НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Алтай от 28.08.2023 № А02-907/2023




Арбитражный суд Республики Алтай
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск Дело № А02-907/2023  30 августа 2023 года 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2023 года. Полный текст  решения изготовлен 30 августа 2023. 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кириченко Е. Ф., при  ведении протокола секретарем судебного заседания Шелковкиной А.С., рассмотрел в  судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Заместителя прокурора  Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д.  25, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Министерству природных ресурсов и  экологии Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***> ул. Ленкина, д.  12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), Автономному учреждению Республики  Алтай «Турочак лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с.  Турочак, р-н. Турочакский, Республика Алтай) 

 о признании недействительным электронного аукциона № 22000103900000000014  на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных по  адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское  лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал   № 216, выделы №№ 18, 32, лесосека № 2; 

о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений от  07.12.2022 № 23. 

В судебном заседании участвуют:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 25.08.2023 сроком  на один год, 

от ответчиков: от Минприроды РА – ФИО2 представитель по  доверенности от 27.04.2023 сроком до 01.01.2024, диплом, 

от АУ РА «Турочак лес» - не явились, уведомлены.


Суд установил:

Заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд к Министерству  природных ресурсов и экологии Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН  <***> ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), Автономному  учреждению Республики Алтай «Турочак лес» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с. Турочак, р-н. Турочакский, Республика Алтай) о  признании недействительным электронного аукциона № 22000103900000000014 на  право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных по  адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское  лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал   № 216, выделы №№ 18, 32, лесосека № 2; о признании недействительным договора  купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2022 № 23. 

В иске указал, что в ходе проверки, установлено, что на основании приказа и.о.  Министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 13.10.2022   № 697 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора  купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности,  для заготовки древесины, в порядке применения исключительных случаев, 

установленных законодательством Российской Федерации» принято решение о  проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных  насаждений, находящихся в государственной собственности, расположенных на  территории Чойского и Турочакского лесничеств. 

Согласно протоколу результатов аукциона от 15.11.2022 аукцион по аукционной  единице № 6, расположенной на территории Республики Алтай, Турочакского района,  Турочакского лесничества, Ушпинского участкового лесничества, урочища  «Турочакское», квартала № 216, выделов № 18, 32, лесосеки № 2, площади 16,3 га с  ликвидным запасом 1049 м3, признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки  только от АУ РА «Турочак лес». Цена аукциона составляет 126 614,80 руб. Торги  проводились на электронной площадке РТС-Тендер. 

Между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики  Алтай и АУ РА «Турочак лес» 07.12.2022 заключен договор купли-продажи лесных  насаждений № 23, в соответствии с условиями которого Министерство передало  лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной  собственности, в собственность АУ РА «Турочак лес» для заготовки древесины. 

Заместитель прокурора Республики Алтай также указал, что решение о  проведении аукциона принималось в целях обеспечения нужд государственных и 


муниципальных учреждений в древесине, в том числе для заготовки дров, на основании  поступившего в Минприроды РА от АУ РА «Турочак лес» ходатайства от 10.10.2022   № 97, согласно которому учреждение обратилось с просьбой выставления на аукцион  лесных насаждений, расположенных: Республика Алтай, Турочакский район,  Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище  «Турочакское», квартал № 216, выделы Ж № 18, 32, лесосека № 2, в целях обеспечения  населения района топливной, дровяной древесиной и различными пиломатериалами, а  также обеспечения доходной статьи в получении собственных средств учреждением  для выполнения работ по лесохозяйственной деятельности в 2022 году. 

Между тем, проведение аукциона не соответствовало целям, установленным  части 2 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Закона Республики Алтай от  30.11.2007 № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных  отношений на территории Республики Алтай», поскольку заготовка древесины для  обеспечения нужд для государственного учреждения на основании договоров купли-продажи лесных насаждений подразумевает наличие нужды в древесине  непосредственно для учреждения, а не для ее продажи третьим лицам, т.е. учреждение  планировало использовать не древесину, а денежные средства, полученные от  реализации древесины, для осуществления текущей деятельности учреждения, таким  образом, цели проведения аукционов на заключение договоров купли-продажи  древесины не относятся к нуждам государственного учреждения, поскольку заготовка  древесины в данном случае была направлена на обеспечение потребности в древесине  иных лиц. Учитывая изложенное, Министерством под видом исключительного случая  - для обеспечения нужд для государственного учреждения, незаконно организован  аукцион, а АУ РА «Турочак лес» ходатайство на его проведение было подано в  отсутствие нужды в древесине для самого учреждения. 

В связи с тем, что аукционы являются недействительными в связи с указанными  нарушениями, заключенные по их результатам договоры купли-продажи лесных  насаждений с АУ РА «Турочак лес» также являются недействительными. 

Определением суда от 22.05.2023 заявление принято к производству. 

Одновременно с иском Заместителем прокурора Республики Алтай заявлено  ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде: 

- запрета ответчикам совершать любые сделки с лесным участком с кадастровым  номером кадастровым номером 04:03:000000:0005, расположенным по адресному  ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество,  Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал № 216, выделы 


№№ 18, 32, лесосека № 2, в том числе отчуждать, передавать в доверительное  управление, аренду, безвозмездное пользование третьим лицам, совершать действия по  разделу лесного участка; 

- запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Республике Алтай осуществлять любые регистрационные  действия с лесным участком с кадастровым номером 04 кадастровым номером  04:03:000000:0005, расположенным по адресному ориентиру: Республика Алтай,  Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество,  урочище «Турочакское», квартал № 216, выделы №№ 18, 32, лесосека № 2; 

 - запрета АУ РА «Турочак лес» осуществлять заготовку древесины в лесосеке  лесного участка № 2 выделах №№ 18, 32 квартала № 216, Ушпинского участкового  лесничества, урочища «Турочакское», Турочакского лесничества, Турочакского района  Республики Алтай, привлекать третьих лиц для выполнения работ, связанных с рубкой  лесных насаждений. 

Определением от 22.05.2023 заявление о принятии обеспечительных мер  удовлетворено, выданы исполнительные листы от 16.05.2023 ФС № 044327015, ФС №  044327016. 

Ответчик требования Заместителя прокурора Республики Алтай не признал, в  отзыве, поступившем в суд 23.06.2023, указал, что в законодательстве Российской  Федерации прямо не указано понятия «обеспечение нужд государственных и  муниципальных учреждений в древесине». По мнению Министерства под этим  подразумевается не только заготовка древесины непосредственно для нужд  государственных и муниципальных учреждений, но и заготовка древесины для  последующей реализации третьим лицам, в том числе обеспечения населения и особых  категорий населения в целях выполнения государственных и муниципальных программ  за счет внебюджетных средств. Согласно пункту 2.4. Устава АУ РА «Турочак лес»,  учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики  Алтай вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, в том числе  заготовку, переработку и реализацию древесины. 

Часть государственного задания по охране, защите и воспроизводству лесов  доводится до автономных учреждений без натурального финансирования, которое  формируется из приносящей доход деятельности, в том числе заготовки, переработки и  реализации древесины. Древесина приобретается для нужд АУ РА «Турочак лес»,  перерабатывается, используется, затем остатки переработанной древесины реализуются  третьим лицам. Полученные, после реализации древесины, денежные средства 


расходуются на обеспечение государственных и муниципальных нужд, на выполнение  мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках государственного  задания, на материально-техническое обеспечение и развитие объектов движимого  имущества, находящегося в оперативном управлении. 

Суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, определил провести судебное заседание в отсутствие  представителя ответчика - АУ РА «Турочак лес», извещенного о месте и времени  судебного разбирательства. 

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, поддержал  доводы иска, ответчик иск не признал. 

Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав  материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по  следующим основаниям. 

На основании части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о  признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности  ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской  Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, государственными и муниципальными  унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими  лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской  Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия  муниципальных образований. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона  «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с  заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов  общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа  граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное  значение. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 - 75 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами  некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации», применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской  Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы  неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а 


также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды,  следовательно на основании части 1 статьи 52Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, пункта 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного  хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736,  прокурор в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства  по Сибирскому федеральному округу вправе обратиться в арбитражный суд с  настоящим иском. 

Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. Министра природных  ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 13.10.2022 № 697 «О проведении  аукциона в электронной форме на право заключения договора купли-продажи лесных  насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины,  в порядке применения исключительных случаев, установленных законодательством  Российской Федерации» принято решение о проведении аукциона на право заключения  договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной  собственности, расположенных на территории Чойского и Турочакского лесничеств,  утвержден перечень сведений о лесных насаждениях для выставления на аукцион на  право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, которым всего  определены 7 лотов. 

В последующем приказом Министерства от 21.10.2022 № 715 утверждена  аукционная документация и на сайте torgi.gov.ru было размещено извещение о приеме  заявок на участие в аукционе по 7 лотам, а также аукционная документация, в том  числе проекты договоров купли-продажи, форма заявки. 

Согласно протоколу результатов аукциона от 15.11.2022 аукцион по аукционной  единице № 6, расположенной на территории Республики Алтай, Турочакского района,  Турочакского лесничества, Ушпинского участкового лесничества, урочища  «Турочакское», квартала № 216, выделов № 18, 32, лесосеки № 2, площади 16,3 га с  ликвидным запасом 1049 м3, признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки  только от АУ РА «Турочак лес». Цена аукциона составляет 126 614,80 руб. Торги  проводились на электронной площадке РТС-Тендер. 

Между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики  Алтай и АУ РА «Турочак лес» 07.12.2022 заключен договор купли-продажи лесных  насаждений № 23, в соответствии с условиями которого Министерство передало  лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной  собственности, в собственность АУ РА «Турочак лес» для заготовки древесины. 


Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 16,3 га;  местоположение: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество,  Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал № 216, выдел ы   № > № 18, 32. 

Согласно части. 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, договор  купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже  права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных  статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации , в  исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской  Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения  государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. 

Согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 № 72-РЗ «О  регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории  Республики Алтай», заготовка древесины для обеспечения государственных или  муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений  допускается в следующих исключительных случаях: 

для осуществления рубки деревьев, угрожающих падением на здания, строения и  сооружения; 

для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений в  древесине, в том числе для заготовки дров; 

для реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации,  государственных программ Республики Алтай и муниципальных программ,  направленных на поддержку сельскохозяйственного производства. 

Вместе с тем судом установлено, что в настоящем случае решение о проведении  аукциона принималось в целях обеспечения нужд государственных и муниципальных  учреждений в древесине, в том числе для заготовки дров, на основании поступившего в  Минприроды РА от АУ РА «Турочак лес» ходатайства от 10.10.2022 № 97, согласно  которому учреждение обратилось с просьбой выставления на аукцион лесных  насаждений, расположенных: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское  лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал   № 216, выделы Ж № 18, 32, лесосека № 2, в целях обеспечения населения района  топливной, дровяной древесиной и различными пиломатериалами, а также обеспечения 


доходной статьи в получении собственных средств учреждением для выполнения работ  по лесохозяйственной деятельности в 2022 году. 

Суд приходит к выводу, что проведение аукциона не соответствует целям,  установленным части 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, части 1  статьи 7 Закона Республики Алтай, от 30.11.2007 № 72-РЗ «О регулировании  отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай»,  поскольку заготовка древесины для обеспечения нужд для государственного  учреждения на основании договоров купли-продажи лесных насаждений подразумевает  наличие нужды в древесине непосредственно для учреждения, а не для ее продажи  третьим лицам, т.е. учреждение планировало использовать не древесину, а денежные  средства, полученные от реализации древесины, для осуществления текущей  деятельности учреждения. 

Таким образом, приведенные цели проведения аукционов на заключение  договоров купли-продажи древесины не относятся к нуждам государственного  учреждения, поскольку заготовка древесины в данном случае была направлена на  обеспечение потребности в древесине иных лиц. 

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации  торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть  признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного  года со дня проведения торгов. 

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов,  повлекшие неправильное определение цены продажи; 

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

В пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что  публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску  заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет  установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом  (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ, статья 93 Закона об исполнительном  производстве). 


В силу части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации  признание торгов недействительными влечет недействительность договора,  заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий,  предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 44 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в  судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности  и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными  рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными  оспоримых сделок. 

Таким образом, в связи с тем, что аукцион является недействительным в связи с  указанными нарушениями, заключенные по его результатам договор купли-продажи  лесных насаждений также является недействительным. 

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к  способам защиты гражданских прав относится применение последствий  недействительности ничтожной сделки. 

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка  недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу  признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания  (ничтожная сделка). В соответствии требованиями статьи 168 Гражданского кодекса  Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового  акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом  интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима  или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с  недействительностью сделки. 

При указанных обстоятельствах доводы ответчика Минприроды РА отклоняются  судом, требования Заместителя Прокурора Республики Алтай подлежат  удовлетворению в полном объеме. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле,  в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны  пропорционально удовлетворенным требованиям. 

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Прокурор и  Минприроды РА освобождены от уплаты государственной пошлины. Поскольку иск 


удовлетворен в полном объеме, государственная пошлина в сумме 3000 рублей  подлежит взысканию с ответчика АУ РА "Турочак лес» в доход федерального бюджета. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

решил:

исковые требования Прокурора Республики Алтай удовлетворить.

Признать недействительным электронный аукцион № 22000103900000000014 на  право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных по  адресному ориентиру: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское  лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище «Турочакское», квартал   № 216, выделы №№ 18, 32, лесосека № 2; 

Признать недействительным договор купли-продажи лесных насаждений от  07.12.2022 № 23. 

Взыскать с Автономного учреждения Республики Алтай "Турочак лес" (ОГРН  <***>, ИНН <***>, ул. Лесхозная, д. 22, с. Турочак, р-н. Турочакский,  Респ. Алтай) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000  (Три тысячи) рублей. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в  Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный  суд Республики Алтай. 

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок,  не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если оно  было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если  арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного  срока подачи апелляционной жалобы. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в  форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной  электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле,  посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Информация о движении дела может быть получена путем использования  сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Судья Е.Ф. Кириченко

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 25.05.2023 23:08:00

Кому выдана Кириченко Елена Феликсовна