450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-23456/2016
14 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.04.2017
Полный текст решения изготовлен 14.04.2017
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Искандарова У.С. ,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г.Уфы (ИНН 0274058524, ОГРН 1020202560289)
третье лицо: Первичная профсоюзная организация АО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»
о признании недействительным решения от 03.10.2016 г. №66
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, дов. № 06-2 от 10.06.2016г.
от заинтересованного лица: ФИО3, дов. №1 от 09.01.2017г.
ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г.Уфы (далее – Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения № 66 от 03.10.2016.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Управление требования не признает, в удовлетворении заявления просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что Управлением в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составлен акт от 07.09.2016 № 82.
На основании указанного акта Управлением вынесено решение № 66 от 03.10.2016 о привлечении ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому штрафные санкции составили 8 196,40 руб., пени 8 386,20 руб., заявителю предложено уплатить недоимку в размере 40 982 руб.
Заявитель не согласился с вынесенным решением и просит признать его незаконным, ссылаясь на то, что выплаты материальной помощи, выданные работникам – членам профсоюза и сотруднику в связи со смертью сестры не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как источником выплат в первом случае являются профсоюзные взносы, а во втором средства, оставшиеся у Общества после оплаты налогов.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный (оспариваемый) период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы в силу ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов (п. 3 ч. 1): физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации (п.п. «а» п. 3); работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (п.п. «б» п. 3); работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерении), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (п.п. «в» п. 3); а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1).
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в проверяемом периоде Обществом производились выплаты
материальной помощи работникам – членам профсоюза в общей сумме 162 000 руб. и сотруднику в связи со смертью сестры в сумме 5 000 руб., превышающие 4 000 руб. в год на одного сотрудника.
Указанные суммы в общем размере 167 000 руб. не включены ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы в базу для исчисления страховых взносов.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае, исключая из базы по страховым взносам спорные выплаты, осуществляемые в пользу работников, заявитель руководствовался тем, что:
- выплаты в виде материальной помощи, выданные работникам – членам профсоюза, не являются средствами, выданными в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и не включаются в фонд оплаты труда Источником данных выплат являются членские профсоюзные взносы, удержанные из заработной платы у членов профсоюза согласно их личным заявлениям.
- материальная помощь, выплаченная сотруднику в связи со смертью сестры, не является вознаграждением за труд и выплатой стимулирующего характера. Выплата произведена за счет чистой прибыли Общества, то есть за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после оплаты налога на прибыль.
Однако, судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявления о выдачи материальной помощи сотрудниками писались на имя директора ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы, а не на имя председателя профсоюзного комитета.
Заявитель в бухгалтерском учете оформлял выплаты указанной материальной помощи проводками «Выплата заработной платы сотрудникам организации», материальная помощь отражена в своде начислений и удержаний за 2013 – 2015гг.,
В расчетных ведомостях в качестве денежных выплат, начисленных в пользу сотрудников организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
Членские профсоюзные взносы из заработной платы работников после ее выплаты подлежат немедленному перечислению на счет профсоюзной организации.
Доказательств, подтверждающих перечисление членских профсоюзных взносов из заработной платы работников на счет профсоюзной организации и доказательств того, что выплаты произведены из профсоюзных взносов, из денежных средств профсоюзной организации, заявителем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Более того, доказательств того, что профсоюзная организация зарегистрирована в установленном порядке и имеет свой счет для перечисления денежных средств, материалы дела не содержат.
Суд предлагал заявителю представить выписку из ЕГРЮЛ на первичную профсоюзную организацию и доказательства удержания и перечисления профсоюзных взносов, однако данное требование суда заявителем не выполнено.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного сотрудника за расчетный период.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что работодателем сотрудникам уже была выплачена материальная помощь в размере 4 000 руб. на каждого за расчетный период, на которые не были начислены страховые взносы.
Таким образом, суд расценивает произведенные выплаты в общей сумме 167 000 руб. как материальную помощь сотрудникам. Доказательств обратного Обществом не представлено.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что такие выплаты являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, Управление обоснованно доначислило страховые взносы в размере 40 982 руб., а также штраф в размере 8 196,40 руб. и пени в размере 8 386,20 руб.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что решение правомерно, соответствует требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным.
Таким образом, ненормативный акт (решение) ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г.Уфы № 66 от 03.10.2016 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеизложенного, требования ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы о признании недействительным решения №66 от 03.10.2016г., вынесенное ГУ УПФР в Кировском районе г. Уфы РБ о привлечении плательщика страховых взносов ОАО УЖХ Кировского района городского округа г. Уфы к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья У.С.Искандаров