Арбитражный суд Республики Алтай
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Горно-Алтайск
18 декабря 2013 года
Дело № А02-1823/2013
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Черепановой И. В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Инфо" Информационный центр по туризму" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: ул. Э.Палкина,5 офис 212, г.Горно-Алтайск), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск), о признании незаконным постановления о назначении административного наказания № 14-15/231 от 17.09.2013
установил:
18.10.2013 Общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Инфо" Информационный центр по туризму» (далее – ООО «Алтай-Инфо», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (далее – Межрайонная ИФНС № 5, инспекция) о признании незаконным и об отмене постановления № 14-15/231 от 17.09.2013 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель ссылается на отсутствие в действиях общества составов вменяемых ему административных правонарушений. Заявитель считает, что на него не распространяются положения и требования Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ). Таким образом, , по мнению заявителя - ООО Алтай-Инфо» не является субъектом вменяемого правонарушения.
Заявление принято судом к рассмотрению в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства».
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны уведомлены надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
07.11.2013 в арбитражный суд поступил отзыв налогового органа на заявленные требования, где инспекция с требованиями ООО «Алтай-Инфо» не согласилась, ссылаясь на законность и правомерность оспариваемого постановления о назначении административного наказания и обоснованность привлечения ООО «Алтай-Инфо» к административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 06.09.2013 на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 13.08.2013 проведена проверка ООО Алтай-Инфо» за период с 13.07.2013 по 13.08.2013. Предметом проверки явилось соблюдение, в том числе, Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В ходе проверки исследованы документы: журнал кассира-операциониста на 3 листах, контрольные ленты контрольно-кассовой техники, кассовая книга, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, приказ об установленном лимите остатка наличных денег, договор о технической поддержке ККТ, субагентский договор с ООО «АВС «СТА-Новосибирск», платежные поручения, доп.соглашения к договору с ООО «УФС», паспорт ККТ, карточка регистрации ККТ.
В результате проверки установлено, что ООО «Алтай-Инфо» 08.07.2010г. заключен субагентский договор № SS-01-161 с ООО «Агентство воздушных сообщений» (далее – ООО «АВС»). В соответствии с условиями данного договора туристическое агентство (ООО «Алтай-Инфо») за комиссионное вознаграждение от своего имени осуществляет оказание услуг по продаже авиационных билетов в международном и внутреннем сообщениях. В ходе проверки установлено, что общество не имеет специального банковского счета для зачисления на него в полном объеме денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей. Поступающие денежные средства общество сдает на расчетный счет, не являющийся специальным.
При производстве проверки налоговый орган пришел к выводу, что ООО «Алтай-Инфо», принимает наличные денежные средства от физических лиц за предоставляемые им услуги по авиа перелету, и одновременно выдает им билеты являющиеся бланками строгой отчетности подтверждающими оплату физическим лицом услуг, в связи с чем деятельность Общества попадает в сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).
06.09.2013 уполномоченным должностным лицом МРИ ФНС № 5 в присутствии руководителя общества был составлен протокол № 14-15/231 об административном правонарушении, которыми установлено, что ООО «Алтай-Инфо» допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
17.09.2013 должностным лицом Межрайонной ИФНС № 5 вынесено постановление о назначении административного наказания № 14-15/231, которым ООО «Алтай-Инфо» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ - и назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным ООО «Алтай-Инфо» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив правомерность привлечения общества к административной ответственности, суд отмечает следующее.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, (части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами")
В статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлены, в том числе следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона 103-ФЗ от 03.06.2009 установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» под платежной услугой понимается услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.
Из смысла приведенных норм действующего законодательства следует, что закон 103-ФЗ в рамках регулируемых правоотношений выделяет особый вид услуг- «платежная услуга», специального субъекта этого правоотношения- «платежный агент» и специальный вид деятельности «прием платежей физических лиц», что отграничивает указанные правоотношения от иных видов деятельности (услуг) характеризующихся взаимозависимой связью оказания услуг и их оплатой.
Как следует из материалов дела - ООО «Алтай-Инфо» 08.07.2010 заключен субагентский договор № SS-01-161 с ООО «АВС».
В соответствии с условиями данного договора – ООО «Алтай-Инфо» (субагент) принимает на себя обязательства по продаже авиаперевозок в международном и внутреннем сообщениях, а ООО «АВС» (агент), в свою очередь, обязуется выплачивать субагенту причитающееся комиссионное вознаграждение (п. 1.1. договора).
Согласно п. 5.2 договора ООО «Алтай-Инфо перечисляет ООО «АВС» все суммы, полученные им за реализованные авиаперевозки за вычетом причитающихся ему комиссионных , размер которых определен в приложении Б к договору.
Проанализировав положения данного договора, налоговый орган пришел к выводу, что общество является платежным агентом, принимает платежи от физических лиц, направленные на исполнение денежных обязательств физического лица перед ООО «АВС» по оплате авиационных билетов, в связи с чем, деятельность Общества по исполнению вышеуказанных договоров возмездного оказания услуг на распространение билетов на зрелищные мероприятия попадает в сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники, осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (часть 1). Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (часть 2).
В силу части 4 статьи 2 Закона № 54-ФЗ положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, в момент передачи билета клиенту он уже оплачен ООО «Алтай-Инфо» за счет собственных средств, находящихся на лицевом счете в ООО «АВС» и указанный платеж фактически является компенсацией туристического агентства расходов, произведенных по приобретению билета, а также вознаграждением за оказанную услугу.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Как следует из частей 14, 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Пунктом 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 №373-П (далее – Положение № 373-П) предусмотрено, что платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в данном пункте, ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, налоговый орган, полагая, что Общество является платежным агентом, вынес оспариваемое Постановление.
Между тем, как отмечено выше, предмет и условия субагентского договора № SS-01-161 , заключенного заявителем с ООО «АВС» отличаются от предмета договора в смысле, предаваемом положениями Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ .
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что специфика деятельности туристического агентства не направлена на прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), напротив лицо, приобретающее билет в агентстве никаких денежных обязательств перед поставщиком (перевозчиком) не имеет, в связи с чем, указанная услуга является самостоятельной и оказывается заявителем в совокупности с иными услугами.
Таким образом, в рассматриваемом случае прием ООО «Алтай-Инфо» в рамках заключенных договоров денежных средств от физических лиц-покупателей лишь обеспечивает деятельность ООО «Алтай-Инфо» по распространению авиационных билетов.
Суд пролагает, что ООО «Алтай-Инфо» осуществляя деятельность по продаже билетов, осуществляет посредническую деятельность по продаже услуги, а не только прием платежей. Следовательно, деятельность общества по продаже билетов не является деятельностью по приему платежей в смысле понятия установленных Законом 103-ФЗ, поскольку не ограничивается только приемом денежных средств за реализуемые билеты, в связи с чем общество не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в статье 2 Закона №103-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая неправомерность доводов инспекции о том, что общество является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц, туристическое агентство не признается судом субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обществом обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также в неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов в связи с его отсутствием.
Учитывая изложенное, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем, требование ООО «Алтай-Инфо» об отмене оспариваемого постановления подлежит удовлетворению.
Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Инфо" Информационный центр по туризму" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: ул. Э.Палкина,5 офис 212, г.Горно-Алтайск) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск) 14-15/231 от 17.09.2013 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Инфо" Информационный центр по туризму" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: ул. Э.Палкина,5 офис 212, г.Горно-Алтайск) к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья
И.В.Черепанова