НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Псковской области от 16.02.2011 № А52-4382/10

Арбитражный суд Псковской области

ул. Некрасова, 23, г.Псков, 180001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков Дело № А52-4382/2010

21 февраля 2011 года

Резолютивная часть оглашена 16.02.2011

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Ледневой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бельской Ж.Г., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Островгазсервис»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области

о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2010 №50,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель, по доверенности от 22.11.2010, ФИО2, бухгалтер, по доверенности от 20.12.2010 №39;

от ответчика: ФИО3, заместитель начальника отдела выездных налоговых проверок, по доверенности от 24.04.2009 №А01-26/019, ФИО4, ведущий специалист-эксперт юридического отдела, по доверенности от 14.04.2010 №А-01-26/013.

Общество с ограниченной ответственностью «Островгазсервис» (далее – Общество) обратилось с заявлением (с учетом уточнения формулировки требования в судебном заседании, протокол судебного заседания от 16.02.2011) о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области от 13.11.2010 №50 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании в кассу денежной наличности и несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.

Ответчик требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного постановления.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

28-29 октября 2010 ответчиком на основании поручения от 28.10.2010 №38 (л.д. 9) проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью «Островгазсервис» по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью при осуществлении деятельности по реализации газа за наличный расчет на автоматических газозаправочных станциях (далее - АГЗС).

В ходе проверки выявлены нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, в том числе: неоприходование в кассовой книге денежных средств в сумме 1004660 руб. 54 коп. за период с 19.10.2010 по 28.10.2010; нарушение порядка хранения денежных средств (отсутствие специально оборудованного помещения кассы), о чем составлены акт от 28.10.2010 №4544 (л.д.26-27) и протокол от 29.10.2010 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10-12).

13.11.2010 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановлением №50 о привлечении Общества к административной ответственности на основании вышеуказанной статьи и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Псковской области от 03.12.2010 №08-08/7367 вышеуказанное постановлении оставлено без изменения, а жалоба Общества на постановление без удовлетворения (л.д. 124-125).

С постановлением от 13.11.2010 №50 о привлечении его к административной ответственности заявитель не согласен, мотивируя тем, что, поскольку порядок ведения кассовых операций при наличии у организации территориально удаленных обособленных подразделений действующим законодательством не установлен, Обществом определены правила документооборота приказом от 30.12.2009 №25 об учетной политике на 2010. В соответствии с данным приказом кассовая книга заполняется один раз в 10 дней. Правомерность действий Общества подтверждается, по мнению заявителя, письмом Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Псковской области от 20.12.2010 №13-46/6688 (л.д.23), полученным в ответ на запрос Общества по вопросу о порядке ведения кассовой книги организациями, имеющими обособленный подразделения. Заявитель также ссылается на то, что Общество не относится к субъектам, для которых разработаны Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс, утвержденные письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.02.1996 №247, и полагает, что хранение наличных денежных средств для текущих расходов в пределах лимита в сейфе в изолированном от других помещений кабинете бухгалтера-кассира, не является нарушением Единых требований, установленных для касс. Основные бухгалтерские операции по приходу и расходу денежных средств осуществляются обособленными подразделениями, полученные за реализацию газа наличные денежные средства сдаются в банк через инкассаторскую службу.

Суд находит доводы заявителя необоснованными, а его требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения функции по определению порядка ведения кассовых операций возложены на Банк России.

Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок № 40) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

Согласно пункту 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. В силу пункта 23 Порядка каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу.

Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В пункте 25 Порядка определено, что на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

Пунктом 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 № 51 (далее - Методические рекомендации) и пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила)установлено, что кассир предприятия составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора.

Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 №10196/05 определено, что поскольку требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.

Таким образом, под неоприходованием денежной наличности в кассу следует понимать неоприходование ее в кассу в день получения выручки.

Каких-либо исключений из правил, устанавливающих процедуру ежедневного оприходования денежной выручки в кассу, для организаций, имеющих обособленные структурные подразделения, нормативными актами не предусмотрено.

В письме Департамента наличного денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2008 №29-1-1-11/7735 «О порядке ведения кассовых операций обособленными структурными подразделениями организаций» указано на необходимость соблюдения Порядка № 40, в соответствии с которым каждая организация ведет одну кассовую книгу, в которой учитываются все поступления и выдачи наличных денег организации.

В соответствии с предложенным департаментом порядком обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения (далее - обособленное подразделение), ведут в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги. Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении. Второй экземпляр отчета кассира вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота.

В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по реализации газа за наличный расчет на АГЗС, расположенных в г. Острове и в п. Заплюсье Островского района, работающих круглосуточно. Операторы-кассиры, непосредственно реализующие сжиженный газ, осуществляют наличные денежные расчеты с покупателями с применением контрольно- кассовой техники, ежедневно в соответствии с договором от 30.11.2009 № 04/09/35 (л.д.17-20) сдают денежную наличность инкассаторам в согласованное время по квитанциям к инкассаторским сумкам (л.д.132-145), ежедневно составляют сменный отчет с указанием сведений о движении наличных денег (л.д.107-120), выводят из ККМ суточный отчет с гашением (л.д.126-131). Эти документы один раз в 10 дней доставляются в бухгалтерию Общества, находящуюся в <...>, и на основании данных документов бухгалтер-кассир Общества в электронном виде оформляет приходные и расходные кассовые ордера и вносит соответствующие записи в кассовую книгу.

В конце месяца в бухгалтерию поступает отчет кассира по подразделению за месяц (л.д.96), после проверки которого бухгалтер распечатывает кассовую книгу.

Данный порядок предусмотрен учетной политикой Общества (приказ от 30.12.2009 №25 об учетной политике на 2010, л.д.82-84).

Таким образом, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что кассовая книга Общества заполняется один раз в десять дней, что противоречит вышеуказанным нормативным актам, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, также порядку, определенному в письме Департамента наличного денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2008 №29-1-1-11/7735, поскольку передачу отчетов кассиры АГЗС в бухгалтерию Общества в электронном виде не осуществляют.

Вместе с тем, в ответе Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Псковской области от 20.12.2010 №13-46/6688 (л.д.23) на запрос Общества также указано, что именно в этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота.

В ходе проверки 29.10.2010 в офисе бухгалтерии, находящейся в <...>, проверяющим был предъявлен вкладной лист кассовой книги за 18.10.2010. При рассмотрении материалов проверки представлены вкладные листы за период с 19.10.2010 по 28.10.2010(л.д.56-65), из которых усматривается, что неоприходованная выручка Общества за этот период составила 1004660, 54руб.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании в кассу денежной наличности, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, поскольку Общество имеет лимит остатка кассы (279 000 руб.) и осуществляет хранение свободных денежных средств, что установлено проверкой и подтверждается материалами дела (акт ревизии наличных денежных средств от 29.10.2010, л.д.31), Общество должно было обеспечить соблюдение порядка хранения свободных денежных средств

В соответствии с пунктом 29 Порядка №40 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении №3 к Порядку.

Согласно пункту 3 этого приложения помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Как следует из материалов дела, у Общества отсутствует специально оборудованное помещение кассы, хранение денежных средств оно осуществляет с нарушением вышеназванных пунктов Порядка в сейфе, расположенном в рабочем кабинете бухгалтера-кассира. Указанные действия также образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка заявителя на письмо Центрального банка Российской Федерации от 26.02.1996 №247, судом не принимается, поскольку указанным письмом были утверждены Требования к устройству и технической укрепленности кассового узла в зданиях коммерческих банков, к числу которых заявитель, действительно, не относится, однако и нарушение этих требований заявителю не вменяется. Кроме того, данный документ утратил силу с 1 июня 1997 года в связи с изданием Центральным банком Российской Федерации приказа от 25.03.1997 № 02-101.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Размер штрафа определен в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за вышеуказанное административное правонарушение, и установлен в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Островгазсервис» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области от 13.11.2010 №50 отказать.

На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Псковской области.

Судья О.А.Леднева