НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 09.04.2014 № А07-23092/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-23092/2013

14 апреля 2014 года

         Резолютивная часть решения оглашена 9 апреля 2014 года. Решение в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.

    Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметовой Л.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ПИВЗАВОД» (ИНН 7453094271, ОГРН 1027403867611, 453851, РБ, г. Мелеуз, ул. Промышленная, 5)

к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5262244282, ОГРН 1095262008698, 603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, 6, корп. 6)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Яшин Д.П., доверенность № 02АА 1755413 от 03.05.2013 года, Тимиряева А.М., доверенность от 06.02.2013 года;

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.

в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ООО «ПИВЗАВОД» с заявлением об оспаривании постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу № 3/486Ю по делу « 08-09/486Ю/2013 от 05.12.2013 года о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя, заявленные требования поддержал, по мнению заявителя административное наказание не соответствующее тяжести правонарушения, не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, наказание назначено как обществу, так и главному бухгалтеру общества.

Административный орган с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, суд установил следующее.

В ходе проведенной 24.10.2013 года проверки при осуществлении контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ООО «ПИВЗАВОД» декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 6 (далее - декларация № 6) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года № 815 (далее - Правила), за 3 квартал 2013 года.

За проверяемый отчетный период ООО «ПИВЗАВОД» осуществляло деятельность по производству и обороту (поставки) пива в соответствии с данными декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 3 к Правилам за 3 квартал 2013 года, представленной в электронной форме, а именно: объем производства пива составил 67 372,4500 дал, поставки пива (в опт - 67 372,0000дал.

На основании материалов проверки главным специалистом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу вынесено определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делу № 08-09/486Ю/2013 от 24.10.2013 года по декларации № 6.

По результатам проверки составлен протокол № 2/486Ю об административном правонарушении по делу № 08-09/486Ю/2013 от 14.11.2013 года в отношении ООО «ПИВЗАВОД».

Постановлением № 3/486Ю о назначении административного наказания по делу № 08-09/486Ю/2013 от 05.12.2013 года вынесенным руководителем МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу ООО «Гармония» привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно с ч. 6, 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

На основании п. 1 статьи14 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (абз. 1).

Представление декларации № 6 обусловлено требованиями Правил, в частности: организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларацию № 6 (п. 8) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15) в электронной форме или на бумажных носителях (п. 16).

Согласно п. 17 Правил декларации на бумажном носителе представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, указанные в лицензии, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) по месту нахождения организации. В случае, если организация и ее обособленные подразделения расположены в разных федеральных округах, декларации на бумажных носителях представляются в целом по организации в территориальный орган по месту нахождения организации и в территориальные органы по месту нахождения ее обособленных подразделений, указанных в лицензии.

Поскольку п. 21 Правил определено, что при отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (абз. 2), следовательно, декларант не нарушает срок представления декларации, направляя ее в территориальные органы в последний день установленного срока представления декларации за 3 квартал 2013 г. - до 10.10.2013 включительно.

В соответствии с абз. 2 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

При этом на основании приложения к п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 года № 160 (далее - Нормативы) следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляет 11 дней. Это означает, что декларация, направленная в виде почтового отправления в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной корреспонденции), в соответствии с Нормативами должна быть доставлена адресату в течение 12 дней (с учетом дня ее приема на почте).

При проверке представления ООО «ПИВЗАВОД» декларации № 6 за 3 квартал 2013 года на бумажном носителе установлено, что указанная декларация в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу по почте и нарочно по состоянию на 05.12.2013 года фактически не поступала.

Согласно п. 18 Правил декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) в электронной форме.

В силу п. 1 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 года № 52н (далее - Приказ № 52н), декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.

Подача деклараций в Росалкогольрегулирование осуществляется путем использования сервиса «Электронные услуги для организаций» на сайте www.fsrar.ru.

В соответствии с п. 6 Приказа № 52н датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения ее получения Росалкогольрегулированием.

Принятые декларации в электронной форме отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее - АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде; журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.

При проверке представления ООО «ПИВЗАВОД» декларации № 6 за 3 квартал 2013 года в электронной форме установлено, что указанная декларация в Росалкогольрегулирование представлена 12.11.2013 года с нарушением срока ее подачи.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 24.10.2013 года по определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования декларация № 6 ООО «ПИВОВАР» за 3 квартал 2013 года ни на бумажном носителе, ни в электронной форме не представлена, по протоколу об административном правонарушении и настоящему постановлению указанная декларация в электронном виде представлена в Росалкогольрегулирование несвоевременно 12.11.2013 года.

В соответствии с ч. 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Факт несвоевременного представления декларации № 6 за 3 квартал 2013 года в электронной форме доказан материалами дела и ООО «ПИВЗАВОД» не оспорен.

Согласно разъяснениям по п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статьи 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «ПИВЗАВОД» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников данного рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Доводы заявителя о малозначительности выявленного правонарушения судом отклоняются.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. По смыслу статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществ у или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.

В данном случае ООО «ПИВЗАВОД» не представлены реальные документарные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, также не приведены действия, направленные на недопущение (предотвращение) нарушений установленного порядка декларирования.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления о привлечениик административной ответственности, МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу не допущено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к  административной ответственности, постановление управления является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.

Заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «ПИВЗАВОД» (ИНН 7453094271, ОГРН 1027403867611, 453851, РБ, г. Мелеуз, ул. Промышленная, 5) отказать.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «ПИВЗАВОД» (ИНН 7453094271, ОГРН 1027403867611, 453851, РБ, г. Мелеуз, ул. Промышленная, 5) справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению № 938 от 13.12.2013 года.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru.

Судья                                                                          К.В. Валеев