АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13222/2017
05 декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вечерской В.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации: 23.09.2003)
к обществу с ограниченной ответственностью «Восточная транспортная компания» (ИНН 2540168058, ОГРН 1102540009197, дата государственной регистрации: 28.12.2010)
о взыскании 5 786 руб. 72 коп.,
при участии в заседании представителя истца Мамугиной Т.А. (до объявления судом перерыва в заседании), а также представителя Кушнерчука И.А. (после окончания перерыва) по доверенности №ДВОСТ НЮ-164/Д от 15.09.2017, и в отсутствие надлежаще извещенного ответчика,
установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Восточная транспортная компания» суммы убытков в размере 5 787 руб. 72 коп., понесенных в результате проведения работ по устранению коммерческой неисправности.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что грузоотправителем требования к погрузке, размещению и креплению негабаритного груза соблюдены; ослабление растяжек и повреждение обшивы кабины произошло в пути следования; в дополнении к отзыву указал, что прием груза к перевозке невозможен без проверки размещения и крепления груза.
При исследовании материалов дела, суд установил, что, согласно железнодорожной накладной № ЭС 354109, грузоотправитель ООО «Восточная Транспортная Компания» 30.05.2016 погрузил груз - гусеничный гидравлический экскаватор (вагон № 54511431) и отправил со станции Владивосток Дальневосточной железной дороги на станцию назначения Таксимо - Восточно-Сибирской железной дороги.
На промежуточной станции Ружино Дальневосточной железной дороги 01.06.2016, при прохождении поезда через автоматизированную систему коммерческого осмотра поездов и вагонов АСКО ПВ относительно погруженного на платформу груза - машины и оборудование строительные, дорожные и торфяной промышленности, код негабаритности 2220, обнаружено, что ослаблены растяжки до провисания с двух сторон с западного торца по ходу движения поезда, на кабине с правой стороны по ходу поезда оторвана обшива (код неисправности 6250021), о чем составлены акты общей формы № 97370-1-1/4562, 2/95, 2/94.
Согласно акту общей формы № 97370-1-1/4562, выявленной коммерческой неисправности присвоен код 6250021, для устранения которой, вагон № 54511431 был отцеплен от состава поезда. Перевозчиком на станции Ружино проведены работы по устранению возникшей коммерческой неисправности, стоимость которых составила 5 786 руб. 72 коп.
Истец направил ответчику претензионное письмо от 23.06.2016 № 126 с предложением оплатить понесенные им расходы, связанные с устранением коммерческой неисправности.
Ответчик, в свою очередь, в ответ на претензию направил письмо №1016 от 14.06.2016 об отказе в удовлетворении требований, изложенных в ней.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с устранением указанной коммерческой неисправности, подлежат возмещению ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании убытков в сумме 5 786 руб. 72 коп.
Изучив материалы дела, суд не находит исковые требования обоснованными в силу следующего.
На основании пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности следующих условий: противоправности действий нарушителя, наличия и размера понесенных убытков, причинной связи между правонарушением и убытками, вины нарушителя, а также принятие истцом мер к предотвращению убытков или уменьшению их размера.
Верховный Суд РФ в пункте 12 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, по общему правилу, убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и для взыскания убытков на основании статьи 15 ГК РФ лицо, требующее их возмещения, должно представить доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также наличие и размер понесенных убытков.
Истец свое утверждение о наличии у него убытков основывает на том, что, при прохождении поезда через автоматизированную систему коммерческого осмотра поездов и вагонов АСКО ПВ, обнаружено, что относительно погруженного на платформу груза - машины и оборудование строительные, дорожные и торфяной промышленности, код негабаритности 2220, ослаблены растяжки до провисания с двух сторон с западного торца по ходу движения поезда, на кабине с правой стороны по ходу поезда оторвана обшива (код неисправности 6250021), для устранения которой истцом были совершены работы стоимостью 5 786 руб. 72 коп.
Истец, ссылаясь на положения Приказа № 374 от 07.12.2016 Министерства транспорта РФ «Об утверждении правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом», согласно которым, перевозчиком производится визуальный осмотр груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технический условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, указал, что вагон принимается к перевозке путем визуального осмотра, в связи с чем, увидеть некачественное закрепление груза невозможно.
Данная ссылка истца не является обоснованной, так как указанный приказ начал действовать с 02.04.2017, тогда как соответствующий груз перевозился в период с 30.05.2016 по 12.06.2016.
В спорном случае, суд исходит из следующего.
Как предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее УЖТ РФ), размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее Правила № 286), которые устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт).
Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (пункт 3 Правил № 286).
Как предусмотрено пунктом 18 Правил № 286, поезда с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами должны приниматься на железнодорожные пути, указанные в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования. Меры безопасности, подлежащие соблюдению при приеме и отправлении поездов с негабаритными и опасными грузами класса 1 (ВМ), устанавливаются Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15 (с изменениями и дополнениями), и Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 19.10.2001 № 30 (с изменениями), а на железнодорожных путях необщего пользования, кроме того, инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами, утверждаемой владельцем железнодорожных путей необщего пользования (руководителем подразделения владельца железнодорожных путей необщего пользования).
В соответствии с пунктом 1.5. Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утв. МПС РФ 27.05.2003 № ЦМ-943), размещение и крепление грузов, масса и габаритные размеры которых превышают нормы, установленные настоящей главой, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - Инструкция).
В силу пункта 2.9.2., Инструкции при комиссионной проверке размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза определяются:
- техническое состояние подвижного состава;
- фактическая высота погрузочной площадки транспортера (пола вагона) в груженом состоянии;
- соответствие размещения и крепления груза, а также положения центра тяжести груза согласованному чертежу;
- фактические координаты (высота от уровня головок рельсов, ширина от оси пути) критических точек*, определяющих негабаритность груза в каждой зоне, а для грузов, имеющих расчетную негабаритность (сверхнегабаритность), также расстояние точек от направляющих сечений вагона (n, n);
- наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негабаритности (индекс негабаритности с учетом расчетной), а также о запрещении роспуска с горок или пропуска через горки (если такие условия в согласованной документации предусмотрены);
- правильность изготовления и установки на вагоне грузоотправителем контрольной рамы.
Данные комиссионной проверки заносятся в Акт проверки размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза, составляемый в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозочным документам, а второй хранится в делах станции в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 11 Правил № 286, работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В целях взаимодействия для обеспечения безопасности движения поездов путем многоуровневого и взаимного контроля за соблюдением грузоотправителями технических требований по размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах, а также правильностью оформления перевозочных документов разработан «Регламент многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза к перевозке и в пути следования» (далее - Регламент). Действие регламента распространяется как на технологические операции, осуществляемые при приеме грузов к перевозке, организацию контроля за состоянием, размещением и креплением грузов в пути следования, так и при переадресовке грузов со станции первоначального назначения, а также в пути следования.
Основой выполнения Регламента является безусловное соблюдение его положений всеми участвующими в приеме груза к перевозке работниками станций (приемосдатчиками груза и багажа, составителями поездов, начальниками станций и их заместителями), агентами Центра фирменного транспортного обслуживания, работниками механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, ОАО «ТрансКонтейнер», осуществляющими коммерческий осмотр состояния, размещения и крепления груза работниками пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов, коммерческих постов безопасности.
В соответствии с положениями данного Регламента, соответствующими лицами, на то уполномоченными, осуществляется контроль за соблюдением грузоотправителями технических условий по размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах. То есть, прием груза к перевозке невозможен без проверки размещения и крепления груза.
В Технических условиях размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утв. МПС РФ 27.05.2003 № ЦМ-943) закреплено:
Обеспечение соблюдения условий размещения и крепления груза грузоотправитель удостоверяет записью на оборотной стороне накладной в графе 1. При размещении и креплении груза по настоящим ТУ запись в накладной должна содержать номера соответствующих главы, раздела и рисунка настоящих ТУ. В случае размещения и крепления груза по МТУ, НТУ запись должна содержать номер и дату утверждения соответственно МТУ, НТУ. Во всех случаях запись в накладной должна содержать перечень примененных средств крепления (наименование и количество) и подпись грузоотправителя (с указанием должности и фамилии), заверенную печатью грузоотправителя (пункт 8.1.).
Проверку соблюдения грузоотправителем условий размещения и крепления груза выполняет уполномоченное перевозчиком лицо (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, - уполномоченный работник железнодорожной станции). Проверку правильности размещения и крепления кранов, экскаваторов и других технических средств на колесном или гусеничном ходу, с навесным оборудованием и поворотными частями, а также погруженных в соответствии с ТУ и МТУ грузов, крепление которых произведено с использованием многооборотных средств крепления, проводит уполномоченное перевозчиком лицо (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, - начальник железнодорожной станции или его заместитель). Подтверждением правильности размещения и крепления груза являются: подпись проверяющего лица и штемпель железнодорожной станции в графе 1 накладной; отметка «Груз погружен и закреплен правильно. Наличие растяжек от разворота проверил», внесенная в вагонный лист проверяющим лицом, заверенная подписью с указанием должности и фамилии проверившего лица (пункт 8.2.).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что погрузка грузов обеспечивается грузоотправителями с обязательным осуществлением контроля перевозчиком за правильным размещением и креплением грузов.
Из материалов дела следует, что истец принял от ООО «Восточная транспортная компания» к перевозке груз гусеничный гидравлический экскаватор KOMATSU PC400 с/н, что подтверждается оригиналом транспортной железнодорожной накладной № ЭС354109. В данной накладной содержится детальный перечень реквизитов крепления, имеются указания о схеме погрузки, ссылка на электронную подпись агента СФТО Кочетковой И.В., а также поименованы прилагаемые к ней документы, в числе которых акт проверки размещения и крепления негабаритного груза, который истцом не представлен.
При этом, по мнению суда, то обстоятельство, что ответчиком не представлен акт проверки размещения и крепления негабаритного груза, не свидетельствует о не составлении данного документа либо о несоблюдении ответчиком технических условий размещения груза, с учетом ссылки в оригинале транспортной железнодорожной накладной, подписанной перевозчиком, на указанный акт.
Вместе с тем, судом принято во внимание, что ответчик 02.10.2017 обратился к правопреемнику грузополучателя по спорной накладной (золотодобывающая артель «Вача») – ООО «Вача плюс» с письмом о направлении в его адрес акта проверки размещения и крепления негабаритного груза. Данное письмо 24.10.2017 получено ООО «Вача плюс». Ответа на данное письмо не последовало.
Доказательств, опровергающих составление указанного акта, истец не представил.
Не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о несоблюдении грузоотправителем обязательных технических условий размещения груза.
В этой связи суд, учитывая отсутствие в представленных доказательствах, каких - либо замечаний перевозчика относительно способа размещения и крепления груза на момент отправки груза, приходит к выводу о том, что перевозчик, приняв груз к перевозке без замечаний, фактически подтвердил, что нарушений по креплению груза нет.
Суд считает, что вина ответчика в возникновении убытков у истца, причинная связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также противоправность действий ответчика не доказаны истцом.
Относительно расчета предъявленных к взысканию убытков, суд считает, что представленная справка от 06.06.2016 № 04 по расчету сбора за маневровую работу по акту общей станции Ружино ГУ-23 ВЦ № 2/95 не позволяет суду установить с разумной степенью достоверности размер подлежащих возмещению убытков, ввиду отсутствия первичных документов, подтверждающих продолжительность работы, а также нормативного обоснования примененного метода расчета.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения требования истца о взыскании убытков не имеется.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца, в силу статьи 110 АПК РФ.
Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.