НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 30.10.2023 № А51-13252/2023

1166/2023-270146(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-13252/2023
07 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С., при ведении  протокола секретарем судебного заседания Курбатовой А.Э., рассмотрев в судебном  заседании заявление Министерства экономического развития Приморского края (ОГРН:  1082540011157, дата присвоения ОГРН: 04.12.2008, ИНН: 2540150332) 

к автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства  Приморского края» (ОГРН: 1132500002007, дата присвоения ОГРН: 02.10.2013, ИНН:  2543970855) 

о взыскании средств субсидии в размере 1 586 628, 40 руб.,
при участии:

от истца – Бадмадоржиева А.И., консультант отдела бюджетных правоотношений по  доверенности № 29-АИБ/79 от 29.06.2023 сроком на один год, служебное удостоверение;  от ответчика – Голубева Е.С., доверенность № 9 от 06.10.2023, диплом, паспорт, 

установил: Министерство экономического развития Приморского края (далее –  истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым  заявлением о взыскании с автономной некоммерческой организации «Центр поддержки  предпринимательства Приморского края» (далее – ответчик, Центр, Центр поддержки)  1 586 628, 40 рублей субсидии. 

От истца в материалы дела поступили дополнительные пояснения к исковому  заявлению. 

Представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном  объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. 

От ответчика, в материалы дела, по адресу в сети Интернет: http://my.arbitr.ru в  системе подачи документов «Электронный страж» поступил отзыв на исковое заявление  с возражениями относительно заявленных истцом требований. Просит в  удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. 

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое  заявление. 

Истец мотивирует свои требования на основании сведений выявленных в ходе  внеплановой выездной проверки, а именно выплата заработной платы, единовременных  выплат, взносов в бюджетные фонды с применением районного коэффициента 1,3 за  счет субсидий не соответствует принципам правового регулирования бюджетных  Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями  судей по делу № А51-13252/2023 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных  дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код: 

 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).


отношений, в том числе принципам результативности и эффективности использования  бюджетных средств. 

Ответчик исковые требования оспорил. Считает, что в действиях Центра  отсутствуют нарушения условий при предоставлении субсидий и не имеется оснований  для их возврата по рассматриваемым обстоятельствам по данному делу. 

Изучив материалы дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее. 

- Соглашение о предоставлении из бюджета Приморского края субсидии  некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным)  учреждением № 40-2022-000022 на сумму 65 036 000,00 рублей (источником  финансового обеспечения субсидии является иной межбюджетный трансферт из  федерального бюджета) (дополнительное соглашение от 10.08.2022 № 40-2022-000022/1  на сумму 53 018 500,00 рублей); 

- Соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета автономной  некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства Приморского  края» № 4 на сумму 1 327 265,29 рублей (источником финансового обеспечения  субсидии являются средства краевого бюджета) (дополнительное соглашение от  10.08.2022 № 4/1 на сумму 11 327 265,29 рублей). 

Платежными поручениями от 17.03.2022 № 288360, от 15.06.2022 № 692740, от  17.08.2022 № 772596, от 17.10.2022 № 437442, от 18.11.2022 № 727592, от 18.03.2022 №  335506, от 17.06.2022 № 749084, от 16.08.2022 № 760560, от 18.10.2022 № 442990  указанные суммы были перечислены ответчику в полном объеме. 

Предметом соглашений является предоставление в 2022 году из краевого  бюджета субсидий на реализацию мероприятий, направленных на достижение  результатов национального проекта «Производительность труда» (п. 1.1 Соглашения от  24.01.2022 № 40-2022-000022, п. 1.1 Соглашения от 24.01.2022 № 4). 

На основании приказа министерства экономического развития Приморского края  от 05.04.2023 № пр.29-61, п. 20 постановления Правительства Приморского края от  25.03.2021 № 174-пп «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления  субсидий из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Центр  поддержки предпринимательства Приморского края» на реализацию мероприятий,  направленных на достижение результатов национального проекта «Производительность  труда» (далее — Порядок), п 4.1.5. Соглашения от 24.01.2022 № 40-2022-000022, п 4.1.7.  Соглашения от 24.12.2021 № 4, Министерством экономического развития Приморского  края 28.04.2023 проведена внеплановая выездная проверка. 

Целью проверки явилось эффективное расходование субсидии, предоставляемой  Центру в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий  регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на  предприятиях Приморского края», входящего в состав национального проекта  «Производительность труда». Проверяемый период: 01.01.2022- 31.12.2022. 

Проверкой эффективного расходования субсидии, предоставляемой Центру в  целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий  регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на  предприятиях Приморского края», входящего в состав национального проекта  «Производительность труда» выявлено следующее: 

В соответствии с Методическими рекомендаций АНО «Федеральный центр  компетенции» (далее — Методические рекомендации) по формированию региональных 


центров компетенций в сфере производительности труда, разработанных в целях  подходов к эффективной организации выполнения целей региональных проектов в  субъектах Российской Федерации^ наименование регионального центра компетенции  указано в сфере производительности труда, тогда как представленные в ходе проверки  документы не соответствуют в полной мере указанному наименованию: 

документы правоустанавливающего порядка (протокол заседания  наблюдательного совета от 15.06.2020 № 4; Положение о деятельности РЦК,  утвержденное Приказом от 15.07.2020 № 70/1); 

штатное расписание РЦК;
положение о премировании структурного подразделения Центра.

В указанных документах отсутствуют слова «в сфере производительности труда». 

Так по автомобилю Volkswagen Polo (госномер Р743ТМ 125): 

- в путевом листе от 21.11.2022 отсутствует регистрационный номер путевого  листа и маршрут следования автомобиля; 

- в путевом листе от 11.11.2022 отсутствует регистрационный номер путевого  листа. 

По автомобилю TOYOTA PROBOX (госномер Н230КХ 125): 

- в путевом листе от 28.11.2022 отсутствует регистрационный номер путевого  листа. 

Автомобиль Volkswagen Polo (госномер CI 12ТН 125):

- в путевом листе от 12.12.2022 отсутствует регистрационный номер путевого  листа. 

На момент проведения проверки приказ о назначении ответственного лица в  2022 году за ведение и хранение путевых листов, журнала учета путевых листов  комиссии не предоставлен. 

В нарушение статьи 9 Закона о бухгалтерском учете при проверке авансовых  отчетов установлено, что к оплате принимались авансовые отчеты без заполнения  обязательных реквизитов. 

Так в авансовом отчете от 28.07.2022 № 268 - в служебной записке сотрудника на  возмещение расходов не указано основание для направления в командировку по  маршруту (не указаны реквизиты приказа Центра по командировке сотрудника); в  авансовом отчете от 30.12.2022 № 479 - не приложена служебная записка сотрудника на  возмещение расходов и т.п. 

Так, Министерство установило, что выплата повышенного районного  коэффициента за 2022 год в сумме 1 586 628,4руб. является неправомерной. 

По итогам проверки, Министерство определило – Обеспечить Центру возврат  субсидий в сумме 1 586 628,4 руб. в соответствии с пунктами 16, 22 Порядка; 

По результатам проверки оформлен акт проверки от 28.04.2023. 

В адрес ответчика министерством 29.05.2023 было направлено требование о  возврате в краевой бюджет средств субсидии в размере 1 586 628,40 рублей. 


Ответом от 06.06.2023 № 328 Центр поддержки на требование Министерства  отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия денежных средств, при этом не высказал  возражений относительно возврата средств субсидии в размере, указанном в  требовании. 

Поскольку в добровольном порядке, Центр, требования Министерства по  возврату денежных средств, предоставленных в виде субсидий в размере 1 586 628,40  рублей не исполнил, Министерство обратилось в суд с настоящим иском. 

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает исковые  требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим  основаниям. 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации  (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов  бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к  бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ

В соответствии со статьей 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации  основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности  и целевого характера бюджетных средств. 

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при  составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках  установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств  (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ). 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что  бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных  получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ). 

Постановлением Правительства Приморского края от 25.03.2021 № 174-пп  утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из краевого  бюджета автономной некоммерческой организации «Центр поддержки  предпринимательства Приморского края» на реализацию мероприятий, направленных  на достижение результатов национального проекта «Производительность труда» (далее  - Порядок № 174-пп). 

Данный порядок устанавливает цель, условия и порядок определения объема и  предоставления субсидий из краевого бюджета, в том числе источником финансового  обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт или субсидия из  федерального бюджета, автономной некоммерческой организации «Центр поддержки  предпринимательства Приморского края» (далее - Центр поддержки), порядок возврата  субсидий в случае нарушения условий и порядка, установленных при их  предоставлении (абзац 1 пункта 1 Порядка № 174-пп). 

Министерство экономического развития Приморского края (далее - министерство) является главным распорядителем средств краевого бюджета,  осуществляющим предоставление субсидии в соответствии со сводной бюджетной  росписью, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов  бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства на  цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в рамках реализации подпрограммы №  1 «Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае» государственной  программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика  Приморского края», утвержденной постановлением Администрации Приморского края  от 19 декабря 2019 года № 860-па «Об. утверждении государственной программы  Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского  края» (абзац 2 пункта 1 Порядка № 174-пп). 


Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат Центра  поддержки, связанных с реализацией мероприятий регионального проекта «Адресная  поддержка повышения производительности труда на предприятиях Приморского края»,  обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта  «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»,  входящего в состав национального проекта «Производительность труда», и  направляется, в том числе, на обеспечение деятельности регионального центра  компетенций в сфере производительности труда (далее - РЦК) (пп. 2.1 п. 2 Порядка №  174-пп). 

Для реализации мероприятия «Обеспечение деятельности регионального центра  компетенций в сфере производительности труда» средства субсидии направляются на  оплату труда сотрудников РЦК, включая начисления на выплаты по оплате труда (абзац  2 подпункта 3.1 пункта 3 Порядка № 174-пп). 

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 174-пп субсидия предоставляется на  основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между  министерством и Центром поддержки в соответствии с типовыми формами,  установленными Министерством финансов Российской Федерации, - для соглашений о  предоставлении субсидий, источником финансового обеспечения которых является  иной межбюджетный трансферт или субсидия из федерального бюджета, а также в  соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Приморского  края, - для соглашений о предоставлении субсидий, источником финансового  обеспечения которых являются средства краевого бюджета. 

Субсидии носят целевой характер и не могут использоваться на цели, не  предусмотренные настоящим Порядком (пункт 5 Порядка № 174-пп). 

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт  заключения 24.01.2022 между министерством и Центром поддержки в соответствии с  Порядком № 174-пп: Соглашение о предоставлении из бюджета Приморского края  субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным  (муниципальным) учреждением № 40-2022-000022 на сумму 65 036 000,00 рублей  (источником финансового обеспечения субсидии является иной межбюджетный  трансферт из федерального бюджета) (дополнительное соглашение от 10.08.2022 № 402022-000022/1 на сумму 53 018 500,00 рублей); Соглашения о предоставлении субсидии  из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Центр поддержки  предпринимательства Приморского края» № 4 на сумму 1 327 265,29 рублей  (источником финансового обеспечения субсидии являются средства краевого бюджета)  (дополнительное соглашение от 10.08.2022 № 4/1 на сумму 11 327 265,29 рублей). 

Факт перечисления указанных сумм подтверждается представленными в  материалы дела платёжными поручениями: от 17.03.2022 № 288360, от 15.06.2022 №  692740, от 17.08.2022 № 772596, от 17.10.2022 № 437442, от 18.11.2022 № 727592, от  18.03.2022 № 335506, от 17.06.2022 № 749084, от 16.08.2022 № 760560, от 18.10.2022 №  442990. 

Как следует из материалов дела, выплата заработной платы сотрудникам РЦК в  2022 году производилась за счет субсидии. 

Согласно пункт 20 Порядка № 174-пп Министерство осуществляет проверку  соблюдения Центром поддержки порядка и условий предоставления субсидий, в том  числе в части достижения результатов предоставления субсидии. В силу пункта 21  Порядка № 174-пп Министерство обеспечивает соблюдение Центром поддержки  условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий. 

Министерство уполномочено осуществлять контроль за соблюдением  Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, установленных  Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения 


плановых и (или) внеплановых проверок (п. 4.1.5 Соглашения от 24.01.2022 № 40-2022000022, п. 4.1.7 Соглашения от 24.01.2022 № 4). 

В соответствии с пунктом 16 Порядка № 174-пп министерство в случае  выявления по результатам проверки нарушений в течение пяти рабочих дней со дня  выявления нарушения составляет и направляет Центру поддержки акт проверки,  предусматривающий устранение выявленных нарушений в течение месяца со дня  получения акта проверки. 

В связи с этим, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены  уполномоченным лицом. 

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в  местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном  размере. 

Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам,  занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и  размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными  правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 

Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19.02.1993 N  4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и  проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". 

На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений  не принято, поэтому в силу части 1 статьи 423 ТК РФ к заработной плате работников  подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и  непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные  органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной  власти Российской Федерации. 

В соответствии с постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам  труда и заработной плате и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 № 512-П-28 в  Приморском крае установлен районный коэффициент 1,2. 

На основании Решения Исполнительного комитета Приморского краевого совета  народных депутатов «О районных коэффициентах» (далее — Решение) от 13.09.1991 №  263 минимальный 1,2 размер районного коэффициента работодатель имеет право  увеличить до 1,3 размера районного коэффициента. 

Пунктом 2 Решения определено, что источником затрат на указанные цели  являются собственные средства предприятий и организаций, в то время как выплата  заработной платы РЦК в 2022 году обеспечивалось полностью за счет средств субсидии  из краевого бюджета, в связи с чем выплата заработной платы с применением  районного коэффициента 1,3 является неправомерной. 

Кроме того, выплата заработной платы, единовременных выплат, материальной  помощи, взносов во внебюджетные фонды с применением районного коэффициента 1,3  за счет субсидий из федерального бюджета не соответствует принципам правового  регулирования бюджетных отношений, в том числе принципу результативности и  эффективности использования бюджетных средств, установленному ст.34 БК РФ,. 

Порядком № 174-пп не предусмотрена выплата заработной платы сотрудникам  РЦК с применением районного коэффициента 1,3 за счет субсидии, иное означало бы  нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных  средств. 

В случае нарушения Центром поддержки условий и порядка, установленных при  предоставлении субсидий (далее - нарушение), в том числе выявленных по результатам  проверок, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, Центр поддержки обязан  осуществить возврат полученных субсидий в краевой бюджет в размере выявленных  нарушений (абзац 1 пункта 22 Порядка № 174-пп). 


Требование о возврате субсидий в краевой бюджет (далее - требование)  направляется Центру поддержки министерством в течение десяти рабочих дней со дня  установления нарушения или со дня окончания срока, установленного абзацем девятым  пункта 16 настоящего Порядка (в случае не устранения нарушений в указанный срок)  (абзац 3 пункта 22 Порядка № 174-пп). 

Возврат субсидий производится Центром поддержки в течение десяти рабочих  дней со дня получения требования по реквизитам и коду бюджетной классификации  Российской Федерации, указанным в требовании (абзац 4 пункта 22 Порядка № 174-пп). 

Предоставление субсидии АНО «ЦПП» осуществляется в соответствии с  Порядком определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета  автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства  Приморского края» на реализацию мероприятий, направленных на достижение  результатов национального проекта «Производительность труда», утвержденным  постановлением Правительства Приморского края от 25.03.2021 (далее - Порядок №  174-пп). 

Ответственность за целевое использование субсидии (дополнительной  субсидии), полноту и достоверность представляемых в министерство документов и  отчетов несет Центр поддержки (пункт 18 Порядка № 174-пп). 

В случае нарушения Центром поддержки условий и порядка, установленных при  предоставлении субсидий (далее - нарушение), в том числе выявленных по результатам  проверок, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, Центр поддержки обязан  осуществить возврат полученных субсидий в краевой бюджет в размере выявленных  нарушений (абзац 1 пункта 22 Порядка № 174-пп). 

Судом установлено, что, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки  Нарушения Центра, а именно выплата заработной платы, единовременных выплат,  взносов в бюджетные фонды с применением районного коэффициента 1,3 за счет  субсидий не соответствует принципам правового регулирования бюджетных  отношений, в том числе принципам результативности и эффективности использования  бюджетных средств. 

На основании статей 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде  осуществляется на основе принципов равноправия сторон и состязательности. Права  участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями,  поэтому в случае нереализации участником процесса предоставленных ему законом  прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с  несовершением определенных действий (статья 9 АПК РФ). 

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле,  должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих  требований и возражений. 

В силу положений части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает  доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,  полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле  доказательств. 

Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость,  допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также  достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 

Факт исполнения требований Министерства и возврата субсидии в размере  1 586 628 рублей 40 копеек в краевой бюджет Центром, не подтвержден. 

В связи с тем, что субсидии носит целевой характер и не может быть направлена  на расходы, не предусмотренные Порядком 174-пп, спорные суммы должны быть  возвращены в краевой бюджет. 


Доказательства обратного, ответчиком в материалы дела не представлено.  Доводы ответчика не нашли своего подтверждения материалами дела. 

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении  требований истца в заявленном размере. 

В силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец  освобожден от уплаты государственной пошлины. 

На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит  взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

Взыскать с автономной НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ЦЕНТР  ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ" (ОГРН:  1132500002007, ИНН: 2543970855) в доход краевого бюджета средства субсидии в  размере 1 586 628 рублей 40 копеек. 

Взыскать с автономной НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ЦЕНТР  ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ" (ОГРН:  1132500002007, ИНН: 2543970855) в доход федерального бюджета государственную  пошлину в размере 28 866 рублей. 

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в  течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в  Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со  дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом  рассмотрения апелляционной инстанции. 

 Судья Чугаева И.С.