649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск | Дело № А02-1655/13 |
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А. А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Туристическое Агентство "Хороший отдых" (ОГРН 1100411008290, ИНН 0411152401, ул. Чорос-Гуркина, 39/12, г. Горно-Алтайск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (ОГРН 1070411002254, ИНН 0411131507, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск) о признании незаконным и об отмене постановления № 15-15/233 от 17.09.2013 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
25.09.2013 Общество с ограниченной ответственностью "Туристическое Агентство "Хороший отдых" (далее – ООО ТА «Хороший отдых», туристическое агентство») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (далее – МРИТ ФНС № 5, инспекция) о признании незаконным и об отмене постановления № 15-15/233 от 17.09.2013 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление обосновано тем, что ООО ТА «Хороший отдых» в соответствии с комиссионным договором № Р-013119 с ООО «Телетрейн» осуществляет от своего имени поиск клиентов для оказания услуг по оформлению авиационных билетов. ООО «Телетрейн», в свою очередь, обязано предоставлять оформленные билеты при условия наличия на лицевом счете заявителя денежных средств в размере, достаточном для их оплаты. Таким образом, билет который выдается физическому лицу - клиенту ООО ТА «Хороший отдых», уже оплачен, обществом принимается оплата от лица как компенсация произведенных расходов и вознаграждение за оказанную услугу по подбору оптимального варианта авиационного перелета и оформлению билета. В соответствии с платежными документами (платежные поручения) назначением платежа указывается – предоплата за билеты и услуги, за счет данной предоплаты формируется постоянный остаток денежных средств агентства на его лицевом счете в ООО «Телетрейн».
Заявление принято судом к рассмотрению в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства».
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны уведомлены надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
22.10.2013 в арбитражный суд поступил отзыв МРИ ФНС № 5 на заявленные требования, где инспекция с требованиями ООО ТА «Хороший отдых» не согласилась, ссылаясь на законность вынесения постановления № 15-15/233 от 17.09.2013 о назначении административного наказания и обоснованность привлечения ООО ТА «Хороший отдых» к административной ответственности. Из условий комиссионного договора № Р-013119 от 11.02.2011г. ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» является платежным агентом, деятельность которого заключается в приеме денежных средств от физических лиц, при этом платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.Согласно данным налогового органа у ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» открыт расчетный счет № <***> в филиале АКБ "Мособлбанк" (ОАО). Иные открытые расчетные счета у ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» отсутствуют.
Согласно представленной выписке данного банка за период с 13.07.2013 по 13.08.2013г. ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» осуществляло списание денежных средств, полученных от физических лиц в счет оплаты авиа и ж/д билетов на расчетный счет ООО "Телетрейн" с указанием назначения платежа - Предоплата за билеты и услуги по договору №Р-01319, Счет №ТЬТ154976 за авиабилеты сумма 30000.00 в т.ч. НДС (18%) 4576-27. Факт приема денежных средств ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» от физических лиц подтверждается приходными кассовыми ордерами № 242 от 16.07.2013, 240 от 16.07.2013, 267 от 30.07.2013, 283 от 13.08.2013. В строке "основание" вышеперечисленных приходных кассовых ордеров указано «за авиабилеты».
Таким образом, при отсутствии у ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» открытого специального банковского счета, а, следовательно, и не зачисления полученных от плательщиков наличных денежных средств в полном объеме на специальный банковский счет, обществом нарушены положения Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями).
Изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующим.
09.09.2013 на основании поручений заместителя начальника Инспекции от 13.08.2013 проведена проверка ООО ТА «Хороший отдых» за период с 13.07.2013 по 13.08.2013 соблюдения, в том числе, Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В ходе проверки исследованы документы: выписка из журнала кассира-операциониста, контрольные ленты контрольно-кассовой техники, кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, приказ об установленном лимите остатка наличных денег, договор о технической поддержке ККТ, комиссионный договор № Р-01319 от 11.02.2011, паспорт контрольно-кассовой техники, карточка регистрации ККТ.
В результате проверки установлено, что ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» (Партнер) 11.02.2011г. заключен комиссионный договор № Р-01319 с Обществом с ограниченной ответственностью «Телетрейн». В соответствии с условиями данного договора туристическое агентство за агентское вознаграждение от своего имени осуществляет поиск клиентов для оказания им услуг по оформлению железнодорожных билетов по России, СНГ и странам Балтии, оформление авиационных билетов, бронирование и проживание в гостиницах, добровольное страхование от несчастных случаев. Прием платежей за билеты, за проживание в гостинице и страхование пассажиров осуществляет ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых», при этом платежи являются собственностью перевозчиков и поставщиков и подлежат перечислению в установленные Перевозчиками и Поставщиками сроки.
При производстве проверки налоговый орган пришел к выводу, чтоООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» (Партнер), принимает наличные денежные средства от физических лиц за предоставляемые им услуги перевозчиков (поставщиков) по железнодорожному проезду, либо авиа перелету, и одновременно выдает им билеты являющиеся бланками строгой отчетности подтверждающими оплату физическим лицом услуг, в связи с чем деятельность Общества попадает в сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).
09.09.2013 уполномоченным должностным лицом МРИ ФНС № 5 в присутствии представителя ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» был составлен протокол № 14-15/233 об административном правонарушении, которыми установлено, что ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
17.09.2013 должностным лицом МРИ ФНС № 5 вынесено постановление о назначении административного наказания № 14-15/233, которым ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ - и назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив правомерность привлечения общества к административной ответственности, суд отмечает следующее.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, (части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами")
В статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлены, в том числе следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона 103-ФЗ от 03.06.2009 установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» под платежной услугой понимается услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.
Из смысла приведенных норм действующего законодательства следует, что закон 103-ФЗ в рамках регулируемых правоотношений выделяет особый вид услуг- «платежная услуга», специального субъекта этого правоотношения- «платежный агент» и специальный вид деятельности «прием платежей физических лиц», что отграничивает указанные правоотношения от иных видов деятельности (услуг) характеризующихся взаимозависимой связью оказания услуг и их оплатой.
ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» (Партнер) 11.02.2011г. заключен комиссионный договор № Р-01319 с Обществом с ограниченной ответственностью «Телетрейн».
Предметом договора является совершение действий Партнером, за агентское вознаграждение от своего имени по осуществлению поиска клиентов для оказания им следующих услуг по оформлению железнодорожных билетов по России, СНГ и странам Балтии, оформление авиационных билетов, бронирование и проживание в гостиницах, добровольное страхование от несчастных случаев (п. 1.1. договора).
Пунктом 1.4. договора №Р-01319 от 11.02.2011г. вознаграждением Партнера является выплачиваемая Телетрейном комиссия, порядок выплаты комиссии указан в Приложении №1 (за продажу авиабилетов), Приложении №2 (за бронирование гостиниц), Приложении №4 (страхование пассажиров).
Согласно п. 2.1.1. Телетрейн обязался зарегистрировать партнера в Web-системе www.teletrein.ru. а так же открыть Партнеру лицевой счет для учета поступлений и расходования денежных средств партнера в счет оплаты заказов. Своевременно и в полном объеме предоставлять оформленные билеты и документы, подтверждающие право проживания в гостинице и страхование пассажиров согласно заказам Партнера.
В силу пункта 3.2 указанного договора расчеты за приобретенные билеты осуществляются по предоплате, которую Партнер должен зачислить на свой лицевой счет после подписания договора, при этом пункт 2.1.2. договора устанавливает обязанность ООО «Телетрейн» предоставить оформленные билеты только при условии наличия на лицевом счете общества денежных средств, достаточных для их оплаты.
Таким образом, в момент передачи билета клиенту он уже оплачен ООО «Туристическое Агентство «Хороший отдых» за счет собственных средств, находящихся на лицевом счете в ООО «Телетрейн» и указанный платеж фактически является компенсацией туристического агентства расходов, произведенных по приобретению билета, а также вознаграждением за оказанную услугу по подбору оптимального перелета и оформлению билета.
При этом в назначении платежа платежных документов, исследованные в ходе судебного разбирательства, отсутствует ссылка на то, что денежные средства перечисляется в счет погашении задолженности какого-либо гражданина, указанного в приходных ордерах.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Между тем, как отмечено выше, предмет и условия комиссионного договора № Р-01319, заключенного заявителем с ООО «Телетрейн» отличаются от предмета договора в смысле, предаваемом положениями Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ .
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что специфика деятельности туристического агентства не направлена на прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), напротив лицо, приобретающее билет в агентстве никаких денежных обязательств перед поставщиком (перевозчиком) не имеет, в связи с чем, указанная услуга является самостоятельной и оказывается заявителем в совокупности с иными услугами.
Следовательно, деятельность ООО «ТА «Хороший отдых» не является деятельностью по приему платежей в смысле, предаваемом Федеральным законом 103-ФЗ, в связи с чем, общество не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в статье 2 Закона №103-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая неправомерность доводов инспекции о том, что общество является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц, туристическое агентство не признается судом субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обществом обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также в неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов в связи с его отсутствием.
Учитывая изложенное, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем, требование ООО «ТА «Хороший отдых» об отмене оспариваемого постановления подлежит удовлетворению.
Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Туристическое Агентство "Хороший отдых" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина, 39/12, г. Горно-Алтайск) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск) № 15-15/233 от 17.09.2013 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Туристическое Агентство "Хороший отдых" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья | А.А.Борков |