Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков | Дело № А52-660/2019 |
01 августа 2019 года |
Резолютивная часть решения оглашена июля 2019 года
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Буяновой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой Н.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Муниципального предприятия г.Пскова «Псковские тепловые сети» (место нахождения: 180017, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Седьмой район» (место нахождения: 180017, Псковская область, г.Псков, ул.128 Стрелковой Дивизии, д.13, офис 7, ОГРН <***>, ИНН <***>)
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс» (место нахождения: 180000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 40 969 руб. 26 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности 23.01.2019 №356/01-01, предъявлен паспорт (до перерыва);
от ответчика: ФИО2 Э. Ю. О. - представитель по доверенности от 18.09.2018, предъявлен паспорт (до перерыва), ФИО3 - предстатель по доверенности от 21.09.2017, предъявлен паспорт (после перерыва);
от третьего лица: ФИО4 - представитель по доверенности от 15.11.2018, предъявлен паспорт,
установил:
Муниципальное предприятие г.Пскова «Псковские тепловые сети» (далее – истец, Предприятие, МП г.Пскова «ПТС») обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс» 65 633 руб. 08 коп., в том числе 55 878 руб. 15 коп. задолженности по установке прибора учета тепловой энергии на отопление в доме №5 по ул.Советской в г.Пскове, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 754 руб. 93 коп.
Определением суда от 24.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Седьмой район»
В судебном заседании от 17.06.2019 рассмотрено заявленное представителем истца ходатайство об уточнении исковых требований, в котором в соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №4 (2015) истец просил заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего - на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Седьмой район».
Протокольными определениями от 17.06.2019 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего - на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Седьмой район» (далее – ответчик, ООО «УО «Седьмой район», управляющая компания), привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс» (далее - третье лицо, ООО «Торговый комплекс»).
Представитель истца неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил взыскать с ответчика задолженность за 32 месяца (с 01.11.2016 по 01.07.2019 с учетом рассрочки на 5 лет) в размере 29 801 руб. 68 коп., а также проценты на сумму задолженности в связи с предоставлением рассрочки платежа в сумме 11 167 руб. 58 коп. за период с 23.12.2016 по 30.06.2019. Суд, руководствуясь частью 1 статьи 49 АПК РФ, принял уточнение исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Представитель истца в судебном заседании до перерыва поддержал исковые требования с учетом уточнения. Пояснил, что в соответствии с требованиями законодательства Предприятием в конце 2016 года в спорном доме был установлен общедомовой прибор учета поставляемой тепловой энергии на отопление. Расходы истца по установке прибора учета составили всего 189 046 руб. 56 коп. Данные расходы пропорционально подлежали отнесению на собственника нежилого помещения в спорном доме – ООО «Торговый комплекс» в общей сумме 55 878 руб. 15 коп., в связи с чем обществу 12.12.2016 был выставлен счет-фактура. Поскольку собственник нежилого помещения в добровольном порядке указанную сумму не уплатил, а управление спорным многоквартирным домом осуществляет ООО «УО «Седьмой район», истец просит суд взыскать с последнего расходы Предприятия по установке прибора учета в сумме 29 801 руб. 68 коп, из расчета за 32 прошедших месяца, с учетом рассрочки платежа на 5 лет, а также проценты за предоставленную рассрочку. После перерыва в судебном заседании представитель истца не явился, поддержав иск в полном объеме, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В связи с этим руководствуясь статьей 123, частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика в судебном заседании, не оспаривая общей суммы расходов истца по установке прибора учета, не возражая относительно примененной пропорции отнесения расходов на собственника нежилого помещения и арифметической верности рассчитанной суммы долга и процентов с учетом рассрочки платежа на 5 лет, просил суд отказать в удовлетворении иска. Считал, что истцом предъявлено требование к ненадлежащему ответчику, полагал, что Предприятием изначально правомерно были заявлены требования к ООО «Торговый комплекс» по возмещению расходов по установке прибора на день предъявления иска. Одновременно ответчик подтвердил факт управления многоквартирным домом по адресу: <...> размер площади нежилого помещения, принадлежащего ООО «Торговый комплекс».
Представитель третьего лица в судебном заседании возражений против произведенных истцом расчетов и заявленных к взысканию сумм не заявил. Подтвердил факт наличия в собственности нежилого помещения №1001 в многоквартирном доме по адресу: <...>, площадью 1071,9 кв.м.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ООО «Торговый комплекс» является собственником нежилого помещения №1001, находящегося в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, площадью 1071,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2007 (том 1 л.д.15).
Между МП г.Пскова «ПТС» и ООО «Торговый комплекс» 24.03.2010 был заключен договор №409/197-10 на поставку тепловой энергии (том 2 л.д.32-40).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, находится в управлении ООО «УО «Седьмой район», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.07.2015 (том 2 л.д.57-84).
В Приложении №2 к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2015 указан состав общего имущества в доме, в отношении которого ООО «УО «Седьмой район» осуществляет управление, который включает и нежилое помещение №1001 (том 2 л.д.66).
16.02.2015 между МП г.Пскова «ПТС» и ООО «УО «Седьмой район» заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения №4386/85-15 (том 2 л.д. 14-31). В соответствии с Приложением №3 к договору, с учетом приложения №2 к соглашению от 22.07.2015, в адрес жилого дома №5 по ул. Советской в г.Пскове МП г.Пскова «ПТС» оказывает услуги по отоплению (том 2 л.д. 29).
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии на отопление от 28.10.2016, составленному МП г.Пскова «ПТС» с участием уполномоченного предствителя ООО «УО «Седьмой район», Предприятие, как ресурсоснабжающая организация, осуществила действия по установке и вводу в эксплуатацию с 01.11.2016 прибора учета тепловой энергии на отопление, являющегося коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии на отопление жилого дома, расположенного по адресу: <...>, который не был оснащен прибором учета в установленный срок (том 1 л.д.12).
12.12.2016 МП г.Пскова «ПТС» в адрес собственника нежилого помещения - ООО «Торговый комплекс» выставило счет-фактуру №16839 на сумму 55 878 руб. 15 коп. (том 1 л.д. 14).
ООО «Торговый комплекс» оплату не произвел. В этой связи 04.10.2018 истец в адрес ООО «Торговый комплекс» направил претензию №5883/04-03 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность (том 1 л.д. 10-11).
Поскольку общество оплату расходов не произвело, истец обратился в арбитражный суд с первоначальным требованием.
25.04.2019 истец направил претензию №2684/07 в адрес ООО «УО «Седьмой район» с требованием о возмещении расходов, приходящихся к взысканию с собственника нежилого помещения в доме, а также начисленных процентов всего на сумму 65633 руб. 08 коп., которая получена ответчиком 25.04.2019 и оставлена без оплаты (том 2 л.д. 98-99).
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления истцом настоящего иска о взыскании задолженности с управляющей компании.
По состоянию на дату рассмотрения иска оплата ни ответчиком, ни третьим лицом не произведена.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (статья 307 ГК РФ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 данного Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491) определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил №491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 года организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных данным Законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 10 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов, является в силу заключенных договоров управления управляющая организация.
При этом, управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Указанный подход изложен в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил №491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из вышеприведенных норм права видно, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 №6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо оттого, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил №491.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, пункты 24, 26 Правил №491).
Таким образом, именно управляющая компания, как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Статья 13 Закона об энергоснабжении не прекращает обязанность управляющей компании, установленную Жилищным кодексом Российской Федерации, принять меры по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, а пункт 38 (1) Правил №491 не исключает возможность взыскания стоимости установленного прибора учета с управляющей компании с последующим распределением данной стоимости на собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Из приведенных правовых норм следует, что критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, установленные приборы учета, являются частью системы инженерной инфраструктуры многоквартирных жилых домов, необходимы для обеспечения собственников помещений в этих домах электрической энергией и в силу статьи 290 ГК РФ и статьи 36 ЖК РФ являются общей долевой собственность указанных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 218, статьей 290 ЖК РФ собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Приборы учета, необходимые для расчета потребленной горячей воды, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратили свойства самостоятельного объекта права собственности.
Таким образом, общедомовые приборы учета являются общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома.
Исполнение истцом обязанности по оснащению приборами учета влечет встречную обязанность ответчика, как управляющей организации, по оплате стоимости выполненных работ и установленного оборудования с последующим правом на возмещение понесенных расходов за счет собственников помещений дома.
Как разъяснено в пункте 2 раздела 1 «Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений» Обзора судебной практики верховного суда Российской Федерации №4 (2015), утвержденного Президиумом ВС РФ 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в частности, в обзорах законодательства и судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ (пункт 3.2 Регламента ВС РФ, утвержденного постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 №2), формируют правоприменительную практику и являются обязательными для судов, применяющих в процессе рассмотрения дела нормы материального права.
Следовательно, иск правомерно предъявлен к ответчику, который обязан возместить истцу расходы на установку общедомового прибора учета горячего водоснабжения за счет средства, собранных с собственников помещений в спорном многоквартирном доме.
В то же время из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишена возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников.
С учетом приведенных норм законодательства управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Факт выполнения истцом работ по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном жилом доме, который находится в управлении ответчика, а также стоимость выполненных истцом работ подтверждена документально, ответчиком и третьим лицом не оспаривается.
Факт нахождения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, под управлением ответчика также не оспаривается ответчиком.
Как следует из материалов дела, ответчиком был обеспечен допуск истца для установки общедомового прибора учета и в отношении данного вопроса ответчик возражений не заявлял. При установке общедомового прибора учета собственники жилых помещений о неправомерности действий истца по установке приборов учета не заявляли. Доказательств обратного в дело не представлено.
Учитывая изложенное, датой введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, осуществленного истцом совместно с представителем ответчика, является 01.11.2016. Показания данного прибора учета используются истцом и ответчиком для расчета размера платы за потребленную горячую воду с момента ввода их в эксплуатацию по настоящее время.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно письму Минстроя России от 09.04.2014 №5792-МС/04, расходами организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета (при установке приборов учета без предоставления рассрочки), либо из стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки (при установке приборов учета с предоставлением рассрочки).
Расходы истца по установке общедомового прибора учета в размере 189 046 руб. 56 коп. (с учетом НДС 18%)подтверждаются: договором подряда №108 от 30.12.2013 и дополнительными соглашениями к нему, Утвержденными Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Индексами изменения стоимости строительно-монтажных работ и тарифных ставок оплаты труда рабочих в строительстве по объектам, финансируемым за счет средств государственного бюджета, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2016, актом о приемке выполненных работ за сентябрь 2016 года по установке прибора учета на отопление на сумму 181 546 руб. 56 коп., платежным поручением №4246 от 30.05.2017 на сумму 181 546 руб. 56 коп.; сметой №2 на проектные работы по проектированию узла учета отопления по адресу: ул.Советская, д.5 в сумме 7 500 руб., счетом на оплату №125 от 35.09.2016 и платежными поручениями №3544 от 05.05.2017 и №3573 от 10.05.2017.
Первоначально в своей позиции третье лицо оспаривало обоснованность включения в состав расходов 57 092,26 руб., отраженных в акте о приемке выполненных работ за сентябрь 2016 по строке «прочие затраты». Вместе с тем, после изучения документов, представленных истцом в судебное заседание 08.07.2019, ни от третьего лица, ни от ответчика не было заявлено возражений по суммам произведенных истцом затрат на проектирование и установку общедомового прибора учета в спорном многоквартирном доме.
При таких условиях истец по настоящему делу вправе претендовать на возмещение понесенных им затрат по правилам, установленным в части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении на случай неисполнения собственниками возложенных на них обязанностей. При этом, как следует из указанной нормы, в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Ответчик подтвердил факт направления в адрес истца сведений о площади жилых и нежилых помещений в спорном многоквартирном доме (том 1 л.д. 66-67). Ответчик также согласился с обоснованностью рассчитанных истцом расходов по установке прибора учета, приходящихся на долю каждого из собственников помещений в доме (том 1 л.д.7), и расходов, приходящихся на долю собственника нежилого помещения - ООО «Торговый комплекс».
Представитель третьего лица в отзыве на иск первоначально ссылался на необоснованность расчета истцом суммы расходов, исходя из всей площади принадлежащего обществу на праве собственности помещения. Полагал, что расчет следует производить пропорционально используемому торговому помещению площадью 685,7 кв.м., а помещение 378,4 кв.м. в расчете участвовать не должно, так как является не отапливаемым подвалом. Вместе с тем, в судебном заседании представитель третьего лица согласился с обоснованностью несения обществом бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно всей площади принадлежащего на праве собственности помещения - 1071 кв.м.
Истец представил расчет задолженности на момент вынесения решения с учетом рассрочки, предоставленной Законом об энергосбережении.
По расчету истца размер задолженности составляет 40 969 руб. 26 коп. за период с 01.11.2016 по 01.07.2019 (с учетом рассрочки, предоставляемой на 5 лет, пропорционально площади нежилого помещения, собственником которого является ООО «Торговый комплекс») и процентов за предоставление рассрочки - 11 167 руб. 58 коп., начисленных за период с 23.12.2016 по 30.06.2019 (том 2 л.д.55-56).
Расчет задолженности судом проверен и признан верным и соответствующим положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Ответчик и третье лицо расчет истца не оспаривают, ни в части состава расходов по установке общедомового прибора учета, ни в части сумм основного долга с учетом пропорциональной доли обязательства, ни в части начисления процентов.
При таких обстоятельствах, учитывая неисполнение ответчиком, как управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: <...> обязанности по оплате проведенных работ по установке общедомовых приборов учета, а также отсутствие доказательств оплаты указанных работ, исковые требования о взыскании стоимости установки общедомового прибора учета являются обоснованными.
С учетом изложенного требование истца о взыскании задолженности за установку общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление в многоквартирном жилом доме и процентов за предоставление рассрочки является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).
При обращении с иском в суд истцом уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 19.02.2019 №1195 в сумме 2 625 руб. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из общей цены иска после принятого судом уменьшения исковых требований и цене иска, равной 40 969 руб. 26 коп., государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, а излишне уплаченная пошлина в сумме 625 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Седьмой Район» в пользу Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» 40 969 руб. 26 коп., в том числе основной долг в сумме 29 801 руб. 68 коп., проценты за период с 23.12.2016 по 30.06.2019 в размере 11 167 руб. 58 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Выдать исполнительный лист.
Возвратить Муниципальному предприятию г. Пскова «Псковские тепловые сети» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 625 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Л.П. Буянова