НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 28.07.2008 № А51-9668/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток   Дело № А51-9668/2007 1-386 04 августа 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.07.2008.

Решение в полном объеме изготовлено 4.08.2008.

Арбитражный суд Приморского края

в составе  судьи   Н.В. Колтуновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Ивановой

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению   закрытого акционерного общества "Авиалифт Владивосток"

к   Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя –   Черкас Т.Б. (дов. №25-01/867063 от 29.03.07), Москалев А.А. (дов. №24 от 14.04.2008);

от ответчика –   не явились, извещены;

установил:

Закрытое акционерное общество "Авиалифт Владивосток" (далее – общество, авиакомпания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, административный орган) от 08.08.2007 N2738 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.

Решением суда от 13.11.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю не представило доказательств нарушения обществом требований пункта 5.1.6. СанПин 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации", пунктов 1.5., 2.4., 2.6. Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", а также статей 11, 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.

Постановлением ФАС ДВО от 31.01.2007 решение от 13.11.2007 Арбитражного суда Приморского края по настоящему делу отменено, в виду того, что судом не исследовались все основания привлечения общества к административной ответственности, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела, заявитель уточнил свои требования, просил признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в части нарушений связанных с не проведением производственного контроля на рабочих местах в кабинах вертолетов и отсутствием протоколов лабораторных исследований. В остальной части оспариваемого постановления нарушения признал.

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено. Из отзыва, представленного в материалы дела, следует, что Управление не согласно с доводами заявителя, полагает, что обществом допущено административное правонарушение, поскольку им не проводится производственный контроль, в том числе лабораторные испытания вредных и производственных факторов на рабочих местах членов экипажей воздушных судов с целью оценки влияния вредных факторов во время полета на здоровье работников летного состава в кабине вертолета. Считает, что вина общества была доказана полностью имеющимися в материалах дела документальными доказательствами.

В судебном заседании 21.07.2008 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв, после перерыва заседание продолжено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.06.2007 специалистами отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведена проверка общества, в результате которой установлено, что в собственности предприятия имеется 7 воздушных судов - вертолеты Ка-32 1989 - 1992 года постройки. Общая численность работников летного состава 15 человек. При этом производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания на рабочих местах в кабине воздушного судна с целью оценки влияния производства на здоровье членов экипажа воздушного судна на предприятии не проводится. На предприятии не составлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие фактическое проведение производственного контроля за условиями труда летного состава в полетное время отсутствуют. Таким образом, установлено нарушение Санитарных правил и норм 2.5.1051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации" пункта 5.1.6 в части относящейся к полетному времени летного состава, Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" пункты 1.5., 2.4.б, 2.6., чем нарушены статьи 11, 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.

На основании результатов проверки Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в отношении общества составлен протокол N 2738 от 29.06.2007 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

08.08.2007 по результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом в отношении общества принято постановление N 2738 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Согласно статье 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) является обязательным для юридических лиц соблюдение санитарных правил утвержденных и введенных в действие в установленном законом порядке.

Пунктом 2.6. Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СП 1.1.1058-01) предусмотрено, что Программа (план) производственного контроля должна быть составлена юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Как установлено судом, для своих производственных целей обществом используется административное здание с помещениями, предназначенными для наземной работы (рабочие кабинеты, залы подготовки к полетам и разбора полетов). Производственная деятельность членов экипажей летного состава включает в себя кроме работы в кабине вертолета (полетное время), также работу на земле – предполетная подготовка, послеполетная работа, работа в подразделениях (на тренажерах, профучеба и т.д.).

Материалами дела подтверждается факт отсутствия у ЗАО «Авиалифт Владивосток» на момент проведения административной проверки программы производственного контроля за соблюдением авиакомпанией санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе осуществления своей деятельности (акт по результатам мероприятий по надзору от 29.06.2007, протокол N 2738 от 29.06.2007 об административном правонарушении).

Таким образом, обществом нарушены требования пункта 2.6. Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01.

Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела установлено, что у общества имелась возможность для своевременного составления и утверждения программы производственного контроля, однако какие-либо меры к этому приняты не были. Данное обстоятельство обществом не оспаривается, следовательно, ЗАО «Авиалифт Владивосток» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судом установлено наличие в действиях ЗАО «Авиалифт Владивосток» состава вменяемого административного правонарушения и вины авиакомпании в его совершении.

Таким образом, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю № 2738 от 08.08.2007 о признании общества виновным в нарушении, выразившемся в отсутствии утвержденной программы производственного контроля и назначение обществу административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей является законным и обоснованным, следовательно, отмене не подлежит.

В отношении не соблюдения ЗАО «Авиалифт Владивосток» требований статей 11, 32 Закона N 52-ФЗ, пунктов 1.5., 2.4. СП 1.1.1058-01, пункта 5.1.6 СанПиН 2.5.1051-96 доводы административного органа являются ошибочными исходя из следующего.

Статьями 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятия в процессе производства, выполнения работ и оказания услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

В пунктах 1.5., 2.4. Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01 закреплено аналогичное положение: юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль, который включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации №7 от 19.03.1996 утверждены Санитарные правила и нормы «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» СанПиН 2.5.1051-96, (далее - СанПиН 2.5.1051-96).

Пунктом 1.1 СанПиН 2.5.1051-96 установлено, что Санитарные правила и нормы условий труда и отдыха для летного состава гражданской авиации определяют санитарно-гигиенические требования к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов и условия отдыха летного состава гражданской авиации. Настоящие правила предназначены для учреждений и организаций, осуществляющих: проектирование, изготовление отечественных и эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов (пункт 1.2).

Таким образом, пункты 1.1 и 1.2 СанПиН 2.5.1051-96 устанавливают общий порядок их применения, указывая, что они распространяются также на учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов.

В пункте 1.5 СанПиН 2.5.1051-96 содержится уточнение, согласно которому требования настоящих санитарных правил и норм вводятся для обеспечения условий труда летного состава на рабочих местах во вновь проектируемых воздушных судах, а также находящихся в эксплуатации при их модернизации.

Обществу вменено в вину нарушение правил пункта 5.1.6 СанПиН 2.5.1051-96, устанавливающему обязанность проведения производственного контроля за обеспечением условий труда и отдыха летного состава с определенной периодичностью в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил и норм.

Административный орган в оспариваемом постановлении от 08.08.2007 N2738 и в протоколе N2738 от 29.06.2007 об административном правонарушении, конкретизировав событие административного правонарушения, указал, что авиакомпанией не проводится производственный контроль, в том числе, лабораторные испытания вредных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей воздушных судов ЗАО «Авиалифт Владивосток» с целью оценки влияния данных факторов во время полета на здоровье работников летного состава, в кабине вертолетов, а также отсутствуют протоколы лабораторных испытаний и инструментальных замеров, проводимых на борту воздушных судов.

Между тем, обязанность проведения производственного контроля на рабочих местах в кабинах вертолетов в силу вышеприведенных санитарных правил и норм установлена только во вновь проектируемых воздушных судах, а также судах находящихся в эксплуатации при их модернизации.

Поскольку все 7 воздушных судов авиакомпании - вертолеты Ка-32 1989 - 1992 года постройки не относятся ко вновь проектируемым воздушным судам, а также не находятся в эксплуатации при их модернизации, следовательно у ЗАО «Авиалифт Владивосток» отсутствует обязанность по проведению таких испытаний на рабочих местах в кабинах вертолетов и соответственно, не установлена обязанность по составлению протоколов испытаний и инструментальных замеров на борту указанных воздушных судов.

При этом материалами проверки подтверждается проведение обществом производственного контроля, а именно лабораторных исследований условий труда летного состава на рабочих местах (рабочих кабинетах, залах подготовки к полетам и разбора полетов) вне полетного времени (Акт по результатам мероприятий по надзору от 29.06.2007).

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения в части нарушений требований статей 11, 32 Закона N 52-ФЗ, пунктов 1.5., 2.4. СП 1.1.1058-01, пункта 5.1.6 СанПиН 2.5.1051-96 выразившихся в не проведении производственного контроля, в том числе, лабораторных испытаний вредных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей воздушных судов с целью оценки влияния данных факторов во время полета на здоровье работников летного состава, в кабине вертолетов, а также отсутствии протоколов лабораторных испытаний и инструментальных замеров, проводимых на борту воздушных судов.

Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Материалам дела подтверждается факт совершения ЗАО «Авиалифт Владивосток» административного правонарушения, выразившегося в не составлении программы производственного контроля, чем нарушены требования пункта 2.6. СП 1.1.1058-01, а также вина общества в совершении данного правонарушения. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции названной статьи, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока для привлечения к административной ответственности, следовательно, данное постановление отмене не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Приморского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Авиалифт Владивосток» о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю № 2738 от 08.08.2007 отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

Ðåøåíèå ìîæåò áûòü îáæàëîâàíî в Пятый арбитражный àïåëëÿöèîííыйсуд â течении 10 дней ñ ìîìåíòà åãî ïðèíÿòèÿ â ïîðÿäêå ãëàâû 34 ÀÏÊ ÐÔ è â Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу â ïîðÿäêå ãëàâû 35 ÀÏÊ ÐÔ.

Судья Н.В. Колтунова