НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Псковской области от 28.11.2018 № А52-4728/18

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-4728/2018

05 декабря 2018 года

            Резолютивная часть решения оглашена ноября 2018 года .

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саленко А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (место нахождения: 180017,  Псковская обл., г.Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 2А, ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228)

к государственному предприятию Псковской области «Псковпассажиравтотранс» (место нахождения: 180006, Псковская обл., г. Псков, ул.Леона Поземского, д.123; ОГРН 1026000959049; ИНН 6027023616)

третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) (место нахождения: 180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 53; ОГРН 1086027002423, ИНН 6027112104)

о взыскании 591 650 руб. 80 коп.

с ходатайством о восстановлении пропущенного срока,

при участии в заседании:

от заявителя: Сысоева А.А. -  главный специалист-эксперт правого отдела по доверенности от 13.06.2018 №15;

от ответчика: Малышева М.В.- юрисконсульт по доверенности от 06.09.2018 №152;

от третьего лица: Васильева Е.Г. – ведущий специалист – эксперт юридического отдела по доверенности от 21.11.2018 №21,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (далее по тексту – инспекция, заявитель) обратилась в суд с заявлением к Государственному предприятию Псковской области «Псковпассажиравтотранс» (далее по тексту – предприятие, ответчик) о взыскании 591 650 руб. 80 коп. задолженности по уплате страховых взносов   на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 4 квартал 2015 года, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Определением суда от 19.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) (далее по тексту решения – Управление, третье лицо).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Просил ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд удовлетворить, срок восстановить, ссылаясь на то, что о задолженности ответчика по требованию от №070S01160011560 на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 591 650,80 руб. заявителю стало известно только после вынесения Арбитражным судом Псковской области  решения от 27.09.2018 по делу №А52-2785/2018.

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Просил в удовлетворении требования инспекции о взыскании страховых взносов в размере 591 650руб.80коп. отказать, ссылаясь на истечения срока давности для взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть  трудовой пенсии за 4 квартал 2015 года произошедшего вследствие неправомерных действий Управления, которое изменило назначение платежа и денежные средств в размере 591 650 руб. 80 коп. были зачтены в счет погашения страховых взносов за 4 квартал 2015, что подтверждается решением суда по делу №А52-2785/2018. У налоговой инспекции либо Управления имелась реальная возможность для взыскания задолженности. Возражений по размеру задолженности не заявил.

Представитель третьего лица просил ходатайство о восстановлении срока удовлетворить, считает причины указанные налоговой инспекцией являются уважительными, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 47  Налогового кодекса Российской Федерации  (далее по тексту решения - НК РФ) налоговая инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с предприятия причитающейся к уплате суммы взноса. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

 Требование №070S01160011560 подлежало исполнению предприятием в срок до 14.03.2016. Следовательно, с заявлением в суд в порядке части 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган мог обратиться в срок до 14.03.2018.

  Налоговая инспекция обратилась с заявление в арбитражный суд согласно входящему штампу суда 15.10.2018 с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. В ходатайстве налоговый орган указал, что срок на взыскание задолженности по страховым взносам в сумме 591 650 руб. 80 коп. за 4 квартал 2015 года пропущен, в связи с тем, что о задолженности ответчика по требованию от №070S01160011560 на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 591 650,80руб. заявителю стало известно только после вынесения Арбитражным судом Псковской области  решения от 27.09.2018 по делу №А52-2785/2018.

 В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и другое), в отношении которых пропущен срок.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 №367-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Согласно  разъяснениям, изложенным в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.  

Решением Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2018 по делу №А52- 2785/2018 установлено, что Управление неправомерно изменило назначение платежа и зачло денежные средства в сумме 3 274 712руб.73коп., предназначавшиеся  в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 1 квартал 2016 года, в счет погашения недоимки за 4 квартал 2015 года (по требованиям №070S01160010260 в размере 2 062568,20 руб., №070S01160011560 в размере 591 650,80 руб., №070S01160012139 в размере 620 493,73 руб.). В связи с чем, в удовлетворении требования инспекции о взыскании 3274712руб.73коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, отказано. Данное решение вступило в законную силу, что в порядке статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеет преюдициальное значение, и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.

Таким образом, заявленная к  взысканию сумма задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2015 года объективно не могла быть взыскана налоговой инспекцией в срок, предусмотренной статьей 47 НК РФ.  Именно с  даты принятия судебного акта по делу №А52-2785/2018  инспекции  стало известно о спорной задолженности. Указанное обстоятельство находилось вне контроля инспекции, поскольку на 01.01.2017, в соответствии с положениями Федеральный закон от 03.07.2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон №250) в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» заявленная к взысканию задолженность Управлением не передавалась.

 Исследовав все имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев ходатайство заявителя, выслушав пояснения предприятия и Управления, суд считает причины пропуска срока уважительными, ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы №1 по Псковской  области о восстановлении срока на взыскание с Государственного предприятия Псковской области «Псковпассажиравтотранс»591 650 руб. 80 коп. задолженности по уплате страховых взносов и пеней за 4 квартал 2015 года в судебном порядке подлежащим удовлетворению. Восстановление процессуального срока в данном конкретном случае не может привести к нестабильности и неопределенности возникших правоотношений, поскольку  обязанность по уплате страховых взносов предприятием в добровольном порядке в силу положений НК РФ на день рассмотрения спора не прекращена. Судом принято во внимание, что неуплата задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование  на страховую часть трудовой пенсии приведет к нарушению прав застрахованных лиц предприятия на включение периода работы - 4 квартал 2015 в стаж, необходимый для исчисления пенсии.

ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 13.10.1992 за основным государственным регистрационным номером 1026000959049, является плательщиком страховых взносов.

В качестве налогоплательщика ответчик состоит на налоговом учете в МИ ФНС России №1 по Псковской области, имеет ИНН 6027023616.

Как следует из материалов дела, 21.02.2016 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Дедовичском районе Псковской области в адрес  ГП ПО "Дедовичское автотранспортное предприятие" было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов №070S011600311560 об уплате  задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 4 квартал 2015 в общей сумме 604732 руб., в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 591 650, 80руб.; - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 13081, 57руб., сроком исполнения до 14.03.2016.

21.03.2016 ГП ПО «Дедовичское автотранспортное предприятие» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ГП ПО «Псковпассажиравтотранс».

22.03.2016, в связи с тем, что в установленный срок уплата страховых взносов и пеней ответчиком не была произведена, Управлением вынесено решение №070S0216002735 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках на общую сумму 604 732 руб.

29.12.2016 Управлением вынесено постановление №070S04160010986 о взыскании недоимки за счет имущества плательщика страховых взносов по требованию №070S01160011560 на сумму пеней 13081,57 руб. Постановление о взыскании недоимки по требованию №070S01160011560  на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размер 591 650,80 руб. за счет имущества плательщика страховых взносов Управлением не выносилось. Согласно решению Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2018 по делу №А52-2785/2018 Управлением поступившие от предприятия по платежному поручению от 26.12.2016 №6453 денежные средства в общей сумме 5000000 руб. зачтены в счет уплаты  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за  4 квартал 2015, в том числе в сумме 591650 руб. 80 коп. по требованию №070S011600311560.

16.01.2017 на основании постановления №070S04160010986  службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство №60042/17/139.

Управлением, в налоговую инспекцию, как лицу, осуществляющему с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов, передана задолженность по требованию №070S01160011560 по взысканию пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 13081,57 руб.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2018 по делу №А52-2785/2018 установлен факт неправомерного зачисления Управлением платежа предприятия по платежному поручению от 26.12.2016 № 6453 в счет погашения задолженности за 4 квартал 2015. На основании судебного акта, задолженность в сумме 3274712 руб. 73 коп. налоговой инспекцией отнесена на задолженность предприятия за 4 квартал 2015, в том числе задолженность в сумме 591650 руб. 80 коп. по спорному требованию, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов па обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования осуществляли до 01.01.2017 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №250) в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии с Законом №250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».

Согласно пункту 14 части 2 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право взыскания недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях предусмотренных НК РФ. С 01.01.2017 данное право предоставлено также в отношении страховых взносов (часть 2.1 статьи 31 НК РФ).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 НК РФ каждый обязан  платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19  НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Основания прекращения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов определены в пункте 3 статьи 44 НК РФ, согласно которому обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.  

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае не вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, взыскание налога может быть произведено в судебном порядке.  

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговым органом не выносилось, что не оспаривается ответчиком.

 Доказательства исполнения требования Управления №070S01160011560 в добровольном порядке, ответчиком не представлено.  Задолженность  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 4 квартал 2015 в сумме 591650 руб.80 коп. ответчиком не оспаривается. Представителем ответчика в судебном заседании размер задолженности подтвержден.

 При таких обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению полностью.

   Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

   На основании части 3 статьи 110 названного Кодекса государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

   В статье 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

   В подпункте 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ указано, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с требованиями главы 25.3 указанного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

   Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17  НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".  

   В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 названного Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Заявителем по делу является налоговая инспекция, которая в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена от уплаты госпошлины.

На основании вышеизложенного государственная пошлина, исчисленная от суммы иска в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 52, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 14 833руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного предприятия Псковской области «Псковпассажиравтотранс» в доход соответствующего бюджета недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за четвертый квартал 2015 года по требованию №070S01160011560  в сумме 591650 руб. 80 коп.,  а также государственную пошлину в размере 14833руб. в доход федерального бюджета.

Выдать исполнительный лист.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                                                     С.Г. Циттель