649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск
31 августа 2023 года
Дело № А02-908/2023
Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2023 года. Полный текст решения изготовлен 31 августа 2023 г.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кириченко Е. Ф., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелковкиной А.С., рассмотрел в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Заместителя Прокурора Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 25, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***> ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), Автономному учреждению Республики Алтай «Турочак лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с. Турочак, р-н. Турочакский, Республика Алтай)
о признании недействительным электронного аукциона №22000103900000000015 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных по адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал №216, выдел №33, лесосека №1;
о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2022 №24.
от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 25.08.2023 сроком на один год,
от ответчиков: от Минприроды РА – ФИО2 представитель по доверенности от 27.04.2023 сроком до 01.01.2024, диплом,
от АУ РА «Турочак лес» - не явились, уведомлены.
Суд установил:
Заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***> ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), Автономному учреждению Республики Алтай «Турочак лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с. Турочак, р-н. Турочакский, Республика Алтай) о признании недействительным электронного аукциона №22000103900000000015 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных по адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал №216, выдел №33, лесосека №1, договора купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2022 №24.
В иске указал, что в ходе проверки, установлено, что на основании приказа и.о. Министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 13.10.2022 №697 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины, в порядке применения исключительных случаев, установленных законодательством Российской Федерации» принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Чойского и Турочакского лесничеств.
Согласно протоколу результатов аукциона от 15.11.2022 аукцион по аукционной единице № 7, расположенной на территории Республики Алтай, Турочакского района, Турочакского лесничества, Ушпинского участкового лесничества, урочища «Турочакское», квартала № 216, выдела № 33, лесосеки № 1, площади 8,3 га с ликвидным запасом 978 м3, признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от АУ РА «Турочак лес». Цена аукциона составляет 110 850 рублей 50 коп.
Между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и АУ РА «Турочак лес» 07.12.2022 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 24, в соответствии с условиями которого Министерство передало лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность АУ РА «Турочак лес» для заготовки древесины.
Заместитель прокурора Республики Алтай также указал, что решение о проведении аукциона принималось в целях обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений в древесине, в том числе для заготовки дров, на основании поступившего в Минприроды РА от АУ РА «Турочак лес» ходатайства от 10.10.2022 № 97, согласно которому учреждение обратилось с просьбой о выставлении на аукцион лесных насаждений в целях обеспечения населения района топливной, дровяной древесиной и различными пиломатериалами, а также обеспечения доходной статьи в получении собственных средств учреждением для выполнения работ по лесохозяйственной деятельности в 2022 году по государственному заданию №5 от 30.05.2022 по приказу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма № 353 от 30.05.2022 г.
Между тем, проведение аукциона не соответствовало целям, установленным части 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай», поскольку заготовка древесины для обеспечения нужд для государственного учреждения на основании договоров купли-продажи лесных насаждений подразумевает наличие нужды в древесине непосредственно для учреждения, а не для ее продажи третьим лицам, т.е. учреждение планировало использовать не древесину, а денежные средства, полученные от реализации древесины, для осуществления текущей деятельности учреждения, таким образом, цели проведения аукционов на заключение договоров купли-продажи древесины не относятся к нуждам государственного учреждения, поскольку заготовка древесины в данном случае была направлена на обеспечение потребности в древесине иных лиц. Учитывая изложенное, Министерством под видом исключительного случая - для обеспечения нужд для государственного учреждения, незаконно организован аукцион, а АУ РА «Турочак лес» ходатайство на его проведение было подано в отсутствие нужды в древесине для самого учреждения.
В связи с тем, что аукционы являются недействительными в связи с указанными нарушениями, заключенные по их результатам договоры купли-продажи лесных насаждений с АУ РА «Турочак лес» также являются недействительными.
Определением суда от 22.05.2023 заявление принято к производству.
Одновременно с иском Заместителем прокурора Республики Алтай заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде:
- запрета Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) и Автономному учреждению Республики Алтай «Турочак лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с. Турочак, р-н. Турочакский, Республика Алтай) совершать любые сделки с лесным участком с кадастровым номером 04:03:000000:0014, расположенным по адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал № 216, выдел № 33, лесосека № 1, в том числе отчуждать, передавать в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование третьим лицам, совершать действия по разделу лесного участка;
- запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Строителей, д. 8, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) осуществлять любые регистрационные действия с лесным участком с кадастровым номером 04:03:000000:0014, расположенным по адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал № 216, выдел № 33, лесосека № 1;
- запрета АУ РА «Турочак лес» осуществлять заготовку древесины в лесосеке лесного участка № 1 выделе № 33 квартала № 216, Ушпинского участкового лесничества, урочища «Турочакское», Турочакского лесничества, Турочакского района Республики Алтай, привлекать третьих лиц для выполнения работ, связанных с рубкой лесных насаждений.
Определением от 22.05.2023 заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено, выданы исполнительные листы от 16.05.2023 ФС №044327017, ФС№ 044327018.
Ответчик требования Заместителя прокурора Республики Алтай не признал, в отзыве, поступившем в суд 23.06.2023, указал, что в законодательстве Российской Федерации прямо не указано понятия «обеспечение нужд государственных и муниципальных учреждений в древесине». По мнению Министерства под этим подразумевается не только заготовка древесины непосредственно для нужд государственных и муниципальных учреждений, но и заготовка древесины для последующей реализации третьим лицам, в том числе обеспечения населения и особых категорий населения в целях выполнения государственных и муниципальных программ за счет внебюджетных средств. Согласно пункту 2.4. Устава АУ РА «Турочак лес», учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, в том числе заготовку, переработку и реализацию древесины.
Часть государственного задания по охране, защите и воспроизводству лесов доводится до автономных учреждений без натурального финансирования, которое формируется из приносящей доход деятельности, в том числе заготовки, переработки и реализации древесины. Древесина приобретается для нужд АУ РА «Турочак лес», перерабатывается, используется, затем остатки переработанной древесины реализуются третьим лицам. Полученные, после реализации древесины, денежные средства расходуются на обеспечение государственных и муниципальных нужд, на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках государственного задания, на материально-техническое обеспечение и развитие объектов движимого имущества, находящегося в оперативном управлении.
Суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика - АУ РА «Турочак лес», извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы иска, ответчик иск не признал.
Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 - 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, следовательно на основании части 1 статьи 52Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, прокурор в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу вправе обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. Министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 13.10.2022 № 697 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины, в порядке применения исключительных случаев, установленных законодательством Российской Федерации» принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Чойского и Турочакского лесничеств, утвержден перечень сведений о лесных насаждениях для выставления на аукцион на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, которым всего определены 7 лотов.
В последующем приказом Министерства от 21.10.2022 № 715 утверждена аукционная документация и на сайте torgi.gov.ru было размещено извещение о приеме заявок на участие в аукционе по 7 лотам, а также аукционная документация, в том числе проекты договоров купли-продажи, форма заявки.
Согласно протоколу результатов аукциона от 15.11.2022 аукцион по аукционной единице № 7, расположенной на территории Республики Алтай, Турочакского района, Турочакского лесничества, Ушпинского участкового лесничества, урочища «Турочакское», квартала № 216, выдела № 33, лесосеки № 1, площади 8,3 га с ликвидным запасом 978 м3, признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от АУ РА «Турочак лес». Цена аукциона составляет 110850 рублей 50 коп. Торги проводились на электронной площадке РТС-Тендер.
Между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и АУ РА «Турочак лес» 07.12.2022 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 24, в соответствии с условиями которого Министерство передало лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность АУ РА «Турочак лес» для заготовки древесины.
Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 16,3 га; местоположение: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал № 216, выдел №33.
Согласно части. 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации , в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай», заготовка древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений допускается в следующих исключительных случаях:
для осуществления рубки деревьев, угрожающих падением на здания, строения и сооружения;
для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений в древесине, в том числе для заготовки дров;
для реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственных программ Республики Алтай и муниципальных программ, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем судом установлено, что в настоящем случае решение о проведении аукциона принималось в целях обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений в древесине, в том числе для заготовки дров, на основании поступившего в Минприроды РА от АУ РА «Турочак лес» ходатайства от 10.10.2022 № 97, согласно которому учреждение обратилось с просьбой о выставлении на аукцион лесных насаждений в целях обеспечения населения района топливной, дровяной древесиной и различными пиломатериалами, а также обеспечения доходной статьи в получении собственных средств учреждением для выполнения работ по лесохозяйственной деятельности в 2022 году по государственному заданию №5 от 30.05.2022 по приказу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма № 353 от 30.05.2022 г.
Суд приходит к выводу, что проведение аукциона не соответствует целям, установленным части 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Закона Республики Алтай, от 30.11.2007 № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай», поскольку заготовка древесины для обеспечения нужд для государственного учреждения на основании договоров купли-продажи лесных насаждений подразумевает наличие нужды в древесине непосредственно для учреждения, а не для ее продажи третьим лицам, т.е. учреждение планировало использовать не древесину, а денежные средства, полученные от реализации древесины, для осуществления текущей деятельности учреждения.
Таким образом, приведенные цели проведения аукционов на заключение договоров купли-продажи древесины не относятся к нуждам государственного учреждения, поскольку заготовка древесины в данном случае была направлена на обеспечение потребности в древесине иных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ, статья 93 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Таким образом, в связи с тем, что аукцион является недействительным в связи с указанными нарушениями, заключенные по его результатам договор купли-продажи лесных насаждений также является недействительным.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии требованиями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При указанных обстоятельствах доводы ответчика Минприроды РА отклоняются судом, требования Заместителя Прокурора Республики Алтай подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Прокурор и Минприроды РА освобождены от уплаты государственной пошлины. Поскольку иск удовлетворен в полном объеме, государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит взысканию с ответчика АУ РА "Турочак лес» в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прокурора Республики Алтай удовлетворить.
Признать недействительным электронный аукцион №22000103900000000015 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных по адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал №216, выдел №33, лесосека №1;
Признать недействительным договор купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2022 №24.
Взыскать с Автономного учреждения Республики Алтай "Турочак лес" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с. Турочак, р-н. Турочакский, Респ. Алтай) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья
Е.Ф. Кириченко