Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Майкоп
Дело №А01-599/ 2009
27 июля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2009 года.
Полный текст решения изготовлен 27.07.2009 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Афашагова М.А., при ведении протокола судебного заседания им же, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № А01-599/2009 по заявлению Прокурора Республики Адыгея к Территориальному отделу № 1 по г. Майкопу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея, заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Управление лесами Республики Адыгея, Администрация муниципального образования «Город Майкоп», третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Город Майкоп», о признании незаконным действий по включению земель лесного фонда в состав земель населенного пункта «Город Майкоп», при участии в заседании:
от заявителя – Корчевникова Д.А. (доверенность в деле);
от Территориального отдела № 1 по г. Майкопу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея – Полуэтковой И.А. (доверенность в деле);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея – Ивко Л.Н. (доверенность в деле);
от Управления лесами Республики Адыгея – Лизина Д.С., Маушевой Ф.М. (доверенность в деле);
от Администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Тешева С.Р. (доверенность в деле)
от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Селивановой М.М. (доверенность в деле);
от Управления Федеральной Регистрационной службы по Республике Адыгея – Куиз Э.А. (доверенность в деле),
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Республики Адыгея обратился прокурор Республики Адыгея (далее – Прокурор) с заявлением к Территориальному отделу № 1 по г. Майкопу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея (далее – ТО № 1 УФАКОН по РА), заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее – ТУ «Росимущества»), Управление лесами Республики Адыгея, Администрация муниципального образования «Город Майкоп» (далее – Администрация), третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея (далее – УФРС по РА), Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Город Майкоп» (далее – Управление архитектуры), в котором заявитель просит суд признать незаконным действие ТО № 1 УФАКОН по РА по отнесению кадастровым планом от 25.12.2008г. лесного участка, расположенного в квартале 107 выдела 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества, являющегося участком лесного фонда, к землям «населенных пунктов» с присвоением ему кадастрового номера 01:08:0521001:20. Обязать ТО № 1 УФАКОН по РА устранить указанное нарушение закона путем внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.04.09 указанное заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А01-599/2009. Рассмотрение дела в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции назначено на 4 мая 2009 года.
Определением от 04.05.09 рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции назначено на 27 мая 2009 года.
Определением от 27.05.09 к участию в деле № А01-599/2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея и Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп».
Рассмотрение дела в предварительном судебном заседании назначено на 18 июня 2009 года.
Определением от 18.06.09 рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции назначено на 15 июля 2009 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование своих требований указал следующее.
Прокуратурой города Майкопа проведена проверка обращения начальника Управления лесами Республики Адыгея о нарушениях действующего законодательства, допущенных ТО № 1 УФАКОН по РА.
В ходе проверки установлено, что согласно кадастрового плана земельного участка от 25.12.2008г. № 08-6/08-21771 лесной участок с кадастровым номером 01:08:0521001:20, расположенный в квартале 107 выдела 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества, отнесен к категории земель «земли населенных пунктов». При этом перевод земель лесного фонда в категорию земель «земли населенных пунктов» не осуществлялся.
В тоже время земли Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества являются участком лесного фонда, принадлежащим Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2004г. серии 01 РА № 065213. Включение данного земельного участка в состав земель населенных пунктов изменяет правовой режим земель и как следствие, разрешенное использование.
Заявитель, со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении от 09.01.98 № 1-П, полагая, что отнесение лесного участка к «землям населенных пунктов» не соответствует действующему законодательству обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Представитель ТО № 1 УФАКОН по РА возражает против удовлетворения заявленных Прокурором требований. Просит суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своей позиции указал следующее.
В соответствии с действующим земельным законодательством землями категории «земли населенных пунктов» признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные от земель других категорий границей населенного пункта. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. В связи с тем, что, по мнению заинтересованного лица, законодательство Российской Федерации не допускает нахождение в границах населенного пункта земель иных категорий, с момента установления городской черты города Майкопа спорная территория была отнесена к категории «земли населенных пунктов».
Учитывая материалы лесоустройства, в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о разрешенном использовании данного лесного участка. Полагая, что указанные действия совершены в рамках действующего законодательства, представитель заинтересованного лица просит суд отказать в удовлетворении требований о признании действий по отнесению кадастровым планом от 25.12.2008г. лесного участка, являющегося участком лесного фонда к «землям населенных пунктов.
Представитель Администрации возражает против удовлетворения заявленных Прокурором требований, в их удовлетворении просит суд отказать.
Представитель ТУ «Росимущества», полагая, что заинтересованным лицом нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, считает требования Прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель УФРС по РА в своем мнении полагался на мнение суда.
Представители Управления лесами Республики Адыгея также поддерживают заявленные Прокурором требования, просят суд их удовлетворить.
В продолжение судебного заседания представитель заявителя заявил отказ от части заявленных требований, а именно отказ от требований в части возложения обязанности на ТО № 1 УФАКОН по РА устранить нарушение закона путем внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости и взыскании с ответчика государственной пошлины.
В соответствии с положениями части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Согласно положениям части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 указанной статьи арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Представители сторон не возражали против принятия судом отказа от части исковых требований.
Суд принимает отказ заявителя от части заявленных требований, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
В судебном заседании объявлен перерыв до 22 июля 2009 года.
По окончании объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе с участием тех же лиц.
Суд, изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав мнение представителей сторон, считает требования заявления Прокурора Республики Адыгея, с учетом принятого судом отказа от части заявленных требований, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что проект городской черты г.Майкопа был утверждён решением исполнительного комитета Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся от 25.06.69 г. № 413 (далее - решение Краснодарского крайисполкома № 413).
При этом заинтересованное лицо в обоснование правомерности совершенных действий сослалось на положения статьи 80 Земельного кодекса РСФСР от 01.12.1970 года с диапазоном действия 01.12.1970-01.06.1991 г.г., т.е. на правовой акт, вступивший в силу после принятия решения Краснодарского крайисполкома № 413.
Таким образом, ссылка на данный нормативный акт неправомерна. Ввиду того, что инициирование процедуры установления городской черты г. Майкопа была начата в 1967 году (протоколом заседания Исполнительного комитета Адыгейского областного совета депутатов трудящихся от 14.04.1967 г. № 5 был одобрен проект установления городской черты г. Майкопа), осуществление процедуры её установления должно производиться в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, введённым в действие постановлением Всероссийского центрального исполнительного Комитета от 30 октября 1922 года «О введении в действие Земельного кодекса», принятого на 4 сессии IX созыва» (далее - Земельный кодекс 1922 года), вступившим в силу с 1 декабря 1922 года и действующим в соответствии с пунктом 1 данного постановления на всей территории РСФСР (в том числе и в период принятия решения Краснодарского крайисполкома № 413). В соответствии со ст. 146 Земельного кодекса 1922 года установление новой городской черты или расширение существующей городской черты должно окончательно разрешаться (утверждаться) в Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (т.е. в центральных органах исполнительной власти РСФСР). Данная процедура утверждения черты г. Майкопа не осуществлялась, что говорит о неправомерности действия ответчика по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель спорного лесного участка (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также земель лесного фонда, общей площадью 435 га (включены в границы земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14) с отнесением находящихся в их границах земель к категории «земли населённых пунктов».
Включение в кадастровый блок 01:08:05 (кадастровое деление г. Майкоп) лесного участка, расположенного в квартале 107 выделе 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества площадью 1,0 га (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также иных земель лесного фонда из состава земель лесного фонда, расположенных в кварталах 105,106,107,108,109 и ПО Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества общей площадью 435 га (входят в границы земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14 площадью 5060417 кв.м.) и отнесение их к категории земель: «земли населённых пунктов» (распоряжение главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель») неправомерно по следующим основаниям.
Майкопский опытно-показательный лесокомбинат, в границы которого первоначально входили земли спорного лесного участка в составе Опытного лесничества, организован в 1963 году согласно приказу по главному управлению лесного хозяйства и охраны леса при Совете Министров РСФСР от 18 июня 1963 года № 204 на базе Майкопского леспромхоза (площадь 52883 га), переданного в 1960 году из Краснодарского СНХ в Краснодарское Управления лесного хозяйства МЛХ РСФСР и Северского лесокомбината (копия приказа прилагается). По данным Проекта организации и развития лесного хозяйства Майкопского опытно-показательного лесокомбината Краснодарского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР первое лесоустройство на территории лесокомбината в границах на момент проведения лесоустройства 1986 года проведено в 1951-52 годах Ленинградской экспедицией «Леспроект» по I разряду точности. Последующие лесоустроительные работы в границах Майкопского опытно-показательного лесокомбината проводились в 1962-63 г.г.; 1974-75 г.г.; 1985-86 г.г. Юго-Восточным лесоустроительным предприятием по I разряду точности. Очередное лесоустройство в границах спорной территории проведено в 1995-96 г.г. Государственным специализированным предприятием «Воронежлеспроект» при лесоустройстве территории Майкопского лесхоза, образованного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 27.06.1997 № 82 в границах земель государственного лесного фонда Майкопского опытно-показательного лесокомбината. В материалах лесоустройства различных годов земли спорного лесного участка, расположенного в квартале 107 выделе 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также иные земли из состава земель лесного фонда, расположенных в кварталах 105,106,107,108,109 и ПО Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества (по состоянию на 01.01. 2009 общей площадью 435 га (входят в границы земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14 площадью 5060417 кв.м.)) отображены с категорией земли государственного лесного фонда.
Территория муниципального образования «Город Майкоп» (его межселенная территория) частично расположена на землях, которые в соответствии с данными государственного лесного реестра по Майкопскому лесничеству, материалов лесоустройства, приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 № 311 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Адыгея и установлении их границ», свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда от 11 июня 2004 года № 065213 (запись государственной регистрации № 01-01/09-1/2004-187 от 09.06 2004) (в соответствии с частью 1 статьи 4.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, зарегистрированное до дня введения в действие Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» (до 01.01.2007 года) признаётся соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда), Лесохозяйственным регламентом Майкопского лесничества (утверждён распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.12.2008 № 509-р) учитываются, как земли лесного фонда (категория лесов по целевому назначению - защитные леса).
Материалы государственного лесного реестра по состоянию на 1 января 2008 года согласованы с начальником территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости по Республике Адыгея. До 1 января 2008 года в установленном законодательством порядке в ходе проведения очередного лесоустройства, а с 1998 года - ежегодно, органами управления лесным хозяйством Республики Адыгея производилось согласование материалов государственного учёта лесного фонда с земельными комитетами районов и г. Майкопа и республиканским земельным комитетом.
По данным формы 1.1. Государственного лесного реестра Республики Адыгея по состоянию на 01.01.2008, общая площадь земель лесного фонда, расположенных в границах Муниципального образования «Город Майкоп» составляет 3568 га (в том числе: в границах Опытного участкового лесничества - 435 га и в границах Ханского участкового лесничества -3133 га).
Лесов (лесных участков), расположенных на землях населённого пункта «Город Майкоп» в государственном лесном реестре Республики Адыгея не зарегистрировано.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населённых пунктов), земли лесного фонда (статья 7). При этом, законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения в том числе земель, занятых защитными лесами. Согласно Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (статья 55), действующего в период регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, в составе которого находится спорный лесной участок, и принятия главой администрации муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель» относился к лесам I группы, выполняющим водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные функции.
Учитывая экологическую значимость лесов, произрастающих в границах Опытного лесничества Майкопского опытно-показательного лесокомбината, в том числе в границах земель спорного лесного участка, Исполнительный комитет Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся решением от 25 сентября 1970 года № 667 «О выделении ценных лесных массивов в насаждениях Краснодарского края» в числе иных ценных лесных массивов Краснодарского края выделил вокруг города Майкопа в кварталах 1-4,5-32,93-109 Опытного лесничества Майкопского опытно-показательного лесокомбината зелёную зону общей площадью 4,9 тыс.га., отнеся леса, расположенные в кварталах 105, 106,107,108 и 109 этого лесничества к категории защитности «лесохозяйственная часть зелёной зоны». В дальнейшем лесным насаждениям в данных кварталах и в квартале ПО был придан статус категории защитности «лесопарковая часть зелёной зоны». Ранее, решением Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 13 июня 1961 года № 618 «О выделении зелёных зон и мест отдыха трудящихся вокруг городов, рабочих и курортных посёлков края» вокруг города Майкопа в границах Опытного лесничества Майкопского опытно-показательного лесокомбината была выделена зелёная зона общей площадью 4851 га. В соответствии с действующими на момент выделения зелёных зон нормативами, установленными государственными стандартами Союза ССР, действующими в период принятия Краснодарским крайисполкомом вышеназванных решений о выделении зелёных зон вокруг городов Краснодарского края, в том числе и вокруг города Майкопа», зелёные зоны должны быть выделены на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, а леса зелёных зон отнесены к лесам I группы.
Таким образом, решение Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 25 сентября 1970 года № 667 «О выделении ценных лесных массивов в насаждениях Краснодарского края», принятое позже решения Краснодарского крайисполкома № 413, утвердившего проект городской черты г. Майкопа, является одним из доказательств принадлежности земель спорного лесного участка, расположенного в квартале 107 выделе 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также иных земель, расположенных в кварталах 105,106,107,108,109 и 110 Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества общей площадью 435 га (входят в границы земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14) к категории «земли лесного фонда» и невозможности их отнесения к категории «земли населённых пунктов».
В соответствии с нормами, содержащимися в статье 86 действующей в период регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, в составе которого находится спорный лесной участок и принятия главой администрации муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель» редакции Земельного кодекса Российской Федерации зелёные зоны входят в состав пригородных зон. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. При этом в соответствии с частью 6 данной статьи перевод земель в границах пригородных и зелёных зон, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий допускается на основании решения Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Статья 10 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливала, что леса, расположенные на землях городских поселений в состав лесного фонда не входят. Этот же подход подтверждён законодателем в настоящее время во вступившем в силу с 1 января 2006 года Лесном кодексе Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Нормы, содержащиеся в статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года устанавливают, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено лесным кодексом. В преамбуле Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года установлено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учётом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Правопреемственность данных норм сохранена и в Лесном кодексе Российской Федерации 2006 года (статьи 1,3,7).
Кроме того, в соответствии с нормой, содержащейся в части 2 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция), границы земель лесного фонда определяются путём отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Земли спорного лесного участка в составе квартала 107 Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества (до 01.01.2007 года - Опытного лесничества Майкопского лесхоза, а по материалам лесоустройства 1974-75 г.г. и 1985-86 г.г. - Опытного лесничества Опытнопоказательного лесокомбината), а также границы земель лесного фонда, расположенных в кварталах 105,106,107,108,109 и 110 Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества общей площадью 435 га, отображены в имеющимся в распоряжении Управления лесами Республики Адыгея планово-картографическом материале (лесные карты - планшеты, а также планы лесонасаждений и схемы), являющимся составной частью соответствующих проектов организации и развития лесного хозяйства (материалы лесоустройства). Планшеты масштаба 1:10000 в соответствии с порядком, установленным действующими на момент проведения в различные годы лесоустроительными инструкциями, заверены печатями и подписями уполномоченных должностных лиц Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (планшет № 10 лесоустройства 1974-75 г.г. подписан (согласован со смежным землевладельцем) главным инженером землеустроителем М.К. Тлехас; планшет № 10 лесоустройства 1985-86 г.г. подписан (согласован со смежным землевладельцем) главным инженером землеустроителем М.К. Тлехас; планшет № 12 лесоустройства 1995-96 г.г. подписан (согласован со смежными землевладельцами) председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройства города Майкопа С.А. Джанчатовым, председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Майкопского района В.А. Краснокутским). Данные планшеты отображают чёткую границу земель лесного фонда Опытного лесничества с землями населённого пункта г. Майкоп. При этом, в соответствии с лесным законодательством, действующим до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 и 1977 г.г., Лесной кодекс РСФСР 1978 года., Основы лесного законодательства Российской Федерации 1993 года) все леса в СССР и Российской Федерации образовывали единый государственный лесной фонд с установлением соответствующей категории земель - «земли лесного фонда» (в том числе и городские леса - леса в пределах городской черты), что говорит о неправомерности присвоения землям спорного лесного участка, а также иным землям лесного фонда из состава земель, расположенных в кварталах 105,106,107,108,109 и 110 Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества общей площадью 435 га (входят в границы земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14 площадью 5060417 кв.м.) категории - «земли населённых пунктов».
Принадлежность данных земель к категории «земли лесного фонда» подтверждена и нормами, содержащимися в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 года (статья 72), действующим в период регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, в составе которого находится спорный лесной участок, и принятия главой администрации муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель», а также нормативными правовыми актами, регулирующими лесные правоотношения в предшествующий период с 1969 года и устанавливающими, что лесоустройство проводится исключительно на землях лесного фонда.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Лесной кодекс 1997 года не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда (лесными участками в составе земель лесного фонда), расположенными в границах соответствующих муниципальных образований.
При таких обстоятельствах использование ответчиком при постановке на кадастровый учёт спорного лесного участка (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14 распоряжения главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель», относящего кадастровый блок 01:08:05 к категории земель «земли поселений», а также применение нормы, содержащейся в части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172 -ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в отношении земель лесного фонда являются неправомерными.
Подтверждением неправомерности использования ответчиком при постановке на кадастровый учёт спорного лесного участка (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14 распоряжения главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель», относящего кадастровый блок 01:08:05 к категории земель «земли поселений», является и такой факт, что органами муниципального образования «Город Майкоп» (их правопредшественниками) в отношении вышеназванных лесных участков не осуществлялись полномочия, которыми органы местного самоуправления, как законодательного, так и исполнительного уровня были наделены в отношении городских лесов (лесов, расположенных на землях городских поселений) действующими в различные исторические периоды нормативными правовыми актами, регулирующими лесные правоотношения (Основы лесного законодательства 1993 года, Лесные кодексы Российской Федерации 1997 и 2006 года). Данными органами не издавались нормативные правовые акты, регулирующие область лесных отношений в границах спорного лесного участка, а также земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14.
Согласно позиции заинтересованного лица, отраженной в отзыве, содержится вывод, что в свете действующего ЗК РФ землями категории «земли населённых пунктов» признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов. При этом, норма, содержащаяся в части 1 статьи 84 ЗК РФ устанавливает, что черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, в связи с чем установление городской черты не может влиять на имущественные отношения. Действующая в период регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, в составе которого находится спорный лесной участок и принятия главой администрации муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель» статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляются Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством. В соответствии с нормой, содержащейся в пункте 1 части 1 статьи 8 действующей в этот период редакции Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, отнесение земель, находящихся в федеральной собственности, к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществлялись Правительством Российской Федерации. При этом, часть 3 статьи 8 Земельного кодекса 2001 года, устанавливает, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населённых пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд -ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и её субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населённых пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования «Город Майкоп» в отсутствии согласия самого собственника Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа Российской Федерации и как таковой является федеральной собственностью особого рода.
Неправомерность использования ответчиком при постановке на кадастровый учёт спорного лесного участка (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14 распоряжения главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2005 № 2498-р «Об отнесении кадастровых блоков к категории земель», относящего кадастровый блок 01:08:05 к категории земель «земли поселений», подтверждается рядом распоряжений Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с действующим на момент их принятия лесным и земельным законодательством, в которых содержатся решения об изъятии из состава земель лесного фонда (на сегодняшний день - перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий) и перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, расположенных в границах кварталов 107,108,109 и ПО Опытного лесничества Майкопского опытно-показательного лесокомбината земельных участков и передачи их соответствующим предприятиям и организациям для различных целей. Осуществление данной процедуры было предусмотрено только в отношении земель лесного фонда и не могло осуществляться в отношении земель категории «земли населённых пунктов».
Так, распоряжением Совета Министров РСФСР от 19 февраля 1976 года № 211 -р в вышеназванных границах произведено изъятие земельного (лесного) участка общей площадью 15,4 га (во временное пользование до 3-х лет) по ходатайству Адыгейских электрических сетей - для строительства линии электропередачи (с правом рубки леса). Распоряжением Совета Министров РСФСР от 2 июня 1978 года № 789-р (копия прилагается) в границах вышеназванной территории (квартал 108) осуществлено изъятие земельного (лесного) участка общей площадью 10 га по ходатайству Майкопского областного производственно-технического управления связи для строительства ретрансляционной станции (с правом рубки леса) с передачей его в постоянное (бессрочное) пользование. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 8 мая 1980 года № 662-р в квартале 110 осуществлено изъятие земельного участка общей площадью 5,6 га (в том числе 1,6 га - во временное пользование, сроком до 2-х лет) по ходатайству Управления коммунального хозяйства Адыгейского облисполкома для строительства водопровода и объектов его обслуживания (с правом вырубки леса). Отображение изъятых из состава лесного фонда земельных участков и отнесение их к землям иных категорий (прочие земли) можно установить анализируя повыдельную ситуация на планшетах № 10 лесоустройства 1974-75 г.г. и № 12 лесоустройства 1995-96 г.г. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 679-р в границах квартала 109 произведён перевод лесных земель общей площадью 0,98 га в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (без исключения из состава земель лесного фонда) для строительства магистрального водопровода.
Исполнительным комитетом Майкопского городского Совета народных депутатов Краснодарского края Адыгейской автономной области также принимались решения, из которых можно сделать выводы о принадлежности вышеназванных земель к категории «земли лесного фонда».
Решением Майкопского Горисполкома от 30.12.1981 г. № 24/2205 Управлению капитального строительства Адыгейского облисполкома предоставлен земельный участок общей площадью 4,6 га (в том числе в постоянное пользование 1,8 га и во временное пользование 2,8 га), расположенный в квартале 108 Опытного лесничества под строительство запасных и регулирующих ёмкостей и трассы для прокладки водопровода от площадки с ёмкостями до ул. Подлесной г. Майкопа, за счёт изъятия земель Гослесфонда Майкопского опытно-показательного лесокомбината, расположенных в южной части г.Майкопа, в лесопарковой зоне, согласно прилагаемой схеме. В пункте 3 данного решения содержится просьба об утверждении Адыгейским Облисполкомом настоящего решения и возбуждении ходатайства перед Краснодарским Крайисполкомом об изъятии земельного участка из пользования Гослесфонда Майкопского ОПЛК.
Принадлежность спорного лесного участка (кадастровый номер 01:08:0521001:20) к категории земель «земли лесного фонда» подтверждает и землеустроительное дело № 2153, подготовленное ООО «БТИ, Землеустройство, Оценка» и использованное для постановки его на кадастровый учёт. В государственном контракте № 135 на выполнение землеустроительных работ, связанных с формированием лесных участков и постановкой на государственный кадастровый учёт лесных участков в составе земель лесного фонда Российской Федерации, для дальнейшего выставления на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка находящегося в государственной собственности предметом контракта является лесной участок, площадью 1,0 га формируемый в границах земель лесного фонда Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества и расположенный в квартале 107 выделе 17 этого лесничества. Включённый в состав данного землеустроительного дела акт натурного технического обследования лесного участка от 20.05.2008 № 6 (утверждён приказом Управления лесами Республики Адыгея от 04.07.2008 № 176 «Об утверждении актов натурного технического обследования лесных участков») (копии акта и приказа прилагаются), описывающий его границы в соответствии с материалами лесоустройства 1995-96 г.г., и являющийся основанием для подготовки проекта границ лесного участка и проведения его межевания, подтверждает нахождение лесного участка в границах земель лесного фонда. Включённый в состав землеустроительного дела № 2153 Проект границ спорного лесного участка, описывающий его границы согласно материалов лесоустройства 1995-96 г.г. и утверждённый распоряжением Управления лесами Республики Адыгея от 13.10.2008 года№51 также относит спорный лесной участок к категории «земли лесного фонда». Данные документы были использованы Территориальным отделом № 1 (по г. Майкопу) для подготовки кадастрового паспорта земельного участка от 25 декабря 2008 года № 08-6/08-21771 (в строке 7 данного кадастрового паспорта местоположение земельного участка указано согласно данной проектной документации: г. Майкоп, Майкопское лесничество опытное участковое лесничество в квартале 107, выдел № 17). При этом, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 № 311 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Адыгея и установлении их границ», изданным в соответствии со статьёй 81 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, п. 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, установлено, что Опытное участковое лесничество Майкопского лесничества, являющегося в соответствии с частью 1 статьи 23 Лесного кодекса 2006 года территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, создаётся на землях лесного фонда, а включаемый в его границы участок лесного фонда совпадает с границами ранее существовавшего Опытного лесничества Майкопского лесхоза (образовано в границах Опытного лесничества Майкопского опытно-показательного лесокомбината). Данное обстоятельство также подтверждает неправомерность включения спорного лесного участка (кадастровый номер 01:08:0521001:20), а также земельного участка с кадастровым номером 01:08:0521001:14.
Выводы о неправомерности отнесения земель лесного фонда к категории «земли населённых пунктов» посредством утверждения проекта городской черты содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2008 года № 16490/07.
Как следует из содержания Схемы населённого пункта г. Майкопа, граница населённого пункта «Город Майкоп» граничит с установленной материалами лесоустройства Майкопского лесхоза границей Опытного лесничества (с 01.01.2007 - Опытного участкового лесничества Майкопского лесничества). При этом, спорный лесной участок удалён от данной границы и находится в границах участка лесного фонда (с 01.01.2007 года - лесного участка), общей площадью 44906 га, который зарегистрирован как объект № 1/2004-187 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 июня 2004 года (запись регистрации № 01-01/09-1/2004-187) (в границах межселенной территории муниципального образования «Город Майкоп». Южная граница населённого пункта г. Майкоп согласно прилагаемой к письму от 14.10.2008 № 2959 Схемы населённого пункта г. Майкопа заканчивается левым берегом реки Белой (до плотины), левым берегом канала или стеной леса.
В соответствии с нормой, содержащейся в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу данного федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков. Процедура регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда с выдачей соответствующих свидетельств о регистрации права (правоустанавливающие документы) была осуществлена в отношении вышеназванного участка в 2004 году, то есть до вступления в силу данного федерального закона.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о неправомерности действий заинтересованного лица и обоснованности заявленных Прокурором требований.
Положения части 4 статьи 200 АПК РФ гласят, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено АПК РФ.
В соответствии с положениями статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно требованиям статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Исходя из изложенного, доводы заинтересованного лица о надлежащем исполнении требований земельного и лесного законодательства судом не принимаются.
Согласно требованиям части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд признает незаконным действие ТО № 1 УФАКОН по РА по отнесению кадастровым планом от 25.12.2008г. лесного участка, расположенного в квартале 107 выдела 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества, являющегося участком лесного фонда, к землям «населенных пунктов» с присвоением ему кадастрового номера 01:08:0521001:20.
Указанные выше обстоятельства позволяют суду сделать вывод об обоснованности требований, заявленных прокурором Республики Адыгея.
При рассмотрении настоящего дела, доказательства, представленные сторонами, исследовались в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценивались арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 174, 180, 182, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным действие Территориального отдела № 1 по г. Майкопу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея по отнесению кадастровым планом от 25.12.2008г. лесного участка, расположенного в квартале 107 выдела 17 Майкопского лесничества Опытного участкового лесничества, являющегося участком лесного фонда, к землям «населенных пунктов» с присвоением ему кадастрового номера 01:08:0521001:20.
Принять отказ Прокурора Республики Адыгея от части заявленных требований и в указанной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главой 34 и главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение направить сторонам.
Судья
М.А.Афашагов