АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
г. Майкоп Дело № А01-1727/2023
29 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Лесных Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хуажевой А.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлениям Государственного казенного учреждения Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) о признании недействительным предписания от 25.01.2023 года № 76-16-27/197 и недействительным представления от 22.02.2022 года № 76-16-27/535, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Министерство труда и социального развития Республики Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>), ФИО1 (г. Майкоп), ФИО2 (г. Майкоп), ФИО3 (г. Майкоп), ФИО4 (г. Майкоп), ФИО5 (г. Майкоп),
при участии в судебном заседании:
от заявителя ФИО6 (доверенность № 7/8-89 от 12.01.2023, личность установлена по паспорту)
от заинтересованного лица: ФИО7 (доверенность № 76-14-01/7 от 11.05.2023, личность установлена по паспорту),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Республики Адыгея 24.04.2023 г. обратилось Государственное казенное учреждение Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» (далее - ГКУ РА «ЦТСЗН», Заявитель) к Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) (далее - УФК по РА, Управление) о приостановлении и признании недействительным предписания от 25.01.2023 г. № 76-16-27/197.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.05.2023 г. указанное заявление принято к производству, делу присвоен № А01-1727/2023.
Кроме того в Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось ГКУ РА «ЦТСЗН» с заявлением УФК по РА о признании недействительным представления от 22.02.2022 года № 76-16-27/535. Заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.05.2023 г. указанное заявление принято к производству, делу присвоен № А01-1728/2023.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.06.2023 г. дело № А01-1727/2023 и № А01-1728/2023, объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А01-1727/2023.
В своем заявлении и представленном в материалы дела возражении на отзыв Заявитель просил признать незаконным предписание Управления, поскольку Управлением была проведена выездная проверка по теме: «Проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за период с 01.01.2020 г. по 31.01.2020 г. По результатам проверки составлен Акт выездной проверки ГКУ РА «ЦТСЗН» от 29.01.2021 г., в адрес ГКУ РА «ЦТСЗН» вынесено Представление от 22.02.2022 г. № 76-16-27/535 (далее - Представление) с требованием устранить нарушение и принять меры по устранению причин и условий нарушения путем перечисления неправомерно выплаченной суммы в размере 237 575 рублей 25 копеек в доход федерального бюджета в срок до 27.05.2022 г. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 03 июня 2022 года.
В связи с неисполнением указанного представления в адрес Заявителя 25.01.2023 г. вынесено Предписание № 76-16-27/197 (далее - Предписание), согласно которому в установленный срок в Представлении срок нарушения не устранены, в связи, с чем ГКУ РА «ЦТСЗН» предписано: принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию в сумме 185 308 рублей 69 копеек (с учетом дополнительно предоставленных документов и информации о частичном возмещении ущерба) путем перечисления указанной суммы в доход федерального бюджета по указанным реквизитам. Информацию о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея не позднее 01 сентября 2023 года.
Заявитель полагая, что вышеуказанные ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы, обратился в суд с настоящими заявлениями.
В материалы дела поступил письменный мотивированный отзыв, согласно которому Управление просит в удовлетворении требований Заявителя о признании недействительным Предписания УФК по РА от 25.01.2023 г. № 76-16-27/197 и представления от 22.02.2022 года № 76-16-27/535 отказать, в связи с необоснованностью.
Кроме того, Управление указывает на отсутствие уважительных причин для восстановления пропущенного срока для обращения в суд в целях обжалования.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, явку представителей не обеспечили.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд вправе рассматривать дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки, представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому
акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) согласно преамбуле устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 БК РФ данный Кодекс также устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно пунктам 66, 67 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092) акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 Правил № 1092, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 БК РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема
средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно части 3 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей и детей.
В части установления порядка назначения выплаты и пособия на ребенка действуют законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Так пунктом 1 Указа Главы Республики Адыгея от 16.06.2020 № 81 «О некоторых мерах по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» установлено, что назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата) гражданам Российской Федерации, являющимся с 1 ноября 2018 года по день вступления в силу Закона Республики Адыгея от 27 марта 2020 года № 338 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (Собрание законодательства <...>, № 3, 4) получателями пособия на ребенка, назначенного в соответствии с Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 277 «О пособии на ребенка» (Собрание законодательства <...>, № 12; 2005, № 6; 2006, № 12; 2012, № 12; 2013, № 8; 2016, № 4; 2018, № 10; 2019, № 6) (далее - Закон № 277), и имеющим право на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Главы Республики Адыгея от 8 апреля 2020 года № 43 «О Порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» (Собрание законодательства <...>, № 4, 5), в период до 31 декабря 2020 года включительно осуществляется на основании сведений, являвшихся основанием для назначения и выплаты государственным казенным учреждением Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения», его филиалом по месту жительства (далее - учреждение (филиал) по месту жительства) пособия на ребенка, на период до актуализации сведений о доходах семьи согласно части 9.1 статьи 7 Закона № 277.
В соответствии с частью 9.1 статьи 7 Закона Республики Адыгея от 30.12.2004 № 277 «О пособии на ребенка» в целях актуализации сведений о доходах семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, по истечении каждых двенадцати месяцев получатели пособия на ребенка представляют в учреждение социальной защиты населения (филиал) по месту жительства документы, подтверждающие среднедушевой доход.
Частью 1 статьи 4 Закона Республики Адыгея от 30.12.2004 № 277 «О пособии на ребенка» Пособие на ребенка назначается и выплачивается ежемесячно одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Республике Адыгея. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия на ребенка, определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия на ребенка утвержден Постановлением Кабинетом Министров Республики Адыгея от 29.05.2017 № 97 «О мерах по реализации Закона Республики Адыгея «О пособии на ребенка».
Частью 1 статьи 8 Закона № 277 получатели пособия на ребенка обязаны извещать учреждение социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособия или прекращение его выплаты, не позднее чем через месяц со дня наступления таких обстоятельств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 277 Учреждение социальной защиты населения имеет право на выборочную проверку представленных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой они вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - ФЗ № 81) устанавливается единая система государственных пособий гражданами, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии со статьей 3 ФЗ № 81 документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами и организациями, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций или указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
Аналогичные требования, возлагающие на органы и организации, осуществление назначение и выплату государственных пособий, по сбору необходимых документов содержаться и в пункте 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 г. № 384.
Выборочный характер проверки означает, что органом социальной защиты проверяется лишь та часть сведений, в отношении которой у инспектора возникают сомнения.
Анализ вышеперечисленных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что обязанность по получению перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты возложена на уполномоченные органы в рамках межведомственного взаимодействия.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Управления № 76-01-03/244 от 25.11.2021 г. назначена плановая выездная проверка в ГКУ РА «ЦТСЗН» по теме: «Проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», установлен проверяемый период 2020 г., а также установлен срок проведения плановой выездной проверки 21 рабочий день с 29.11.2021 г.
Целью данного контрольного мероприятия, согласно программе плановой выездной проверки в ГКУ РА «ЦТСЗН» за 2020 г., являлось осуществление контроля за использованием средств из федерального бюджета на осуществление расходов в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Срок проведения контрольного мероприятия с 29.11.2021 г. по 27.12.2021 г.
Согласно приказу Управления № 76-01-03/263 от 27.12.2021 г. продлен срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля в рамках плановой выездной проверки в ГКУ РА «ЦТСЗН», назначенном приказом Управления от 25.11.2021 г. № 76-01-03/244, с 28.12.2021 г. на два рабочих дня.
По итогам данной проверки был составлен акт выездной проверки от 29.12.2021 г., согласно которому был произведен перерасчет и установлено превышение среднедушевого дохода на одного члена семьи над установленной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2019 № 194 величина прожиточного минимума на душу населения за II квартал 2019 года – 9 474 рублей по отдельным получателям выплат, подавшим заявление в 2020 году, среднедушевой доход на одного члена семьи, которых составил:
- ФИО1 – 13 237 рублей 31 копейка,
- ФИО2 – 150 342 рублей 70 копеек,
- Берзегова Марина Маджибуловна – 20 193 рубля 89 копеек,
- ФИО5 – 12 044 рубля 70 копеек, - ФИО4 – 16 547 рублей 62 копейки.
Согласно представленным Управлению пояснениям заместителя директора ГКУ РА «ЦТСЗН» ФИО8 по заявлениям на предоставление ежемесячной денежной выплаты ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4 было принято решение о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Главы Республики Адыгея от 16.06.2020 № 81 без проведения запросов по СМЭВ, так как данные получатели состояли на учете в ГКУ РА «ЦТСЗН» как получатели пособия на ребенка в соответствии с законом № 277.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подпункта «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей ГКУ РА «ЦТСЗН» в 2020 года осуществлены ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно по отдельным получателям, имеющим доходы, превышающие величину установленного прожиточного минимума на душу населения в проверяемом периоде, вследствие чего допущены неправомерные расходы в размере 297 569 рублей, в том числе средств федерального бюджета – 294 593 рубля 31 копейка (по КБ 810 1004 53206R3020 313 - 228 072 рубля 24 копейки, по КБК 810 1004 53206R302F 313 – 66 521 рубль 07 копеек).
Управлением вынесено Представление № 76-16-27/535 от 22.02.2022 г. о ходе контрольного мероприятия, согласно которому выявлено нарушение, подлежащее устранению и принятию мер по устранению причин и условий нарушения путем перечисления неправомерно выплаченной суммы в размере 237 575 рублей 25 копеек (с учетом дополнительно предоставленных от объема контроля документов и информации на исключение из суммы неправомерных расходов в размере 57 018 рублей 06 копеек) в доход федерального бюджета в срок до 27.05.2022 г. и направлено в адрес ГКУ РА «ЦТСЗН». Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение ГКУ РА «ЦТСЗН» необходимо представить не позднее 03.06.2022 г.
Во исполнение указанного требования ГКУ РА «ЦТСЗН» в адрес руководителя Управления направлено сопроводительное письмо № 7/8-1382 от 06.05.2022 г., сообщающее о том, что приняты меры к возврату излишне выплаченных сумм, информация о выявленном нарушении доведена до сведения граждан, неправомерно получавших ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, однако до настоящего времени выплаченные бюджетные средства не возвращены, в связи, с чем ГКУ РА «ЦТСЗН» приняты меры к взысканию указанных средств в судебном порядке. С учетом изложенного просили продлить срок исполнения представления до 27.11.2022 г.
ГКУ РА «ЦТСЗН» в адрес руководителя Управления направлено сопроводительное письмо № 7/8-1485 от 18.05.2022 г. в дополнение к ранее направленному ходатайству о продлении срока исполнения Представления, направило заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность указанного обращения, копии протоколов заседания комиссии по переплатам, копии писем направленных в адрес получателей, копии исковых заявлений.
Управлением направлено письмо № 76-16-27/1334 от 20.05.2022 г. в адрес директора ГКУ РА «ЦТСЗН», согласно которому в целях исполнения Представления принято решение о продлении срока исполнения требования об устранении нарушения и принятии мер по устранению причин и условий нарушения, содержащегося в Представлении, сроком до 12.01.2023 г., со сроком предоставления объектом контроля информации по исполнению требований Представления в Управление не позднее 20.01.2023 г.
Руководителю Управления направлено сопроводительное письмо № 7/8-3660 от 17.11.2022 г. от ГКУ РА «ЦТСЗН», согласно которому в целях исполнения Представления ведется претензионно-исковая работа по взысканию неправомерно выплаченных сумм.
ГКУ РА «ЦТСЗН» обратилось суд с исками о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно к следующим лицам: ФИО2 на сумму 52 794 рублей 50 копеек, ФИО4 на
сумму 52 794 рублей 50 копеек, Белибо О.И. на сумму 86 391 рубля и Берзеговой М.М, на сумму 47 995 рублей. В ходе рассмотрения в суде первой инстанции Панеш А.М. добровольно возместил полученные денежные средства в полном объеме, в связи, с чем ГКУ РА «ЦТСЗН» отказалось от предъявленных исковых требований. По итогам рассмотрения остальных трех дел, суды приняли решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В настоящее время ГКУ РА «ЦТСЗН» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобами на принятые решения.
В дополнение в адрес Управления направлено сопроводительное письмо № 7/8 176 от 18.01.2023 г., согласно которому, по итогам рассмотрения дел, апелляционными определениями Верховного суда Республики Адыгея от 23.12.2022 г. к делу № 33-2888/2022 и Майкопского городского суда от 13.01.2023 г. к делу № 11-6/2023, решения судов первой инстанции оставлены без изменения.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от 28.04.2023 г. по делу № 33640/2023 вынесено апелляционное определение, согласно которому решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 06.07.2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» - без удовлетворения, что подтверждается информацией, находящейся в открытом доступе, на сайте: https://vs-- adg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=4130671&case_ui d=28f08a62-1a22-4722-9497-d6c7d7a0d5aa&delo_id=5&new=5.
Впоследствии Управлением вынесено предписание № 76-16-27/197 от 25.01.2023 г., согласно которому приняты меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию в сумме 185 308 рублей 69 копеек (с учетом дополнительно предоставленных документов и информации о частичном возмещении ущерба) путем перечисления указанной суммы в доход федерального бюджета, информацию о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 01.09.2023 г.
Согласно приложению № 5 акта выездной проверки от 29.12.2021 г. выявлено, что решение о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Главы Республики Адыгея от 16.06.2020 № 81 без проведения запросов по СМЭВ, так как данные получатели состояли на учете в ГКУ РА «ЦТСЗН» как получатели пособия на ребенка в соответствии с законом № 277.
Кроме того суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно вынесенным и вступившим в законную силу судебным актам: Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 06.07.2022 г. по делу № 2-2775/2022-М- 1946/2022, Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08.07.2022 г. по делу № 2-2615/2022-М-1942/2022, решением Мирового судьи судебного участка № 8 г. Майкопа от 14.10.2022 г. по делу № 1-1920/8-2022, апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от 23.12.2023 г. по делу № 33-2888/2022, апелляционным определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13.01.2023 г. № 11-6/2023, апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от 03.02.2023 г. по делу № 33-418/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Указанными судебными актами установлен факт переплаты Заявителем ежемесячной денежной выплаты и пособия на ребенка.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Доводы Заявителя, изложенные в возражениях, представленных на отзыв Управления о том, что Представление не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Заявителем и которые должны быть направлены на устранение выявленного нарушения, не нашли своего подтверждения в виду следующего.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения
требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со статьей 17 данного закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (часть 1).
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Таким образом, исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости отвечать принципу правовой определенности и содержать указания на действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Суд принимает во внимание, что судебной практикой выработан подход, согласно которому возложение предписанием на субъекта обязанности совершить действия, направленные на устранение нарушений, отраженных в предписании, в отсутствие указания на конкретные действия, подлежащие совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет субъекту предпринимательской деятельности возможность самостоятельно избрать приемлемый для него законный механизм исполнения предписания, что в свою очередь не свидетельствует о несоответствии предписания критерию исполнимости. Отсутствие в предписании указания на перечень конкретных действий, которые должен совершить конкретный субъект, не делает предписание неисполнимым и не является безусловным основанием для признания его недействительным.
Так же следует обратить внимание на исполнение обжалуемого предписания в части.
Согласно части 3 статьи 201 АПК Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не
нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предписание и представление Управления соответствуют требованиям, права, и законные интересы Заявителя не нарушают, являются исполнимыми, в связи, с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя о неправомерности вынесения Представления Управлением не нашли своего подтверждения, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.
Управление возражало в удовлетворении ходатайство Заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование Представления от 22.02.2022 № 76-16-27/535, в связи с необоснованностью.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными, и если не истек предельно допустимый срок для восстановления.
Поскольку АПК РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, представление об устранении нарушений от 22.02.2022 № 76-16-27/535 получено Заявителем 02.03.2022 г.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 20.04.2023г.
В обоснование уважительности причин пропуска на обращение с настоящим заявлением в суд заявитель указал на то, что в период с января по декабрь 2022 г. им велась претензионно-исковая работа по возврату средств федерального бюджета.
Однако суд не может принять в качестве уважительной причины пропуск процессуального срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, поскольку такие действия заявителя не приостанавливают и не прерывают течение процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для удовлетворения, заявленного ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в связи, с чем не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Судья Д а т а 1 0 . 0 5 . 2 0 2 3 6 : 3 1 :0 0 Лесных Е.А.
Кому выдана Лесных Евгений Андреевич