществляет АО «Статус». Заявитель указывает, что исходя из правоотношений, возникающих в сфере ведения реестра, эмитент не обязан владеть актуальной информацией о физических лицах, имеющих права по ценным бумагам. Закон не обязывает общество как эмитента ценных бумаг осуществлять мониторинг изменений личных данных акционеров после первоначального внесения соответствующих данных в реестр. Информацию о получателях дивидендов предоставляет регистратор.

Общество указывает, что идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) не является обязательной информацией о физическом лице. Кроме того, первичные данные акционеров заполнялись в 1993 году, когда еще ИНН у физических лиц отсутствовал. После чего некоторые акционеры не обращались в АО и к регистратору. Заявитель считает, что сведения по форме 2-НДФЛ без указания ИНН физического лица считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 09.03.2016 №БС-4-11/3697@). При этом, ссылаясь на постановление Двадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 13.12.2018 №20АП-6731/18, общество указывает, что отсутствие в 51 справке по форме 2-НДФЛ ИНН физических лиц не является обстоятельством представления документов, содержащих недостоверные сведения. По мнению АО «Салаватстекло» практика применения ст. 126.1 НК РФ должна учитывать специфику отношений по ведению реестра, и общество не должно быть привлечено к ответственности за представление недостоверных сведений. Вина общества отсутствует, а значит, отсутствует и квалифицирующий признак состава налогового правонарушения. Объективной стороной данного правонарушения является представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могут затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в бюджетную систему, привести к нарушению прав физических лиц. Заявитель отмечает, что в оспариваемом решении не указаны обоснования каких-либо последствий в связи с отсутствием в представленных формах реквизитов. Налоговым органом не отражено и ни чем не подтверждено, почему сведения о физических лицах признаны недостоверными. В связи с чем АО «Салаватстекло» просит отменить оспариваемое решение.

Решением УФНС России по Республике Башкортостан №61/17 от 11.03.2021  года жалоба Акционерного общества «Салаватстекло» на решение Межрайонной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан от 17.12.2020 №710 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции №710 от 17.12.2020 года, а также решением Управления №61/17 от 11.03.2021  года, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к   следующему.

В части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу названной нормы, для признания недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что налоговым агентом - АО «Салаватстекло» 13.05.2019, 25.03.2020, 24.03.2020 представлены сведения по форме 2-НДФЛ за 2017, за 2018, за 2019 год соответственно.

Как следует из статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля по вопросу достоверности сведений, указанных в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2017, за 2018, за 2019 годы, Инспекцией установлено, что в 41 справке (9+18+14)содержатся недостоверные сведения в отношении конкретных физических лиц по нижеуказанным позициям, а именно:

-        отсутствуют данные об ИНН физического лица получателя доходов (поле не заполнено в 41 справке);

-        отсутствуют данные о номере паспорта (в 19 справках);

-        недостоверные сведения о дате рождения (дата рождения — 01.01.1950 указана по 36 физическим лицам, дата рождения - 09.08.1932 указана по 3 физическим лицам, дата рождения 01.01.1937 указана по 2 физическим лицам), не позволяющие налоговому органу идентифицировать налогоплательщиков - физических лиц - получателей дохода.

В соответствии с п.4 ст.214 Налогового кодекса исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии со ст.214 НК РФ с учетом положений ст.226.1 НК РФ.

В силу п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, на основании пп.3 п.2 ст.226.1 Налогового кодекса признается налоговым агентом.

В соответствии с п.2    ст.230 Налогового кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц» утверждены форма и порядок заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ).

Согласно Приложению №2 к приказу ФНС России от 02.10.2018 №ММВ-7-11/566@ (далее - Порядок) сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физического лица» за налоговый период.

Форма справки состоит из общей части, раздела 1 «Данные о физическом лице - получателе дохода», раздела 2 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода», раздела 3 «Стандартные, социальные и имущественныеналоговые вычеты», поля «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Справке, подтверждаю», а также Приложения «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода».

Согласно п. 3.2. Порядка в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогового агента информации об ИНН физического лица - получателя дохода данный реквизит не заполняется.

В полях «Фамилия», «Имя», «Отчество» указывается фамилия, имя и отчество физического лица - налогоплательщика, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Отчество может отсутствовать, если оно не указано в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика (п.3.3 Порядка).

В поле «Дата рождения» указывается дата рождения (число, порядковый номер месяца, год) путем последовательной записи данных арабскими цифрами (п.3.6 Порядка).

В силу п.3.8 Порядка в поле «Код документа, удостоверяющего личность» указывается код вида документа, удостоверяющего личность, в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Пунктом 3.9 Порядка установлено, что в поле «Серия и номер» указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак «N» не проставляется.

Пунктом 7 статьи 84 НК РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).

Присвоение ИНН осуществляется в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах и не отождествляется с именем человека.

ИНН по существу является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков и представляет собой цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил ИНН, порядковый номер и контрольное число. ИНН не заменяет имя человека и подлежит использованию налоговыми органами наряду с другими сведениями о налогоплательщиках в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах и налогового контроля, а также для ускорения обработки огромного потока информации, содержащейся в информационных системах налоговых органов.

Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» утверждены форма сведений о доходах физического лица и порядок: заполнения данных сведений (далее - Порядок).(Изменения, внесенные Приказом ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@, вступили в силу начиная с представления сведений о доходах физических лиц за налоговый период 2017 года).

Пунктом IV Порядка заполнения Раздела 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» установлено следующее: - при заполнении поля «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется; - в полях «Фамилия», «Имя», «Отчество» указывается фамилия, имя и отчество физического лица - налогоплательщика, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Отчество может отсутствовать, если оно не указано в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика; - при заполнении поля «Серия и номер» указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак «N» не проставляется.

В соответствии с пунктом 2.5 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.05.2017 N 94 "Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения" персональными данными является любая информация,относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, относящаяся к этому физическому лицу).

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 28.01.2010 №2-П указал, что Федеральный закон "Об акционерных обществах" обязывает акционерное общество обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества (пункт 2 статьи 44) и предусматривает, что держателем реестра акционеров общества может быть само это общество или регистратор, которому оно поручает ведение и хранение реестра акционеров (абзац первый пункта 3 статьи 44). Федеральный законодатель не навязывает акционерному обществу выбор конкретного регистратора и не ограничивает его в возможности, руководствуясь принципом свободы договора (статья 421 ГК Российской Федерации), предусмотреть в договоре с регистратором любые не противоречащие закону способы защиты своих интересов и интересов своих акционеров, в том числе необходимые с его точки зрения меры контроля за деятельностью регистратора; по настоянию акционерного общества в договор может быть включено и положение о добровольном страховании регистратором риска неправомерного списания акций. Более того, законодателем предусмотрен регрессный порядок взыскания убытков в случае не исполнения, ненадлежащего исполнения регистратором своих обязанностей.

Сведения об акционерах общества отражаются в реестре акционеров, ведение и хранение которого в соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" обеспечивается самим обществом с момента государственнойрегистрации общества. Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (далее - регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам устанавливаются Банком России (ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).

Из буквального толкования данной нормы законодателем определена обязанность акционерного общества по введению и хранению реестра акционеров.

Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ были признаны утратившими силу пункты 2 и 3 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах", предусматривавшие, что общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества (в настоящее время данное положение воспроизведено в пункте 1 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах"), а также, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор; в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.

В целом данные положения направлены на усиление защиты прав и законных интересов владельцев акций, устранение возможного конфликта интересов акционеров и эмитента, обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота.

Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2019 № 136-0, письме Минэкономразвития России от 22.07.2020 №ОГ-Д22-21476 и др.

Соответственно, именно налогоплательщик обязан представлять достоверные данные о своих акционерах.

Таким образом, актуализацией персональных данным своих акционеров должно заниматься само акционерное общество. Данная обязанность прямо установлена в положениях статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах".

В соответствии с гл. 1 Положения о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Банком России 27.12.2016 N 572-П (далее - Положение N 572-П), при ведении реестра держатель реестра организует систему учета документов, относящихся к ведению реестра, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги (далее - система учета документов). Система учета документов должна обеспечивать наличие записи о любом документе, относящемся к ведению реестра, или документе, связанном с учетом и переходом прав на ценные бумаги, которые были получены или направлены держателем реестра.

Согласно гл. 6 Положения N 572-П правила ведения реестра должны включать, в частности, процедуру открытия лицевых и иных счетов держателем реестра, в том числе перечень документов, представляемых для открытия лицевых счетов при размещении ценных бумаг, перечень, порядок и сроки внесения учетных записей, атакже порядок предоставления документов и информации держателю реестра, в том числе для проведения операции с ценными бумагами.

Таким образом, документы, необходимые для совершения операций в реестре, и требования к ним устанавливаются правилами ведения реестра. В частности, в правилах ведения реестра устанавливается документ, на основании которого вносится запись о переходе права собственности на ценные бумаги, - он может называться передаточным распоряжением или распоряжением на совершение операции.

Также в правилах устанавливается перечень документов, которые представляются вместе с распоряжением для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при совершении сделки. К ним относятся: документы, необходимые для открытия лицевого счета нового владельца (в случае отсутствия лицевого счета); документ, удостоверяющий личность (предъявляется регистратору); подлинник или нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права уполномоченного представителя.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Положения о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Банком России 27.12.2016 (N 572-П), при ведении реестра держатель реестра осуществляет ведение учетных регистров, содержащих сведения в отношении лиц, которым открыты лицевые счета (зарегистрированные лица), в порядке, определенном внутренними документами держателя реестра. В случае если держатель реестра обнаружил ошибку в сведениях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1.4 настоящего Положения и переданных ему предыдущим держателем реестра, или установил, что при внесении им записи в учетные регистры, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Положения, допущена ошибка, то записи, направленные на исправление указанных ошибок, вносятся в учетный регистр в порядке, предусмотренном правилами ведения реестра.

Из буквального толкования закона обязанность по обеспечению ведению и хранению реестра акционеров общества возложена на само общество. Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор. В любом случае если свои полномочия общество передаст регистратору, обязанность по представлению сведений об акционерах у общества сохраниться.

Таким образом, обязанность по предоставлению актуальной информации регистратору закреплена законодателем за держателем акций, в данном случае - АО «Салаватстекло».

Налоговым агентом 13.05.2019 АО «Салаватстекло» в налоговый орган представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 в отношении физических лиц, содержащие недостоверные сведения о персональных данных физических лиц-получателей дохода.

В связи с тем, что налогоплательщиком АО «Салаватстекло» представлены в налоговый орган недостоверные сведения о физических лицах, налоговым органом верно установлен состав налогового правоотношения, предусмотренного ст. 126.1 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 126.1 Налогового кодекса установлено, что представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Налоговым кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Данная норма вступила в силу с 01.01.2016.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена п.1 ст. 126.1 НК РФ, является представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты). (Письмо ФНС России от 09.12.2016 №СА-4-9/23659@).

Налоговый кодекс не содержит определения понятия «недостоверные сведения». К недостоверным сведениям могут быть отнесены любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ, не соответствующие действительности: неверное указание сумм доходов, налогов и налоговых вычетов, а также неверное указание персональных данных о физическом лице (ИНН, Ф.И.О., серия и номер документа, удостоверяющего личность), которые не позволяют идентифицировать физическое лицо – получателя дохода. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минфина от 09.12.2016 № СА-4-9/23659@ «О применении статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации», письмо ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 и др. В связи с чем любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным.

Применительно к упомянутым документам это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.) (п.3 Письма ФНС России от 09.08.2016 №ГД-4-11/14515 «О налоговой ответственности налоговых агентов»).

Более того, согласно п. 1 ст. 3 Закона «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных).

Актуальными считаются персональные данные, заполненные в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица - получателя дохода, на дату формирования отчетности и ее представления в инспекцию. Не закреплена обязанность регистратора по осуществлению проверки актуальности персональных данных, розыска акционеров с целью получения актуальных сведений.

Актуальная информация - это данные, находящиеся в состоянии, которое соответствуют действительности. Будучи устаревшими, они теряют свою ценность.

Соответственно персональные данные необходимо периодически обновлять, так как они теряют свою достоверность.

Согласно письму ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515, ответственность, предусмотренная п.1 ст. 126.1 НК РФ, применяется в случаедопущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).

При этом, статья 126.1 введена в НК РФ Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее - Закон № 113-ФЗ).

Как следует из текста Пояснительной записки к проекту Закона № 113-ФЗ, статья 126.1 введена в НК РФ с целью пресечения безвозмездного и незаконного пользования налоговыми агентами бюджетными средствами и устранения потерь бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов вследствие несвоевременного и неполного удержания и перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Представление налоговым агентом недостоверных сведений, не позволяет осуществлять налоговым органам мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, а также повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты). К таким сведениям отнесены: неверное указание сумм доходов, налогов и налоговых вычетов, а также неверное указание (не указание) персональных данных о физическом лице (Ф.И.О., серия и номер документа, удостоверяющего личность), ИНН, которые не позволяют идентифицировать физическое лицо - получателя дохода.

Данная позиция отражена в письме ФНС России от 09.12.2016 № СА-4-9/23659@ «О применении статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации» в целях формирования единообразной практики при рассмотрении жалоб на решения налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126.1 НК РФ.

В данном случае, представление налоговым агентом в налоговый орган справки о доходах и суммах налога физического лица с указанием некорректных данных о налогоплательщике является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 Кодекса. В этой связи организации, выполняя обязанности налоговых агентов, предусмотренные Кодексом, должны предпринимать все возможные меры по идентификации налогоплательщиков, получивших от них доход (Письмо ФНС России от 20.04.2021 №БС-4-11/5345@).

Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Между тем, материалами дела подтверждается, что в нарушение Приказа ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ налоговым агентом АО «Салаватстекло» представлены недостоверные сведения в отношении физических лиц, которые необходимы налоговому органу для осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов.

Поскольку обязанность по представлению достоверных сведений АО «Салватстекло» не исполнена, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 126.1 НК РФ.

При этом при вынесении решения №710 от 17.12.2020 налоговым органомучтены смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем сумма штрафа уменьшена с 20500 руб. до 1281 руб. (в 16 раз).

Таким образом, оспариваемое решение принято Инспекцией  в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

Мотивы возражений заявителя судом отклоняются как неподтвержденные соответствующими доказательствами и основанными на неверном толковании норм права, регулирующих соответствующие правоотношения.

Как  указано  в  п.п. 67, 68 , 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"   при толковании пункта 5 статьи 101.2 НК РФ судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.  Поэтому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

 Если в поданном в суд заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ), судам надлежит исходить из того, что такого рода доводы могут быть приняты ими во внимание только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган.

 Если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, судам необходимо исходить из следующего.  В указанном случае при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 АПК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место), в связи с чем подсудность данного дела определяется по месту нахождения нижестоящего налогового органа.

Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

Жалоба Общества  на  решение  Инспекции  рассмотрена Управлением   с  соблюдением  порядка  и  сроков  ее  рассмотрения,  нарушений  при   принятии  решения со  стороны  Управления  судом  также  не усматривается.

На основании изложенного, ввиду недоказанности наличия совокупности условий для признания решения Инспекции №710 от 17.12.2020 года о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение и решения Управления №61/17 от 11.03.2021 года незаконными (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности), у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, требования АО "САЛАВАТСТЕКЛО" удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

          РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявленных требований АО "САЛАВАТСТЕКЛО" (ИНН: 0266004050) к Управлению ФНС России по РБ, Межрайоной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан о признании недействительными решений №710 от 17.12.2020 года о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, №61/17 от 11.03.2021 года - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Р.Н. Сафиуллина