НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 28.09.2022 № А51-7112/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                                                  Дело № А51-7112/2022

05 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Фокиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюиндивидуального предпринимателя  Удалова Виктора Станиславовича (ИНН 773103221258, ОГРНИП 319774600217770, дата государственной регистрации 05.04.2019)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005), Центральному таможенному управлению (ИНН 7708014500, ОГРН 1037739218758, дата государственной регистрации 25.01.2003)

о признании незаконными Решения от 12.04.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10702070/050321/0058792, Уведомления (уточнения к уведомлению) от 11.04.2022 № 10100000/У2022/0026314 оне уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней,

при участии в судебном заседании: от заявителя – представителя Савиновой А.С. (по доверенности от 21.04.2021), от таможни, Управления – представителя Цветкова В.С. (по доверенностям от 04.10.2021 №490, от 28.10.2021 №81-19/118),

установил:

Индивидуальный предприниматель Удалов Виктор Станиславович (далее по тексту – заявитель, декларант, предприниматель, ИП Удалов В.С.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Решения Владивостокской таможни (далее по тексту – таможня, таможенный орган)от 12.04.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10702070/050321/0058792, а также Уведомления (уточнения к уведомлению) Центрального таможенного управления (далее по тексту – Управление, ЦТУ) от 11.04.2022 № 10100000/У2022/0026314 оне уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

В обоснование требований декларант указал, что при декларировании товара были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения предпринимателем ставки НДС 10%, поскольку ввезённый спорный товар представляет собой игрушки - детские конструкторские наборы (румбоксы), и возможность использования их при своём досуге взрослыми людьми не отменяет необходимости применения ставки НДС 10%.

Таможенный орган требования предпринимателя не признал, указав, что льготная ставка НДС 10% применяется при ввозе товаров детского назначения, однако согласно заключению таможенной экспертизы спорная настольная игра может быть использована людьми в возрасте от 10 лет (т.е. детьми и взрослыми), таким образом, ввезённый товар не предназначен исключительно для детей. Данные обстоятельства, по мнению таможенного органа, препятствуют применению ставки НДС 10%, в связи с чем по спорному товару при его ввозе НДС должен быть исчислен по ставке 20%.

При рассмотрении дела суд установил, что во исполнение внешнеторгового контракта от 09.09.2019 №RU-2019-09/03, заключенного между ИП Удаловым В.С. и компанией «GuangzhouHongdaCraftCo., LTD», по инвойсу от 24.12.2020 №HD201224 на таможенную территорию Евразийского экономического союза в адрес предпринимателя ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары (далее – ДТ) №10702070/050321/0058792 товар – «детские игровые конструкторские наборы, без механизмов, со световыми эффектами: сборные модели «РУМБОКС» серии DIYMINIHOUSE.

В графе 33 названной ДТ в отношении данного товара был заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – ЕТН ВЭД ЕАЭС), определенный заявителем как 9503 00 390 0 («трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов: из прочих материалов»).

При прохождении процедуры таможенного декларирования ИП Удаловым В.С. в ДТ №10702070/050321/0058792 указана таможенная стоимость товаров в размере 8317102,31 руб., исчисленная как сумма произведения стоимости товаров в долларах США на курс доллара США в день составления данной декларации (73,7864 рублей за 1 доллар США).  Сумма таможенных платежей составила 1771591,48 руб.

В соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов», в рассматриваемой ДТ в графе 36 «Преференции» заявлен код льготы по уплате таможенных платежей «ОООО-ЛД» (применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров для детей).

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость (по тексту - НДС) применена заявителем в размере 10% со ссылкой на ввоз товаров  для  детей.

11.03.2021 инспектором таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни проведен таможенный осмотр товара, по результатам которого составлен акт таможенного осмотра №10714040/110321/100134. По итогам осмотра установлено, что товар представляет собой конструктор, состоящий из множества частей, изготовленных, предположительно, из полимерного материала.

16.07.2021 Владивостокская таможня письмом №07-01-24/26333 уведомила декларанта о проведении камеральной таможенной проверки, срок проведения которой продлевался (письмо таможни от 17.11.2021 №07-01-24/44132).

08.02.2022 таможенным органом составлен акт камеральной таможенной проверки №10702000/210/080222/А000104, на основании которого таможня пришла к выводу о необоснованном применении ИП Удаловым В.С. в отношении спорного товара ставки по НДС в размере 10%, что повлекло занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия 06.04.2022 Владивостокской таможней решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10702070/050321/0058792, согласно которому ставка подлежащего оплате НДС по спорной ДТ была изменена с 10% на 20%.

В результате изменения ставки подлежащего оплате налога Центральным таможенным управлением декларанту было направлено уведомление (уточнение к уведомлению) от 11.04.2022 № 10100000/У2022/0026314 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на сумму 995168,44 руб.

Не согласившись с указанными решением и уведомлением, ИП Удалов В.С. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемых ненормативных правовых актов, суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования ввиду следующего.

С 01.01.2018 в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе  (подписан в г. Астана 29.05.2014) (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС определено, что для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена, в котором в соответствии со статьёй 61 Кодекса они подлежат уплате.

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 166 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (0%, 10%, 20%).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ установлен перечень товаров для детей, реализуемых на территории Российской Федерации, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10%. В данный перечень включены игрушки для детей.

Последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС», для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утвержден Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.

В частности, при ввозе на территорию РФ по ставке 10% согласно названному Перечню облагаются «Игрушки» из кода 9503 00 – Игрушки прочие для детей, за исключением игрушек из стекла, фарфора, фаянса, керамики; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие, для детей, за исключением моделей из стекла, фарфора, фаянса, керамики; головоломки всех видов для детей, за исключением головоломок из стекла, фарфора, фаянса, керамики.

В соответствии с примечанием к данному Перечню при рассмотрении вопроса о применении ставки НДС в размере 10% необходимо руководствоваться одновременно как кодом товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» («ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек») (далее – ТР ТС 008/2011).

В соответствии со статьей 2 ТР ТС 008/2011 игрушка – это изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

По изложенному следует, что ставка НДС в размере 10% применяется в отношении игрушек, предназначенных исключительно для детей.

Между тем, из материалов дела следует, что при проведении таможенной проверки Владивостокская таможня использовала заключение таможенного эксперта ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток от 23.04.2021 №12410005/0006984, подготовленное в отношении товаров, ввезенных ИП Удаловым В.С. по ДТ №10702070/050321/0058821, идентичных с ввезенным по ДТ 10702070/050321/0058792 товаром моделей D014, М010, М011, М012, М013, М040, S903, С007, М032, МОЗЗ, М041, S922, М910, М915, М911, М2001, М027, М902, М042, М001, Х003, РС2010, того же производителя (компания «GuangzhouHongdaCraftCo., LTD»), с тем же товарным знаком «HOBBYDAY».

Согласно данному заключению в ходе проведения исследования ввезенный декларантом товар идентифицирован экспертом как наборы деталей и инструментов для сборки разных вариантов объемных (трехмерных) моделей интерьера и конструкции домов, в миниатюре, предназначенные для хобби, досуга и творчества людей в возрасте от 10 лет для детей, подростков и для взрослых, для развития творческого мышления, фантазии, усидчивости и терпения, аккуратности, художественного вкуса, а также мелкой моторики; каждый набор обеспечивает сборку одной соответствующей модели; готовые (собранные) изделия представляют собой различные варианты объемных (трехмерных) моделей интерьера и конструкции домов, комнат в миниатюре; по совокупности установленных признаков товары не являются игрушками исключительно для детей, могут быть использованы для хобби и творчества людей различных возрастных категорий (для детей старше 10-ти лет, подростков и взрослых); законченные изделия могут быть использованы в качестве декоративных предметов интерьера, в том числе могут быть использованы для игр в качестве игрушечных (кукольных) домов.

Таким образом, исходя из описания спорного товара (как в графе 31 ДТ, так и на его потребительской упаковке), маркировки производителя «10+» на упаковке товара (что подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту таможенного осмотра), с учётом приведенного выше заключения таможенного эксперта следует, что ввезенные ИП Удаловым В.С. конструкторские наборы предназначены для людей различных возрастных категорий - как взрослых, так и детей (старше 10 лет).

Доводы заявителя об обратном отклоняются судом как не основанные на представленных доказательствах.

Представленный сертификат соответствия № ЕАЭС RUC-CN.АБ43.В.00551/20 свидетельствует лишь о безопасности продукции, соответствии товара требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров, и не подтверждает то обстоятельство, что спорные товары являются детскими игрушками. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

Поскольку ввозимые предпринимателем товары по заявленному коду ТН ВЭД ТС, исходя из своего наименования и описания, фактически не являются товарами, предназначенными исключительно для детей, суд соглашается с таможенным органом в том, что при ввозе названных товаров подлежит применению ставка НДС 20%.

Таким образом, таможенный орган принял оспариваемое решение от 12.04.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10702070/050321/0058792, при наличии к тому правовых и фактических оснований.

Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных данным Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Случаи и порядок внесения изменений и дополнений в декларацию на товары установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, которым утверждён Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, разделом III которого регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений, Порядок № 289).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Порядка № 289 сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с обращением.

В соответствии с пунктом 21 Порядка № 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению № 1.

В качестве решения может рассматриваться иное решение таможенного органа, принятое по результатам таможенного контроля, если такое решение содержит требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, сведения о регистрационном номере ДТ, перечень изменений (дополнений), вносимых в сведения, заявленные в ДТ, основания внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, срок представления в таможенный орган КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС (пункт 23 указанного Порядка № 289).

Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных, пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

Как следует из части 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Форма Уведомления установлена Приказом ФТС России от 30.10.2018 № 1752 «Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, реализации статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, поскольку решение от 12.04.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10702070/050321/0058792, является законным и обоснованным, как следствие, у ЦТУ на основании пункта 1 части 1 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ имелись основания для составления уведомления от 11.04.2022 № 10100000/У2022/0026314 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь изложенным, суд считает, что заявленные ИП Удаловым В.С. требования о признании незаконными Решения Владивостокской таможни от 12.04.2022 и Уведомления (уточнения к уведомлению) Центрального таможенного управления от 11.04.2022 № 10100000/У2022/0026314 удовлетворению не подлежат.

   Судебные расходы на оплату государственной пошлины в силу положений статей 101, 106, 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя  Удалова Виктора Станиславовича о признании незаконными Решения Владивостокской таможни от 12.04.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10702070/050321/0058792, Уведомления (уточнения к уведомлению) Центрального таможенного управления от 11.04.2022 № 10100000/У2022/0026314 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                 А.А. Фокина