450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-22575/2017
12 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2018.
Полный текст решения изготовлен 12.02.2018.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабибуллиной Ю.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Публичного акционерного общества "Башинформсвязь"
(ИНН: 0274018377,ОГРН: 1020202561686 адрес (место нахождения) лица: 450077, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, ГОРОД УФА, УЛИЦА ЛЕНИНА, ДОМ 30)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан (ИНН: 0274034097, ОГРН: 1040208340160, адрес (место нахождения) юридического лица: 450077, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, ГОРОД УФА, УЛИЦА КОММУНИСТИЧЕСКАЯ, 59)
признать сумму 1 960 030 рублей 95коп, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию, а также признать обязанность по ее уплате прекращенной
признать незаконными действия налогового органа по частичному зачету суммы 1 946 569,81руб возможность принудительного взыскания которой утрачена , перечисленной по другому основанию суммой 475 888,81 руб
восстановить на лицевом счете заявителя переплату в размере 475 888, 81 руб
обязать МРИ ФНС № 40 по РБ внести соответствующие отражения по лицевому счету расчетов по налогам , сборам , пеням и штрафам ПАО «Башинформсвязь» ( в редакции заявителя согласно заявления в порядке ст. 49 АПК РФ от 17.01.2018)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пониткова М.Н., доверенность от 01.01.2018 № 138, паспорт,
от Инспекции: Галлямов А.И., доверенность от 11.01.2018, удостоверение.
Публичное акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - заявитель, общество, ПАО "БИС", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, МР ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан) о признании суммы 1 946 569 руб. 81 коп., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию , сумму задолженности 1 946 569 руб. 81 коп. не соответствующей действительности, а также признать обязанности по уплате прекращенной.
Заявлением от 16.10.2017 Общество уточнило в порядке ст. 49 АПК РФ заявленные требования, просит суд признать сумму 1 946 569 руб. 81 коп., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию, а также признать обязанности по её уплате прекращенной.
Публичное акционерное общество "Башинформсвязь" представило дополнение от 18.10.2017, которым Общество просит:
1. Признать сумму 1 946 569 руб. 81 коп., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию, а также признать обязанность по их уплате прекращенной;
2. Признать незаконными действия налогового органа по частичному зачету суммы 1 946 569 руб. 81 коп, возможность принудительного взыскания которой утрачена, перечисленной по другому основанию суммой 1 129 103 руб.;
3. Восстановить на лицевом счете заявителя по делу переплату в размере 475 888,81 руб.
Заявителем были представлены письменные пояснения от 17.01.2018, согласно которым общество просит:
1.Признать задолженность но налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в сумме 1 960 030,95 возможность принудительного взыскания которой утрачена в связи с истечением установленного срока ее взыскания, безнадежной ко взысканию, а также признать обязанности по ее уплате прекращенной;
2.признать незаконными действия налогового органа по частичному зачету суммы 1 946 569 руб. 81 коп., возможность принудительного взыскания которой утрачена, перечисленной по другому основанию суммой 475 888,81 руб.;
3.Восстановить на лицевом счете заявителя по делу переплату в размере 475 888,81 руб.;
4.Обязать МРИ ФПС №40 по РБ внести соответствующие отражения по лицевому счету расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам ПАО "Башинформсвязь".
Заявление судом в порядке ст. 49 АПК РФ рассмотрено, принято.
В судебном заседании представитель ПАО "БИС" заявленные требования поддержал в полном объеме.
Налоговым органом представлен отзыв от 12.10.2017. Позиция Инспекции также изложена представителем в судебных заседаниях.
Рассмотрев представленные документы, выслушав представителей сторон, суд установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан в адрес налогоплательщика - Публичного акционерного общества "Башинформсвязь" направлена справка № 101489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.02.2016, сформированную по КПП 025250001, содержащая информацию о наличии у ПАО "БИС" недоимки по налогам, пени , штрафам .
Сумма задолженности по налогам, пени, штрафам, отраженная в справке № 101489 от 01.02.2016, а именно:
Налог на прибыль организации, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ:
-пени – 1 272 952,79 руб.,
-штраф – 1 043,03 руб.;
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 01 января 2005 года в местные бюджеты:
- штраф – 56,59 руб.
- штраф 0,12 руб ;
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1января 2005 года в местные бюджеты:
- пени – 12,15 руб.
Налог па прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты:
- пени – 29,07 руб.;
Налог на доходы физических лиц с доходов , источником которых является налоговый агент , за иск. ст. 227, 228 НК РФ
- пени 1 505,90 руб
- пени 308 руб
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года):
- пени – 501,79 руб.;
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения:
- пени – 693,80 руб.;
Транспортный налог с организации:
- пени – 343,52 руб.;
Земельный налог с организаций в границах городских округов :
-пени – 1403,83 руб.,
Земельный налог с организаций в границах сельских поселений :
-пени – 1,65 руб.,
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации:
-налог – 327 руб.,
-пени – 641,07 руб.
Налог на имущество
- пени 0,03 руб
Налог на пользователей автомобильных дорог;
- штраф – 11 060 руб.;
Налог на пользователей автомобильных дорог:
- пени – 614,65 руб.;
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006):
-пени – 17,80 руб.,
-штраф – 300 руб.;
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года):
- пени – 0,01 руб.;
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года):
-пени – 1,00 руб.,
штраф – 17 068,20 руб.;
Прочие налоги и сборы на товары и услуги (по отмененным федеральным налогам н сборам):
- штраф – 50,10 руб.;
Налог с продаж:
- штраф – 204,35 руб.;
Налог на рекламу:
- пени – 539,68 руб.;
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации:
-налог – 48,14 руб.,
-пени – 144 720,90 руб.;
-Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации:
-налог – 60 677,78 руб.,
- пени – 129 759,58 руб.;
Недоимка, пени н штрафы по взносам н Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- пени – 0,87 руб.;
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- налог – 13 244, 24 руб.,
- пени – 274 859,91 руб.,
- штраф – 15 697,58 руб..
Полагая, что указанная в справке задолженность в размере 1 946 569 руб. 81 коп. (74 297, 16 руб. налоги (взносы) , 1 826 792,68 руб. пени, 45 479,97 руб. штрафы) является безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию ПАО "БИС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи ( требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 (20) с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ)).
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
При этом в силу п. 9 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
Как установлено п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Пунктом 2 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ).
Таким образом, единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам, пеням и штрафам налоговым законодательством не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков, установленных для проведения соответствующего мероприятия налогового контроля, например, налоговой проверки, и периодов подлежащих охвату проверкой, сроков оформления результатов такого мероприятия, а также сроков осуществления надлежащих мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.
При этом, в случае реализации инспекцией всех мер принудительного взыскания задолженности, дальнейшее взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", которым пресекательные сроки совершения исполнительных действий не установлены.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при толковании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Как следует из материалов дела и указано выше , Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан в адрес налогоплательщика - Публичного акционерного общества "Башинформсвязь" направлена справка № 101489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.02.2016, сформированная по КПП 025250001, содержащая информацию о наличии у ПАО "БИС" недоимки по налогам , пени, штрафам.
С учетом анализа представленных доказательств и позиции налогового органа, выраженной в отзыве на заявление , судом установлено , что возможность взыскания указанных сумм налогов (взносов) , пени , штрафов в общей сумме 1 946 569 руб. 81 коп. налоговым органом утрачена в связи с нарушением положений ст. ст. 46-47, 115 НК РФ.
Между тем, как указал заявитель , позже, 17.03.2016 ПАО "Башинформсвязь" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год и уплатило по уточненной декларации за 2013 год пени по налогу на прибыль платежным поручением № 292018 от 17.03.2016 в сумме 1 129 103 руб., с назначением платежа "уплата пеней по уточненной декларации по налогу на прибыль за 2013 год".
При этом налогоплательщиком была допущена переплата на сумму 475 888,81 руб., поскольку оплате подлежала сумма пени в размере 653 214,19 руб. (согласно расчету налогового органа).
Налоговый орган самостоятельно произвел зачет излишне уплаченной суммы пени в размере 475 888,81 руб. (уплаченной платежным поручением № 292018 от 17.03.2016) в счет погашения пени по налогу на прибыль организации, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ которая согласно справке № 101489 от 01.02.2016 составляла 1 272 952,79 руб., при этом указанная сумма пени по налогу на прибыль образовалась до 2010 года, что подтверждается актом сверки расчетов с налогоплательщиком 2010 года.
В ходе рассмотрения дела, судом было предложено сторонам составить совместный акт сверки.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлена справка № 206564 по состоянию на 05.10.2017 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам , согласно которой задолженность составила :
Страховые взносы на ОСС по временной нетрудоспособности и в связи с материнством :
- пени – 1 182,45 руб.,
Транспортный налог с организации:
- пени – 343,52 руб.;
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации:
-налог – 327 руб.,
-пени – 708,12 руб.
Налог на пользователей автомобильных дорог:
- пени – 614,65 руб.;
Налог на пользователей автомобильных дорог;
- штраф – 11 060 руб.;
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 01 января 2005 года в местные бюджеты:
- штраф – 56,59 руб.
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года):
-пени – 1,00 руб.,
штраф – 17 068,20 руб.;
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006):
-пени – 17,80 руб.,
-штраф – 300 руб.;
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации:
-налог – 60 677,78 руб.,
- пени – 140378,39 руб.;
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- налог – 13 244, 24 руб.,
- пени – 277 571,21руб.,
- штраф – 15 697,58 руб..
Налоговым органом в адрес налогоплательщика сопроводительным письмом от 28.11.2017 исх. № 1-5-4-1/3182 также направлен, подписанный со стороны налогового органа, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 10709 по состоянию на 01.10.2017.
ПАО "БИС" указанный акт сверки подписан с разногласиями следующего содержания : "… По данным общества числится переплата по пеням в размере 475 888,81 руб. Задолженность отсутствует. Сальдо задолженности в размере 143 849,79 руб. сложилась из-за задолженности со сроком образования свыше 3-х лет в размере 1 272 952,79 руб., переплаты, образованной в 2016 году за подачу уточненной налоговой декларации за 2013 год (оплаты пени по платежному поручению № 292018 от 17.03.2016 в размере 1 129 103 руб.) Начисленные пени по уточненной декларации были зачтены налоговым органом неправомерно из переплаты по налогу в размере 653 214,19 руб.
Задолженность по штрафам в размере 1 043,03 руб. по данным общества отсутствует, так как срок образования задолженности свыше трех лет.
Для устранения разногласий просим: списать просроченную задолженность по пени в размере 1 272 952,79 руб. Восстановить переплату по пеням в размере 475 888,81 руб. Восстановить переплату по налогу в размере 653 213,19 руб. (отменить зачет в счет просроченной недоимки по пеням со сроком образования свыше трех лет….".
Налогоплательщиком, в ходе рассмотрения дела, была направлена жалоба в УФНС по Республике Башкортостан с просьбой:
1.Обязать МИФНС России №40 восстановить недоимку по пени по налогу на прибыль организаций в сумме 1 272 952,79 руб., относящуюся к периодам ранее 2011г. (срок исковой давности свыше 3-х лет),
2.Обязать Инспекцию аннулировать зачёт переплаты из налога в сумме 653 214,19 руб.
3.Обязать Инспекцию восстановить сумму излишне уплаченных пеней по налогу на прибыль на лицевом счете Общества в сумме 475 888,81 руб.
Решением от 20.12.2017 № 295/17 Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан жалоба ПАО "БИС" на решение Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан от 17.01.2017 № 57846 о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) оставлена без рассмотрения. При этом Управлением сообщено следующее: «… Налоговый орган в целях устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, аннулировал оспариваемое решение и принял решение от 15.12.2017 №62458 о зачёте суммы налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъектов РФ, в размере 653 214,19 руб. О принятом решении сообщено ПАО "Башииформсвязь" посредством направления сообщения от 15.12.2017 №39227 по телекоммуникационным каналам связи и вручения представителю налогоплательщика.
Письмом от 19.12.2017 №15/1/22322@ Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 Кодекса, представлена информация об устранении нарушения прав ПАО "Башинформсвязь".
Кроме того, налоговый орган сообщил о том, что налогоплательщик обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием к Инспекции о признании суммы 1 946 569,81 руб., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию, и не соответствующей действительности.
Указанное заявление общества согласно Определению от 28.07.2017 (дело №А07-22575/2017) принято Арбитражным судом Республики Башкортостан к производству и рассматривается по существу…».
15.12.2017 Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан принято решение № 62458 о зачете налогоплательщику налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 653 214,19 руб., о чем сообщено налогоплательщику (сообщение от 15.12.2017 № 39227).
Письмом от 18.12.2017 исх. № 13-51/22208 Межрайонная ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, рассмотрев обращение ПАО "БИС" о списание недоимки по пени по налогу на прибыль организации в сумме 1 272 952,79 руб. относящуюся к периодам, ранее 2011 г., сообщило следующее:
"…В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, основанием признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и дальнейшего списания, является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанной недоимки, задолженности но пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Исходя из вышеизложенного, удовлетворение обращения возможно при вынесении арбитражным судом соответствующего судебного акта…".
18.01.2017 Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан направлено в адрес налогоплательщика сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) № 9862. Согласно данному сообщению Инспекцией принято решение от 17.01.2017 № 57846 о зачете налогоплательщику налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 653 214 руб. 19 коп. КБК 18210101012021000110 ОКТМО 80701000 в счет уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации КБК 18210101012022100110 ОКТМО 80701000.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлена справка № 225302 по состоянию на 19.12.2017 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам ( с разбивкой по филиалам) , согласно которой задолженность составила :
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 01 января 2005 года в местные бюджеты:
- штраф – 56,59 руб.
- штраф 0,12 руб ;
Прочие налоги и сборы на товары и услуги (по отмененным федеральным налогам н сборам):
- штраф – 50,10 руб.;
Налог с продаж:
- штраф – 204,35 руб.;
Налог на рекламу:
- пени – 539,68 руб.;
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации:
-налог – 48,14 руб.,
-пени – 144 720,90 руб.;
Недоимка, пени н штрафы по взносам н Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- пени – 0,87 руб.;
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года):
- пени – 0,01 руб.;
Налог па прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты:
- пени – 29,07 руб.;
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения:
- пени – 693,80 руб.;
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года):
- пени – 501,79 руб.;
Налог на прибыль организации, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ:
-пени – 797 063,98 руб.,
-штраф – 1 043,03 руб.;
Налогоплательщик согласно уточненного заявления от 17.01.2018 и пояснения от 01.02.2018 просит признать задолженность но налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в сумме 1 960 030,95 руб. возможность принудительного взыскания которой утрачена в связи с истечением установленного срока ее взыскания, безнадежной ко взысканию, а также признать обязанности по ее уплате прекращенной, а именно в отношении задолженности :
Налог на пользователей автомобильных дорог;
- штраф – 11 060 руб.;
- пени – 614,65 руб.,
поскольку налог отменен с 01.01.2003, акт сверки задолженности № 41926 от 23.08.2003, меры по взысканию задолженности не приняты
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006):
-пени – 17,80 руб.,
-штраф – 300 руб.
Прочие налоги и сборы на товары и услуги (по отмененным федеральным налогам н сборам):
- штраф – 50,10 руб.;
Налог с продаж:
- штраф – 204,35 руб. ( налог отменен с 01.01.2002)
Налог на рекламу:
пени – 539,68 руб. ( налог отменен с 06.01.2001, задолженность образовалась согласно акта сверки № 23706 по состоянию на 01.01.2001)
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации:
- налог – 48,14 руб.,
- пени – 144 720,90 руб .
Недоимка, пени и штрафы по взносам н Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- пени – 0,87 руб.;
( задолженность по взносам образовалась по состоянию на 01.01.2001 согласно акта сверки № 23706)
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года):
- пени – 0,01 руб.;
Транспортный налог с организации:
- пени – 343,52 руб. ( задолженность образовалась по состоянию на 10.11.2011 согласно акта сверки задолженности № 441)
Налог па прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты:
- пени – 29,07 руб
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения:
- пени – 693,80 руб. ( задолженность образовалась до 2007 года, согласно акта сверки задолженности № 23713)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года):
- пени – 501,79 руб.;
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 01 января 2005 года в местные бюджеты:
- штраф – 56,59 руб.
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года):
-пени – 1,00 руб.,
- штраф – 17 068,20 руб.;
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации:
-налог – 60 677,78 руб.,
- пени – 141 342,15 руб. ( задолженность образовалась по состоянию на 01.01.2001 , отражена в акте сверки задолженности № 41926 от 23.08.2011)
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- налог – 13 244, 24 руб.,
- пени – 277 781,57 руб.,
- штраф – 15 697,58 руб. ( задолженность образовалась по состоянию на 01.01.2001 , отражена в акте сверки задолженности № 41926 от 23.08.2011)
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации:
-налог – 327 руб.,
-пени – 714,22 руб. ( задолженность образовалась до 01.01.2002)
Налог на прибыль организации, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ:
-пени – 1 272 952,79 руб.,
-штраф – 1 043,03 руб..
Так как материалами дела подтверждается пропуск Инспекцией сроков принудительного взыскания денежных средств, установленных статьями 46 и 47 НК РФ, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом права на взыскание спорных сумм недоимок, пеней и штрафа.
Указанная в акте сверки расчетов сумма задолженности без указания на утрату Инспекцией возможности ее взыскания не соответствует реальному размеру существующих налоговых обязательств налогоплательщика, в связи с чем нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что Инспекцией утрачена возможность взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам в общем размере 1 960 030 руб. 95 коп., в связи с истечением установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации срока их взыскания.
В отношении требования заявителя о признании незаконными действия налогового органа по частичному зачету суммы пени в размере 1 272 952,79 руб., образовавшейся в период по состоянию на 01.01.2010, возможность принудительного взыскания которой утрачена, в сумме 475 888,81 руб., суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено , что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа ( п. 4 ст. 78 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно ( п. 5 ст. 78 НК РФ).
При этом как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога . Между тем, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования.
Поскольку зачет недоимки и пени по своей сути является формой принудительного исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган должен соблюдать установленные налоговым законодательством процедуру и сроки взыскания задолженности.
В то же время, имея в виду, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
Следовательно, соответствующие положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Таким образом, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению, в том числе и при произведении зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Следовательно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46 - 48, 69, 70 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истекли (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009 N 6544/09).
Поскольку в данном случае задолженность по уплате суммы пени в размере 1 272 952,79 руб. признана судом выше безнадежной ко взысканию , произведенный зачет налоговым органом на сумму 475 888,81 руб в счет погашения задолженности не мог быть осуществлен самостоятельно налоговым органом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченных пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, является неправомерным.
Должностные лица налогового органа не могут произвольно признавать долги по налогам нереальными (безнадежными) ко взысканию и исключать их из лицевого счета.
Для этого имеются специальные правовые основания и механизм списания задолженности, который установлен статьей 59 НК РФ.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что данная задолженность в размере 1 960 030 рублей 95 коп. отвечает признакам, указанным в п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, межрайонной инспекцией пропущены сроки, и соответственно право, как на взыскание указанной за ПАО "БИС" задолженности, как в бесспорном порядке, так и на взыскание данной задолженности в судебном порядке.
Таким образом, заявленные ПАО "БИС" требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Публичного акционерного общества "Башинформсвязь" удовлетворить.
Признать задолженность по налогам (сборам , взносам) , пени, штрафам в размере 1 960 030 рублей 95 коп., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан по зачету суммы 475 888 рублей 81 коп в счет уплаты пени по налогу на прибыль, размер которой (1 272 952,79 руб.) отражен в акте сверки задолженности № 27541 по состоянию на 14.04.2010, справке о состоянии расчетом по налогам, пени, штрафам по состоянию на 01.02.2016.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан восстановить права и законные интересы налогоплательщика ПАО «Башинформсвязь» путем отражения (восстановления) в лицевом счете суммы 475 888 рублей 81 коп в качестве переплаты.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л. Чернышова