НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 31.01.2024 № А51-15560/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-15560/2019

09 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Беспаловой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рукс К.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» (ИНН 2540197549, ОГРН 1132540011614, дата государственной регистрации 05.12.2013)

к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 22.08.1991)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные к участию в деле на стороне ответчика:

публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (ОГРН 1022502259625, ИНН 2504000204, дата государственной регистрации 14.10.2002), Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1122543024262, ИНН 2540188030, дата государственной регистрации 29.12.2012), Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831, дата государственной регистрации 15.05.2003), Управление градостроительства администрации г. Владивостока (ИНН 2536323102, ОГРН 1202500010052, дата государственной регистрации 06.05.2020), Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации 23.09.2003), акционерное общество «Паритет» (ИНН 2721137990, ОГРН 1062721089749, дата государственной регистрации 15.05.2006)

об оспаривании постановления № 2187 от 03.06.2019 об отмене разрешения на строительство от 22.08.2017 № RU 25304000-284/2017

при участии:

от заявителя: Скиндер И.В., доверенность от 08.12.2020, паспорт, диплом; адвокат Михалёв И.В., доверенность от 01.07.2023, удостоверение адвоката; Черевко А.А., доверенность от 06.12.2023, диплом, паспорт.

от ответчика: Жембровская О.В., доверенность от 05.12.2023, диплом, с/у;

от Управления градостроительства администрации г. Владивостока: Жембровская О.В., доверенность от 05.12.2023, диплом, с/у;

от ФГУП «Росморпорт»: Москвичёва О.Е., доверенность от 09.03.2023, паспорт, диплом;

от ПАО «ВМТП»: адвокат Бабаев Т.И., доверенность от 01.01.2024, удостоверение адвоката; Яганов А.А., доверенность от 31.03.2023, диплом, паспорт;

от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК: Щедривый К.А., доверенность от 01.08.2023, диплом, паспорт;

от ОАО "РЖД": Панченко А.П., доверенность от 14.07.2023, диплом, паспорт, свидетельство о заключении брака;

от АО "Паритет": не явились, извещены.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» (далее – ООО «ВМТ», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации г. Владивостока от 03.06.2019 № 2187 «Об отмене разрешения на строительство от 22.08.2017 № RU 25304000-284/2017.

Определениями арбитражного суда от 23.09.2019, 03.03.2021, от 13.10.2021, от 10.11.2021, от 16.02.2022, от 12.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика были привлечены публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее – ПАО «ВМТП»), Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Инспекция стройнадзора), Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт»), Управление градостроительства администрации г. Владивостока (далее – УГА), Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») и АО «Паритет».

Представитель АО «Паритет», извещенный надлежащим образом, в заседание суда не явился, заявлений, ходатайств в материалы дела не представил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ, судебное разбирательство проведено в отсутствие указанного лица.

Определением арбитражного суда от 25.07.2022 было отказано ООО «ВМТ» в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы в соответствии со статьей 82 АПК РФ по вопросам относительно того, предусмотрено ли спорной проектной документацией по Объекту, строительство надземного пешеходного виадука, пристраиваемого с северо-западной стороны здания на отметке 3-го этажа +10.650 и ведущего к существующему пешеходному мосту (для приема пешеходных потоков со стороны центральной площади и существующих переходов через железнодорожные пути).

Определением от 02.11.2022 производство по делу было приостановлено до рассмотрения Девятым кассационным судом общей юрисдикции кассационной жалобы ООО «ВМТ» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21.09.2022.

Определением от 28.12.2023 производство по делу было возобновлено.

В судебном заседании представитель ООО «ВМТ» заявленные требования подержал, указывает, что оспариваемое обществом постановление является незаконным, поскольку выдав разрешение на строительство указанного выше объекта, администрация фактически признала наличие необходимого пакета документов для получения разрешения на строительство, а также полноты и достоверности сведений, указанных в проектной документации, представленной ООО «ВМТ» для выдачи разрешения на строительство. Считает, что указанные администрацией г. Владивостока в письме от 28.06.2019 № 7022Д основания для отмены разрешения на строительство, носят необоснованный и незаконный характер, поэтому просит удовлетворить заявленные требования, указав, что оспариваемое постановление причинило ООО «ВМТ» существенный материальный и репутационный ущерб.

Представитель администрации г. Владивостока и УГА с заявленными требованиями не согласился, придерживаясь изложенной в письменном отзыве позиции, пояснил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Считает, что по правилам части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-Ф3)орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций, поэтому при наличии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, единственным способом устранения таких нарушений и пресечения деятельности, осуществляемой на его основании, является отмена ранее выданного разрешения в порядке самоконтроля.

Представитель ответчика и третьего лица полагает, что строительство объекта недвижимости на земельном участке нарушит требования действующего законодательства, а так же права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Представители ПАО «ВМТП», возражения администрации г. Владивостока поддержали, указав, что заявителем в составе МФЦ запланировано строительство виадука, который выходит за пределы принадлежащих заявителю земельных участков, что нарушает права третьих лиц и поэтому является законным основанием для отмены разрешения на строительство. Считает, что, строительство МФЦ предполагает критическое ограничение проезда по ул. Нижнепортовой, что приведет к нарушению требований безопасности морского порта, а также нарушит нормы в сфере обеспечения безопасности населения. Пояснил, что строительство МФЦ предполагает использование Причала № 1, принадлежащего ФГУП «Росморпорт», между тем, заявителем согласие ФГУП «Росморпорт» не получено, следовательно, строительство МФЦ повлечет нарушение прав указанного лица. Более того, указал, что строительство МФЦ пересекается с публичным сервитутом, установленным администрацией г. Владивостока, который наряду с другими основаниями, является правомерной причиной для отмены разрешения на строительство.

На основании вышеизложенного, третье лицо просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель ФГУП «Росморпорт» возражения администрации г. Владивостока поддержал, пояснив, что в случае строительства МФЦ будут нарушены его права и законные интересы, поскольку согласно пункту д) Проектной документации организации строительства, раздел 6, шифр 0042.40-ПОС (выполненный ООО «ПСК Контрфорс»), строительная площадка выходит за границу земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, предназначенного для строительства МФЦ Океан и, согласно стройгенплана, налагается на территорию земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:229, арендуемого ФГУП «Росморпорт» и на территорию причала № 1. Указал, что в результате наложения проектируемой строительной площадки существует риск повреждения конструктивных элементов причала, что угрожает безопасности федерального имущества. Кроме того, до получения разрешения на строительство, в соответствии с пунктом 6.2.2 Свода правил 48.13330.2011, заказчику необходимо получить согласование от владельцев земельных участков, попадающих в границы строительной площадки. Вместе с тем, обращение Истца о согласовании расположения строительной площадки в районе причал № 1 в адрес ФГУП «Росморпорт» не поступало и само согласование не выдавалось. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Инспекции стройнадзора в ходе рассмотрения спора доводы администрации г. Владивостока поддержал, просил отказать в удовлетворении заявленных ООО «ВМТ» требований, указав, что сравнительный анализ пояснительной записки к проектной документации позволил сделать вывод о том, что спорный виадук является составной частью объекта капитального строительства и выходит за границы земельных участков, в отношении застройки которых выдано отмененное разрешение на строительство. Полагает, что строительство виадука затронет основную несущую конструктивную способность здания, а также существующий надземный переход. Соединение проектируемого виадука и существующего перехода является технически сложным. Строительство располагается в зоне действия опасного объекта - ж\д пути.

Кроме того, указал, что согласно отмененному разрешению оно выдано на строительство объекта капитального строительства «МФЦ по ул. Нижнепортовой в г. Владивостоке» в целом, а не на отдельный этап строительства, в связи с чем, может возникнуть правовая неопределенность необходимости внесения изменений в разрешение на строительство обусловленная отклонением параметров объекта капитального строительства, необходимостью идентификации и ввода в эксплуатацию виадука, который не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно от остальной части возводимого комплекса МФЦ.

Представитель ОАО «РЖД» в отзыве на заявление указал, что обращение ООО «ВМТ» о согласовании проектной документации по объекту строительства «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы» в адрес Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» не поступало, соответственно заключение о согласовании или об отказе в согласовании проектной документации не выдавалось. Проект производства работ, который также подлежит согласованию, содержащий в себе этапы строительства, на основании которого в дальнейшем выдается акт-допуск к производству работ, в адрес Дальневосточной железной дороги также не поступал.

Также указал, что обращений по вопросам выдачи технических условий и согласованию проектной документации на строительство многофункционального торгового центра по адресу г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, д. 1 (далее - МФЦ) в адрес Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» не поступало. При этом отметил, что на основании представленных документов строительство здания рассматриваемого МФЦ (без пешеходного моста) планируется осуществлять за пределами полосы отвода железной дороги, поэтому согласование проектной документации, касающейся данного объекта строительства, со стороны Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» не требуется.

Третье лицо - АО "Паритет" в отзыве на заявление указало, что является оператором морского терминала и собственником имущественного комплекса, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, 3. Ознакомившись с материалами дела, схемами, заключениями специалистов и доводами сторон, АО "Паритет" пришло к выводу, что его интересы в процессе строительства и эксплуатации спорного объекта в районе 1 причала не будут затронуты, просит заявленные требования удовлетворить.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 26.02.2014 на основании передаточного акта с изменениями и дополнениями от 31.01.2014, утвержденного решением единственного акционера о реорганизации ЗАО «Морпассервис» № 3 от 03.12.2013, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены записи о государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Инком ДВ» на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:020031:3, 25:28:020031:208 и 25:28:020031:165.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.09.2014 серия 25-АВ № 293548 (повторное) объектом права является земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации двухэтажного административного здания с пристройкой, общая площадь 548 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: нежилое строение, Лит.А, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, дом 1б, кадастровый номер: 25:28:020031:3.

По данным свидетельства о государственной регистрации права от 02.09.2014 серия 25-АВ №293551 (повторное) объектом права является земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, общая площадь 17410 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира нежилое здание (Лит.1), расположенного в границах участка: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, дом 1; кадастровый номер: 25:28:020031:208.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 02.09.2014 серия 25-АВ № 293544 (повторное) объектом права является земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации административного здания с пристройкой, общая площадь 1350 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира нежилое здание (Лит.1), расположенного в границах участка: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, дом 1а; кадастровый номер: 25:28:020031:165.

При этом ещё до предоставления в собственность указанных земельных участков ООО «Инком ДВ» на основании обращений предыдущего собственника земельных участков – закрытого акционерного общества «Морской пассажирский сервис» Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока были вынесены распоряжения № 441 от 05.03.2014 и № 483 от 18.03.2014 об утверждении градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресу: город Владивосток, ул. Нижнепортовая, 1б и 1.

Кроме того, приказом Департамента градостроительства Приморского края от 10.04.2015 № 49 указанному лицу также был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:165.

В соответствии с градостроительными планами земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020031:3 и 25:28:020031:208 место допустимого размещения зданий, строений сооружений составило 497 кв.м и 17370 кв.м, соответственно, а предельные параметры размещения объекта капитального строительства установлены в следующих размерах: предельное количество этажей – не установлено, максимальная высота объектов капитального строительства - 100 м, максимальный проект застройки – не установлен.

Для обоих земельных участков минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений были установлены в размере 5 м. Также указанные земельные участки были полностью расположены в границах территории, применительно к которой подготовлена документация по планировке территории.

Постановлением администрации от 25.12.2014 № 10673 в отношении указанных земельных участков было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков – объекты коммерческого назначения, необходимые для эксплуатации, содержания и развития зоны объектов водного транспорта.

Письмом Департамента культуры Приморского края от 03.03.2015 № 36/733 до сведения ООО «Инком ДВ» была доведена информация о согласовании размещения планируемого к строительству здания «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке». Распоряжением Департамента градостроительства Приморского края от 31.12.2015 № 153 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» ООО «Инком ДВ» было предоставлено отклонение от в части уменьшения количества парковочных мест для торговых центров, универмагов, магазинов с площадью торговых залов более 200 кв.м из расчета 100 кв.м торговой площади – 3 машино-места, для предприятий общественного питания из расчета 100 мест в залах – 6 машино-мест, для административно-общественных учреждений, кредитно-финансовых и юридических учреждений на 100 работающих – 4 машино-места, спортивных объектов и сооружений без трибун для зрителей на 100 единовременных посетителей – 10 машино-мест на земельных участках (территориальная зона объектов водного транспорта Т-2) с кадастровыми номерами 25:28:020031:3, 25:28:020031:208, 25:28:0200031:165.

17.11.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ООО «Инком ДВ» путем реорганизации в форме присоединения.

Данные обстоятельства послужили основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей от 09.12.2016 о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:020031:3 и 25:28:020031:208 за ООО «ВМТ».

Распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 11.08.2017 № 1476, № 1477 в ранее принятые распоряжения об утверждении градостроительных планов земельных участков были внесены изменения, согласно которым минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий не установлены, максимальная высота объектов капитального строительства - 100 м, максимальный проект застройки – без ограничений.

Обществом с ограниченной ответственностью «АБД» по заказу ООО «Инком ДВ» подготовлена проектная документация на строительство объекта капитального строительства – многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке, общей площадью 30160 кв. м, с количеством этажей - 5, площадью застройки 4630 кв.м, с подземной автостоянкой на 224 м/мест.

Проектная документация на строительство указанного объекта прошла повторную государственную экспертизу в Федеральном автономном учреждении «Главное управление государственной экспертизы», выдавшем положительное заключение экспертизы от 30.12.2016 № 1522-16/ГГЭ-9805/05 (номер в реестре № 00-1-1-3-4178-16).

16.08.2017 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая, в г. Владивостоке», расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Нижнепортовая с приложением соответствующего пакета документов.

22.08.2017 по результатам рассмотрения заявления общества администрация выдала разрешение № RU25304000-284/2017 на строительство объекта капитального строительства «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая, в г. Владивостоке» на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:020031:3, 25:28:020031:208, общая площадь - 30160 кв.м, строительный объем – 146275,00 куб.м, этажность – 8, подземных этажей – 3, площадь застройки – 4785 кв.м.

В апреле 2019 года ПАО «ВМТП» обратилось к главе города Владивостока с просьбой рассмотреть вопрос об отмене ранее выданного разрешения на строительство с указанием на то, что проектируемый объект расположен в зоне ограничения застройки, а территория проектируемой площадки под застройку многофункционального центра планируется в границах существующего технологического покрытия (автомобильной дороги), которое обеспечивает проезд к огороженной территории порта.

Рассмотрев указанное обращение, и, посчитав, что выданное разрешение на строительство не соответствует требованиям градостроительного законодательства, администрация приняла постановление от 03.06.2019 № 2187 об отмене указанного разрешения на строительство.

Письмом от 28.06.2019 № 7022Д орган местного самоуправления на запрос заявителя пояснил, что основанием для принятия указания постановления послужили выявленные недостатки в проектной документации, заключающиеся в разработке входа для посетителей через виадук, расположенный на 3 этаже объекта капитального строительства и выходящий за границы застраиваемого земельного участка; в обустройстве временного ограждения строительной площадки без учета красных линий градостроительного плана земельного участка и в не учете публичного сервитута, установленного в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208.

Не согласившись с постановлением администрации г. Владивостока от 03.06.2019 № 2187 «Об отмене разрешения на строительство от 22.08.2017 № RU 25304000-284/2017» ООО «ВМТ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Названное положение Закона № 131-ФЗ являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, сформулированной в определении от 26.05.2011 № 739-0-0, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26.05.2011 № 739-0-0, от 22.03.2012 № 486-0-0, от 29.01.2015 N 140-О).

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Следовательно, отменяя постановлением от 03.06.2019 № 2187 по результатам проверки документов ранее выданное разрешение на строительство от 22.08.2017 № RU25304000-284/2017, администрация действовала в пределах своих полномочий. Лишение ответчика такой возможности могло бы привести к дисбалансу интересов сторон публичных правоотношений с учетом приоритета законодательных актов, действующих в соответствующей сфере правового регулирования.

В соответствие с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса.

Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как установлено судом из материалов дела, в рамках проведенной проверки Администрацией г. Владивостока установлено, что на 3-м этаже многофункционального центра предусмотрен вход для посетителей через виадук со стороны центральной площади и существующих переходов через железнодорожные пути. Данный виадук выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208. Между тем, в нарушение части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство общество не представило правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:8 и согласование с ОАО «РЖД» строительства на указанном участке.

Указывая на незаконность ссылок администрации г. Владивостока в данной части заявитель поясняет, что из проектной документации на строительство Многофункционального центра по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке в разделе «Пояснительная записка» следует, что проектирование делится на два этапа по степени освоения территории.

Первый этап включает в себя освоение северной части ранее описанного участка. Планируется строительство Многофункционального центра (МФЦ) с инфраструктурой высокого уровня для горожан и прибывающих морским и наземным путем туристов. С помощью строительства двух временных виадуков (проектирование которых выходит за рамки проектирования МФЦ и является второй стадией проектирования первого этапа) будет обеспечена удобная пешеходная связь МФЦ с Центральной площадью, со зданием Морского вокзала и, соответственно с железнодорожным вокзалом.

Второй этап включает в себя накрытие платформой ж/д путей и участок, примыкающий к Центральной площади.

Заявитель указывает, что в настоящий момент выполнена стадия Проект для реализации первого этапа данной концепции, в отношении которой было получено заключение экспертизы проектной документации ФАУ «Главгосэкспертиза России» регистрационный номер 00-1-1-3-4178-16 от 30.12.2016 и 22.08.2017 администрацией города Владивостока выдано разрешение на строительство № RU25304000-284/2017.

Вместе с тем, вторая очередь строительства, предполагающая организацию входа № 3 с северо-западной стороны здания на отметке 3-го этажа +10.650, предполагает последующее освоение земельного участка и не входит в согласованный проект и объем строительства в рамках выданного разрешения на строительство № RU25304000-284/2017. Реализация данного концептуального решения может и не быть, если застройщик пожелает не проектировать и реализовывать вторую очередь строительства. Каждая из предусмотренных концепцией застройки земельного участка стадия проектирования является самостоятельной и автономной по отношению друг к другу.

Заявителем к материалам дела была приобщена часть проектной документации в составе пояснительной записки (титульный лист, содержание, 3 части пояснительной записки, приложение); «Проектная документация организация Строительства Раздел 6» Шифр: 0042.40-ПОС.

В рассматриваемых документах (Часть 1 Пояснительной записки (стр. 2), Часть 2 Пояснительной записки (стр. 83, 84, 85, 86, 92) предусмотрено строительство пешеходного виадука на 3-м этаже МФЦ (с северо-западной стороны здания на отметке 3-го этажа, вход № 3).

Кроме того, по тексту имеющейся части проектной документации указано, что строительство пешеходного виадука запланировано на «второй стадии первого этапа» проектирования.

На основании части 12 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы исполнительной власти по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Согласно абзаца 4 пункта 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, этапом строительства является строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

По убеждению суда, является неоспоримым факт о том, что виадук не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно от здания МФЦ.

В письме Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 13.01.2020 № 27/2-4-46 сообщено, что согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию» в графической части раздела «Схема планировочной организации земельного участка» отображаются этапы строительства объекта капитального строительства. Согласно предоставленному разделу этапы не предусмотрены.

Данные выводы также подтверждаются Положительным заключением Государственной экспертизы № 1522-16/ГГЭ-9805/05, согласно пункту 3.2.2 которого в Перечень рассмотренных разделов проектной документации входит Схема планировочной организации земельного участка (пункт 3.2.3.1) согласно которой в проектную документацию (первый этап) входит как строительство МФЦ, так и строительство виадуков (вторая стадия первого этапа).

Второй этап, который не входит в состав представленной на экспертизу проектной документации включает в себя накрытие платформой железнодорожных путей и участков, примыкающих к Центральной площади.

Судом отклоняется как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела доводы администрации г. Владивостока и ПАО «ВМТП» о том, что разрешение на строительство № RU25304000-284/2017 было выдано применительно к строительству объекта в целом, а не к отдельным этапам строительства.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2021 у администрации г. Владивостока был запрошен оригинал проектной документации в полном объеме, представленной ООО «ВМТ» для получения разрешения на строительство, в частности: Раздел 1 - Пояснительная записка, Раздел 2 – Схема планировочной организации земельного участка, Раздел 3 – Архитектурные решения, Разделы 5.1.1. 5.1.2., 5.1.3, 5.2.1, 5.2.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3. – Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, Раздел – 6 – Организация строительства

При исследовании содержания данной проектной документации, судом не установлено наличие проектной документации, содержащей технические решения и графики, результаты изыскательных работ, позволяющих осуществить строительство виадука, соединяющего здание «МФЦ» с Центральной площадью.

Между тем, ООО «ВМТ» представило в материалы дела проект строительства «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы.» (Пешеходный переход соединяющий «Центральную площадь» - переулок Ланинский» - «Третий уровень многофункционального центра» - «Переход № 2», разработанный ООО БКП «Перспектива».

В соответствии техническим заданием на проектирование здания «МФЦ», являющимся неотъемлемым приложением к договору от 20.12.2013 № 0391-ПД на проектирование имеет следующие технико-экономические показатели:

-общая площадь здания - 30 160 кв.м.;

в том числе подземной части - 12 670 кв.м, надземной части 17 490 кв.м,

-площадь участка по ГПЗУ - 1,930 Га;

-площадь проектируемого участка - 0,718 Га;

-площадь застройки здания - 4 785 кв.м;

в том числе площадь застройки на уровне земли - 4 455кв.м.

-количество этажей - 5;

Согласно письму, проектировщика здания «МФЦ» - ООО «АБД» от 15.02.2022, представленному в материалы дела заявителем, параметры технического задания и запроектированного здания «МФЦ» не включают в себя задание Заказчика на проектирование временной пешеходной связи (виадука) с северо-западной стороны здания на отметке 3-го этажа (+10.650) и пристраиваемой к существующему пешеходному мосту. Исходя из указанного задания на проектирование, ООО «АБД» было запроектировано здание «МФЦ», технико-экономические показатели которого ни по площади здания, ни по площади застройки не включают в себя строительство указанного виадука.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются выданным Администрацией г. Владивостока разрешением от 22.08.2017 № RU25304000-284/2017 на строительство объекта капитального строительства «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая, в г. Владивостоке» на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:020031:3, 25:28:020031:208, которое полностью повторяет параметры запроектированного объекта: общая площадь - 30 160 кв.м, строительный объем - 146 275,00 куб.м, этажность - 8, подземных этажей - 3, площадь застройки - 4 785 кв.м.

Согласно разработанному ООО БКП «Перспектива» проекту «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы» Переход № 2 имеет площадь застройки - 126,88 кв.м., ширина 3.5 м., длинна 35.3 м.

Указанные параметры виадука не входят в площадь запроектированного здания «МФЦ» согласно техническому заданию на проектирование здания «МФЦ», разработанному проекту и выданному разрешению на строительство от 22.08.2017 №RU25304000-284/2017.

Факт не включения Перехода № 2 в состав проекта «МФЦ» также подтверждается письмом ООО Инком ДВ» в ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 01.06.2016 № 70 о направлении на государственную экспертизу проектной документации по объектам «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы», запроектированного ООО БКП «Перспектива», который является вторым этапом строительства объекта «МФЦ», а также ответом ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 29.07.2016 № 3257-16/ГГЭ-9805/20 в котором сообщается, что проведение экспертных работ по указанному объектам надземных пешеходных переходов будет осуществляться после подготовки положительного заключения по объекту: «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке».

При таких обстоятельствах, следует однозначный вывод о том, что проект «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке», запроектированный ООО "АБД" и проект «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы», запроектированный ООО БКП «Перспектива» это разные проекты одной концепции, разбитой на этапы проектирования, при этом Переход № 2 не входит в состав проекта «МФЦ», как по технико­экономическим показателям самого проекта «МФЦ» и выданного разрешения на строительство от 22.08.2017 № RU25304000-284/2017, так и по тому основанию, что он разрабатывался отдельно от проекта «МФЦ» и предоставлялся на согласование ФГУ «Главгосэкспертиза России» отдельно в виде самостоятельного проекта - «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы».

Таким образом, материалами дела подтверждается, что разработка проектной документации по оговоренному виадуку предусматривается на втором этапе проектирования.

При таких обстоятельствах, доводы администрации г. Владивостока, положенные в качестве оснований для отмены разрешения на строительство № RU25304000-284/2017 послужили выявленные недостатки в проектной документации, заключающиеся в разработке входа для посетителей через виадук, расположенный на 3 этаже объекта капитального строительства и выходящий за границы застраиваемого земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ссылка ответчика и ПАО «ВМТП» что проектной документацией, в частности Разделом 2 – Схема планировочной организации земельного участка и Разделом 3 –Архитектурные решения (план 3-го этажа на отм. +10,650) предусмотрено строительство виадука, судом отклоняется, поскольку указанными разделами проектной документации оговорена принципиальная возможность (концепция) устройства временной пешеходной связи (виадука) с северо-западной стороны здания на отметке 3-го этажа (+10.650) и пристраиваемой к существующему пешеходному мосту.

Отчет специалистов ООО «Объединенное экспертное содружество» № 0055-НС-21 по результатам проведения строительно-технической экспертизы проектной документации и иной документации по объекту «Многофункциональный центр «Океан» в г. Владивостоке, представленный в материалы дела ПАО «ВПТП» не принимает судом в качестве доказательства по делу поскольку противоречит фактическому содержанию оригинала проектной документации, представленной заявителем в распоряжение администрации г. Владивостока в целях получения разрешения на строительство, а также наличием отдельной проектной документации «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы» Переход № 2.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются отзывам ОАО «РЖД», представленным в материалы дела.

Так, на основании обращения ООО «Инком ДВ» от 05.02.2015 № 16 Дальневосточной железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» выданы технические условия на проектирований и строительство надземного пешеходного перехода над железнодорожным путём № 18 железнодорожной станции Владивосток от 24.03.2015 № 3457/ДВОСТ.

При подготовке технических условий проведен комиссионный осмотр места пересечения железнодорожной инфраструктуры пешеходным мостом. По результатам работы комиссии составлен акт выбора места проведения работ от 20.02.2015.

Представленная в материалы дела схема генплана с согласованиями подразделений Дальневосточной железной дороги, была согласована со структурными подразделениями ОАО «РЖД» как проектное решение выбора месторасположения объекта, она соответствует акту выбора места проведения работ.

Однако обращение о согласовании проектной документации по объекту строительства «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая в г. Владивостоке. Надземные пешеходные переходы» в адрес Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» не поступало, соответственно заключение о согласовании или об отказе в согласовании проектной документации не выдавалось.

Проект производства работ, который также подлежит согласованию, содержащий в себе этапы строительства, на основании которого в дальнейшем выдается акт-допуск к производству работ, в адрес Дальневосточной железной дороги также не поступал.

Далее, как следует из обстоятельств рассматриваемого спора, одним из оснований для принятия администрацией г. Владивостока оспариваемого постановления от 03.06.2019 № 2187 «Об отмене разрешения на строительство от 22.08.2017 № RU25304000-284/2017 явился не учет публичного сервитута, установленного в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, установленного постановлением администрации г. Владивостока от 21.01.2019 № 307 «Об установлении публичного сервитута» в целях беспрепятственного прохода/проезда в отношении части земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208 площадью 326 кв.м, расположенного по адресу ул. Нижнепортовая, 1.

ООО «ВМТ» обратилось в Ленинский районный суд с заявлением о признании незаконным Постановления администрации города Владивостока № 307 от 21.01.2019 в части определенных координат.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.06.2020 отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 07.10.2020 решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.06.2020 оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.06.2020, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 07.10.2020 отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Владивостока в ином составе судей.

11.11.2021 судом принято решение, которым постановление администрации г. Владивостока № 307 от 21.01.2019 «Об установлении публичного сервитута» признано недействующим со дня его принятия в части следующих координат на «Схеме расположения запроектированного объекта капитального строительства на кадастровом плане: территории (границы публичного сервитута, выходящего за границу утвержденной красной линии), подготовленной ООО «Фактор-Гео».

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16.03.2022 решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11.11.2021 оставлено без изменения.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2022 апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16.03.2022 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Приморский краевой суд в ином составе судей.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21.09.2022 решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11.11.2021 отменено, по делу принято новое решение об отказе ООО «ВМТ» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим в части нормативного правового акта об установлении публичного сервитута.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21.09.2022 оставлено без изменения.

Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении уточненных административных требований ООО «ВМТ», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том ,что площадь сервитута определялась администрацией г. Владивостока по заключениям уполномоченных органов и должностных лиц и находится в границах фактически существующей автомобильной дороги, по которой организовано движение в двухстороннем режиме крупногабаритного транспорта (контейнеровозов), спецтехники в ПАО «ВМТ» и обратно; что отсутствуют альтернативные автомобильные дороги, проезды для крупногабаритного транспорта (контейнеровозов), спецтехники (общеизвестный факт, что в ПАО «ВМТП» и обратно ведут только две дороги (по ул. Нижнепортовая – спорная, и по улице Стрельникова – через густонаселенный жилой район города, мостовое сооружение «Казанский мост», имеющее ограничение движения до 30 тонн); что в районе спорного участка дороги расположена полоса отвода железной дороги, ближняя «ветка» железнодорожного пути непосредственно примыкает к проезжей части проезда, поэтому расширение проезжей части и изменение ее местоположения в сторону железной дороги невозможны; что сужение существующей проезжей части за счет уменьшения площади сервитута невозможно; что границы существующей дороги не совпадают с красными линиями, утвержденными планировочной документацией; что публичный сервитут установлен в границах сложившегося, существующего и фактически используемого проезда; что процедура утверждения публичного сервитута не нарушена.

При таких обстоятельствах, довод администрации о том, что при размещении запроектированного объекта в границах земельного участка не был учтен публичный сервитут, установленный в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, послужившей основанием для отмены разрешения на строительство является правомерным и подтвержден вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции.

Как следует из материалов дела, одним из оснований для отмены разрешения на строительство также послужили обстоятельства, согласно которых, в разделе «Проект организации строительных работ» границы земельного участка не соответствуют границам земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, временное ограждение строительной площадки предусмотрено без учета красных линий чертежа градостроительного плана земельного участка № RU25304000- 180320140000068, утвержденных постановлением администрации г. Владивостока от 25.12.2012 № 4478 «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа».

В обоснование незаконности данного основания, заявитель указал, что возводимый объект капитального строительства полностью входит в границы земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020031:208, 25:28:020031:3, принадлежащими заявителю на праве собственности, что следует из согласованного и утвержденного проекта строительства «Многофункционального центра по ул. Нижнепортовая». При этом его расположение полностью соответствует согласованным и выданным заявителю градостроительными планами земельных участков, утвержденными распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 05.03.2014 № 441 и от 18.03.2014 № 483, в которые были внесены изменения на основании распоряжений УГА г. Владивостока от 11.08.2017 № 1476 и от 11.08.2017 № 1477.

Кроме того, ООО «ВМТ» указывает, что автодорога не будет сужена как в период осуществления строительных работ, так и после возведения здания «МФЦ», в подтверждение этого заявитель прилагает заключение кадастрового инженера ООО «Фактор-Гео».

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

По смыслу пункта 12 названной статьи территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Пунктом 6.2.1 Свода правил 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 781 (далее - СП 48.13330.2011) предусмотрено, что границы строительной площадки, расположение постоянных и строящихся зданий, сооружений и временной строительной инфраструктуры указываются на стройгенплане и ситуационном плане, а для линейных объектов - в ситуационном плане и плане полосы отвода.

В строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости могут быть включены дополнительно территории других (в том числе соседних) земельных участков. В таких случаях застройщик до получения разрешения на строительство должен получить согласие владельцев дополнительных территорий на их использование, или должны быть установлены необходимые сервитуты (пункт 6.2.2 СП 48.13330.2011).

Согласно статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Как указывалось ранее по тексту решения, земельный участок с кадастровым номером 25:28:020031:185 принадлежит ООО «ВМТ» на праве аренды, которое зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН. Разрешенным использованием земельного участка является – для дальнейшей эксплуатации порта.

На земельном участке с кадастровым номером 25:28:020031:185, а также части земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, расположена автомобильная дорога по ул. Нижнепортовой, включенная постановлением Администрации г. Владивостока от 04.10.2019 в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, утвержденный постановлением Администрации г. Владивостока от 21.02.2011 № 155.

Указанная автомобильная дорога обеспечивает подъезд неограниченного круга лиц к огороженной территории ПАО «Владивостокский морской торговый порт», находящегося по адресу: г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9.

Согласно представленного заявителем в материалы дела заключения специалиста ООО «Землемер» по обследованию земельных участков и объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, 1, сооружение – технологический проезд в тылу 1-15 причалов с кадастровым номером 25:28:000000:18785, расположенный по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, проходит по существующей на местности автодороге по ул. Нижнепортовая и расположен в пределах границ существующей автодороги, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:02:0031:185 и 25:28:020031:208.

Таким образом, технологический проезд в тылу 1-15 причалов, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:02:0031:185 и 25:28:020031:208, принадлежащих ООО «ВМТ» является дорогой общего пользования, что не оспаривается заявителем.

Из заключения кадастрового инженера ООО «Фактор-Гео» от 05.04.2021 № 03/21 судом установлено, что в результате проведения кадастровых работ было закоординировано, что запроектированный объект «Многофункциональный центр по улице Нижнепортовая в г. Владивостоке» имеет три контура (подземный, наземный и надземный).

Подземный контур запроектированного здания в северо-восточной части земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, где согласно постановлению администрации города Владивостока от 21.01.2019 № 307 «Об установлении публичного сервитута» образована часть участка, выступает за границы наземного и надземного контуров.

Также, кадастровый инженер закоординировал фактически существующую и проходящую по земельному участку с кадастровым номером 25:28:020031:208 автодорогу, которая в дальнейшем переходит в сооружение - технологический проезд, проходящий по земельному участку с кадастровым номером 25:28:020031:185, сопоставив расстояние этой автодороги от существующей красной линии, подземного, наземного и надземного контура возводимого здания «МФЦ», а также промерив ширину существующей автодороги, с целью установления размера проезжей части для проезда автотранспорта.

Кроме того, установлено, что ширина проезжей части в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208 составляет в самом широком месте 10.66 м и в самом узком месте 8.74 м.

Кроме того, из заключения следует, что кадастровый инженер закоординировал проходящую по земельному участку красную линию, установив, что строящийся объект «МФЦ» располагается в пределах красной линии и не заходит на проезжую часть автодороги.

В разделе 3 проектной документации «Архитектурные решения» и в пункте 3.2.3.2 положительного заключения экспертизы отмечено, что здание многофункционального центра 5-этажное с 3-мя подземными этажами, из которых 2 нижних подземных этажа - закрытая парковка.

Габариты здания подземной части примерно 40,20 x 124,40 м, наземной части на уровне 1 этажа - 42,55 x 113,90 м, на уровне кровли - 36,90 x 123,00 м.

По данным раздела проектной документации «Проект организации строительства» строительная площадка выходит за границы отведенных под застройку земельных участков. Данные сведения также отмечены в положительном заключении экспертизы и нашли отражение в ситуационном плане земельного участка.

Согласно проектной документации, а также Научно-технического заключения Научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова, утвержденного директором института 05.06.2015 по заказу ООО «АБД», несущие конструкции здания – монолитные железобетонные. Подземная часть проектируемого здания состоит из 3-х этажей, запроектирована в монолитном железобетонном каркасе. Шаг колонн и стен 8,4х8,4 м.

Ограждение строительного котлована запроектировано в виде «стены в грунте» из буросекущихся свай. Проектная отметка дна котлована составляет - 11,55 м (абс. отм.). Глубина котлована – 13 м. Котлован значительно заглублен относительно уровня подземных вод и уровня акватории бухты.

Таким образом, глубина строительного котлована здания будет составлять 13 метров, который будет ограждаться путем устройства стены в грунте из буросекущихся свай.

В заключении кадастрового инженера ООО «Фактор-гео» от 05.04.2021 № 03/21, были определены расстояния от края автомобильного проезда до границы здания «МФЦ», от красной линии до здания «МФЦ», от края автомобильного проезда до красной линии.

Так, кадастровым инженером было определено, что минимальное расстояние от подземного контура запроектированного объекта до существующей автомобильной дороги составляет 1,68 метра (абзац 1 стр. 20 заключения кадастрового инженера).

Подземный контур запроектированного здания с серо-восточной части земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, где образована часть участка согласно постановлению администрации г. Владивостока от 21.01.2019 № 307 «Об установлении публичного сервитута», выступает за границы наземного и надземного контуров.

При этом, согласно приложения 2 к заключению, ширина проезжей части в данном месте является максимальной и составляет 10,06 метров, что также подтверждается письмом МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости г. Владивостока» от 03.04.2019 № МКУ-185/19 и обзорной схемы земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Нижнепортовая, 1.

По убеждению суда, при оценке данных измерений необходимо принимать во внимание, что данные изменения указаны кадастровым инженером в отношении законченного строительством объекта, в целях строительства которого застройщику необходимо будет вырыть строительный котлован глубиной 13 метров, вбить в стены котлована буросекущиеся сваи, что неизбежно повлечет увеличение площади на которой будут производится строительные работы. Кроме того, строительную площадку необходимо будет оградить с соблюдением мер безопасности, связанных с движением транспортных средств, по краю автодороги дороги, примыкаемому к котловану глубиной 13 метров, в том числе большегрузного транспорта в виде длинномерных контейнеровозов, перевозящих 20 и 40-футовые контейнеры и генеральные грузы, что однозначно приведет к переносу ограждения строительной площадки на автомобильную дорогу, а, соответственно и к сужению проезжей части автодороги (приложения № 2, 4, 5 заключения кадастрового инженера).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Учитывая наличие изгиба в северо-восточной части автомобильной дороги, движение большегрузного транспорта (грузовые автомобили, седельные автопоезда, автобусы) станет затруднительным, что противоречит виду разрешенного использования данного земельного участка (в целях дальнейшей эксплуатации порта.

При этом в соответствии со СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, минимальная ширина полосы движения на проезде должна составлять не менее 2,75 метров. С учетом указанной нормы, для двух полосного проезда требуется не менее 5,5 метров.

В соответствии с частью 1 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

По улице Нижнепортовой в г. Владивостоке проходит ранее сложившийся проезд с асфальтобетонным покрытием, протяженностью около 1,2 км. Движение транспорта по вышеуказанному проезду на всём его протяжении организовано в двустороннем режиме. Вышеуказанный проезд на постоянной основе эксплуатируется крупногабаритным транспортом (контейнеровозами), а также специализированной техникой, следующей в ПАО «ВМТП» и в обратном направлении.

Кроме того, указанный проезд используется для движения личного автотранспорта работников и посетителей государственных учреждений, а также частных организаций различной направленности, расположенных по ул. Нижнепортовой, в том числе ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», Дальневосточное Управление Государственного морского надзора, ФГУП Росморпорт Дальневосточный Бассейновый филиал, Служба капитана морского порта, Таможенный пост «Морской порт Владивосток», Отделение пограничного контроля «Владивосток морской порт», Отделение пограничного контроля «Владивосток морской вокзал» и другими.

Какие-либо альтернативные автомобильные дороги, проезды, а также участки местности, по которым возможно движение транспорта в рассматриваемом районе отсутствуют.

Более того, на рассматриваемом (спорном) участке, с одной стороны от проезда расположена полоса отвода железной дороги, при этом железнодорожные пути непосредственно примыкают к проезжей части дороги, поэтому расширение проезжей части, как и изменение её местоположения в сторону полосы отвода железной дороги является невозможным.

Отклоняя доводы заявителя о необоснованности указания администрацией г. Владивостока на размещение ограждения строительной площадки на полотне автомобильной дороги, что приведет к ее значительному сужению, суд принимает во внимание доводы ПАО «ВМТП» о существенном нарушении его прав планируем строительством здания МФЦ.

Рассматриваемая автомобильная дорога является одним из двух проездов на территорию ПАО «ВМТП».

В соответствии с пунктом 5.5.9.1 СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов «Свод правил. Нормы технологического проектирования морских портов», при технологическом проектировании терминала должны быть соблюдены требования взрывопожарной и пожарной безопасности, промышленной и экологической безопасности, производственной санитарии, приведенные в 4.10 и 5.1, а также требования безопасности труда в соответствии с РД 31.82.01-95.

Согласно пункту 1.2.4 РД 31.82.01-95 «Требования безопасности труда, которые должны учитываться при проектировании новых, реконструкции и модернизации действующих морских портов, перегрузочных комплексов и отдельных объектов порта», порты с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, то же касается огражденных площадок указанной площади на территории порта. При размере стороны площадки порта более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.

Как следует из представленных ПАО «ВМТП» документов, площадь порта составляет 50 га, следовательно, функционирование только одного въезда на территорию ПАО «ВМТП» не обеспечивает надлежащее выполнение требований по безопасности, предъявляемых к морским портам.

Вместе с тем, согласно представленным ПАО «ВМТП» данным, через пункт пропуска ПАО «ВМТП», находящийся в конце ул. Нижнепортовой, проходит непрерывный транспортный поток грузового транспорта, ввозящих и вывозящих с/на территории ПАО «ВМТП» контейнерные и генеральные грузы, а именно:

За 2020 год 236 007 единиц транспорта, 1 167 единиц транспорта в 1 сутки.

Въезд и выезд на/с территории ПАО «ВМТП» осуществляется через контрольно-пропускные пункты (КПП), которые являются пунктами пропуска через государственную границу РФ.

Таким образом, сужение проезжей части проезда на данном участке, в том числе путем размещения на ней строительной площадки приедет к нарушению прав неограниченного круга лиц.

Судом не принимаются доводы ООО «ВМТ» об отсутствии нарушений прав третьего лица – ПАО «ВМТП», согласно которых заявитель указывает, что, заявляя довод о необходимости наличия беспрепятственного проезда, злоупотребление правом со стороны ПАО «ВМТП» выражено в том, что в рамках другого судебного процесса по делу №А51-7106/2017, ПАО «ВМТП», обращалось с иском к ООО «ВМТ» о признании права ограниченного пользования (сервитут) ПАО «ВМТП» сооружением - технологическим проездом в тылу 1-15 причалов, назначение: сооружение общей площадью 11 464 кв.м., инв. № 05:4014:002:0002:00090:0075, лит. 75, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, кадастровый (или условный номер) 25-25- 01/120/2011-230, принадлежащим ООО «ВМТ», отсутствующим; с исковыми требованиями о прекращении права ограниченного пользования (сервитут) ПАО «ВМТП», установленного соглашением о сервитуте от 28.07.2011, дополнительным соглашением № 1 от 01.04.2015 к нему, дополнительным соглашением № 2 от 19.02.2016 к нему, мировым соглашением от 20.04.2015 об определении размера платы за предоставление сервитута, утвержденным 27.04.2015 Арбитражным судом Приморского края по делу № А51-545/2015, заключенных ПАО «ВМТП» и ООО «ВМТ», в отношении сооружения - технологический проезд в тылу 1-15 причалов, назначение: сооружение общей площадью 11 464 кв.м., инв. № 05:4014:002:0002:00090:0075, лит. 75, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, кадастровый (или условный номер) 25-25-01/120/2011-230, принадлежащего ООО «ВМТ» (номер записи в ЕГРП 25-25-01/132/2011-389 от 23.08.2011).

Заявитель указывает, что в обоснование указанного иска ПАО «ВМТП» указывало на то, что порту не нужен в использовании технологический проезд, в отношении которого установлен сервитут по указанному выше соглашению, ввиду отпадения оснований, по которым соглашение было заключено, и наличия у ПАО «ВМТП» альтернативного доступа к своему недвижимому имуществу, не прибегая к механизму сервитута.

Согласно системы КАД «Мой арбитр» определением от 17.07.2017 производство по делу № А51-7106/2017 было прекращено в связи с отказом ПАО «ВМТП» от иска и по существу не рассмотрено. Кроме того, исковые требования были также обусловлены наличием третьих лиц, постоянно пользующихся технологическим проездом в тылу 1-5 причалов, но не обременных аналогичным сервитутом.

Более того, данный иск был заявлен в 2017 году с учетом правовой ситуации, имевшей место на тот период, тогда как данный спор возник в 2019 году по иным основаниям.

В целях всестороннего и полного выяснения обстоятельств спора в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, к участию в деле было привлечено ФГУП «Росморпорт».

Судом установлено, что ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения принадлежит причал № 1 площадью 7320,5 кв.м. Кадастровый номер причала: 25:28:000000:17749. Местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, район Морского вокзала. Запись государственной регистрации права: 25-1/00-145/2004-275 от 28.10.2004, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:229, общей площадью 7297 кв.м, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в аренду ФГУП «Росморпорт» на основании договора аренды № 8-26/459 от 26.07.2013, сроком на 49 лет, для целей эксплуатации объекта недвижимости: сооружение - причал № 1 (Лит. П).

Как следует из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером 25:28:020031:229 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 25:28:020031:208.

Согласно пункту д) Проектной документации организации строительства, раздел 6, шифр 0042.40-ПОС (выполненный ООО «ПСК Контрфорс»), строительная площадка выходит за границу земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, предназначенного для строительства МФЦ Океан и, согласно стройгенплана, налагается на территорию земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:229, арендуемого ФГУП «Росморпорт» и на территорию причала № 1.

Согласно паспорту причального сооружения от 25.06.2012, выданному ОАО «ДНИИМФ» причал № 1 является грузопассажирским (предназначенным для обслуживания пассажиров и перевалки грузов) и представляет собой: на участке А-Б-В оторочку из металлического шпунта, забитого перед заанкеренным больверком из металлического шпунта; на участке В-Г массивовая стенка из пяти курсов массива.

Кроме того, до получения разрешения на строительство, в соответствии с пунктом 6.2.2 Свода правил 48.13330.2011, Заказчику необходимо получить согласование от владельцев земельных участков, попадающих в границы строительной площадки. Вместе с тем, обращение Истца о согласовании расположения строительной площадки в районе причал № 1 в адрес ФГУП «Росморпорт» не поступало и само согласование не выдавалось.

11.05.2021 между Предприятием и Администрацией города Владивостока заключен договор № РМП/163-21, о передаче в безвозмездное пользование части причала № 1, площадью 1 104,0 кв.м, для проезда автотранспорта на территорию причала № 30, а также благоустройства, осуществляемого муниципальным бюджетным учреждением «Автоматизированный диспетчерский центр. Данный договор заключен с согласия органа осуществляющего полномочия собственника федерального имущества - Федерального агентства морского и речного транспорта. Переданная в безвозмездное пользование территория обеспечивает проезд на территорию причала № 30, который используется Администрацией для организации пассажирских перевозок.

Как следует из стройгенплана, приведенного в разделе 12.1 «Проект организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации», разработанного ООО ТПО «Дорога», строительная площадка МФЦ Океан заходит на территорию причала № 1, переданного в безвозмездное пользование Администрации города Владивостока.

На территории части причала № 1 запроектированы следующие элементы строительной площадки МФЦ Океан:

1.Временное ограждение строительной площадки без козырька.

2.Временная дорога для заезда спецтехники.

3.Стенд с противопожарным инвентарем.

4.Пожарный гидрант.

5.Бункер для сбора строительного мусора.

Также из данного стройгенплана видно, что на территории причала № 1 запроектирована зона в которой запрещается нахождение людей, складирование материалов и производство работ. По границе данной опасной зоны запроектировано временное ограждение согласно ГОСТ 12.4.059-89.

Из раздела 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на схеме ситуационного плана (стр. 82) также наглядно видно наложение проектируемого временного проезда для спецтехники шириной 4,2 м, установка пожарного гидранта на территории причала № 1.

Таким образом, размещение строительной площадки исключает возможность использования части причала № 1 в целях, предусмотренных договором безвозмездного пользования и создает угрозу исполнения обязательств, принятых на себя как Администрацией города Владивостока, так и Предприятия, что в свою очередь является недопустимым, учитывая социальную значимость объекта (части причала № 1).

Согласно договору от 29.01.2021 № 23/ОПЭД-21 (далее - Договор аренды), заключенному между Предприятием и ООО «Владивостокский морской терминал» часть причала № 1 площадью 4518,3 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, район Морского вокзала передана в аренду для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадка их на суда и высадка их с судов.

Согласно пункту 2.2.1 Договора аренды ООО «Владивостокский морской терминал» обязуется использовать Объект в соответствии с целевым назначением, указанным в Договоре, а также в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами технической эксплуатации и использования гидротехнических сооружений и акваторий, в том числе, экологическими требованиями, санитарными нормами и правилами пожарной безопасности.

Таким образом, размещение на арендуемой части причала строительной площадки противоречит целевому использованию причала и нарушает обязательства ООО «ВМТ», принятые на себя п. 2.2 .1 Договора аренды, что, в соответствии с п. 5.4.1 Договора аренды, является основанием для его досрочного расторжения.

Судом не принимается в качестве доказательства согласования с ФГУП «Росморпорт» размещения строительной площадки на территории причала № 1 протокол рабочей встречи от 26.06.2014, которым ООО «ВМТ» подтверждает согласование размещения строительной площадки от владельцев земельных участков, попадающих в границы строительной площадки, оформление которого необходимо в соответствии с пунктом 6.2.2 Свода правил 48.13330.2011.

Протокол рабочей встречи содержит выражение принципиальной возможности временного размещения элементов строительной площадки на причале при условии согласования с ФГУП «Росморпорт» места размещения элементов площадки до начала производства работ.

Однако, в нарушение достигнутой лицами, участвующими в совещании договоренности, схема размещения элементов площадки, с целью её согласования, в адрес ФГУП «Росморпорт» не поступала и не была согласована.

Кроме того, полномочия директора Владивостокского филиала ФГУП «Росморпорт» Киселева А.А., подписавшего протокол рабочей встречи, были ограничены выданной ему доверенностью, которая не предусматривала возможности распоряжения федеральным имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Частью 2 статьи 36 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Часть 10 статьи 15 Закона № 384-ФЗ устанавливает, что проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно части 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

В силу пункта 3.8 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно- эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В противном случае оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений установленным требованиям.

Таким образом, действующее градостроительное законодательство предполагает два способа внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации - экспертное сопровождение либо проектное сопровождение.

В письме Минстроя России от 14.09.2019 N 34072-ДВ/08 разъяснено, что право выбора процедуры внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме проектного (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ) или экспертного (в порядке, предусмотренном частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ) сопровождения принадлежит застройщику. При этом в случае использования проектного сопровождения изменения в проектную документацию должны соответствовать требованиям, установленным частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, а при экспертном сопровождении застройщик получает возможность вносить любые изменения в проектную документацию.

В том случае, если застройщик выбирает проектное сопровождение процедуры внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, проектная организация, осуществляющая проектное сопровождение, дает подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.

Форма такого подтверждения утверждена в виде приложения к письму Минстроя России от 14.09.2019 N 34072-ДВ/08, утверждение подтверждения должно производится главным инженером проекта.

В ходе рассмотрения дела, в целях устранения нарушения прав ФГУП «Росморпорт», ООО «ВМТ» скорректировалло раздел «ПОС», путем выдачи ООО «Проектно-изыскательская компания «Восток» технического задания на корректировку проектной документации по объекту «МФЦ» от 24.05.2022 и получения подтверждения соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ (далее по тексту - Подтверждение).

В разделе 10 Подтверждения изложены описания изменений, внесенные в проектную документацию, а в разделе 11 указаны выводы о том, что вносимые изменения не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства; не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов; не приводят к нарушениям технических регламентов; соответствуют заданию застройщика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий и данные изменения совместимы с частью проектной документации, в которую изменения не вносились.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ» При разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ», суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 АПК РФ).

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения администрации г. Владивостока от 03.06.2019 № 2187 разрешением на строительство также нарушались права третьего лица – ФГУП «Росморпорт».

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных ООО «ВМТ» требований у суда не имеется.

Расходы по госпошлине в размере 3000 руб. подлежат отнесению на заявителя согласно статье 110 АПК РФ. Излишне перечисленная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Администрации города Владивостока № 2187 от 03.06.2019 «Об отмене разрешения на строительство от 22.08.2017 № RU 25304000-284/2017», проверенного на соответствие Градостроительному кодексу РФ.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» из федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. излишне перечисленной по платежному поручению от 16.07.2019 № 1423 государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Беспалова Н.А.