НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 07.12.2018 № А07-26304/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-26304/2018

18 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 07.12.2018г.

Полный текст решения изготовлен 18.12.2018г.

         Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю. С. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0264053189, ОГРН 1050203277662)

к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0274049939, ОГРН 1020202559937)

о признании недействительным предписание №0100-11-06/21-4859 от 06.06.2018г.,

при участии:

от заявителя – Гареев А.А., представитель, доверенность от 29.12.17

от ответчика – Фархутдинов Р.К., представитель, доверенность от 19.11.15; Мударисов Р.Г., представитель, доверенность от 07.12.18.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН о признании недействительным предписания №0100-11-06/21-4859 от 06.06.2018г.

Заявитель требования поддержал.

Заинтересованное лицо требования не признало по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее по тексту – Управление, УФК по РБ) в соответствии с Приказом Управления от 29.03.2018 года №209 «О назначении плановой выездной проверки», в период с 02.04.2018 по 20.04.2018 в отношении Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация) проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Проверяемый период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 20.04.2018 г., на основании которого Управлением выдано предписание от 06.06.2018 № 0100-11-06/21-4859, в соответствии с которым Администрации предписано устранить выявленное нарушение и возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в срок до «02» августа 2018 г. путем восстановления суммы ущерба в доход федерального бюджета.

В представлении указано на нарушение Администрацией пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившееся в том, что в акте о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 31.08.2017 № 8 по ремонту и комплексному обустройству мест массового отдыха г. Нефтекамск (благоустройство и озеленение аллеи памяти ВОВ) допущено завышение стоимости выполненных работ, оплаченное администрацией за счет средств целевых субсидий, полученных на поддержку государственных программ субъектов Российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Администрация, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии следующих условий. Несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку законности оспариваемого акта, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Вместе с тем, статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, на основании которого при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках определенных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ "разъяснил, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, представленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В силу пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно п.48 Правил проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.

В силу п.62 Правил по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.

В соответствии с пунктами 66, 67 Правил N 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

На основании пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации от 25.04.2017 №         1301 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2017 год» (далее по тексту — муниципальная программа), предполагающая благоустройство дворовых и общественных территорий городского округа.

Пунктом 2.9 Постановления Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25.04.2017 № 1301 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2017 год» утвержден объем работ и нормативные стоимости (единичные расценки) работ по благоустройству общественной территории городского округа город Нефтекамск, в том числе: посадка в живую изгородь кустарника барбариса.

Субсидия на реализацию муниципальной программы была выделена Администрации по Соглашению № 156 от 16.05.2017, заключенному между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Администрацией, в размере 58093005 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 48217194 рублей (83% субсидии), за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 9875811 рублей (17% субсидии).

В целях реализации муниципальной программы между Администрацией (Заказчик) и победителем аукциона - ООО «Индустрия» (Муниципальный подрядчик) заключен муниципальный контракт от 29.06.2017 №71/17 по выполнению работ по ремонту и комплексному обустройству мест массового отдыха г. Нефтекамск: Благоустройство и озеленение аллеи памяти ВОВ на общую сумму 19 267 467,08 рублей.

Согласно пункту 26 локального сметного расчета, пункту 14 акта о приемке выполненных работ (форма № КС — 2) от 31.08.2017 № 8 в ходе выполнения работ по ремонту и комплексному обустройству мест массового отдыха г. Нефтекамск: Благоустройство и озеленение аллеи памяти Великой Отечественной войны (далее — ВОВ) подрядчиком ООО «Индустрия» осуществлена посадка кустарника барбариса в количестве 1900 шт. Для расчета стоимости указанного кустарника использован территориальный сборник сметных цен по шифру ресурса 414-241-0241 по цене 17,03 рублей за 1 шт. в ценах 2001 года. Общая стоимость кустарника барбарис в ценах 2017 года составляет 204 269,74 рублей (1 900x17.03x5,35x1.18=204 269,74).

На основании  Приказа от 29.03.2018 года №209 «О назначении плановой выездной проверки», Управлением в период с 02.04.2018 по 20.04.2018 в отношении Администрации проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Проверяемый период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

В ходе проверки был произведен осмотр территории аллеи памяти ВОВ, в результате которого Управлением установлено, что подрядчиком ООО «Индустрия» посажен вместо кустарника барбарис, кустарник пузыреплодник калинолистный краснолистный. Проверке предъявлены накладные от 02.08.2017 № 20, 05.08.2017 № 22 и счет-фактура от 25.08.2017 № 91 на приобретение ООО «Индустрия» кустарника пузыреплодника калинолистного краснолистного в количестве 1963 штуки.

Согласно территориальному сборнику сметных цен по шифру ресурса 414-241-0214 стоимость кустарника пузыреплодника калинолистного составляет в ценах 2001 года за 1 шт. 7,76 рублей, общая стоимость указанного кустарника в ценах 2017 года составляет 93078,87 рублей (1 900x7,76x5,35x1,18=93078,87).

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 44-ФЗ) при исполнении контракта по согласию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Администрацией изменения ни в муниципальный контракт, ни в локально-сметный расчет внесены не были.

 Оспаривая предписание Управления, Администрация указывает, что акт о приемке выпор ленных работ формы КС-2 от 31.08.2017 года № 8 принят без изменения локально-сметного расчета территориального сборника сметных цен — 0241 барбарис, так как фактическая стоимость саженцев пузыреплодника клинолистного краснолистного (Red) по закупочной цене превышает стоимость кустарника барбариса, в связи с чем указанная расценка была принята как применительная.

Данный довод Администрации судом отклоняется, при этом суд исходит из следующего.

Пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.04 г. N 15/1, предназначенной для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию, определено, что сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

 Согласно пункту 4.24 Методики стоимость материальных ресурсов может определяться:

в базисном уровне цен - по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции - федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;

в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

При составлении локального сметного расчета стоимость кустарника барбарис определена в базисном уровне цен - использован территориальный сборник сметных цен по шифру ресурса 414-241-0241 (цена 17,03 рублей за 1 шт. в ценах 2001 года). Общая стоимость кустарника барбарис в ценах 2017 года составляет 204 269,74 рублей (1 900x17.03x5,35x1.18=204 269,74)

Однако, стоимость фактически приобретенного и посаженного пузыреплодника клинолистного краснолистного Администрацией определена в текущем уровне цен (принята закупочная цена саженцев пузыреплодника клинолистного краснолистного (Red).

 Суд соглашается с выводами Управления о том, что действиями Администрация г. Нефтекамск нарушила требования части 3 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и шифра ресурса территориального сборника сметных цен 414- 241-0214, утвержденный приказом Минстроя России от 01.06.2016г №380/пр «О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется из федерального бюджета», в акте о приемке выполненных работ (формы № КС - 2) от 31.08.2017 № 8 по ремонту и комплексному обустройству мест массового отдыха г. Нефтекамск: Благоустройство и озеленение аллеи памяти ВОВ завышена стоимость выполненных работ на общую сумму 111190,87 рублей в результате посадки кустарника, не предусмотренного локальным сметным расчетом, и неверного применения шифра ресурса территориального сборника сметных цен  (204269,74 - 93 078,87 = 111 190,87).

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания недействительным предписания Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан от 06.06.2018 № 0100-11-06/21-4859

Требования Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН 0264053189, ОГРН 1050203277662) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Ю.С. Зиганшина