Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-3219/2022
29 августа 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2022 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Буяновой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротун Я.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АДЖЕНС» (адрес: 143131, Московская область, г. Руза, рабочий поселок Тучково, ул. Восточная, д. 29, ОГРН: 1075075001473, ИНН: 5075034782)
к Псковской таможне (адрес: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д.20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031)
о признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-1965/2022,
при участии в заседании:
от заявителя: Миненко Д.С. - представитель по доверенности;
от ответчика: Яковлева Н.А. – представитель по доверенности; Филимонова Я. Ю. – представитель по доверенности;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АДЖЕНС» (далее по тексту - заявитель, общество, ООО «АДЖЕНС») обратилось в суд к Псковской таможне (далее – таможня, таможенный орган, ответчик) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-1965/2022, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000руб.
Представитель заявителя заваленные требования поддержал в полном объеме, просил признать постановление от 09.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-1965/2022 незаконным и отменить. Полагал, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, поскольку замена тягача на тягач иного перевозчика - ООО «Автопромснаб-спедишн» произведена по правилам пункта 2 статьи 148 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с уведомлением таможенного органа, в регионе деятельности которого совершалась замена транспортного средства без перегрузки товара и без удаления наложенных таможенных пломб на прицепе, в котором находится груз, так как прицеп не был заменен. При совершении данной операции разрешения таможенного органа, предусмотренного пунктом 1 статьи 148 ТК ЕАЭС, не требовалось. Все обязанности, предусмотренные статьей 150 ТК ЕАЭС, возложенные на общество, как на перевозчика товара, в соответствии с процедурой таможенного транзита, обществом выполнены в полном объеме, груз доставлен в таможню назначения в установленные сроки. Замена перевозчика отражена в соответствующих графах CMR. Более того, договором на оказание услуг по перевозке груза от 25.05.2021 предусмотрена возможность привлечения обществом стороннего исполнителя для выполнения транспортного заказа, в этом случае общество выступает в качестве экспедитора. В этой связи заявитель полагает, что выполнены условия подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.
Представители таможенного органа заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считали вынесенное постановление законным и обоснованным. Отметили, что процедура таможенного транзита была открыта обществом, выступавшим и декларантом, и перевозчиком, в транзитной декларации в графе 50 принципалом указано общество, сведений об иных перевозчиках в ТД не содержится, следовательно, общество обязано было в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС осуществить доставку груза в таможню назначения и самостоятельно закрыть процедуру таможенного транзита. Вопреки этому товары, находящиеся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа переданы иному перевозчику, который не является ни стороной сделки, ни законным владельцем товара, ни декларантом. Передача груза иному перевозчику могла быть осуществлена только с разрешения таможенного органа, чего выполнено не было.
Проанализировав имеющиеся в деле материалы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.
19.02.2022 в 14 ч. 03 мин. на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство марки «SCANIA» регистрационный номер АР3012-5, полуприцеп марки «SCHMITZ» регистрационный номер А1773 Е-5, находящееся под управлением водителя ООО «Автопромснаб-спедишн» Палитсевича Э. (гражданин Республики Беларусь).
Представителем перевозчика в адрес таможенного органа при прибытии представлены товаросопроводительные документы: CMR №FYCC20220204-2 от 04.02.2022, Invoice №FYCC20220204-2 от 05.02.2022 г., транзитная декларация №10716030/060222/0001504 (далее-ТД).
Согласно представленным документам перемещается товар - многослойное лобовое стекло автомобиля с деталями, общий вес брутто 10500 кг.
Отправитель: Fuyao Group Changchun LTD, JILIN CHINA, CHANGCHUN CITY, No. 4499 PUDONG ROAD. Получатель товара: Fuyao Europe GmbH Ohmstrasse 1, 742211, Leingarten, Germany.
Согласно ТД №10716030/060222/0001504 товар был помещен под процедуру таможенного транзита 06.02.2022 на т/п ДАПП Полтавка Уссурийской таможни. В соответствие с открытой процедурой таможенного транзита в качестве декларанта и перевозчика вышеназванного товара выступал ООО «АДЖЕНС», перевозка осуществлялась на транспортном средстве регистрационный номер H869AP790RUS, с прицепом A1773E5BY.
Срок доставки вышеуказанного товара - 06.03.2022 г. Место доставки товара -таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни (10209050).
19.02.2022 года на т/п МАПП Убылинка зарегистрировано сообщение о прибытии №10209050/190222/5004158/001, представленное перевозчиком - ООО «Автопромснаб-спедишн».
При анализе документов, полученных в рамках таможенного контроля на таможенном посту МАПП Убылинка, а также документов, полученных из таможенного поста ДАПП Полтавка Уссурийской таможни, открывшего процедуру таможенного транзита, установлено, что регистрационный номер тягача - АР3012-5 не соответствует номеру тягача, заявленному в ТД H869AP790RUS. Перевозчик - ООО «Автопромснаб-спедишн», представивший сообщение о прибытии груза, не соответствует указанному в ТД - ООО «АДЖЕНС».
Договор перевозки CMR №FYCC20220204-2 заключен 04.02.2022 между перевозчиком ООО «АДЖЕНС» и отправителем товара Fuyao Group Changchur, что отражено в графах 22 и 23 CMR.
В графе 16 CMR содержатся сведения о перевозчике товара ООО «АДЖЕНС». Согласно заполненной в соответствии с конвенцией КДПГ графе 17 CMR, товар был передан для перевозки следующему перевозчику - ООО «Автопромснаб - спедишн» (Республика Беларусь).
Из объяснения представителя перевозчика ООО «Автопромснаб-спедишн» Палитсевича Эдуарда (PALITSEVICH EDUARD) следует, что он 03.02.2022 в г.Уссурийске отдал пустой прицеп от сцепки АР3012-5/А1773Е-5 автомобилю с регистрационным номером Н869АР790 предприятия ООО «АДЖЕНС». Автомобиль с регистрационным номером Н869АР790 привез загруженный прицеп по процедуре таможенного транзита, была произведена перецепка прицепа регистрационный номер А1773Е-5.
08.02.2022 и 19.02.2022 на таможенный пост МАПП Убылинка из Уссуриского таможенного поста поступила информация об уведомлении 06.02.2022 перевозчиком ООО «АДЖЕНС» о замене тягача на основании пункта 2 статьи 148 ТК ЕАЭС.
Сведений о том, что передача товара от перевозчика ООО «АДЖЕНС» к перевозчику ООО «Автопромснаб-спедишн» осуществлена с разрешения таможенного органа, не имелось.
Усмотрев в действиях перевозчика - ООО «Адженс» признаки административного правонарушения, выразившегося в передаче товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа, таможня 25.04.2022 возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАПРФ, и назначила административное расследование.
В ходе административного расследования от директора ООО «АДЖЕНС» Д.С.Суханова в адрес Псковской таможни поступило письменное пояснение о том, что ООО «АДЖЕНС» во исполнение требований статьи 148 ТК ЕАЭС 06.02.2022 обратилось в таможенный орган (Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни) с уведомлением о предстоящей замене тягача, указанного в транзитной декларации №10716030/060222/0001504 на тягач регистрационный номер АР3012-5, принадлежащий перевозчику ООО «Автопромснаб-спедишн». При этом декларантом таможенной процедуры по прежнему является ООО «АДЖЕНС». В данном случае, по мнению руководства ООО «АДЖЕНС» действует не разрешительный порядок, а именно уведомительный. Таким образом, разрешение таможенных органов на передачу товаров для перевозки не было получено, поскольку получение такого разрешения не предусмотрено законодательством. По мнению руководства перевозчика, в действиях ООО «АДЖЕНС» отсутствует состав административного правонарушения.
В ходе административного расследования в адрес Псковской таможни руководителем ООО «Автопромснаб - спедишн» предоставлен ответ содержания аналогичного содержанию ответа ООО «АДЖЕНС».
25.05.2022 уполномоченным должностным лицом таможни составлен протокол по делу об административном правонарушении, а затем 09.06.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу №10209000-1965/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300000 руб.
Считая постановление незаконным, нарушающим права и интересы общества, заявитель обратился в суд с требованием об отмене данного постановления.
Исследовав письменные доказательства, представленные в дело, доводы и позиции сторон, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объектом административного правонарушения по статье 16.9 КоАП РФ выступает порядок доставки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается, в том числе, в передаче товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иному лицу.
Субъектами выступают лица, на которых возлагались обязанности по обеспечению сохранности и доставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. К ним относятся как физические лица, так и должностные лица, юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с пунктом 1 статьи Конвенции о договоре международной перевозки грузов от (КДПГ, Женева, 1956г.) перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС установлено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок и место доставки, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
Согласно статье 154 ТК ЕАЭС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В силу пункта 7 статьи 2, подпункта 4 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру транзита, может выступать и перевозчик товаров.
В части статьи 84 установлено, что декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно ТД №10716030/060222/0001504 товар был помещен под процедуру таможенного транзита 06.02.2022 на т/п ДАПП Полтавка Уссурийской таможни, декларантом и перевозчиком товара выступил ООО «АДЖЕНС», перевозка осуществлялась на транспортном средстве H869AP790RUS / A1773E5BY.
В отношении вышеуказанного товара Уссурийской таможней определены: срок доставки - 06.03.2022, место доставки - таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни (10209050).
Таким образом, обязанность в соответствии со статьей 150 ТК ЕАЭС доставить товары в установленные таможенным органом отправления срок и место доставки была возложена на перевозчика ООО «АДЖЕНС».
Передача для дальнейшей перевозки товаров в рамках начатой (открытой) таможенной процедуры таможенного транзита иному лицу влечет за собой передачу прав и обязанностей первоначального перевозчика-декларанта, возложенных таможенным органом при выпуске товаров.
При перецепке транспортных средств произошла не только смена перевозчика, но и смена декларанта таможенной процедуры таможенного транзита, так как полномочия ООО «АДЖЕНС» выступать декларантом товаров были утрачены.
На передачу прав и обязанностей в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем в рамках начатой процедуры таможенного транзита, требуется разрешение таможенного органа - открытия процедуры в связи со сменой перевозчика-декларатна, который был бы уполномочен (на которого была бы возложена обязанность) доставить товары в установленные таможенным органом отправления срок и место доставки.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.05.2010 № 289, заявлять перегрузку в гр.55 транзитной декларации можно, если при совершении грузовых операций не меняется декларант, указанный в графе 50, то есть декларантом ТПТТ выступает лицо, указанное в пп.1 п.1 ст.83 ТК ЕАЭС (например, получатель),
«7. После выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и до момента прибытия транспортного средства в место доставки в листы ТД, сопровождающие товары, в случаях, определенных международными договорами и актами, составляющими право Союза, могут быть внесены определенные сведения в графу 55. Эти сведения относятся к грузовым операциям с товарами и вносятся перевозчиком или декларантом. Сведения могут быть внесены от руки печатными буквами.
Графа 55 заполняется в случае, если при совершении грузовых операций не меняется декларант, указанный в графе 50».
Технически внесение сведений в графу 55 транзитной декларации возможно таможенным органом, в который поступило уведомление о совершении в его регионе деятельности грузовых операций.
В рассматриваемом случае ООО «АДЖЕНС» с заявлением о замене транспортного средства с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №10716030/060222/0001504, на транспортное средство иного перевозчика в Уссурийскую таможню не обращался. Разрешение на передачу товаров иному перевозчику - ООО «Автопромснаб-спедишн» для последующей доставки в таможню назначения не выдавалось.
Указанное обстоятельство подтверждается ответом Уссурийской таможни от 25.03.2022 №12-11/06788.
На Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни 07.02.2022 от ООО «АДЖЕНС» поступило уведомление от 06.02.2022, в котором сообщалось о замене транспортного средства (тягача) без нарушения средств идентификации в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 10716030/060222/0001504.
Согласно пункту 1 статьи 148 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка (перевалка), в том числе с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида транспорта, и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза, а также замена транспортных средств, перевозящих такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В пункте 2 статьи 148 ТК ЕАЭС указано, что в случае если операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в отношении товаров и транспортных средств могут быть совершены без удаления наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не наложены, совершение таких операций допускается после соответствующего уведомления таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, в электронной или письменной форме.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций, определяется Комиссией (пункт 3 статьи 148 ТК ЕАЭС).
Заявитель полагает, что действовал в соответствии с частью 2 статьи 148 ТК ЕАЭС и пунктами 11 и 12 Порядка совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций (далее - Порядок), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 №170 (далее – Порядок №170). Считает, что достаточно было соблюдения уведомительного порядка замены транспортного средства без перегрузки и иных операций с товаром, без удаления наложенных таможенных пломб.
Анализируя данные доводы заявителя, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 2 Порядка №170 для получения разрешения декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, или перевозчик, если он не выступал декларантом (далее - лицо), направляет в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого планируется совершение грузовых операций и (или) замены транспортных средств, заявление (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе) на совершение грузовых операций и (или) замены транспортных средств (далее - заявление). Для получения разрешения фактическое прибытие в таможенный орган лица и (или) предъявление таможенному органу транспортного средства и (или) товаров не требуются.
В соответствии с пунктом 8 Порядка №170 после совершения грузовых операций и (или) замены транспортных средств лицо, направившее заявление, представляет в таможенный орган, который выдал разрешение, транзитную декларацию в виде документа на бумажном носителе (в случае, если вместе с заявлением таможенному органу представлена копия транзитной декларации на бумажном носителе либо электронная копия транзитной декларации на бумажном носителе).
Из пункта 9 Порядка №170 следует, что после совершения грузовых операций и (или) замены транспортных средств должностное лицо таможенного органа:
а) формирует в информационной системе таможенного органа сообщение о совершении грузовых операций и (или) замены транспортных средств, которое направляется в таможенный орган отправления, таможенный орган назначения и содержит следующие сведения, в том числе:
регистрационный номер транзитной декларации, а также (при наличии) номер книжки МДП или карнета АТА;
код таможенного органа, принявшего решение о выдаче разрешения;
совершенные грузовые операции и (или) замена транспортных средств;
б) вносит в транзитную декларацию сведения о совершении грузовых операций и (или) замены транспортных средств, новых наложенных пломбах, печатях и иных средствах идентификации (в случае, если такие пломбы, печати и иные средства идентификации применялись) с указанием даты совершения грузовых операций и (или) замены транспортных средств в формате дд.мм.гг;
г) информирует лицо, направившее заявление, о внесении в транзитную декларацию сведений о совершении грузовых операций и (или) замены транспортных средств и возможности получения транзитной декларации с отметкой об их совершении (в случае, если транзитная декларация представлена на бумажном носителе).
Пунктом 11 Порядка №170 аналогично пункту 2 статьи 148 ТК ЕАЭС закреплено, что в случае совершения грузовых операций и (или) замены транспортных средств без удаления наложенных таможенных пломб и печатей или в случае, если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены, лицо направляет в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого планируется совершение грузовых операций и (или) замены транспортных средств, уведомление (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе) о совершении грузовых операций и (или) замены транспортных средств (далее - уведомление). При направлении уведомления фактическое прибытие в таможенный орган лица и (или) предъявление таможенному органу транспортного средства и (или) товаров не требуются.
При этом согласно подпункту «е» пункта 12 Порядка уведомление направляется в таможенный орган должно содержать - полное или краткое (сокращенное) наименование юридического лица, организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которые будут перевозить (транспортировать) товары после осуществления перегрузки (перевалки) товаров, в том числе на транспортное средство другого вида транспорта (в случае, если декларантом выступает лицо, указанное в подпункте 1 пункта 1 статьи 83 Кодекса, либо лицо государства - члена Союза, которое в соответствии с законодательством этого государства обладает полномочиями в отношении товаров, перевозимых (транспортируемых) с использованием 2 и более видов транспорта, и обеспечивает организацию такой перевозки (транспортировки) товаров).
Из анализа положений статьи 148 ТК ЕАЭС и Порядка №170 следует, что как для совершения грузовых операций с товаром, так и для замены транспортного средства по общему правилу необходимо получить разрешение таможенного органа.
Уведомительный порядок является исключением, применяется только в случае совершения грузовых операций или замены транспортных средств без удаления наложенных таможенных пломб и печатей или в случае, если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены.
При этом ни статья 148 ТК ЕАЭС, ни Порядок №170 не содержат норм, регулирующих либо влияющих на объем прав и обязанностей перевозчика и декларанта, закрепленных в статье 150 и пункте 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
За несоблюдение требований статьи 148 ТК ЕАЭС и Порядка №170 предусмотрена административная ответственность по статье 16.13 КоАП РФ «Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа».
В рассматриваемом случае в вину обществу вменяется совершение иного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела перевозчиком ООО «АДЖЕНС», являющимся одновременно декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, осуществлена замена транспортного средства (Тягача) с регистрационным номером Н869АР790, принадлежащего ООО «АДЖЕНС», на тягач с регистрационным номером АР3012-5, принадлежащий перевозчику ООО «Азтопромснаб-спедишн».
В результате смены тягача осуществлена передача товара, помещенного ООО «АДЖЕНС» под таможенную процедуру таможенного транзита, другому лицу - перевозчику ООО «Автопромснаб-спедишн».
Передача товаров для дальнейшей перевозки в рамках начатой таможенной процедуры иному лицу, влечет за собой передачу прав и обязанностей первоначального перевозчика-декларанта, возложенных таможенным органом при выпуске товаров. На передачу прав и обязанностей требуется разрешение таможенного органа, что влечет за собой завершение действия начатой процедуры и открытия новой процедуры в связи со сменой декларанта.
Разрешение таможенного органа на изменение транспортных средств со сменой и перевозчика, и декларанта, на которого уполномоченным таможенным органом была возложена обязанность по доставке в таможню назначения товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита, получено не было.
С учетом вышесказанного, перевозчик ООО «АДЖЕНС», являющийся одновременно декларантом товара, помещенного под процедуру таможенного транзита, не имел права передавать такой товар другому лицу без разрешения таможенного органа.
Противоправные действия ООО «АДЖЕНС» выразились в передаче перевозимых в соответствие с таможенным транзитом товаров без разрешения таможенного органа иному лицу - ООО «Автопромснаб-спедишн» (иному перевозчику в результате перецепки тягача), которым в установленном порядке не было получено разрешение уполномоченного таможенного органа на перевозку товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита.
Тем самым общество совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что согласно пунктам 2.2. и 2.4.1 договора №21/22 от 25.02.2021 на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортном в международном сообщении, заключенного между ООО «Адженс» и отправителем груза, предусмотрена возможность привлечения обществом стороннего исполнителя для выполнения транспортного заказа, в этом случае общество выступает в качестве экспедитора, следовательно, законодательство не нарушено, подпункт 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС соблюден.
Согласно абзацу 6 подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС лицо, являющееся экспедитором, может выступать декларантом товаров – при заявлении процедуры таможенного транзита. Согласно представленным в материалы дела ТД, товаросопроводительным документам, в момент подачи ТД №10716030/060222/0001504 на таможенный пост Усурийской таможни ООО «АДЖЕНС» являлось перевозчиком груза. Экспедитором не выступало. При передаче товаров иному перевозчику - ООО «Автопромснаб-спедишн» для последующей доставки в таможню назначения нового заявления процедуры таможенного транзита с указанием сведений о себе, как экспедиторе, и об ООО «Автопромснаб-спедишн», как новом перевозчике, не сообщало.
Уведомление о прибытии транспортного средства для завершения процедуры таможенного транзита 19.02.2022 года на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни поступило от перевозчика - ООО «Автопромснаб-спедишн», а не от ООО «АДЖЕНС».
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо ООО «АДЖЕНС» является декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также перевозчиком товара, осуществляющим свою деятельность на профессиональной основе, соответственно, вступая в правоотношения в области таможенного дела, Общество могло и должно было знать об особенностях доставки грузов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.
Согласно материалам дела, совершение данного административного правонарушения не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных и непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля лица, привлекаемого к ответственности. Возможность не допустить совершения данного правонарушения у перевозчика имелась.
Учитывая изложенные обстоятельства, в рассматриваемом случае перевозчик ООО «АДЖЕНС» не проявил должную степень осмотрительности и заботливости для недопущения правонарушения, что свидетельствует о наличии в действиях перевозчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Санкция части 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусматривает назначение наказания юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом данного административного правонарушения, или без таковой.
При рассмотрении материалов административного правонарушения таможенным органом обстоятельством, отягчающим административную ответственность перевозчика ООО «АДЖЕНС» в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «АДЖЕНС» в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено. Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 08.06.2022 года ООО «АДЖЕНС» не включено в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом указанного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ таможней обществу был назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи – 300000руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
В рассматриваемом случае общество замену тягача произвело, направив 06.02.2022 уведомление об изменении транспортного средства на таможенный пост Усурийской таможни, в зоне деятельности которой осуществлялись действия по смете транспортного средства. Смена перевозчика отражена в графе 16, 17 CMR в соответствии с требованиями КДПГ. Товары, помещенные согласно ТД №10716030/060222/0001504 под процедуру таможенного транзита, были доставлены для завершения процедуры 19.02.2022 в 14 час. 03 мин. на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни, то есть доставлены в установленный срок и в установленное место. Целостность наложенной на прицеп с грузом пломбы номер:0280862,12609 не нарушалась. Осмотром с применением ИДК, проведенным сотрудниками т/п МАПП Убылинка Псковской таможни 19.02.2022 нарушений груза не установлено («объект без подозрений»). Процедура транзита завершена и транспортное средство с регистрационным номером АР3012-5, принадлежащее перевозчику ООО «Азтопромснаб-спедишн», с грузом убыло из ЗТК 20.02.2022 в 06 час. 20 мин.
Оценив установленные обстоятельства, характер совершенного обществом правонарушения и степень его общественной опасности, учитывая, что общество привлечено к административной ответственности впервые, отсутствуют негативные экономически последствия, не имеется сведений о пренебрежительном отношении к законодательству, напротив, анализ поведения общества свидетельствует о том, что правонарушение стало возможны по причине неверного толкования положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное обществом нарушение не создало угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, санкция части 1 статьи 16.9 КоАП РФ (300000руб.) в данном конкретном рассматриваемом случае несоизмерима содеянному, является чрезмерным финансовым бременем.
При таких обстоятельствах судом совершенное обществом правонарушение на основании статьи 2.9 КоАП РФ подлежит признанию малозначительным.
Учитывая изложенное, постановление от 09.06.2022, вынесенное Псковской таможней по делу об административном правонарушении №10209000-1965/2022, на основании статьи 211 АПК РФ следует признать незаконным и отменить.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
постановление от 09.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-1965/2022, вынесенное Псковской таможней в отношении общества с ограниченной ответственностью «АДЖЕНС», признать незаконным и отменить.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Л.П. Буянова